Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.



ОИВ - учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций ИВ и наделенное для этих целей гос.

-властными полномочиями.

Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетен­ция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функ­ции в определенной сфере жизни общества в соответ­ствии с его компетенцией).

 

ОИВ:

- самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства ОИВ постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;

- обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;

- их деятельность носит подзаконный характер;

- находятся на бюджетном финансировании.

Основы правового статуса, порядок деятельности икомпетенция, система орга­нов исполнительной власти регулируются Конституци­ей РФ.

Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением.

Образование, структура, порядок деятельности и компетенция орга­нов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязаннос­ти, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соот­ветствующих законах, положениях и иных нормативных актах.

Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:

· осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

· наделены оперативной самостоятельностью;

· имеют, как правило, постоянные штаты;

· образуются вышестоящими органами;

· подотчетна и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

 

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:

· целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах дея­тельности);

· организационно-структурный (включает в себя правовые предписания, регламентирующие:порядок образования, реорганизации и ликвида­ции; структуру; линейную и функциональную подчиненность);

· компетенционный как совокупность властных полномочий и подведом­ственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).

 

К федеральным органам исполнительной власти относятся:


1) Федеральные министерства;
2) Государственные комитеты;
3) Федеральные комиссии России;
4) Федеральные службы России;
5) Российские агентства;
6) Федеральные надзоры России;
7) Иные федеральные органы исполнительной власти:
а) Главное управление специальных программ Президента РФ;
б) Государственная техническая комиссия при Президенте РФ;
в) Управление делами Президента РФ;
г) Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами;
д) Комитет РФ по финансовому мониторингу.

 

Особенности ФОИВ:

- являются звеньями системы ОИВ;

- выполняют функции гос. управления в рамках своей компетенции;

- подчиняются требованиям К. РФ, ФЗ, актам П. и Правительства РФ;

- руководители несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач.

 

 

32. Классификация административно-правовых режимов.

1. По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют:

· режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.);

· режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации);

· режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим);

· административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.);

· комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

2. В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

3. По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.

4. В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

5. В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные режимы

 

 

33. Сущность административно-процессуальных правоотношений.

 

административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

 

1. Субъекты административного правоотношения - это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Субъектами правоотношений выступают право - и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

2. Под объектом правоотношений в настоящее время большинство ученых понимают то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов

3. Третьим элементом состава является содержание административного правоотношения. В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная или фактическая (поведение субъектов) и юридическая (субъективные права и юридические обязанности).

4. В качестве юридического факта, явившегося условием возникновения данного административно-правового отношения, выступили неправомерные действия госслужащего А. (не справляется с должностными обязанностями, самовольно, без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы случаи прогулов).

5. Юридическим фактом, прекратившим данное правоотношение, выступил приказ руководителя об объявлении выговора госслужащему А. Этот приказ является индивидуальным актом управления или административным актом. Этот юридический факт в полной мере следует отнести к самостоятельному элементу состава (структуры) административно-правового отношения.

 

34. Классификация административно-правовых актов управления.

 

1. В зависимости от юридических свойств (или по юридическому содержанию) правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.

2. В зависимости от функциональной роли и значения акта управления (или в зависимости от выполняемой функции) можно выделить акты управления:

а) направленные на информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности, т.е. для информационного обеспечения управления;

б) устанавливающие режимы прогнозирования и моделирования развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления;

в) определяющие вопросы планирования (направления, пропорции, темпы, количественные и качественные показатели развития тех или иных процессов в системе государственного управления);

г) посвященные реализации функции организации, т. е. формированию системы государственного управления;

д) содержащие элементы распорядительства, т. е. оперативного регулирования управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей. Правовые акты управления (приказы, распоряжения, указания, инструкции, правила) направлены на обеспечение режима должной государственной деятельности;

е) вводящие руководящие правила, т. е. обеспечивающие руководство (закрепление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов — государственных служащих, должностных лиц, управляемых объектов), а также общее руководство (определение содержания государственной деятельности, например управленческой);

ж) имеющие координационный потенциал, т. е. выполняющие в первую очередь функцию координации — согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления;

з) регламентирующие порядок проведения надзора и контроля в различных отраслях или сферах, т. е. устанавливающие соответствие или несоответствие фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучающие и оценивающие результаты об щего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления;

и) выполняющие регулирующую функцию, т. е. использующие методы и способы управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования, а также устанавливающие общеобязательные требования и процедуры для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

3. В зависимости от области или сферы применения акты управления делятся на группы, относящиеся к конкретной сфере, отрасли или подотрасли публичного управления. Традиционно государственное управление подразделяется на несколько сфер: управление в области экономики, в социально-культурной области и в сфере административно-политической. В каждой из этих больших областей могут быть выделены и более мелкие образования, например управление в области внутренних дел, юстиции, социальной защиты населения.

4. В зависимости от действия в пространстве (территории действия) можно выделить:

а) административные акты, которые распространяют свое действие в пределах определенной территории (Российской Федерации, субъекта РФ; муниципального образования);

б) административные акты локального характера (распространяются на часть территории, на одно административное учреждение, на конкретный трудовой коллектив и т. д.). Локальные правовые акты управления могут приниматься органами исполнительной власти для регламентации внутриорганизаци-онных отношений.

5. В зависимости от даты начала действия акта их можно разделить на акты, которые вступают в силу:

а) немедленно, т. е. с момента их подписания;

б) с даты, указанной в самом акте;

в) в срок, указанный в другом административном акте;

г) с момента государственной регистрации и опубликования в нормативно установленном порядке.

6. В зависимости от действия во времени (срока действия) акты управления могут быть:

а) бессрочные, т. е. когда срок действия актов точно не установлен, их можно применять в течение неограниченного срока;

они действуют до того момента, пока не будут в законном порядке отменены;

б) срочные, т. е. акты, в которых установлен срок их действия. По истечении данного срока акт управления утрачивает свою силу;

в) временные, т. е. акты управления, действующие в течение неопределенного, но, как правило, непродолжительного времени.

7. В зависимости от формы выражения выделяются:

а) словесные (письменные и устные) акты управления;

б) конклюдентные акты управления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.028 с.)