ТОП 10:

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж



ГУНДИЧА–МАНДИРА-МАРДЖАНА

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Отрывок из книги «Истоки Ратха-ятры»

Мы должны знать, что Господь один на всех. Как одно солнце и одна луна светят каждому из нас, так же у христиан, мусульман, индуистов и прочих один и тот же Бог, как бы его ни называли – Аллах или Христос. Может ли Бог быть разделен? Не может быть других богов, иначе они начали бы враждовать из-за территории и положения. Есть только один Бог, но Он является в том облике, в котором преданный способен Его увидеть.

Можно привести пример с луной. В течение пятнадцати дней она постепенно увеличивается в размере, пока не становится полной. Затем опять убывает до размера новой луны. Кажется, что на небе пятнадцать разных лун. А на самом деле, все это та же луна, но в разных фазах, и каждая фаза имеет свое название: полная луна, новая луна, четверть луны и т.д. Аналогично этому есть только один Бог, но для разных народностей и менталитетов Он предстает как множество разных личностей.

Кришна – Верховная Личность Бога. У Него множество лиц: Рама, Нрисимха, Джаганнатха, Баладева и Нараяна. Но это один и тот же Бог. Та личность, которую христиане называют «Бог», – одно из проявлений Кришны, и Он же проявляет себя как Аллах и Иегова. Все это имена воплощений Бога. Некоторые из них более полные и наделены большим могуществом, а некоторые менее сильны. Полная луна, новая луна и стадии между ними – все это одна та же луна, но мы видим их по-разному. На самом деле луна всегда полная, но в зависимости нашего угла зрения нам кажется, что она прибывает или убывает.

Таким же образом, Кришна – единственный в Своем роде. Он имеет бесчисленные проявления, но все Они – Кришна. Мы тоже частицы Кришны. Мы не Кришна, но в то же время неотличны от Него. Здесь присутствуют оба принципа: единства и различия. Это удивительная истина, которую Чайтанья Махапрабху объяснил во всей полноте.

Есть только один Верховный Господь. Иногда Он Сам проявляется в этом мире, а иногда Он посылает Своих спутников распространять в мире чистое знание. Все души в этом мире – вечные слуги Верховного Господа. Такова истина, принимаем мы это или нет. С самого начала творения мы забыли о Нем, поэтому иногда Он нисходит в этот мир, привлекая обусловленные души Своими чудесными сладостными играми, которые пробуждают в нас желание служить Ему. Иногда Он нисходит как Кришна, иногда как Рама, Джаганнатха, Баладева и Субхадра.

До тех пор, пока наши сердца полны вожделения, мирских желаний и дурных привычек, мы не сможем осознать Кришну. Он не может прийти в такое нечистое сердце, сначала нужно смыть всю скверну. В преданном служении нет места для сомнений. Ведь никто не сомневается, что солнце существует, так почему должны быть сомнения в существовании творца миллионов солнц? В одно мгновение Он может создать и разрушить миллионы и миллионы миров. Он приходит сюда лишь для того, чтобы спасти нас и занять в служении Ему. Ни в этом мире, ни в ином нет иного пути к счастью, кроме служения Ему. Есть только один Господь, и причина наших несчастий в том, что мы Им пренебрегаем.

Мы можем быть счастливыми, только служа Кришне. Не думайте, что служение Богу сродни служению кому-то в этом мире. В материальном мире слуга всегда теряет, а господин – обретает. Однако в царстве духовной любви все происходит иначе. Служение Кришне исполнено величайшего восторга и счастья, несравнимое с радостью мирских взаимоотношений с женой, мужем, детьми, отцом и т.д. Трансцендентное царство Кришны – это океан любви и нежности.

Прежде всего, нужно понять, что мы – вечные слуги Кришны, но мы забыли о Нем, что стало причиной наших страданий и печалей, рождений и смертей. Не сомневайтесь в этом. Мы обретем милость Кришны, если, оставив все сомнения и предавшись Ему, как это сделал Арджуна, будем все время повторять Его святые имена.

Джаганнатхадев, Баладева Прабху и Субхадра низошли в этот мир из трансцендентной обители. Постепенно мы расскажем, какова Их истинная суть (сварупа), кто Они и как пришли в этот мир.

Сегодня праздник очищения храма Гундича (гундича-мандира-марджана). В «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится, что храм Джаганнатхи представляет собой Двараку, в то время как храм Гундича, называемый также Сундарачала, олицетворяет Вриндаван. Во Вриндаване живут все гопи, такие как Лалита, Вишакха и Шримати Радхика, а также Нанда Махараджа, Яшода и другие враджаваси. А в Двараке живут Васудева, Деваки, Баладева, Субхадра и другие дваракаваси. Находясь в Двараке, Кришна ни на секунду не забывает Своего отца Нанду и маму Яшоду, коров, телят, друзей и особенно Своих возлюбленных гопи. Иногда в состоянии глубокой разлуки и трансцендентного безумия Он устремляется во Вриндаван, чтобы встретиться с ними.

Однажды накануне фестиваля Ратха-ятры Махапрабху привел преданных помыть храм Гундича. На следующий день сюда должны были прийти Господь Джаганнатха с Баладевой, Субхадрой и преданными. По традиции, они проводят здесь десять дней, а затем возвращаются обратно. Как Джаганнатха приходит в чистый храм Гундича, так же Он может прийти в наше сердце, если вы сделаете его безупречно чистым.

Праздник гундича-марджана отмечают каждый год со времен Сатья-юги. Из «Чайтанья-чаритамриты» мы знаем, что прежде, до появления Чайтаньи Махапрабху, храм чистили наемные слуги царя, но они не особо старались. Не обладая преданностью, они не могли доставить удовольствия Джаганнатхе. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал Каши Мишре, Сарвабхауме Бхатачарье и другим преданным:

– Пожалуйста, получите разрешение царя, чтобы каждый год Я вместе с Моими спутниками смог служить храму Гундича. Мы сами будем подметать его и мыть. Нет необходимости посылать слуг царя, нам только нужны метлы и горшки.

Царь очень обрадовался. Он сам был величайшим преданным и хотел встретиться с Махапрабху и служить Ему, но этому препятствовали его громкое имя и титул царя. Он обладал огромным богатством и пользовался всеобщим уважением, его всегда окружала огромная армия, командиры... Что касается Чайтаньи Махапрабху, то Он никогда не стремился к чувственным наслаждениям (вишае) и, к тому же, идеально следовал регулирующим принципам санньяса-ашрама. Опасаясь мирских разговоров (вишая-катхи), Он избегал общения с царем. Нас всегда пугает приближающаяся змея, даже если она не ядовитая. Аналогично этому, преданные боятся общения с наслажденцами, потому что это может потревожить их садхана-баджану. Но нынче мы сами превратились наслажденцев, жаждущих богатства, репутации и почета.

Чайтанья Махапрабху – Сам Сваям Бхагаван. Он неотличен от Джаганнатхи, но играет роль преданного. Поэтому Он послал Своего представителя уведомить царя, что хочет Сам очистить храм. Царь ответил Каши Мишре, который был его управляющим, министром, священником и духовным учителем:

– Пожалуйста, предоставьте преданным все, что им понадобится.

К приходу Чайтаньи Махапрабху подготовили тысячи горшков и метел. Махапрабху позвал Сварупу Дамодару, Рамананду Рая, Гададхару Пандита и других спутников. Собрались тысячи преданных. Адвайта Ачарья и Нитьянанда Прабху также были там, вместе со всеми гаудия-бхактами. Вечером, накануне фестиваля, Махапрабху сказал им:

– Каждый из вас должен принести с собой большую метлу из кокосовых волокон и глиняный горшок.

На следующий день, примерно в семь утра, собрались не одна-две тысячи, а около миллиона преданных со всей Индии и со всего мира. Чайтанья Махапрабху принял поднесенные ему цветочные гирлянды и чандану, затем Сам раздал их преданным. Они хотели предложить Ему пранамы, но Он Сам смиренно предложил им Свои и поклонился всем преданным. Нитьянанда Прабху хотел коснуться Его стоп, но Махапрбху первым коснулся стоп Нитьяннанды. Свободный от ложного эго, Он никогда не думал: «Я гуру, и все должны Меня почитать! Почему Я должен почитать других?» На самом деле, люди, которые думают подобным образом, не являются чистыми преданными. Гуру – тот, кто почитает других.

Его признаки:

Тринад апи суничена

Тарор апи сахишуна

Аманина манадена

Киртания садах харих

Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает все, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари (Шикш., 3).

Он смиренее травинки и терпеливее дерева, которое никогда не просит воды. Оно не протестует и не молит о пощаде, даже если ему обрезают ветви. Дерево манго дает сладкие плоды даже тому, кто-то бросает в него камни, чтобы сбить их. Кора, семена, фрукты, листья, сок деревьев – все предназначено для других, не для себя. Кришна говорит, что мы должны стать такими же. Другими словами, следует служить другим и полностью посвятить свою жизнь Кришне. Если кто-то живет только для себя, его сознание ниже, чем у деревьев.

Преданные Махапрабху касались стоп друг-друга и пели киртану. В руках у каждого были горшок и метла, и они совершали нагара-санкиртану от храма Джаганнатхи до храма Гундича. Сотни тысяч с возгласами: «Кришна! Кришна! Харе Кришна!» – по цепочке передавали друг другу горшки с водой из большого пруда Индрадьюмна-саровары. Подметая храм, преданные тоже повторяли: «Кришна! Кришна!». Они все делали только с именем Кришны на устах. Вокруг не было слышно ни одного другого звука. Если в спешке кто-то разбивал горшок, он восклицал: «Кришна! Кришна!» – и тут же приносил из лавки новый.

Все были заняты уборкой территории храма. Преданные лили столько воды, что из стока образовалась целая река. Махапрабху мыл храм сверху донизу, повсюду разливая воду. И все вокруг стало таким же чистым, как само Его сердце. Это называется гундича-мандира-марджана.

Только в этом случае служение очистит сердце. Наводя дома порядок, вы можете петь: «Говинда Дамодара Мадхавети, Говинда Дамодара Мадхавети». Совершая любую работу, искренне повторяйте святые имена, и тогда ваше сердце очистится и станет светлым и ясным.

Чайтанья Махапрабху и все Его спутники совершали киртану, подыгрывая себе на мридангах, кхолах и караталах. Храм был таким большим, что в нем уместились более двух миллионов преданных. Все подметали и мыли. Махапрабху снял Свою уттария-вешу (верхнюю одежду санньяси) и чистил оставшиеся пятна.

В «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Мад. 12.1,99,104) говорится:

Кришнапавешаупаикам чакара

Шри Чайтанья Махапрабху вместе с преданными и спутниками так вымыл храм Гундича, что тот засиял как Его собственное сердце, подобное асане, предложенной Шри Кришне.

Не обладая перечисленными в этом стихе четырьмя качествами, вы не сможете повторять имена Господа, потому что святое имя трансцендентно. Материальный язык не может повторять имя Кришны, а материальные глаза не могут Его увидеть.

Атах шри-кришна-намади

На бхавет грахьям индияих

Севонмукхе хи джихвадау

Сваям эва спхурати адаха

Трансцендентные имя, образ, качества и игры Шри Кришны недоступны восприятию грубых материальных чувств. Они сами раскрывают себя чувствам того, в чьем сердце, очищенном повторением святого имени под руководством Шри Гуру, пробудилось страстное желание совершать трансцендентное служение Господу (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234).

Следует думать: «Я служу Шри Кришне, повторяя Его святые имена. Это мое служение. О Кришна, пожалуйста, очисти меня». Если вы вручите себя лотосным стопам Кришны, Он милостиво придет и будет танцевать у вас на языке.

Есть три стадии повторения: нама-апарадха, нама-абхаса и шуддха-нама. Нама-апарадха – это когда вы повторяете святое имя материальным языком, полагаясь на собственные усилия. Повторение со шрадхой (верой) – это нама-абхаса. А чистое повторение (шуддха-нама) – это когда Сам Кришна танцует у вас на языке. Отбросив все материальные желания, молитесь Кришне: «Я вручаю себя Твоим лотосным стопам. У меня нет иного возлюбленного кроме Тебя. Ты – мой». Станьте как гопи, и тогда Кришна придет.

Следует отвергнуть любого, кто осуждает преданных высшего класса. Попытайтесь опровергнуть его доводы, а если вы сильны, как Хануман, то можете сжечь всю Ланку и отрезать хулителю язык. Если же вы не чета Хануману, то закройте уши и покиньте то место, где оскорбляют преданных.

Принимайте только те вещи и общение, которые благоприятны для бхакти. Никогда не стремитесь к собственной славе. Не ожидайте, что другие будут вас прославлять, но всегда почитайте преданных, согласно уровню их бхакти.

Если преданный повторяет святое имя и помнит о Кришне, его сердце должно очиститься. Почему брахмачари или санньяси после двадцати лет садханы и служения своему Гурудеву все еще лелеют желание жениться и разбогатеть? Почему некоторые из них меняют санньясу или шафрановую одежду брахмачари на подружку или даже дружка? Это означает, что они не стремятся к высшей цели. Возможно, они пренебрегли чистым преданным или не верят словам своего Гурудева. А может их гуру падший.

Преданный, который повторяет святое имя чисто, сразу же станет как Рагхунатха дас Госвами. Рагхунатха дас Госвами все оставил и никогда больше не стремился к мирским наслаждениям. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж оставил мирскую жизнь, жену, детей и никогда к ним не возвращался. Если брахмачари и санньяси возвращаются к мирской жизни, значит, у них нет веры в святое имя Кришны. Все Свое могущество, всю славу, всю милость и все великопие Кришна вложил в святое имя. Брахма сотворил мир только по милости святого имени. Шанкара тоже все делал со святым именем на устах. Без помощи святого имени никто ничего не мог бы сделать.

Мы не верим, что святое имя Кришны поддержит нашу жизнь. У нас изначально не было вкуса, и мы совершили множество оскорблений. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху говорит нам: «Если хотите стать преданными и осознать Кришну, если вы хотите, чтобы Кришна взошел на асану вашего сердца, то вам нужно его очистить». Но вы беспомощны. Вы не можете сами очистить свое сердце. Кто даст вам сил? Если вы примете руководство Махапрабху, Нитьянанды Прабху, Адвайты Ачарии, Гададхары Пандита, Шри Сварупы Дамодары и Рамананды Рая, тогда вы сможете это сделать. Иначе вы никогда не избавитесь от сомнений и нежелательных привычек. Вас будут одолевать мирские желания, которые вам не удастся превозмочь.

Чайтанья Махапрабху учит нас собственным примером. Именно поэтому он взял в руки метлу и Сам начал подметать – чтобы подать нам пример. Не случайно преданные подметали храм не раз и не два, а три раза. Сначала они убрали большие камни, затем гальку и траву, и наконец, мелкую и почти незаметную пыль.

Собрав всю пыль, они принялись очищать пятна черного дегтя, которые невозможно было удалить метлой. С этими пятнами вам придется потрудиться. Сначала их нужно соскоблить чем-нибудь острым, а потом керосином или спиртом вытереть остатки. Эти пятна олицетворяют наши оскорбления, которые невозможно просто смести. В их чиле: обман (кутинати), жажда наживы (лобха), поклонения (пуджа) и славы (пратиштха). В Шри «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья 19.159), переведенной Шрилой Свами Махараджем, объясняется:

Вайшнаву следует избегать общения с обычными людьми, которые имеют очень сильные материальные привязанности, особенно к женщинам. Вайшнав должен также избегать общества тех, кто не предан Господу Кришне (Ч.-ч., Мадхья-лила 22.87).

Живете ли вы в семье или в отречении – старайтесь следовать этому указанию. Не общайтесь с майавади, которые не признают личностный аспект Бога. Для них все является Богом, а значит, все равно нулю. Также держитесь подальше от твх, кто одержим вожделениемъ. Не лгите, не будьте двуличными, не занимайтесь политикой и не лицемерьте. Таковы основные принципы преданности.

Кутинати: ку означает «зло», ти означает «это», на – «нет» или «то, что запрещено» и ти – «особенный». Кутинати – это значит вести себя, как Путана. Слово путана, означает «нечистая», и Кришна убил ее первой среди демонов. Прежде всего Он уничтожил эту нечистоту. Сначала нужно очистить тело, ум и душу, занимаясь повторением и памятованием, всегда служа вайшнавам и выражая им должное почтение.

Джива-химсана – никого не убивайте, даже растения. Это также основной принцип преданности. Джива-химсана означает насилие, но в этом контексте оно означает не только убийство, совершенное руками и оружием. Убить можно также языком, умом или словами. Ни к кому не питайте ненависти и зависти. Если хотите стать чистыми преданными, избавьтесь от зависти и не критикуйте вайшнавов. Это также химса.

Эти черные пятна невозможно смести или смыть водой. Начинаешь их оттирать, а они, наоборот, становятся все сильнее и заметнее. Их очень трудно удалить. Они проявляются как оскорбление лотосных стоп вайшнавов и гуру, а также пренебрежение к гуру. Первый из десяти видов нама-апарадхи – это оскорбление чистых преданных. Эти пятна нужно немедленно уничтожить, поэтому Чайтанья Махапрабху собственной одеждой вымыл весь храм сверху донизу, не пропустив ни одного угла.

Тысячи и тысячи преданных постоянно носили воду с Индрадьюмна-саровары и передавали горшки с водой Шри Сварупе Дамодаре, Шри Рамананде Раю, Гададхаре Пандиту, Шри Нитьянанде Прабху, Шри Адвайте Ачарье и самому Махапрабху. В наше время те, кто считает себя гуру, только отдают приказы другим, а сами ничего не делают. Они думают, что должны лишь наслаждаться роскошью, блеском и сладостным маха-прасадом. Некоторые даже заказывают себе кресла из чистого золота. Но долго такие гуру не протянут, они пойдут прямиком в ад.

Так Чайтанья Махапрабху учил очищать сердце от дурных склонностей. В первом и втором стихах «Упадешамриты» Шрила Рупа Госвами также объясняет, как вымести из сердца нежелательные привычки. Иначе даже за миллионы жизней невозможно достичь чистую бхакти. В первом стихе Рупа Госвами говорит:

У языка несколько функций, главная из которых – речь. Неумение контролировать эту функцию может повлечь серьезные проблемы. Ведь даже одно неосторожно сказанное слово способно погубить жизнь. Однажды Драупади, жена Пандавов, сказала нечто неуместное, хотя это было правдой. Она сказала Дурьодхане: «Слепой сын слепого отца. Яблочко от яблони недалеко падает». Эти слова оскорбили Дурьодхану и разожгли пламя Махабхараты, ужасающей братоубийственной войны, в которой погибли миллионы. Война Рамаяны разгорелась из-за неосторожно сказанных слов Ситы. Она оскорбила Лакшмана, и это тоже стало причиной великого сражения, в котором погибло множество людей. Старайтесь держать язык за зубами и не говорите лишнего.

Вторая функция языка – употребление пищи. Употребление мяса, рыбы и других запрещенных продуктов, в том числе наркотиков, наносит человеку большой вред, лишая его самообладания. С другой стороны, повторение Харе Кришна и почитание только маха-прасада помогает естественным образом обуздать все чувства.

Во втором стихе «Упадешамриты» Шрила Рупа Госвами утверждает:

Атьйахарах прайасаш ча

Праджалпо ниямаграхах

Джана-сангаш ча лаульям ча

Шадбхир бхактир винашьяти

Шесть пороков разрушают бхакти: 1) излишества в еде и быту; 2) деятельность, неблагоприятная для бхакти, 3) бесполезные мирские разговоры, 4) пренебрежение важными предписаниями шастр или слепое следование им; 5) общение с противниками бхакти и 6) жадность или подверженность ума разного рода бесполезным идеям.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Бхактиведанта Свами оставили свои комментарии, объясняющие, как избавиться от этих дурных привычек. Чтение этих комментариев очищает сердце. В своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 12.135) Шрила Свами Махарадж пишет:

«Шрила Бхактисидханта Сарасвати Тхакур объяснил, что иногда в сердце снова приходит тонкое желание заниматься прагматической деятельностью, даже когда человек уже почти освободился от этого желания. Зачастую преданные начинают бизнес, надеясь таким образом улучшить свое преданное служение. Однако этот вид деятельности так оскверняет, что может вызвать различные виды заблуждений, в числе которых: кутинати (критиканство), пратиштхаша (желание имени, славы и почета), джива-химса (зависть к другим живым существам), нисиддхачара (принятие того, что запрещено шастрами), кама (жажда наживы) и пуджа (стремление к популярности). Слово кутинати означает «двуличие». Тот, кто стремится в славе и почету (пратиштхе), будет пытаться подражать Харидасу Тхакуру, поселившись в уединенном месте».

Однажды в Пури приехала группа западных преданных. Им не позволили получить даршан Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, зато они смогли посетить храм Тота Гопинатхи, самадхи Харидаса Тхакура и Сиддха-бакулу. В Сиддха-бакуле один из этих преданных предложил индийскому пуджари свыше тысячи долларов и сказал: «Дай мне эти четки, на которых Харидас Тхакур повторял святое имя». Пуджари взял деньги, украл четки и отдал их этому так называемому «преданному», который думал: «Теперь, с такими четками, я точно получу освобождение и бхакти». Однако, такое подражание ни к чему не приведет. Этот человек совершил оскорбление. В наше время многие хотят иметь большие четки весом не менее пяти килограммов. Они не способны как следует повторять святое имя, но все равно вешают на шею крупные бусы из туласи с надписями «Радхе Радхе». Все это не помогает им в духовной жизни, а только увеличивает их ложное эго. Старайтесь искренне повторять святое имя, памятовать о Господе и общаться с преданными.

В том же комментарии говорится:

«Человек может внешне заниматься преданным служением, но в глубине души желать громкой славы. Он надеется, что какие-нибудь глупцы посчитают его новым Харидасом Тхакуром просто потому, что он живет в святом месте. Все это материальные желания. Преданного-неофита подстерегают и другие искушения, например, стремление к противоположному полу и обогащению. В результате его сердце снова загрязняется и становится все жестче и жестче, как у материалиста. Постепенно у него возникает желание стать известным преданным или даже воплощением Господа (аватарой)».

В наше время полно лже-воплощений. Они даже в Бога не верят, но хотят быть гуру – и спустя несколько дней падают. Зараза ложных гуру и лжебогов распространяются, словно чума, наводняя Индию и западные страны множеством «богов». С самого рождения мы были двуличными, но теперь нам нужно стать простыми и с почтением относиться к преданным.

Кроме того, нужно избавиться от лобхи, стремления к мирским благам, от мыслей вроде: «Я должен это получить!» или «У моих родственников и соседей хорошие машины, почему я не могу?» Будьте простыми, как Шрила Рагунатха дас Госвами, который следовал всем наставлениям Чайтаньи Махапрабху.

Анйабхилашита шунйам

Гьяна-кармади-анавритам

анукульена кришанану-

Шиланам бхактир уттама

«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом), кармы (корыстной деятельности), йоги или аскетизма, и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, – называется чистым преданным служением, уттама-бхакти. («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

Такой садху или гуру не имеет мирских желаний. Его преданность всегда подобна плавной и непрерывной струе сладкого меда.

Оцените, на что направлена деятельность вашего тела, ума, речи и сердца? На удовлетворение Шри Кришны или нет? Например, зачем вы почитаете махапрасад? Чтобы порадовать Кришну или с другими мотивами? Если вы принимаете махапрасад не ради удовольствия Кришны, тогда это карма. Если вы ложитесь спать ради себя – это карма, а не бхакти. Но если вы идете спать с мыслями: «Я немного отдохну, а рано утром снова начну служить Кришне. Весь день я буду повторять Его имена, помнить о Нем, поклоняться и служить Ему», – тогда даже ваш сон – для Кришны.

Ят кароти ят ашнаси

Ядж йухощи дадаси ят

Ят тапасьяси каунтея

Тат курушва тат арпанам

«Все, что ты делаешь, ешь, приносишь в жертву, раздаешь как милостыню и терпишь как аскезу, о сын Кунти, делай это как подношение Мне. («Бхагавад-гита», 9.27).

Придет время, и вы будете делать все это только для удовольствия Кришны и Гурудева. Если вы встретите того, кто следует этому принципу и всегда действует для удовольствия Кришны, то можете принять его своим гуру. Больше никто не достоин быть гуру. Если вы по невежеству выбрали учителем того, кто не всегда действует ради удовольствия Кришны, гуру и вайшнавов, то следует полностью отвергнуть этого человека. Очень тщательно выберите подлинного гуру и примите у него посвящение, иначе вы не сможете развить чистую преданность и любовь к Кришне.

Если ваш гуру был искренним, когда давал вам посвящение, но впоследствии пал, немедленно отвергните его. Тогда у вас будет шанс прийти в истинную сампрадаю и принять в качестве учителя осознавшего себя вайшнава, который действительно следует стиху «аньябхилашита шуньям гьяна-кармади-анавритам анукульена кришанушиланам».

Все, что делают такие праденные, они делают для Кришны, гуру и вайшнавов, следуя по стопам Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами и Шрилы Рагунатху даса Госвами. Следует немедленно отвергнуть любого, кто называет себя гуру, но при этом не следует по их стопам. Бали Махараджа отверг своего гуру Шукрачарью, Бхарата Махараджа отказался от матери, Прахлада Махараджа оставил отца, гопи – своих мужей, а Вибхишана – брата Равану. Есть еще много подобных примеров.

Если гуру повторяет святое имя и находится в этой линии, но не может дать вам према-бхакти, тогда попросите его:

– Пожалуйста, позвольте мне общаться с осознавшим себя преданным.

Если он не разрешит, следует понимать, что он не истиный вайшнав, и его нужно отвергнуть. Но другой учитель может сказать:

– Ступай к нему, и я тоже пойду.

Если он так ответит, значит, он вайшнав, и его следует почитать, одновременно слушая хари-катху от более возвышенного вайшнава. Так поступали Шьямананда Госвами, Шри Нароттама дас Тхакур, Шри Шринивас Ачарья, Шрила Харидас Тхакур и многие другие. Если вы следуете шастрам и вашим духовным наставникам, то достигнете уровня мадхьяма. Таково истинное значение гундича-мандира-марджаны.

Лучше поклоняться истинным вайшнавам, чем просто служить божествам. Поклоняйтесь божествам и в тоже время служите вайшнавам. Старайтесь постепенно подняться с уровня каништхи до уровня мадхьямы. Мы лишь подходим к уровню каништхи, но еще даже не каништха-адхикари в полном смысле слова, потому что у нас нет полной веры в божества. Общаясь с чистыми вайшнавами, мы постепенно поймем сиддханту, непреложные истины вайшнавской философии, и станем мадхьяма-адхикари. Такова наша первая цель. В результате семя бхакти, данноеГурудевом, постепенно прорастет и превратится в лиану, которая в конечном счете достигнет Голоки Вриндавана. Таков подлинный процесс.

Очистив сердце от всех темных пятен, вы станете истиными преданными. Нужно не просто служить Кришне, действуя ради Его удовольствия. В служении не должно быть никаких мирских желаний. Получив посвящение от истиного Гуру, ученик повторяет святые имена, памятует и читает книги, но при этом думает: «Вот бы мне разбогатеть. Хочу, чтобы у меня был очень достойный сын, красивая жена и хороший дом». Служение такого ученика не является чистым. Со временем его бхакти будет полностью разрушено. Даже желание освобождения несовместимо с чистым бхакти. Его можно причислить к категории бхакти (к такой ее разновидности как аропа-сиддха-бхакти или иногда санга-сиддха-бхакти), но не к уттама-бхакти. Бхакти в сердце такого ученика смешано с кармой, гьяной, йогой или чем-то еще.

Более девяноста пяти процентов тех, кто считает себя бхактами, в действительности не следует уттама-бхакти, или чистой бхакти. Они следуют лишь аропа-сиддхи-бхакти и санга-сиддха-бхакти.

Что такое аропа-сиддха-бхакти? Возделывать сад, открывать гурукулы и гошалы – вся эта деятельность не является чистой бхакти, но может оставить благоприятные впечатления в сердце (самскары), если предлагать ее плоды Кришне. Открывая гурукулу, мы даем детям возможность с раннего детства получить самскары, которые позже могут развиться в бхакти. Однако, как мы видим, дети крайне редко принимают эти самскары. Многие выпускники гурукул загубили свою жизнь: они лишены силы воли, скромности и смирения, не слушают своих родителей и не уважают преданных. Многие из них в отчаянии. Если бы гурукула дейтсивтельно дала им бхакти-самскары, они получили бы высшее благо. Возвышенные преданные и гуру открывают подобные учреждения только с этой целью – чтобы дать детям самскары преданного служения.

Редактор: Вамшивадан дас


[1] Есть одна поучтельная история, которая называется «Пунар Мушика Бхава – Стань же снова мышью». За мышкой гналась кошка, мышь прибежала к святому и попросила превратить ее в кошку. Но не успела она стать кошкой, как за ней погналась собака, и тогда по благословению садху она стала собакой. Но тут же за ней погнался тигр. И вот наконец, став по милости святого тигром, она пристально посмотрела на него. «Чего ты хочешь?» – спросил святой. Тигр ответил: «Я хочу тебя съесть». Тогда святой проклял его: «Так стань же снова мышью!»

ГУНДИЧА–МАНДИРА-МАРДЖАНА

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.019 с.)