Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях

Поиск

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Учебно-методический комплекс.

2. Ахметова О.С., Исаев С.А. Информатика. Учебное пособие. Алматы. – 2011, 450с.

3. Ахметова О.С., Конева С.Н. Основы компьютерных технологий. Учебно-методический комплекс, Алматы - 2006

4. Информатика. Базовый курс. Учебник / Под ред. Н. В. Макаровой, СПб, Питер, 2001

Дополнительная литература и Интернет -источники:

Дополнительная литература

(не более 10 -15 источников)

4. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. 3-е изд./ Под ред. Н.В. Макаровой.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 256 с.

5. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера, Том 1, М., Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 304 с., ил.

6. Леонтьев В.П. Персональный компьютер. Энциклопедия. –М:. Изд. «Олма- Пресс», -920 с.

7. Кузнецов А. А. и др. Информатика. Тестовые задания. Методическое пособие, М., Лаборатория Базовых Знаний, 2002, 496 с., ил.

8. Симонович С. В., Евсеев Г.А., Практическая информатика, Учебное пособие. М.: АСТпресс, 1999.

9. Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. М.: Инфра-М, 2001 г.

10. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика, Учебное пособие. М.: АСТпресс, 1999.

11. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере./ Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2000.

12. А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер, Информатика, Учебник для ВУЗов – М.: Издательство Academa, 1999.

13. Денисов А., Вихарев И., Белов А.. Самоучитель Интернет. – Спб: Питер, 2001. - 461 с.

14. Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика. Учебник для вузов. Под ред. д. э. н., проф. В.В. Евдокимова. СПб.: Питер паблишинг, 1997.

15. Основы современных компьютерных технологий. Ред. Хомченко А.Д.

16. Бойс Д. Осваиваем Windows 95. Русская версия. 1997.

17. Шкаев А.В. Руководство по работе на персональном компьютере. Спра-вочник. М.: Радио и связь, 1994 г.

18. Савельев А.Я., Сазонов Б.А., Лукьянов Б.А. Персональный компьютер для всех. Хранение и обработка информации. Т.1 М.: Высшая школа, 1991.

19. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. М.: Наука, 1990.

20. Мартин, Метьюз. Excel для Windows 95/97. М.: АВЕ. - 1996.

21. Экономическая информатика. – СПб.: Питер, 1997. – 592 с.

22. Могилев А.В. и др. Информатика. – М., 1999. – 816 с.

 

Справочная литература

(не более 5 справочников и энциклопедий)

1. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник. Воройский Ф.С. (2006, 768с.)

2. Информатика и компьютерные технологии. Основные термины. Толковый словарь. Фридланд А.Я. и др. (2003, 3-е изд., 272с.)

3. Воройский Ф.С. Информатика: Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах). — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. — 760 с

Нормативная литература

(в соответствии со спецификой предмета)

1. Комягин В.Б., Коцюбинский А.О. Excel 7.0 в примерах. М.: Нолидж, 1996.

2. Крамм. Р. Программирование в Access для чайников. К.: Диалектика, 1996.

3. Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-Mail, FTP, WWW и HTML. М.: Диалог-МИФИ, 1996.

4. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет. М.: Триумф, 1997.

5. Гончаров А. HTML в примерах. СПб.: Питер, 1997.

6. Левин А. Самоучитель работы на персональном компьютере. М., 1995.

7. Пасько. Microsoft Office - 97. К.: BHV, 1998.

8. Рогов В.П. Excel-97. Серия “Без проблем”. М.: Бином. 1997.

9. Каратыгин С.А. Access-97 (серия “Без проблем”) - М., 1997.

10. Пасько В. Microsoft Office’97, К.: BHV, 1998.

11. Гончаров А. Excel 7.0 в примерах. Спб.: Питер, 1996.

12. Гурин Н.И. Работа на персональном компьютере. М., 1994.

13. Абрамов С.А. Начала информатики. М.: 1989.

14. Острейковский В.А. Информатика. - М.: Высшая школа, 1999.

15. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. Под ред. В.Э. Фигурнова. М.: ИНФРА-М, 1998.

16. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб.: Питер. - 1997г.

17. Основы компьютерных технологий. – СПб.: Корона, 1998. – 448 с.

18. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. – М.: АБВ, 1997. – 656 с.

19. Д.А. Поспелов. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 352 с.

20. Основы современных компьютерных технологий: Учебное пособие/под. ред. Хомоненко. – СПб.: КОРОНА, 1998.

Интернет-источники

http://informatka.ru/

www.informatik.kz

www.rusedu.info

http://informatika.sch880.ru/p25aa1.html

http://www.klgtu.ru/ru/students/literature/inf_asu/0.html

 

Глоссарий

АБЗАЦ [indentation] - часть текста, начинающаяся с отступа от первой колонки, состоящая из одного или нескольких связанных друг с другом высказываний (фраз или предложений) и составляющее одно логически целое и единое высказывание, законченную мысль. А. в семантической грамматике является главной грамматической единицей.

АБОНЕНТ (системы обработки данных) [subscriber] - лицо (группа лиц, учреждение, организация и т.п.), имеющее право пользоваться услугами системы обработки данных прямо через терминал или косвенно через оператора ВМ и обладающее абонементом. А. может быть пользователь информационного обслуживания в сети ВМ, библиотеке, кино, театре, вычислительном центре и т.п.

АВТОКОД [autocode, machine oriented language] - покомандный машинно-зависимый язык программирования низкого уровня, использующий формат для обозначения операций и операндов каждой машинной команды или микрокоманды и макрокоманды, а также комментариев. А. обеспечивает доступ ко всем ресурсам ВМ: памяти, процессора и каналов обмена данными и управлением. Имеются т.н. формульные А., допускающие в языке формулы, декомпозиция которых приводит к покомандному эффективному А. Известны ассемблерные языки многих типов ВМ и формульные А.: языки PL360, ФРАК, АССОЛЬ, Эль-76 и ЯРУС (см. также ассемблерные языки).

АВТОМАТ [automatic machine (automata)] - абстрактное, виртуальное или реальное устройство, выполняющее по программе без участия человека операции приема, передачи, преобразования, использования или распределения энергии, материалов или информации. А. характеризуется конечным или бесконечным алфавитами состояний, входных или выходных символов, таблицей переходов состояний и таблицей формирования последовательностей выходных символов. А. работает по заранее разработанной программе, которая может адаптироваться или модифицироваться в процессе выполнения. Бывают А. асинхронные и синхронные, бесконечные и конечные, вероятностные, детерминированные и недетерминированные, микропрограммные, магазинные, обратимые, операционные, программные, с памятью или без памяти, самонастраивающиеся, с постоянной или переменной структурой, связные, частичные, читающие, управляющие.

АДАПТЕР [adapter] - аппаратное устройство сопряжения компонентов технической системы, обеспечивающее согласование их по логическим и физическим характеристикам.

АДРЕС [address] - кодовое (обычно целое число или идентификатор) указание местоположения данного в памяти позиционного типа; по указанию находится или помещается элемент данного или полное данное (это средство идентификации). А. в программировании представляется цифровым или буквенно-цифровым обозначением части запоминающего устройства и определяет место хранения данного.

АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ [address of Internet] – полный путь к ресурсу в Интернете, включающий в себя протокол для доступа к ресурсам, идентификатор сервера и путь к ресурсу на этом сервере. Идентификатор может быть текстовым или числовым.

АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ [address of E-mail] – идентификатор конечного пользователя, определяющий почтовый ящик на конкретном сервере Интернета. А.э.п. состоит из идентификаторов сервера и пользователя, разделенных символом @.

АКТИВНОЕ ОКНО [active window] – окно ( на экране), обладающее фокусом ввода, т.е. воспринимающее от пользователя команды с клавиатуры или от кнопок мыши. На экране может быть только одно активное окно в данный момент. Изменить активное окно можно щелчком мыши на любом месте окна, которое должно быть активизировано, а также специальными командами меню и клавиатуры (в зависимости от контекста работы).

АЛГОРИТМ [algorithm] - предписание, определяющее конечный набор правил и порядок их применения и позволяющее чисто механически решать некоторую конкретную проблему из класса однотипных проблем. А. обладает набором свойств, из которых главными являются: определенность - возможность выполнять предписание различными вычислителями, массовость - возможность вариации исходных данных в известных диапазонах, результативность - возможность получения, в конечном счете, определенного результата, детерминированность - выполнение действий по шагам (последнее свойство не обязательно для классов А. со свойствами недетерминированности). А. обладает также свойствами понятности и правильности - возможностью выполнять его на данном вычислительном средстве, свойством дискретности - выполнение элементарных действий осуществляется последовательно, свойством точности - полная известность относительно завершенности выполнения элементарного действия и знанием того, каким будет следующее элементарное действие. Понятие А. уточняется через определение нормальных алгоритмов Маркова, машины Тьюринга, машины Поста и др.

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ [algorithmizing] - 1. Этап решения проблемы, состоящий в формулировке, построении и синтезе алгоритма решения проблемы (задания) с помощью ВМ; процесс представления алгоритмического знания для обработки на ВМ. 2. Раздел информатики, изучающий методы построения алгоритмов. А. включает фазы формирования цели и критерия достижения цели, формализации постановки проблемы в заданном исчислении, логический анализ и вывод решения проблемы, оформление записи алгоритма не некотором алгоритмическом языке. Процесс А. поддается автоматизации в системах синтеза программ и в некоторых интеллектуальных системах.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК [algorithmic language] - язык программирования, ориентированный на запись алгоритмов в форме, пригодной для ввода и выполнения в ВМ. Примерами А.я. являются: Фортран, Ада, Алгол, Паскаль, Си, ассемблерный и машинный языки. А.я. предполагает строчную запись алгоритмов из символов, имеющихся на клавиатуре устройства ввода текстов в ВМ.

АССЕМБЛЕР [assembler] - системная программа преобразования символьных команд в машинные коды с диагностикой ошибок, вычислением адресов и констант, распределением памяти, включением библиотечных программных модулей, генерированием кодов, устранением избыточности (например, комментариев). Программа из символьных команд пишется на языке А., с помощью которого программист имеет доступ ко всем ресурсам ВМ. Команды программы записываются построчно.

БАЗА ДАННЫХ (БД) [data base (DB)] - совокупность виртуально взаимосвязанных данных, используемая одним из видов приложений и хранимая с регулируемой избыточностью. БД подразумевает средства и методы описания таблиц, хранения и обработки данных в таблицах, облегчающие их сбор, накопление, выдачу и массовое использование. Данные в БД не зависят от программ, состоят из экземпляров записей, подразумевают формальные методы управления для добавления, исключения, выборки, редактирования или печати данных. Примерами содержимого БД являются таблицы, каталоги, справочники, календари, карты и др. документы, хранимые в памяти ВМ длительное время. Различают БД: иерархические, распределенные, реляционные, фактографические и др.

БАЙТ [byte] - группа из восьми битов (реже из семи или шести битов), используемая для представления в памяти ВМ кодов символов; Б. - это также единица измерения количества информации или объема памяти. Производными единицами являются: килобайт, мегабайт, гигабайт и т.п.

БИТ [bit] - двоичная единица информации в памяти ВМ; один двоичный разряд регистра или ячейки памяти; позиция в двоичном коде. Число Б. машинного слова определяет разрядность представления данных. Б. - это единица измерения количества информации.

БЛОК-СХЕМА [block diagram] - граф управления в системе (знаний, программ и др.), узлы которого связаны с действиями, а дуги - с передачей данных (информационная Б.-с.) или управления (Б.-с. управления). Некоторые блоки схемы выделяются по своим функциональным характеристикам (ввод, вывод, начало, конец, действие, ветвление и др.). Б.-с. постепенно уступают место структурированным записям знаний, алгоритмов и программ на языках высокого уровня.

БУФЕР [buffer] - область памяти ВМ, предназначенная для промежуточного или временного хранения данных при согласовании скоростей передачи и приема данных между двумя устройствами или программами. С Б. могут быть связаны указатели точки записи и точки чтения.

ВИРУС ВМ [virus] – программа, обладающая свойством выполнять недопустимые действия, которые приводят к искажению информации, зацикливанию программ, порождению своих копий. Бывают В. различных типов: загрузочные, макрокомандные, файловые и др. Для обнаружения и устранения В. применяют антивирусные программы.

ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО [peripherel equipment] - устройство ВМ, предназначенное для подготовки данных, ввода и вывода, хранения и передачи информации, например, устройства набивки перфолент, клавиатура и печатающие устройства, магнитные носители (ленты, диски) и каналы связи ВМ с другими ВМ и устройствами.

ГИБКИЙ МАГНИТНЫЙ ДИСК [floppy disk] - сменный диск из майлара - тонкого пластика - диаметром 100 - 200 мм с магнитным покрытием для записи кодов нулей и единиц, предназначенный для длительного хранения цифровой информации объемом от 160 до 1400 Кбайт (и более).

ГИГАБАЙТ (Гб) [gigabyte] - производная единица измерения объема информации или емкости памяти, равная 1024 Мб.

ГИПЕРТЕКСТ [gipertext] - программа управления текстами, позволяющая объединить (частично или полностью) фрагменты отображаемых на экране сообщений с использованием ассоциативных связей. Несколько более сложное определение: Г. - это программная среда, обеспечивающая совместную работу пользователей, связь между ВМ или приобретение знаний. Элементом Г. может быть сообщение на экране (узел информационного графа), а весь Г. составляет полный информационный граф вместе со ссылками на элементы.

ГИСТОГРАММА [histogram] - ступенчатая функция, полученная путем классификации всех возможных исходов и подсчета числа событий в каждом классе. Г. характеризует относительные частоты, с которыми значения измеряемой величины попадают в множество последовательных интервалов.

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР [graphic editor] - системная или специализированная программа, предназначенная для создания и редактирования графических изображений на экране дисплея и для работы с графическими изображениями при производстве графических вычислений. С помощью Г.р. получают рисунки и графики из точек, линий, пятен, окраса или штриховки областей.

ДАННЫЕ [data] - представление фактов, идей и сведений в формализованном виде, позволяющее передавать или обрабатывать такие представления при помощи некоторого процесса, интерпретировать человеком представления информации в виде, позволяющем автоматизировать процессы сбора, хранения и обработки на средствах ВМ запросов и сообщений. Д. являются основой представления знаний, построения программ и совокупностей данных в виде массивов записей; они выражаются наборами знаков и формально определяются в некотором языке. Д. - это имя, соответствующее некоторому значению и являющееся собственным (литералы, константы) или несобственным (выражения, операнды) наименованиями значений. Наиболее распространенными являются, например, арифметические Д. - числа, текстовые Д. - строки, алгоритмические Д. - программы на некотором языке.

ДЕКОДИРОВАНИЕ [decoding] - восстановление дискретного сообщения по сигналу на выходе дискретного канала, осуществляемое с учетом правил кодирования. Д. - это процедура, обратная кодированию.

ДИАГРАММА [diagram] - условное наглядное изображение количественных величин или их соотношений, выполненное геометрическим способом.

ДИАПАЗОН [range] - упорядоченный набор значений скалярного типа. Д. задается нижней и верхней границами этих значений. Значения Д. считаются принадлежащими этому диапазону.

ДИСКОВОД – внешнее устройство, управляющее вращением магнитного диска, чтением с диском и записью на диск данных.

ДИСПЛЕЙ [display] - оконечное устройство (терминал) визуального отображения символьных (текстовых) или графических (визуальных) данных на экране для ввода их с помощью клавиатуры и наблюдения результатов обработки данных. Д. по своим возможностям подразделяются на алфавитно-цифровые для воспроизведения текстов, например, в 20 строчек и 80 символов в строчке, векторные для воспроизведения графической информации из отрезков прямых, растровые, мозаичные с яркостью и цветностью. Д. является главным средством оперативного взаимодействия человека с ВМ. Обратная связь обеспечивается курсором - особый подвижный знак, указывающий рабочую точку экрана и перемещаемый нажатием клавиш, движением мыши или джойстика.

ДОКУМЕНТ [document] - материальный носитель записи или его содержимое с зафиксированной на нем информацией, предназначенный для передачи информации во времени и в пространстве. Д. обычно содержит тексты, графику, записи звуков и т.п. Д. отображается в отдельном окне и может храниться в отдельном файле. Д. бывает активный, аннотируемый, анонимный, архивный, аудиальный, воспроизведенный, вторичный, графический, датированный, действующий, единичный, индексируемый, компилятивный, машинописный, научный, неопубликованный, нормативный, официальный, патентный, переводной, печатный, письменный, рукописный, служебный.

ДОМЕН [domain] - конечное множество однотипных значений.

ДРАЙВЕР [driver] - системная управляющая программа в составе операционной системы, предназначенная для организации обмена информацией между оперативной и внешней памятью.

ЕДИНИЦА ИНФОРМАЦИИ [information unit] - количество информации, содержащейся в некотором стандартном сообщении и измеряемая в битах или дитах.

ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (ЗУ) [remember device] - устройство для записи, хранения и выдачи по запросу потоков данных. ЗУ бывает: адресное, аналоговое, внутреннее, ассоциативное, буферное, виртуальное, внешнее, голографическое, магазинное, магнитное, матричное, на дисках, лентах и линиях задержки, оперативное, одностороннее, оптическое, постоянное, программируемое, сверхоперативное, с различными видами доступа, стековое и др.

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ [information protection] - непрерывное предохранение знаний, данных и программ от несанкционированного доступа.

ИЗМЕРЕНИЕ [measuring] - процесс предварительного изучения предметов, явлений или процессов, направленный на получение количественных характеристик, данных, относящихся к объему исследования и предназначенных для установления отношений между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения, масштаба или эталона.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС [intellectual interface] - вспомогательная система программных и аппаратных средств, обеспечивающая использование конечным пользователем ВМ программ при решении проблем его профессиональной деятельности без помощи программистов или с незначительной помощью знаниеведа. И.и. выполняет функции постановки заданий, формирования информационной среды и представлений данных или программ.

ИНТЕРНЕТ [Internet] – программное средство объединения сетей для обеспечения пользователей доступом к любой информации, находящейся в некоторой сети. И. не имеет централизованного управления, кроме службы выделения доменных имен первого и второго уровней. Имена выделяются международной организацией ICANN.

ИНТЕРФЕЙС [interface] - средство стандартного или установленного сопряжения (соединения) устройств и/или программ с пользователем, отличающееся унификацией способов и средств физического или программного соединения и/или процедур установления связей, обмена и завершения передачи сообщения. И. - это совокупность правил описания и соглашений о процедуре передачи данных или управления и возврата в исходную точку, передачи и приема данных. И. - одно из первоочередных предметов стандартизации. И. в вычислительной технике состоит из трех частей: аппаратная часть для механических и электрических соединений в системе, протокол - система правил и соглашений о кодировании, синхронизации и логической организации информации, управление - программы или специальное устройство для непосредственного выполнения обмена.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

ИНФОРМАТИК [informaticist] - специалист, занимающийся реализационной или научно-исследовательской работой в области информатики. И. в производственных условиях называется системным программистом или инженером по знаниям. Главные обязанности второго состоят в том, чтобы получить знания о знаниях, искать формы представления, передачи и индикации знаний, разрабатывать методы и программы хранения и пополнения знаний в памяти ВМ, а также методов защиты знаний от разрушения.

ИНФОРМАТИКА [informatics] - наука об описании, осмыслении, определении (толковании), представлении, формализации (обобщении) и использовании знаний с применением средств вычислительной техники и программного обеспечения для получения нового знания в различных сферах деятельности человека. Объектом исследования И. является система человек-ВМ. Предметом И. являются знания. И. - это родовое понятие, охватывающее все виды человеческой деятельности, связанные с применением ВМ. И. связана с математикой через понятия модели, логики и алгоритма, с лингвистикой - через учение о формальном или естественном языке, знаковых системах, с кибернетикой - через понятия информации и системы, с философией - через понятие познание. Оформление И. явилась результатом второй научно-технической революции в связи с появлением средств усиления интеллектуальной и умственной способностей человека. Основная цель И. заключена в исследовании системы человек-природа через построение моделей на системах человек-ВМ. Результаты исследования воплощаются в информационной технологии, используемой для получения нового знания. И. изучает закономерности взаимодействия человека с ВМ в процессе познания окружающего его мира.

ИНФОРМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА [informatical logic] - логические основания информатики, предназначенные для построения исчисления решения логических уравнений для поиска искомого объекта (нового знания). См. также логика информатики.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО [information society] - общество будущего, на которое воздействует информатика и средства вычислительной техники, минимизирующие противоречия в обществе и повышающие интенсивность использования информацию из самых разнообразных источников (библиотеки, радио, компьютер и др.).

ИНФОРМАЦИЯ [information] - совокупность фактов, явлений или событий, представляющая интерес и подлежащая регистрации и обработке. И. - значение данных с определенными условностями, принятыми для процесса восприятия. К И. относится знание, сообщенное кем-то или полученное в результате исследования, анализа или обучения. Физический смысл И. - результат взаимодействия материальных объектов, передаваемый по материальному каналу. И. - основное понятие кибернетики. И. бывают: библиографическая, вторичная, входящая, выборочная, выходящая, графическая, документальная, избыточная, истинная, исходная, ложная, научная, неполная, обзорная, оперативная, отраслевая, патентная, первичная, письменная, политическая, полная, пользовательская, производственная, промышленная, релевантная, ретроспективная, реферативная, семантическая, сигнальная, социальная, текущая, тематическая, техническая, устная, фактографическая, фонетическая, целенаправленная, цифровая, экономическая, элементарная.

КАЛЬКУЛЯТОР [calculator] - портативная ВМ для расчетов малой емкости. К. бывают простейшими, инженерными, программируемыми, оснащенными малыми печатающими устройствами и со сменяемыми программами.

КАТАЛОГ [catalogue] - совокупность наборов данных или кратких описаний, используемых управляющей или системной программой для определения местонахождения объекта и доступных для применений в справочных и других целях. К. бывает авторский, алфавитный, вспомогательный, газет, генеральный, географический, журналов, изданий, издательский, карточный, машинный, нумерационный, общий, отраслевой, перекрестный, печатный, подсобный, предметный, рабочий, сводный, систематический, с краевой перфорацией, специальный, торговый, фирменный, хронологический, центральный, читательский.

КИЛОБАЙТ (Кб) [kilobyte (Kb)] - тоже, что килобайт, равный 1024 байта.

КИЛОБАЙТ (Кб) единица измерения размеров памяти данных. Кб = 1024 байт.

КЛАВИАТУРА [keyboard] - внешнее устройство из расположенных в определенном порядке клавиш (матрица маркированных клавиш) для генерации символов (формирования сигнала в систему) путем нажатия клавиши. К. Используется в пишущей машинке, персональной ВМ, печатающем устройстве. Клавиши подразделяются на клавиши данных и клавиш управления.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ [computerization] - всеобщее обучение людей информатике, вычислительной математике и другим наукам для эффективного использования ВМ во всех сферах деятельности человека. К. - это также перестройка всех видов человеческой деятельности, направленная на постоянное и широкое применение ВМ.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ [copmputer literacy] - совокупность знаний, умений и навыков применения информатики и средств вычислительной техники для решения задач различного сорта, проведения отдыха и для использования ВМ в качестве орудия интеллектуального труда. К.г. базируется на общеобразовательной и культурной грамотности, включающей понимание таких объектов как символ, язык, понятие, данные, истинность утверждений, алгоритм и система человек-ВМ.

МЕГАБАЙТ (Мб) - единица измерения хранилища данных. Мб = 1024 Кб.

МАШИНА (информационная) [machine] - устройство, механически выполняющее операции преобразования представлений информации. М. бывает диагностическая, виртуальная, вычислительная, управляющая, математическая, клавишная, обучающая, сортировочная, счетная. Кроме информационных М. существуют энергетические М. (клин, реактор, двигатель и др.) и М. преобразования вещества.

МЕГАБАЙТ (Мб) [megs] - единица объема памяти, равная 1024 Кбайт.

МЕНЮ [menu] - список доступных пользователю работ или подработ, поименованных в данном списке и предлагаемых на выбор. М. - средство реализации дружественного интерфейса в системе человек-ВМ. Бывают вертикальные, горизонтальные и оконные М.

МИКРОПРОГРАММА [microprogram] - последовательность микрокоманд конкретного микропроцессора и данных, предназначенная для выполнения макрокоманд (команды процессора или машинной команды).

МИКРОПРОЦЕССОР [microprocessor] - процессор, обычно сконструированный на одном кристалле или в виде большой интегральной схемы, выполняющей небольшое число простейших операций, из которых составляются микропрограммы.

«МЫШЬ» [mouse] - устройство, фиксирующее мерцающую метку (квадрат, черточка, прямоугольник, стрелку или др. пиктограмму) на экране дисплея в процессе движения "М." и нажатия клавиши, оставляя на экране графическую траекторию при использовании программ графики. См. "КОЛОБОК".

ОКНО [window] - средство фрагментации сообщений и блоков данных передающим устройством. О. регулирует количество передаваемых данных. О. служит для защиты от ошибок и показа сообщений и данных на устройствах индикации. О. - это область отображения информации на экране монитора или дисплея прямоугольной формы, в котором размещается фрагмент изображения или файла (сообщения, меню, подсказка и др.). На экране могут создаваться несколько О. О. может иметь специальные элементы (заголовки, пиктограммы, границы, меню и т.п.). О. могут содержать подокна, те в свою очередь подокна. Вид отображаемой в окне информации зависит от типа О. Некоторые О. реагируют на вводимую пользователем информацию с клавиатуры или мыши, например, окно редактора текста или окно кнопки.

ОКОННОЕ МЕНЮ [window menu] – специальный орган управления в виде строки (нескольких строк) экрана с подокнами пунктов управления. Выбор мышью или клавиатурой одного из пунктов и при нажатии клавиши приводят к выполнению соответствующей команды или к открытию подменю, содержащего пункты команд или пункты открытия других подменю.

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА [operating system] - программное обеспечение ВМ, представляющее комплекс управляющих, обслуживающих и системных программ, обеспечивающих максимальную эффективность ВМ за счет автоматического управления вычислительными процессами и ресурсами при решении потока программ (заданий), контроля своих собственных операций по вызову программ или данных по запросам различных обрабатываемых заданий.

ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ (ППП) [application program package] - логически связанная совокупность подпрограмм. Формальное определение П.п.п. дано в языке программирования АДА, см. ПАКЕТ.

ПАМЯТЬ [memory] - устройство ВМ (или способность человека сохранять и закреплять полученные сообщения или абстракции и выдавать по требованию), предназначенное для записи, хранения и выборки данных и/или команд программы. П. бывает ассоциативной, виртуальной, внешней, вспомогательной, динамической, долговременной, магнитной, оперативной, основной, постоянной, распределенной, расслоенной, регистровой, стековой, страничной, форматной, файловой и др.

ПОСТПРОЦЕССОР [postprocessor] - системная программа, предназначенная для заключительной обработки данных или программ при адаптации их форм к требованиям потребителя (ВМ, пользователя).

ПРОГРАММА [program] - 1. Последовательность команд, при выполнении которой создается последовательность действий, приводящая к решению проблемы с помощью ВМ и представляющая алгоритм решения проблемы. П. представляется одним или несколькими модулями, связанными по данным или управлению. Среди нескольких модулей выделяется главная подпрограмма, с которой начинается выполнение П. П. например, бывает ассемблерной, диагностической, загрузочной, исходной, комплексной, линейной, обрабатывающей, системной, вспомогательной, обмена, обслуживающей, обучающей, объектной, отладочной, пользовательской, прикладной, рабочей, редактирующей, резидентной, сервисной, тестовой, текстовой, управляющей, фоновой. 2. План действий, подлежащий выполнению; он представлен предписанием.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ [programming] - процесс создания (составления) программы, плана решения. П. использует некоторый язык программирования. Вообще, П. бывает динамическое, линейное, математическое, целочисленное, стохастическое. П. ВМ бывает модульное, блочное, структурное, иерархическое, пошаговое, системное, П. параллельных, приближенных или последовательных вычислений, П. реального, астрономического или интервального времени. Различают следующие направления или сорта в науке П. (здесь приведены только некоторые сорта для указания большого разнообразия работ в информатике):

СЕТЬ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН [computer network] - совокупность ВМ и средств их соединения, оснащенная программным обеспечением для обслуживания работ в сети. Бывают такие топологии С.в.м.: глобальные, древовидные, звездообразные, кольцевые, локальные, полносвязные, страны, ячеистые и др.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗОЙ ДАННЫХ (СУБД) [data base control system] - программное обеспечение, необходимое для разработки и использования базы данных и представляющее пользователям и программистам различные информационные услуги. СУБД реализует запросы пользователей по вводу и выводу данных из базы, организует сортировку и отбор данных, редактирование массивов данных, а также обеспечивает защиту данных и приоритетное использование.

СКАНЕР [scanner] – 1. Программа просмотра данных. 2. Устройство ввода текстов или изображений.

СОПРОЦЕССОР [coprocessor] - специализированный процессор, соединенный с основным процессором и дополняющий его функциональные возможности.

ТАБЛИЦА [table] - совокупность элементов данных, каждый из которых может быть однозначно идентифицирован посредством одного из признаков, содержащихся в элементе с помощью метки или относительного месторасположения. Т. - способ формализованного представления данных по именованным столбцам и строчкам. Бывает Т. адресная, базисная, вычислительная, истинности, логическая, литералов, маршрутизации, настройки, операций, опросная, ошибок, параметров, перекрестных ссылок, переходов, предшествования, размещения и распределения, решений, типов данных, управления, характеристик, цветов, электронная и др.

ТЕЗАУРУС [thesaurus] - динамическая понятийная система, единая логическая структура понятий различной степени сложности; совокупность связанных системой ссылок терминов (словарь) с соответствующими синонимами, а также с их близкими смысловыми и ассоциативными значениями. Т. - совокупность знаний, представленных терминами, накопленных человеком или коллективом сотрудников и предназначенных для поиска терминов по их смысловому содержанию.

ФАЙЛ [file] - запись (структура), определяющая способ расположения полей записи различных типов (включая процедуры и функции) в экстенте и сопоставляющая способы расположения этих полей на носителе данных. Обычно для Ф. имеется возможность самоконтроля данных и атрибутов записи, доступа к данным, получения санкции доступа, контроля атрибутов и состояний физических носителей, связанных с данным Ф. Бывает Ф. загрузки, базы данных или знаний, заданий, изменений, отчетов, подкачки, регистрации, связей, а также абстрактный, активный, архивный, буферный, виртуальный, внешний, внутренний, временный, вспомогательный, входной, выходной, выполняемый, графический, двухмерный, дисковый, дисплейный, зависимый, защищенный, индексированный, индексный, исходный, командный, личный, машинный, непрерывный, обновляемый, общий, основной, помеченный, последовательный, программный, прямой, рабочий, системный, справочный, стандартный, текстовый и др. Ф.

ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА [file system] - часть операционной системы, управляющая использованием внешней памяти ВМ.

ФЛОППИ-ДИСК [floppy disk] - сменный магнитный диск на гибком носителе, покрытый слоем материала, способного запоминать и воспроизводить информацию. Бывает Ф.-Д. активный, ассоциативный, виртуальный, двусторонний, логический, материнский, моделируемый, рабочий, системный и сменный.

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ЭВМ) [electronic computing {calculating} machine] - ВМ, в которой обработка информации, представленной в виде главным образом двоичных кодов, производится с помощью электронных схем. ЭВМ бывает автономная, асинхронная, большая, бортовая, векторная, встроенная, инструментальная, коллективного пользования, комплексируемая, логическая, малая, микропроцессорная, настольная, общего назначения, однокристальная, персональная, проблемно-ориентированная, специальная, средняя, универсальная, управляющая, функциональная и др.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА [E-mail] - система передачи деловой корреспонденции методом электрорадиосвязи с помощью ВМ. Э.п. - это развитие телетайпной и телеграфной связи. Преимуществами Э.п. являются ее оперативность, универсальность, дешевизна по сравнению с другими способами передачи сообщений и возможность передачи текстов, графики, речи, факсимиле и др.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА [spreadsh



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.162.73 (0.012 с.)