Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обособление распространённых приложений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например: Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, мой отец служил на Дальнем Востоке. 2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например: Иванов, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке. 3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например: Он, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, он служил на Дальнем Востоке. Примечание: иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета. Практическая часть Карточка №1 Расставить знаки препинания.
1) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза. 2) Стрелы пущенные в него упали обратно на землю. 3) Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжить восхождение. 4) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы наполненные виноградом. 5) Всё смеющееся весёлое отмеченное печатью юмора было ему недоступно. 6) Это были юные таланты и по-настоящему любившие музыку и неплохо разбиравшиеся в тайнах её волшебства. 7) Предоставленные сами себе дети оказались в трудном положении. 8) Он обрадованный этим известием поспешил домой. 9) Ветер влажный южный тёплый предвещал начало дождя. 10) Белеет парус одинокий. 11) Одинокий он белеет вдали. 12) День солнечный звонкий юный. 13) Его форменная фуражка помятая и замасленная была сбита на затылок. 14) Ошеломлённый этим ударом казак зашатался. 15) На лице его промелькнуло нечто похожее на усмешку. 16) Издали доносился гудок парохода долгий и назойливый. 17) В белом платье с нерасплетёнными косами она тихо подошла к столу. 18) В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете. 19) На карнавале Лена в костюме феи привлекла всеобщее внимание. 20) Старик чабан оборванный и босой в тёплой шапке с грязным мешком и с крючком на длинной палке унял собак. 21) Стояла белая зима с жестокой тишиной безоблачных морозов. 22) Одна из птиц посмелее других подлетела к нам. 23) Одна из птиц посмелее других. 24) Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его. 25) Сергей Никанорыч буфетчик налил пять стаканов чаю. 26) Потомственный офицер Ланской чтил старые армейские традиции. 27) Ясень теплолюбивая порода страдает от весенний заморозком. 28) Никому он не нужен теперь этот переход. 29) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов... 30) Берегите наш язык наш прекрасный русский язык это клад это достояние переданное нам нашими предшественниками... 31) Ровесник и друг Пушкина В.И. Даль по образованию врач был автором толкового словаря. 32) Девочка стояла потупив глаза от смущения. 33) Пошумев река успокоилась. 34) Из-под ног вырвался и поднимаясь в небо радостно запел жаворонок. 35) Облизав губы и ощутив забытый с детства вкус слёз он постепенно приходил в себя. 36) Направо была дверь пройдя которую можно было попасть в коридор ведущий на сцену.
Карточка №2 Расставить знаки препинания: 1) Какой-то повар грамотей с поварни побежал своей в кабак. 2) Я вспоминаю бабушкины сказки про Ивана царевича, про Иванушку дурачка. 3) Ходил Стенька Разин в Астрахань город. 4) От полка спасибо наше вам за сына храбреца. 5) Слушайте товарищи потомки агитатора горлана главаря. 6) Жил в хижине бедняк сапожник. 7) Народ подвижник и народ герой оружье зла оружьем встретил. 8) Птица песня опять встрепенулась в груди и взмахнула огромным крылом. 9) Мы артиллеристы хлопотали возле орудию 10) Другом детства Пушкина была его сестра Ольга Сергеевна. 11) На высоком берегу Москвы реки было создано укрепление. 12) Предвестник осени мелкий дождь кропит землю. 13) В Сибири живут разные звери например медведи. 14) Ананас чудесный дар тропиков похож на большую шишку. 15) Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам. 16) Сергей Никанорыч буфетчик налил пять стаканов чаю. 17) На маяке жил только сторож старый глухой швед бывший шкипер. 18) Ясень теплолюбивая порода страдает от весенних заморозков. 19) Сегодня я и мой друг Серёжа уезжаем на юг. 20) Это был матрос Жухрай. 21) Одинокий юноша бродил вдоль реки Яузы. 22) В этом городе жил наш поэт Заболоцкий. 23) Бугорков любил Травкина своего земляка волжанина. 24) Я выучил наизусть отрывок из поэмы Полтава А.С. Пушкина. 25) Отец любит читать журнал Огонёк. 26) Ястреб тетеревятник настоящий лесной разбойник. 27) Кипренский побочный сын бригадира Дьяконова отданный отцом на воспитание своему крепостному был с ранних лет предоставлен самому себе. 28) Лев Толстой много лет прожил в Ясной Поляне. 29) Эрмитаж ежегодно посещают тысячи туристов. 30) Дочь Дарьи Михайловны Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться. 31) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. 32) По совести говоря можно было сделать лучше. 33) Вот к пальмам подходит шумя караван. 34) Он не спеша всё убрал. 35) Вся команда чинила паруса не покладая рук. 36) Вот ветер тучи нагоняя дохнул завыл...
Тест №1 1. Какая характеристика соответствует предложению? Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе. 1) в предложении есть два обособленных определения 2) в предложении есть два обособленных обстоятельства 3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство 4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение 2. В каком предложении есть обособленное приложение? 1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь. 2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. 3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. 4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер. 3. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми? 1) Утром я увидел, что не освещенные солнцем места были покрыты блестящим инеем. 2) По одну сторону улицы тянулся длинный забор серый и пыльный. 3) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев. 4) Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль. 4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? 1) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу. 2) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ. 3) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье. 4) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег. 5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады. 2) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал. 3) Попытки писать приводили меня к результатам печальным и смешным. 4) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать этого франта на разговор. 6. В каком предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены)? 1) В тесноте колыхавшейся кареты Наташа в первый раз представляла себе то, что ожидает ее на бале. 2) А вопрос не решенный дипломатами еще меньше решается порохом и кровью. 3) Мы знаем Бунина как тончайшего лирика. 5) Павел пришел взволнованный. 7. В каком предложении есть обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены)? 1) Несмотря на холодный дождь мы решили идти дальше. 2) Нельзя работать спустя рукава. 3) Кусты сирени покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом. 4) Из-за неудачно сданного экзамена настроение мое окончательно испортилось. 8. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню. 1) 1 – выделяется причастный оборот 2) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот 3) 1, 2 - выделяется причастный оборот 4) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот 9. Где (на месте каких цифр) в предложении должны быть запятые? Собравшись в большие стаи (1) белки (2) время от времени (3) отправляются искать новые места обитания. 1) 1; 2) 2; 3) 2; 3; 4) 1, 3. 10. Где (на месте каких цифр) в предложении должны быть запятые? Обезьяны (1) весной (2) поднявшиеся высоко в горы (3) осенью спускаются в долины. 1) 1, 3; 2) 2; 3) 3; 4) 2, 3.
Тест №2 1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Синевший вдали (1) лес (2) неожиданно побледнел (3) растворившись в косых потоках (4) ливня. 1) 1 – выделяется причастный оборот 2) 2, 4 – выделяются причастный и деепричастный обороты 3) 3 – выделяется деепричастный оборот 4) 1, 3 - выделяются причастный и деепричастный обороты 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сосна (1) обессилевшая от шквального ветра (2) плавно раскачивается (3) наклоняясь все ниже и ниже к земле. 1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 2, 3; 4) 1, 2, 3. 3. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми? 1) По мнению врачей, читать лежа вредно. 2) Ростов нахмурившись еще раз низко поклонился и вышел. 3) Нечего сидеть сложа руки и дожидаться помощи! 4) Ситуация трудная, поэтому действуйте смотря по обстоятельствам. 4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) В Риме умер один из величайших художников века — Орест Кипренский. 2) Коренной сельский житель, Кузьмич не мог привыкнуть к городской суете. 3) Вдали за озером тянется высокий берег Иртыша, бурый и угрюмый. 4) Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь, слабо освещенный затемненными лампочками, коридор. 5. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? 1) У самого берега утка птица осторожная не держится. 2) Знаменитый русский художник В. И. Суриков написал много полотен на исторические темы. 3) Семнадцатилетнему юноше ему не сиделось дома в этот весенний вечер. 4) Он настойчивый охотник мог часами идти по следу какого-нибудь зверя. 6. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми? 1) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра. 2) Под вешним солнцем дышит еще недавно мертвая земля. 3) Они вошли в соседний коридор узкий и темный. 4) Он мог бы легко на вырученные им за проданную дичь деньги купить себе патронташ и сумку. 7. В каком предложении есть обособленное приложение? 1) В 1886 году от Антона Павловича я получил его книжку «Пестрые рассказы». 2) Вам, как близкому родственнику, нельзя будет выступить в суде свидетелем. 3) Петр Петрович, как же долго мы с вами не виделись! 4) Путешественника, впервые отправляющегося в центральные районы Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги, проложенные в горах. 8. Какая характеристика соответствует предложению? Несмотря на холодный, пронзительный ветер, все моряки, за исключением кока, стояли на палубе и смотрели вдаль. 1) в предложении есть два обособленных определения 2) в предложении есть два обособленных обстоятельства 3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство 4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение 9. Какая характеристика соответствует предложению? Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе. 1) в предложении есть два обособленных определения 2) в предложении есть два обособленных обстоятельства 3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство 4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение 10. В каком предложении есть обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены)? 1) Машина вдруг резко затормозила. 2) Спустя три недели у нас начались дожди. 3) Окружавший меня горный простор манил тайной. 4) Только испытав всю боль утрат и радость побед можно так написать.
Ответы к тесту №1
Ответы к тесту №2
Карточка №3 Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
Лосиха-мать. Мы с пр..ятелем отчая..ым рыболовом сидим на песч..н..ом б..регу Оки. Вода на с..редине р..ки дрогнула ра..тупилась и в тот же момент перед нашими глазами взм..тнулась огромная рыбина. Ярко бл..снув на солнце серебр..ой чешуёй она тут(же) плюхнулась обратно. Ну что? (Н, н)ачнём? обр..щаюсь я к товарищу. Но он отр..цательно к..чает головой показывая глазами на прот..воположный берег. Там под густой берёзкой стоит лосиха к ней пр..жался ещё (н..)уверен..о держась на своих длин..ых (н..)уклюжих но..ках мален..кий бурый лосёнок. Оба они стоят (н..)шевелясь. Лоси (н..)замечают нас скрытых вереском. Мы заинт..ресовались что будет дальше. Пост..яв так ещё (н..)которое время лосиха направ..лась к воде за ней (н..)отрываясь двинулся лосёнок. В воде лоси сразу(же) поплыли. Постепен..о лосёнок стал отст..вать. Тогда круто развернувшись лосиха заплыла по течению к лосёнку и пор..внявшись с ним как бы защ..тила его своим телом но силы явно п..кидали его. Прод..ржавшись ещё (н..)много малыш.. стал т..нуть. Лосиха (мать) вновь описав (полу)круг заплыла так что ок..залась против течения. Пр..одолев его она подобр..лась к детёнышу (с)боку и упёршись мордой ему под ж..вот стала выталкивать его (к)верху. Получив такую по..держку лосёнок рванулся пок..зался над водой но за(тем) вновь окунулся. Лосиха с удвоен..ой..нергией стала пом..гать своему тонущ..му детёнышу пуская при этом (в)ход даже зубы. Но лосёнок ок..нчательно обе..сил..л и вновь и..чез под водой. Дальше ост..ват..ся п..с..ивными наблюдателями мы (н..)можем и бросаемся в воду. Лосиха (н..)ожидавшая нашего по..вления испуган..о делает скач..к и оглядываясь б..жит на берег. Пр..близ..вшись к лосёнку мы дружно подн..маем его на руки и выносим на берег. Очнувшись на г..рячем песке он мгновен..о вскакивает и сп..шит к матер... Лосиха вн..мательно (н..)мигая сл..дит за всем прои..ходящ..м. Увид..в б..гущего лосёнка она делает (н..)сколько шагов (на)встречу а когда он подб..гает нач..нает заботл..во л..зать его. Потом пов..рнув голову она пристально смотр..т на нас. Сколько тепла и мат..ринской бл..г..дарност.. в этом взгляде! (На)конец животное (н..)спеша п..ворачивается и шагает в сторону леса. А (с)боку пр..жавшись к матер.. семенит лосёнок. (По П. Резникову).
Зачёт №6 РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ 1) Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они 2) Возвратное: себя 3) Вопросительные: кто, что, какой, чей, который, сколько 4) Относительные: кто, что, какой, чей, сколько (служат для связи главного и придаточного в СПП) 5) Неопределенные: кое- + вопрос. мест. + -то, -либо, -нибудь (н-р: кое-кто, что-либо…), некто, нечто, некоторый, несколько. 6) Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. 7) Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой; (чей? - его, её, их). 8) Указательные: тот, этот, такой, таков, столько 9) Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой. Практическая часть Тест № 1 1. Выпишите из предложений притяжательные местоимения, разделяя их запятыми: Гул сражений не затихал. Фашистские бомбардировщики рвались к Мурманску, и наши истребители беспрерывно вели бои с ними. Я старался не отставать от своих новых товарищей. Поначалу это было трудно. Многому надо было научиться, чтобы и здесь чувствовать себя в полёте так же уверенно, как в небе Крыма. (З.Сорокин) 2. Из предложений выпишите указательное местоимение: Внезапно появился буран – внезапно и затих. Снежными зарядами называют на Севере такие бураны. Им время не заказано: в любую минуту можно ждать. Так на Юге налетают ливневые тучи: прольются дождём – и снова ясно. (З.Сорокин) 3. Выпишите из предложений неопределенное местоимение: Резким движением Селевин повернул голову: совсем близко стоял огромный гриф и жадно смотрел ему в лицо. Мурашки пробежали по спине, напряжением всех сил он поднялся со своего песчаного ложа. Гриф сделал несколько неуклюжих прыжков и отлетел. Ещё два грифа поднялись с соседних барханов. (М.Зверев) 4. Выпишите из предложений определительное местоимение: Впереди поднялась высокая стена шестиметровых тростников. Она преградила путь машине. Пришлось мять и топтать тростник ногами и лопатами, прокладывая узкий коридор. Машина медленно и осторожно вошла в него. Но пухлая почва среди тростников не выдержала тяжести, и машина погрузилась по самые оси. Подстилка из тростников не помогла. (М.Зверев) 5. Выпишите из предложений отрицательное местоимение: В другом конце мостика стоял милиционер и лениво щурился. На нас он не обращал никакого внимания. - Смотри, дом! - сказал Филипп. - Дом! - восторженно повторил я. Конечно, думал я тогда, этот единственный дом в городе надо охранять. (О.Глушкин) 6. Выпишите из предложений относительные местоимения: На своих первых соревнованиях Алексей провалился, занял последнее место. Но Иван Иванович верил в него. Счастливы должны быть дети, которым попадается такой взрослый. Это может быть мать, старуха бабушка, учитель- все равно, кто-то, кто может сказать: "Бейся, ты победишь!" (Н.Давыдова) 7. Выпишите из предложений указательное местоимение: За ужином у костра Селевин долго расспрашивал проводников. Но они не встречали каких-либо крупных птиц в этих местах. Давно уже хотелось спать, а Селевин все доказывал, что фазан не может пролететь сюда над пустыней за двести километров от реки Чу, хотя ему никто не возражал. (М.Зверев) 8. Из предложений выпишите определительное местоимение: Когда она сделала первый шаг к приближающемуся автобусу, стоящие на остановке посторонились, как бы уступая ей дорогу. Автобус подошел пустым, и можно было занять любое удобное место. (Л.Матрос) 9. Выпишите из предложений неопределенное местоимение: На небе высыпали яркие, синеватые июньские звезды. Где-то далеко за барханами тявкнула лисица. В кустах яростно трещали цикады и кузнечики. Журчание родника, казалось, стало громче. Совсем близко от палаток, кто-то, сопя и тяжело шлёпая, прошёл по воде. (М.Зверев) 10. Выпишите из предложений местоимения, разделяя их запятыми: Солнце красным шаром низко стояло над горизонтом. Длинная чёрная тень бежала рядом с грузовиком, но она не манила больше к себе, как в полдень. Пора было останавливаться на ночлег. (М.Зверев) Ответы
Ответы к тесту №1
Тест №2 1. Какие слова не являются местоимениями? 1) Мой 6) кто-то 2) второй 7) другой 3) инкогнито 8) сколько 4) некто 9) навсегда 5) слева 10) там 2. В каких предложениях выделенные слова употреблены в значении притяжательных местоимений? 1) Волосы его были растрепаны. 2) Жирафы – удивительно грациозные животные. Мы видели их в зоопарке. 3) Маша спряталась, но почему-то никто не спешил её искать. 4) Девочка громко заплакала, и на её плач сбежался весь дом. 5) Сорванные садовые цветы недолговечны: их лепестки очень скоро начинают опадать. 6) У нас не было лодки, чтобы переплыть озеро; пришлось его обходить. 7) Запела скрипка, голос её был удивительно нежен. 8) В корзине лежали спелые яблоки, их аромат распространился по всему дому. 3. Какой последовательности по расположению (согласно разрядам местоимений) соответствует ряд свой, себе, мне? 1) личное, притяжательное, возвратное; 2) притяжательное, личное, возвратное; 3) притяжательное, возвратное, личное. 4. Какой последовательности по расположению (согласно разрядам) соответствует ряд этот, другой, какой? 1) указательное, определительное, относительное; 2) относительное, указательное, определительное; 3) определительное, относительное, указательное. 5. В каком словосочетании употребляется отрицательное местоимение с не? 1) н..чего не говорит; 2) н..чего говорить; 3) н..сколько не раскаивается. 6. В какой пословице употребляется отрицательное местоимение с ни? 1) Что за честь, если н..чего есть. 2) Моя хата с краю, я н..чего не знаю. 7. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно? 1) (Ни)кто, (ни)какой, (ни)чей. 2) Ни(с)кем, ни(от)какого, ни(у)чьего. 3) (Кое)что, кого(то), чего(либо). 8. Какие местоимения пишутся через дефис? 1) кое(с)кем, 2) какой(то), 3) кто(бы), 4) кто(нибудь), 5) что()же), 6) ты(ли) 9. В какой цепочке слов местоимения пишутся через дефис? 1)(Кое)(у)каких, (кое)(над)чем, (кое)(при)ком. 2) Кое(какой), что(либо), кто(нибудь), чей(то). 10. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова? 1) (не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто; 2) (кое)кто, (кое)что, (кое)чей, (кое)какие; 3) кое(про)кого, кое(в)чём, кое(для)кого.
Ответы
Ответы к тесту №1
Зачёт № 7 ТИПЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением. Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине. Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше. Не являются словосочетаниями: 1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; 2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; 3) подлежащее и сказуемое: наступила ночь; 4) составные словоформы: более светлый, будет ходить; 5) группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети. Тест №1 Из предложений выпишите словосочетания, со связью 1) Согласование: И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. 2. Управление Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. 3. Из предыдущего предложения выписать словосочетания со связью примыкание. 4. Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. 5. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью примыкание. (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности культурные и нравственные. 6. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление. Впервые вижу его днем. 7. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование. Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному. 8. Сколько простых словосочетаний со связью управление входите состав предложения? Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. 9. Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание. Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию. 10. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью управление. Для России такой путь заказан. 11. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании стыдно перед ними из предложения Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность Тест №2 О русской природе. (1)Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. (2)Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. (3)Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. (4)Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и его лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. (б)Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. (7)Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. (8)Хождения крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавали «полосыньки» ржи, но ровняли границы леса, формировали его опушки, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке. <...> (9)Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек. (10)Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой - человеком, смягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. (11)Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье. (12)Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами. (13)И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! (14)3десь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий - линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. (15)Пахарь укладывал борозду к борозде - как причесывал, как укладывал волосок к волоску. (16)Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди - жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги - как стадо, вышедшее на водопой. (17)Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». (18)И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. (19)Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. (20)Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. (Д. С. Лихачев)
1) Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором используется связь управление. 2) Из предложения 2 выпишите все словосочетания и укажите их типы связи. 3) Из предложения 3 выпишите словосочетание, в котором используется связь согласование. 4) Из предложения 6 выпишите словосочетание в котором используется связь примыкание 5) Укажите, какой тип связи используется в словосочетании создавали «полосыньки» из предложения 8. 6) Из предложений 9-11 укажите такое, в котором используется словосочетание со связью примыкание. 7) Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью примыкание. 8) Укажите тип связи слов в словосочетании двух культур (предложение 17). 9) Укажите тип связи слов в словосочетании совершается издавна (предложение 19). 10) Из предложения 18 выпишите все словосочетания и укажите их типы связи.
Зачёт № 8 ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.014 с.) |