Контроль знаний и умений учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль знаний и умений учащихся.



ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10-Х КЛАССАХ. ИЗ ОЫТА РАБОТЫ Коноваловой Г А

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

В настоящее время, когда модернизация российской образовательной системы требует нового подхода к оценке качества знаний при переходе с одной ступени образования на другую, особое значение приобрел ЕГЭ как один из основных инструментов строящейся системы оценки качества образования. Это накладывает определённую ответственность на учителя и требует от него искать приёмы и методы работы, обеспечивающие достаточно высокий уровень подготовленности учеников.

Мой опыт подготовки выпускников к ЕГЭ ведет отсчет с 2003 года, когда единый государственный экзамен находился в стадии апробации. За 8 лет были проанализированы результаты каждого года обучения, использованы разные формы работы, в результате чего выработалась определённая система подготовки учащихся 10 – 11 классов.

Задача учителя на первый взгляд проста: выучить теорию, отработать её на практике и сдать зачёт - но выполнение ее требует серьёзных усилий, как от учеников, так и от учителя. Чтобы ученик хорошо усвоил материал, учитель должен:

- на первом этапе (входной контроль) оценить качество знаний выпускника, уровень освоения дидактических единиц и степень сформированности основных компетентностей, заложенных в образовательном стандарте;

- на втором этапе обеспечить целенаправленное повторение материала с учетом имеющихся пробелов и закрепление навыков на практике;

- на третьем этапе проконтролировать уровень подготовленности выпускника к государственному экзамену, используя материалы кодификатора и спецификации ЕГЭ по русскому языку на текущий учебный год.

Предлагаемая методическая разработка для учителей представляет собой систему из 10 зачетов, включающих организованный по тематическим блокам теоретический материал для повторения, обобщения, систематизации и углубления знаний по русскому языку, полученных в основной школе, а также материал для практикума и тест по каждой теме. Система повторения и контроля основана на анализе наиболее часто встречающихся ошибок обучающихся при сдаче ЕГЭ.

Теоретический материал повторяется на отдельном уроке, затем на протяжении нескольких уроков ученики под руководством учителя отрабатывают практические навыки на материале учебника, в заключение следует контрольная работа, состоящая из практической части и теста по теории.

Дифференцированный подход выражается в том, что более подготовленные ученики могут самостоятельно повторять теоретический материал, используя таблицы (прилагаются к отдельным блокам), в то время как ученики, имеющие пробелы в знаниях, участвуют в дидактической беседе, проводимой учителем.

Контроль усвоения теоретического материала ведётся учителем на всём этапе повторения темы: более сильные ученики могут получить «зачёт» в ходе урока или при выполнении домашних работ, менее подготовленные учащиеся сдают весь теоретический материал во время заключительной контрольной работы. Практическую часть и тест выполняют все ученики. Зачеты №№ 5 и 9 включают работу с текстом повышенного уровня сложности, предназначенную для наиболее подготовленных учеников.

Надеюсь, данная методическая разработка поможет учителям русского языка в подготовке выпускников к экзаменам.

 

Зачёт №1.

Практическая часть

Распределить слова в три столбика

Гласная в корне, проверяемая ударением Гласная в корне, не проверяемая ударением Чередующаяся гласная в корне
     

 

Карточка № 1

 

Вечерняя з...ря, густые зар…сли, обв…вать ветром, пос…деть от горя, выск…чил из-за угла, ув…дать без воды, неверное предпол…жжение, крапива обж…гает, ум…лять заслуги, подр…жать герою, лёгкое прик…сновение, выр…внять грядку, р…вноправие, расп…вать вино, разв…ваться постепенно, пром…кательная бумага, распол…гать фактами, разг…релся интерес, ст…рожил ст…рожил свой дом, прор…стающие семена, прим…рял противников, г…реть ярко, выращ…нные цветы, юный возр…ст, изб…рательная к…мпания, непром…каемая ткань, в…сит килограмм, несг…раемый шкаф, разр…дить рассаду, отв…рить овощи.

Карточка № 2

 

Провозгл…шать, бл…стательный, бл…снуть, об…ятельный, насл…ждение, предпол…жение, к…сается, прик…сновение, ант…г…нистический, просв…титель, посв…щать, накл…ниться, б…гряный, пл…нительный, несг…раемый, к…нфликт, оч…рование, оз…ривший, ижд…венец, впеч…тление, выпл…вка, пл…вец, к…варство, сож…ление, нар…щение, р…стущий, выр…сти, юб…лей, зап…х, выск…чка, на ск…ку, ск…чок, ар…мат, б…чевать, вым…кший, обм…кнуть, ав…нгард, прогл…тить, ув…дание, р…вномерный, ур…вновешеннный, р…весник, инт…лл…гентный, обн…жать, озн…меновать, пренебр…гать, распростр…нять.

Карточка № 3

 

Неук…снительный, неперед…ваемое уд…вление, осв…тить лицо, оп…рация, скл…нение, сув…нирный, р…стительность, разв…вающийся плащ, притв…ряться, прил…житься, ман…кен, гр…циозный, пр…дут шерсть, выр…внять на глаз, разделить пор…вну, крепко обн…мать, в…стибюль, д…ректор, р…сточек, к…сательная, г…рючий, аб…туриент, изм…рять, ч…стота колебаний, ж…лет, ск…чок, скл…нение, об…няние, бл…госл…вить на подвиг, оз…рённный, одухотв…рённый, д…лина, отв…рить окно, л…ловый, од…колон, отр…жать нап…дение.

 

Тест

 

1. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне

а. Вызв…лить, выр…стающий, предст…вительный

б. Вл..стелин, пок…рать, укр…титель

в. Пок…ряющий, з…ря, провозгл…шение

г. Упл…тняя (бетон), к…саться, к…мпаньон

2. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне

а. Неприм…римость, ч…столюбие, раст…нуться

б. Д…лина, шт…мповать, вым…ршие животные

в. Т…жёлый, разв…вающиеся флаги, б…тонировать

г. Зап…вала в хоре, подм…сти пол, заж…гание

3. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне

а. Разл…нованный, од…брительность, возн…кновение

б. Прибл…жённый, бл…стающий,нав…ждение

в. Стр…миться, тор…пясь, прин…мающий

г. Пер…одический, предв…рительный, опрот…стовать

4. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне

а. Аргум…нтированный, з…рница, ч…рующий

б. Осн…стить, бл…стательный, впл…тнуй

в. К…ммерческий, см…гчить, обд…рать

г. Гарм…ничный, упр…щённый, пл…тёная (корзина)

5. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне

а. К…пошиться, нагн…тать, нед…умевать

б. Увл…кательный, упр…стить, см…гчить

в. Уп…минать, к…варный, кр…стовина

г. Нагр…вать, упр…щение, подж…гать

6. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне

а. Ст…пендия, расст…лать постель, разб…раться

б. Ос..длать, выл…нять от стирки, подд…ржать

в. Аргум…нтировать, д…спетчер, выт…рать

г. Адм…нистрация,подн…маясь, распл…скать

7.В каком ряду во всех словах имеются корни с чередующимися гласными.

а. Р..внять, пром..кашка, пот..рять

б. З..рница, переж..вание, предл..жение

в. Зан..маться, разр..статься, прик..сновение

г. Утв..рь, несг..раемый, под..вая

8. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне

а. М..нимльный, в..риант, пол..жение

б. Ред..ктировать, либер..лизация, п..лнокровный

в. Уст..явшийся, к..мпьютер, упом..нание

г. Упр..щённый, проц..дура, предв..рительный

9. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне

а. Зан..маться, угр..жать. соч..тание

б. Расст..лать, уг..реть, бл..стать

в. Зам..реть, прор..щивать, ум..лять

г. Прид..раться, прик..сновение, просл..влять

10. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне

а. Выч..тание, р..вноправие, ин..циатива

б. Д..фицит, скл..ниться, зан..мать

в. Бл..стеть, натв..рить, попл..вок

г. Пл..вчиха, обл..чать, предпол..гать

 

№ задания                    
ответ                    

 

Ответы к тесту

№ задания                    
ответ б а а г б б в б б в

 

Зачёт № 2.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

Приставка пре- имеет следующие значения:

высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;

синонимичность приставке пере-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).

Приставка при- обозначает:

присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;

неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;

пространственную близость: приморский, приусадебный;

доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;

совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.

Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению.

Сравните:

предать (друга) — выдать (ср. предатель)

придать (значение) — добавить

претворить (в жизнь) — воплотить

притворить (дверь) — прикрыть

презирать (врага) — ненавидеть

призреть (сироту) — приютить

пребывать (в городе) — находиться

прибыть (в город) — приехать

преступить (закон) — нарушить

приступить (к делу) — начать

Во многих случаях приставки пре-, при- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.

Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет, прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Разделительные Ъ и Ь.

Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:

после приставок на согласную (разъезд, съязвить, предъюбилейный, съёмка);

в сложных словах после двух-, трех-, четырех- (двухъярусный).

Разделительный ь пишется в середине корня и перед окончанием (серьёзный, семья, вьюнок, бьют, ручьи).

Запомните: ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб-, транс- (адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект, трансъевропейский).

Ь пишется в некоторых иноязычных словах перед о (батальон, почтальон, медальон, бульон)

Буквы Ы и И после приставок

Запомните: после приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется буква ы (интересный — без ы нтересный, искать — раз ы скать).

Исключение: взимать.

Буква И сохраняется:

в словах с приставками меж- и сверх- (межинститутский, сверхинтересный);

в словах иноязычного происхождения с иноязычными приставками дез-, контр-, транс- (дезинформация, контригра);

в сложносокращенных словах (мединститут).

Практическая часть

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы

Без..звестный бе..вкусный
Дез…нформация бе..характерный
С…мпровизировать бе..связный
Свер..из..сканный во..делывать
Пред..нфарктный и..сушить
Под..тожить ра..чистить
Спорт…нвентарь р..зданный
Без...сходный чере..чур
Из..мать чре..вычайный
фин.нспектор ..жатый
Пред..дущий ..доровье
Об..гранный во..звание
Пред..юльский ..дешний
Меж..нститутский не…добровать
Вз..мать ни…вергнуть

 

непр...хотливый пред...явить
пр...вращаться неот...емлемый
пр...небрежение п...едестал
пр...сыщение меж...ярусный
пр...творяться больным транс...европейский
пр...рекаться трех...язычный
пр...крытие с...экономить
непр...метный сов…ёт (гнездо
пр…странный с…ёжиться
пр…успеть об…ёмный
пр…ручённый суб…ект
пр…ободрить двух…ярусный
непр…ходящие ценности разоб…ётся
пр…глушить всеоб…емлющий
пр…плясывать раз…ярился

 

Карточка №2

Вставить пропущенные буквы

бе…застенчивый пр…тензия
не…добровать пр…ободрить
во…кликнуть пр…ручённый
ни…вергнуть пр…странный
ра…садить пр…успеть
бе...вкусный пр...творяться
бе...церемонный пр...рекаться
ра...венчать пр...крытие
бе...жалостный непр...метный
бе...характерный непр...хотливый
чере...чур пр...вращаться
не...держанный пр...небрежение
и...подтишка пр...сыщение
ни..ходящий пр..небречь
чере..полосица пр..вередливый

 

раз…ём дез…нфекция
разоб…ётся от…граться
всеоб…емлющий без…звестный
с…ёжиться обл...нспекция
с...экономить без...звестный
раз…ярился транс...ранский
об…ёмный вз..скать
трех...язычный небез...нтересный
п...едестал раз...скать
неот...емлемый под...тожить
транс...европейский пан..сламист
пред...явить от..мённый
меж...ярусный по..стине
ад..ютант об..ндеветь
соб..ёт без..скусный

 

Тест №1

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква З?

а. сделать и...подтишка

б. не...держанный

в. чере...чур строгий

г. бе...надёжный

2. В каком случае на месте пропуска пишется буква С?

а. бе...жалостный

б. ра...венчать

в. бе...церемонный

г. бе...вкусный

3. В каком слове пишется буква И?

д. пр...сыщение

е. пр...небрежение

ж. пр...вращаться

з. непр...хотливый

4. В каком слове пишется буква Е?

а. непр...метный

б. пр...крытие

в. пр...рекаться

г. пр...творяться больным

5. В каком слове пишется Ь?

а. пред...явить

б. неот...емлемый

в. с...экономленный

г. п...едестал

6. В каком слове нет Ъ?

а. меж...ярусный

б. транс...европейский

в. трех...язычный

г. с...экономить

7. В каком слове после приставки пишется И?

а. под...тожить

б. раз...скать

в. небез...нтересный

г. сверх...зобретательный

8. В каком слове после приставки пишется Ы?

а. дез...нфекция

б. транс...ранский

в. без...звестный

г. обл...нспекция

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а. Бе…трепетный, ра…бираться, во…препятствовать

б. Ра…садить по местам, ни…вергнуть, во…кликнуть

в. Бе…компромиссный, не…добровать, бе…принципный

г. Ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а. Двух…ярусный, суб…ект, об…ёмный

б. Не…бходимость, с…ответствовать, з…трагивать

в. Без…звестный, от…граться, дез…нфекция

г. Пр…глушить, пр…успеть, пр…ручённый

№ задания                    
ответ                    

 

Тест №2

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

а. Пр..людия, пр..забавный, пр..хотливый

б. Пр..стойный,пр..пятствие, пр..скорбие

в. Пр..бой, пр..смиреть, пр..успеть

г. Пр..вет, пр..лежный, пр..ятель

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

а. С..трудник, нес..мненный, пр..бабушка

б. Без..ядерный, с..ехал,в..юга

в. Пр..творщик, пр..клонил (колени), пр..обрёл

г. Пр..следовать, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

а. Пр..града,непр..ступные (укрепления), пр..зент

б. Бе..вкусный,..гинуть, во..двигнуть

в. Под..гнать,пр..поведник, раз..бравшийся

г. Ш..ётся, грузопод..ёмник, зав..южило

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

а. Бе..компромиссный,..дешний, во..стать

б. Пр..творщица, пр..кратить, пр..теснение

в. Нес..едобный, вз..ерошенный, об..единить

г. Фел..етон,с..язвить, об..единение

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

а. Пр…глушить,пр…ободрить, пр…ручённый

б. Ра…садить по местам, ни…вергнуть, во…кликнуть

в. Без…звестный, от…граться, дез…нфекция

г. Двух…ярусный, суб…ект, разоб…ётся

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

а. П…строить, пр…оброз, не…тчаявшийся

б. Бе…компромиссный, не…добровать, бе…застенчивый

в. Раз…ярился, всеоб…емлющий, об…ёмный

г. Пр…тензия, пр…пираться с преподавателем, пр…плясывать

7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

а. Не…бходимость, с…ответствовать, з…трагивать

б. Пр…частие, пр…знательный, пр…способить

в. Бар…ер, раз…ём, под…езд

г. Ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить

8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

а. Ра..валить, ро..вальни, и..делие

б. Сверх..нтересный, дез..нформация, под..тожить

в. Двух..ярусный, в..юн,с..едобный

г. Пр..льстить, пр..сечь, пр..баутка

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

а. Пр..зидент, пр..словутый, пр..цедент

б. Дез..нформация, без..нтересный, пред..стория

в...дать, ра..писание, бе..бедный

г. О..дать, по..писать, пре..ставить

10 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

а. Бе..предметный, ра..бег, …бить

б. Пр..вратный, пр..вратник, пр..образовать

в. Без..дейность, из..мать, пред..стория

г. О..дать, по..толкнуть, о..править

 

№ задания                    
ответ                    

 

Ответы к тесту №1

№ задания                    
ответ г в г в г г г в в а

 

Ответы к тесту №2

№ задания                    
ответ                    

 

Зачёт № 3

Практическая часть

Карточка №1

Списать, вставляя пропущенные буквы.

 

Флаги ре…т, люб..щие искусство, изыма..мый, задерж..нный, взлохмач..нный, бор..щийся, вид..мый, туманы стел…тся, рабочие стро..т, насыщ..нный, заброш..нный колодец, маляры крас..т, щекоч..щий лицо, неизлеч..мый, стрел..ный воробей, добавл..нный, деревья руш..тся, колыш..щиеся ветки, надкуш..нное пирожное, вдыха..мый, откуш..нный обед, успехи потряса..т, снежинки та..т, свал..нное ветром, движ..мый, трепещ..щие от восторга, хаты дремл..т, они души не ча..т, выкач..нный из гаража мотоцикл, завис..щий от другого, иголки кол..тся, засуш..нные цветы, стел..щаяся берёза, занавеш..нные окна, перемеш..нный бетон.

Карточка №2

Списать, вставляя пропущенные буквы.

 

Пен..щиеся волны, люди не обид..т, флюгеры верт..тся, чару..щая сказка, свал..нные в угол книги, обстрел..ные позиции, застрел..нный враг, подстрел..нный заяц,слыш..мый, бор..щийся за мир, полыха..щая заря, строители постро..т, орехи кол..тся, родники клокоч..т, застро..нные окраины, обдава..мый, знач..щийся по списку, уже слыш..нная новость, пчёлы жал..т, дети пол..т грядки, высел..нные жильцы, тяжело дыш..щий, чару..щая сказка, они вытерп..т, надкуш..нное пирожное, вдыха..мый, заброш..нный колодец, маляры крас..т, трепещ..щие от восторга, хаты дремл..т, люб..щие искусство, изыма..мый.

 

Тест

 

2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

а. догон..шь, озадач..вший

б. разбуд..шь, омыва..мый

в. беспоко..шься, подстрел..нный

г. шепч..шься, расчист..вший

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Ю?

а. снега та...т, бре...щий бороду

б. жернова перемел...т, стро...щийся дом

в. дети вид...т, дремл...щий рыбак

г. родители позвол...т, отдыха...щие студенты

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

а. испорт…шь, колебл…мый ветром

б. леч…шь, направл…нный

в. посе…шь, прикле…вший

г. увид…шь, движ…мый

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

а. застан…шь, засе…вший

б. слыш…шь, позолоч…нный

в. посе…шь, увид…нный

г. закле…шь, открыва…мый

6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

а. выздорове…шь, упорядоч…нный

б. разбав….шь, открыва…мый

в. меч…шься, измуч…вшийся

г. услыш…шь, знач…мый

7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

а. леч…шь, приемл…мый

б. выскоч…шь, изуча…мый

в. лепеч…шь, расцвеч…нный

г. тащ…шь, невид…мый

8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

а. предъявля..шь, воссоздава..мый

б. загон..шь, просмотр..нный

в. напил..шь, закле..вший

г. свер..шь, укороч..нный

9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

а. задерж..шься, атаку..мый

б. выгляд..шь, перекормл..нный

в. терп..шь, всклокоч..нный

г. сфотографиру..шься, предвид..вший

10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

а. перекол..шь, усе..нный

б. распил..шь, подкле..нный

в. услыш..шь, невид..мый

г. засе..шь, стро..вший

11. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

а. беспоко..шься, брош..нный

б. накорм..шь, встревож..нный

в. поджар..шь, независ..мый

г. насыпл..шь, подмеч..нный

 

№ задания                    
ответ                    

 

Ответы к тесту №1

№ задания                    
ответ а а г в г г а г в в

Зачёт № 4.

1. Н И НН В СУФФИКСАХ ОТЫМЁННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

нн н
1. В суффиксах –енн-, -онн- искусств-енн-ый экскурси-онн-ый 2. В прил., образованных от сущ. с основой на н+н Карман-н-ый Лун-н-ый 3. Искл.: стеклянный, Оловянный, деревянный 1. Искл. Ветреный 2. Искл.: синий, зелёный, румяный, багряный, свиной, юный 3. В суффиксах –ан-, -ян-, -ин- Песч-ан-ый, глин-ян-ый, лебед-ин-ый
В кратких прил. пишется столько н, сколько и в полных: даль туман-н-а (туман-н-ый), девушка юна (юный)

2. Н И НН В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ

НН Н
1. Образованных от глаголов сов.вида Решить ─ решённый   2. Есть приставка (кроме не) за-жаренный, искл.:исмышленый, названый (брат), посаженый (отец), приданое (сущ.) 3. Есть зависимое слово: Жаренныйв масле   4. Есть суффиксы –ова-, -ева- маринованный 1. Образованных от глаголов несов.вида Сушить ─ сушёный, искл.: деланный вид, желанный, виданный, невиданный, виденный, невиденный, слыханный, неслыханный, негаданный, нежданный, нечаянный, медленный, священный 2. Нет приставки: жареный 3. Нет зависимого слова: жареный картофель 4. Искл.: кованый, жёваный, клёваный 5. В кратких причастиях: комната убрана (убранный)

 

3. Н И НН В НАРЕЧИЯХ

НН Н
Столько Н, сколько в прилагательном, от которого образовано:
Взволнованно - взволнованный мудрено - мудреный

Примечание 1.

При кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа со значением деятеля.

Сравните: Территория около нового дома еще не благоустрое н а (причастие). - Территория около нового дома была мала, неблагоустрое нн а (прилагательное); Сыновьям всегда везло, и они были избалова н ы судьбой (причастие). - Сыновья были капризны и избалова нн ы (прилагательное); Статья начита н а для записи на пленку (причастие). - Девушка была музыкальна и начита нн а (прилагательное); Население было взволнова н о сообщением по радио. - Море сегодня взволнова нн о;

 

Примечание 2.

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: воспита нн ик (воспита нн ый), избра нн ик (избра нн ый), свяще нн ик (свяще нн ый), ставле нн ик (ставле нн ый), варе н ик (варе н ый), копче н ости (копче н ый), муче н ик (муче н ый), мороже н ое (из прилагательного мороже н ое - морозить); организова нн о входить (организова нн ый), пута н о отвечать (пута н ый), удивле нн о смотреть (удивле нн ый).

 

Практическая часть

Карточка №1.

Списать, вставив н или нн.

 

Восторже…ый гул, броше..ый камень, непуга..ая птица, полотня..ый воротничок, ками..ая полка, берестя..ой ковш, выносливый путешестве..ик, единстве..ый воспита..ик, никем не пуга..ая птица, дикови..ые подарки, вызов броше.., ветря..ая мельница, ветре..ый избра..ик, бура..ый день, пушка заряже..а, погода безветре..а, ране..ый боец, серебря..ые украшения, песча..ый карьер, изране..ая рука, беше..ая собака, ути..ая охота, взбешё..ый зверь, израсходова..ый запас, она невниматель..а и рассея..а, жаре..ая рыба, невида..ый урожай, мощё..ая улица, глиня..ая и стекля..ая посуда, мощё..ая булыжником мостовая, пута..о отвечать, запута..ая история, мороже..ые варе..ики, боец изране..ый, станцио..ый смотритель.

 

Карточка №2.

Списать, вставив н или нн.

 

Ледя..ая вода, ветря..ая мельница, масля..ый блин, полотня..ый костюм, студё..ый день, незва..ый гость, открове..ая неприязнь, привилегирова..ый класс, ветре..ый человек, выкача..я вода, расклее..ые афиши, неслыха..ая дерзость, нежда..ый гость, гружё..ая баржа, плохо навеше..ая дверь, плене..ый враг, свяще..ый долг, нерешё..ая задача, прида..ое невесты, непроше..ый гость, да..ое слово, жаре..ые семечки, жжё..ый сахар, плавле..ый сыр, коше..ый луг, золочё..ый портсигар, засуше..ые грибы, юноша хорошо образова.., дети умны и воспита..ы, лица были озабоче..ы, соревнования организова..ы, афиши расклее..ы, никем не замече..ый, обвеше..ый покупатель, увеша..ое плодами дерево, помеша..ый ложечкой чай.

Тест

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Ответы к тесту

№ задания                    
ответ                    

 

Зачёт №5

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение - определение, выраженное существительным. В большинстве случаев приложения согласуются с определяемым словом в падеже и числе: Донец- река. Приложения, представляющие собой имена собственные в условном, переносном значении, являются несогласованными: ледокол “Арктика”.

Дефис ставится между двумя одиночными (нераспространенными) именами существительными, причем обычно приложение стоит после определяемого слова и сливается с ним по смыслу: инженер-конструктор.

Если определяемое слово выражено именем собственным, то дефис ставится при позиции приложения после определяемого слова: Москва-река, Астрахань-город (но река Москва, город Астрахань).

Дефис не ставится:

1) если приложение в позиции перед определяемым словом может быть заменено однокоренным согласованным определением: старик крестьянин (старый крестьянин);

2) если первое из двух нарицательных существительных обозначает родовое понятие, а второе - видовое: птица грач, дерево береза. В случаях, когда подобное сочетание существительных обозначает сложный научный термин, дефис ставится: заяц-беляк, бабочка-лимонница.

3) если первым элементом являются общеупотребительные слова-обращения: гражданин, мистер, фрау и т.п.

Практическая часть

Карточка №1

Расставить знаки препинания.

 

1) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза.

2) Стрелы пущенные в него упали обратно на землю.

3) Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжить восхождение.

4) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы наполненные виноградом.

5) Всё смеющееся весёлое отмеченное печатью юмора было ему недоступно.

6) Это были юные таланты и по-настоящему любившие музыку и неплохо разбиравшиеся в тайнах её волшебства.

7) Предоставленные сами себе дети оказались в трудном положении.

8) Он обрадованный этим известием поспешил домой.

9) Ветер влажный южный тёплый предвещал начало дождя.

10) Белеет парус одинокий.

11) Одинокий он белеет вдали.

12) День солнечный звонкий юный.

13) Его форменная фуражка помятая и замасленная была сбита на затылок.

14) Ошеломлённый этим ударом казак зашатался.

15) На лице его промелькнуло нечто похожее на усмешку.

16) Издали доносился гудок парохода долгий и назойливый.

17) В белом платье с нерасплетёнными косами она тихо подошла к столу.

18) В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете.

19) На карнавале Лена в костюме феи привлекла всеобщее внимание.

20) Старик чабан оборванный и босой в тёплой шапке с грязным мешком и с крючком на длинной палке унял собак.

21) Стояла белая зима с жестокой тишиной безоблачных морозов.

22) Одна из птиц посмелее других подлетела к нам.

23) Одна из птиц посмелее других.

24) Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.

25) Сергей Никанорыч буфетчик налил пять стаканов чаю.

26) Потомственный офицер Ланской чтил старые армейские традиции.

27) Ясень теплолюбивая порода страдает от весенний заморозком.

28) Никому он не нужен теперь этот переход.

29) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов...

30) Берегите наш язык наш прекрасный русский язык это клад это достояние переданное нам нашими предшественниками...

31) Ровесник и друг Пушкина В.И. Даль по образованию врач был автором толкового словаря.

32) Девочка стояла потупив глаза от смущения.

33) Пошумев река успокоилась.

34) Из-под ног вырвался и поднимаясь в небо радостно запел жаворонок.

35) Облизав губы и ощутив забытый с детства вкус слёз он постепенно приходил в себя.

36) Направо была дверь пройдя которую можно было попасть в коридор ведущий на сцену.

 

Карточка №2

Расставить знаки препинания:

1) Какой-то повар грамотей с поварни побежал своей в кабак.

2) Я вспоминаю бабушкины сказки про Ивана царевича, про Иванушку дурачка.

3) Ходил Стенька Разин в Астрахань город.

4) От полка спасибо наше вам за сына храбреца.

5) Слушайте товарищи потомки агитатора горлана главаря.

6) Жил в хижине бедняк сапожник.

7) Народ подвижник и народ герой оружье зла оружьем встретил.

8) Птица песня опять встрепенулась в груди и взмахнула огромным крылом.

9) Мы артиллеристы хлопотали возле орудию

10) Другом детства Пушкина была его сестра Ольга Сергеевна.

11) На высоком берегу Москвы реки было создано укрепление.

12) Предвестник осени мелкий дождь кропит землю.

13) В Сибири живут разные звери например медведи.

14) Ананас чудесный дар тропиков похож на большую шишку.

15) Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам.

16) Сергей Никанорыч буфетчик налил пять стаканов чаю.

17) На маяке жил только сторож старый глухой швед бывший шкипер.

18) Ясень теплолюбивая порода страдает от весенних заморозков.

19) Сегодня я и мой друг Серёжа уезжаем на юг.

20) Это был матрос Жухрай.

21) Одинокий юноша бродил вдоль реки Яузы.

22) В этом городе жил наш поэт Заболоцкий.

23) Бугорков любил Травкина своего земляка волжанина.

24) Я выучил наизусть отрывок из поэмы Полтава А.С. Пушкина.

25) Отец любит читать журнал Огонёк.

26) Ястреб тетеревятник настоящий лесной разбойник.

27) Кипренский побочный сын бригадира Дьяконова отданный отцом на воспитание своему крепостному был с ранних лет предоставлен самому себе.

28) Лев Толстой много лет прожил в Ясной Поляне.

29) Эрмитаж ежегодно посещают тысячи туристов.

30) Дочь Дарьи Михайловны Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться.

31) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

32) По совести говоря можно было сделать лучше.

33) Вот к пальмам подходит шумя караван.

34) Он не спеша всё убрал.

35) Вся команда чинила паруса не покладая рук.

36) Вот ветер тучи нагоняя дохнул завыл...

 

Тест №1

1. Какая характеристика соответствует предложению?

Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе.

1) в предложении есть два обособленных определения

2) в предложении есть два обособленных обстоятельства

3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство

4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение

2. В каком предложении есть обособленное приложение?

1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.

2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.

3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.

4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.

3. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?

1) Утром я увидел, что не освещенные солнцем места были покрыты блестящим инеем.

2) По одну сторону улицы тянулся длинный забор серый и пыльный.

3) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев.

4) Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль.

4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?

1) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.293 с.)