ТОП 10:

РЕПОРТЕРЫ ПОКАЖУТ ТО, ЧТО ПОКАЖУТ ИМ



 

С точки зрения репортера, свободный доступ к информации означает возможность доступа к ней в любую минуту. Поэтому будьте готовы по команде Зверя прыгать в кольцо и днем и ночью, и в будни и в праздники. Если корреспондент не может прийти к вам, предложите зайти к нему. Если для репортажа потребуются интервью с другими людьми, назовите журналистам их имена и телефоны. Если вашу новость нужно снабдить видеорядом или фотографиями, облегчите съемку. Вы должны проанализировать все аспекты сюжета и обеспечить максимальное удобство его освещения.

Малейшее препятствие на пути репортера к вашей истории должно быть немедленно устранено. Учитесь у крупных компаний и правительственных органов, которые часто мелькают в СМИ.

Сложно получить разрешение на съемку сборки машин на заводе General Motors. Трудно снять сотрудников 1ntе1, в стерильных условиях собирающих микропроцессоры. Вряд ли получится заснять тренировки армии США. Поэтому General Motors, Intel, армия и многие другие общественные и частные организации нашли компромисс. Они сами снимают заветные кадры и поставляют их СМИ. Когда всплывает подходящая история, информационные агентства не тратят времени и сил, чтобы добыть редкую пленку. Им даже не приходится просматривать архивы, чтобы выудить нужные кадры. Журналисты точно знают, где лежат материалы от фирмы. Доступность ведет к успеху.

Искушенные специалисты готовят видеопресс-релизы. Ежегодно крупные корпорации тратят небольшое состояние на производство новостей о себе. Они нанимают профессиональных операторов (многие из которых сбежали с ТВ), чтобы сделать сюжет-конфетку для репортеров. Сюжеты преподносятся СМИ на блюдечке с голубой каемочкой и, как правило, рассказывают о товаре или услуге фирмы.

Иногда продюсеры запускают сюжет целиком. Однако в большинстве случаев из видеопресс-релизов варварски вырезают отдельные кадры и нужную в данный момент информацию. Даже если репортеры растерзают несчастный релиз, товар, ради которого он был создан, все же промелькнет на экране. Миссия выполнена.

Не только ведущие корпорации и органы власти могут извлечь пользу из потребности Зверя в фото- и видеоматериалах. При определенных условиях ваш релиз будет показан. Условия таковы; СМИ заинтересованы в вашем сюжете, но не имеют времени или ресурсов для подготовки репортажа. Ваши кадры пригодятся, если вы сделаете профессиональную съемку с применением высококачественной аппаратуры. Относительно низкие цены на цифровые видеокамеры сделали создание видеопресс-релизов доступным для многих.

4 июля 2001 года группа активистов организовала в моем городе детский парад. Сотни ребят украсили свои велосипеды и мопеды, нарядили собак и празднично оделись сами. Перед колонной ехала яркая пожарная машина. Мы сообщили о параде местным телестудиям. Одна из них выразила интерес, но было лето, многие сотрудники ушли в отпуск, остальные были заняты другими событиями, и оператор никак не мог подъехать.

Применяем принцип доступности. Твердой рукой запечатлел парад на собственную цифровую камеру и взял все крупные и общие планы, которые нужны были продюсеру. Я также снял несколько коротких интервью с детьми. После шествия я приложил к записи основную информацию и отправил кассету на телестудию. Журналисты озвучили пленку и дважды показали парад в вечернем эфире. Парады всем нравятся. Рассказать о них легко.

 

ХЭППИ-МИЛ, ПОЖАЛУЙСТА

 

Сбор информации — тяжелый, требующий времени процесс. Вечно спешащий Зверь не может устоять перед готовыми новостями. Ему некогда сесть и полноценно пообедать. Он ест на бегу, получая пакет с гамбургером в окошке ресторана быстрого питания. Поэтому готовые вкусные блюда — книги, исследования, опросы, в которых информация уже отобрана и логически выстроена, — всегда так привлекательны для СМИ.

Когда Всемирный фонд защиты дикой природы представляет доклад об угрозе исчезновения животных и растений из-за глобального потепления, репортеры вынимают блокноты. Когда Министерство образования США заявляет, что в старших классах ученики валяют дурака, продюсеры договариваются об интервью с директорами школы. Когда Институт медицины приводит пугающую статистику о том, скольких пациентов лечат устаревшими, небезопасными, неправильными методами, в редакциях начинают стучать клавиатуры.

На первый взгляд может показаться, что подобные сюжеты поглощают эфирное время и газетные полосы, как пожар поглощает кислород к комнате. До определенной степени это верно. Однако если вы вглядитесь повнимательнее, то обнаружите восхитительные возможности для пиара там, где раньше видели только жесткую конкуренцию.

Архитектор Сара Сьюзенка любит проектировать небольшие дома. За последние 30 лет средняя площадь американского дома увеличилась на 75 м2, и спрос на творчество Сьюзенки грозил упасть. Однако ей так не нравились похожие на пещеры жилища, что она написала книгу «Не очень большой дом». Архитектор пыталась противостоять тенденции и заняла свою особую нишу. Она шла вразрез с общественными предпочтениями (неординарность), поэтому о ней заговорили СМИ. Громкая известность сделала книгу бестселлером.

Сьюзенка продолжила работу, выпустив книгу «Как создать не очень большой дом». Это практическое пособие для строителей и декораторов. Благосклонность масс-медиа принесла книгам такой успех, что Сьюзенка перестала проектировать дома. Она решила читать лекции и создала сайт notsobighouse.com, куда заходят 4000 посетителей в день.

Такие авторы, как Сьюзенка, становятся легкой добычей для СМИ: они абсолютно доступны и предлагают конкретные факты, цифры, идеи и эмоции. Книга хороша, когда изложенная в ней информация актуальна (см. «Принцип своевременности»). Полагаю, писатели рады были это узнать. Но не завидуйте им. Действуйте по принципу доступности: пусть авторы работают, а вы воспользуетесь результатами их труда. Допустим, вы подрядчик и строите небольшие дома. Прочтите книги Сьюзенки. По ходу дела собирайте все красивые фразы, касающиеся вашей работы. Скомпонуйте материал и представьтесь репортеру как профессионал, уловивший новые веяния. На книгу можно положиться, ей доверяют. Вы — подрядчик, который воплощает в жизнь идеалы, изложенные в печати.

Все журналисты мечтают найти сюжет национального масштаба. Информационные агентства, телеканалы и крупные газеты слетаются на опросы и исследования как мухи на мед. Почитайте обзоры и книги, отыщите связь между их темой и вашей деятельностью.

Когда International Journal of Obesity опубликовал гипотезу о существовании вируса, который вызывает полноту, СМИ растиражировали ее. Кто их упрекнет? Как оставить без внимания идею о том, что лишние килограммы можно подхватить так же, как простуду? И если вирус существует, то должно быть лекарство, убивающее болезнь? Перед нами отличное сообщение, которому можно найти тысячу применений.

Фитнес-клуб посмеется над очередным нелепым оправданием, выдуманным, чтобы не заниматься спортом. Группа психологической поддержки для людей с избыточным весом и терапевты проанализируют эмоциональный эффект предположения. Медики и тренеры, производители продуктов питания и диетологи могут воспользоваться гипотезой, чтобы добиться паблисити. Видит бог, аудитория таких сообщений огромна.

В марте 2001 года газета U.S News &World Report напечатала небольшую заметку о риске, связанном с ездой на велосипеде, особенно после пары стаканчиков. Статья была основана на изучении 124 серьезных травм, полученных велосипедистами из штата Мэриленд. У трети скончавшихся, содержание алкоголя в крови превышало норму. Эту заметку могли бы использовать для привлечения внимания СМИ продавцы велосипедов, ассоциация «Матери против вождения в нетрезвом состоянии» и даже государственные власти. Новые исследования и обзоры есть в каждой сфере. Стиль жизни современных людей постоянно меняется. Наши привычки изменяются благодаря всем новым и новым открытиям. Старые теории отмирают, на их месте появляются новые. Все публикации, содержащие сжатую информацию, дают вам отличную возможность привлечь к себе внимание СМИ и аудитории.

Конечно, если вы амбициозны и изобретательны, то всегда сможете самостоятельно добыть информацию. В главе «Принцип изобретательности» я расскажу, как это сделать.

 

ГРОМКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

 

 

Неожиданное, остроумное, шокирующее высказывание — вот что оживляет репортаж. Без ярких цитат сюжет похож на выключенный мотор. Автомобиль безжизненно стоит на месте. Если репортер соберет механизмы из сухих, скучных фактов, мотор закашляется, но приведет машину в движение. Мечта корреспондента — блестящие, новые детали из упаковки, которые он вручную легко закрепит на своих местах. Сборка должна быть быстрой, легкой и давать прекрасный результат.

Вам будет приятно узнать, что принцип доступности не добавит новых требований к вашим интервью. Если вы прилежно применяете все предыдущие принципы, то ваши фразы легки для восприятия. Спросите себя прежде всего, о чем ваш рассказ? Что вы в первую очередь хотите сказать по данной теме? Как сформулировать ответы, чтобы они были неординарны по содержанию, просты для пони- мания и эмоциональны по тону? Когда вы это обдумаете (то есть отдадите дань уважения принципам НЭП), у вас получится блестящая, зажигательная реплика для СМИ. Как я уже говорил, яркая цитата повышает вероятность того, что ваше сообщение будет опубликовано в первозданном виде. Одновременно уменьшается риск быть неточно истолкованным.

Прочитайте следующие примеры. Они очень разнообразны, но обладают одним общим качеством. Проверим, сможете ли вы его заметить.

«Никогда еще в истории человеческих конфликтов не было случая, чтобы столь многие были обязаны столь немногими.

Уинстон Черчилль

«Отправляясь в логово льва, вы не станете красться на цыпочках. Вы будете размахивать копьем, воинственно вопить и, пнув камень у входа, рявкнете: "Где чертов лев?!"»

Брайан Биллик, арбитр Национальной футбольной лиги

«Я всегда рассматривала потерю девственности как этап карьеры»,

Мадонна, поп-певица

«Если демократам так хотелось видеть президентом Гора, надо

было голосовать за импичмент».

Неизвестный

«Если вы хотите спасти китов, звоните в Гринпис, Если вы спите

с китом, звоните нам».

Ричард Доминин,

мы наносим себе сами».

Билл Клинтон

создатель «Шоу Джерри Спрингера» «Гольф во многом похож на жизнь — самые серьезные травмы.

Обратите внимание, все эти фразы самодостаточны. Репортеру не надо мучиться и комментировать их. Не надо беспокоиться о сохранении мысли автора. Нужно просто вставить цитату в текст и повернуть ключ зажигания. Это роскошь, и журналисты ее ценят. К тому же профессиональные репортеры всегда начеку, чтобы не пропустить высказывание, которое даст тему для новых сюжетов. Репортаж на заданную тему не только вызывает интерес. Его легче готовить.

Мой коллега, играющий за баскетбольную команду колледжа, следовал принципам медиа, давая интервью о получившем травму товарище Брайане Смите. «Вы когда-нибудь слышали старую фермерскую историю о лошади, сломавшей ногу? — спросил он у репортера. — Лошадь усыпляют, чтобы не мучилась. В этом году, по-моему, пора отправить Брайана на покой. Я сказал тренеру: "Давайте назначим день и прикончим его"». Статья вышла под заголовком «Рабочая лошадка Смит». В начале репортажа Смит был назван «заезженной ломовой лошадью», и фермерская тема прошла через всю статью.

Журналисты боготворят людей, умеющих кратко и просто объяснять сложные вещи. Физиотерапевт Терри Лоунс как раз такой человек. Она доходчиво объясняет, почему американская система здравоохранения столь неэффективна и почему медицинская страховка так дорога. Она сравнивает заботу о здоровье с заботой об автомобиле. Если бы производители авто бесплатно давали вам новый мотор каждый раз, как у вас сломается старый, стали бы вы менять масло? Так же и в медицине. Люди меньше заботятся о здоровье, потому что страховка покрывает все расходы на лечение.

Лоунс изложила свою теорию журналисту, пишущему о деловом мире, и объяснение ему так понравилось, что он посвятил проблеме отдельный репортаж. Корреспондент даже выразил свое восхищение красноречием Лоунс: «Будучи физиотерапевтом, Лоунс говорит по существу. Будь она экономистом, она сказала бы что-нибудь вроде "Информационное освещение модели расчета затрат на здравоохранение несколько несовершенно"».

Замечание журналиста верно только отчасти. Лоунс ясно выражается не потому, что она терапевт. Она нашла простую и понятную аналогию потому, что активно использует принципы СМИ. Благодаря этому ее компания получила долю паблисити. Репортеру легко достался красивый пример в подарочной упаковке. И он, и Лоунс получили то, что хотели.

Если вам нужно благосклонное внимание СМИ, выбирайте путь наименьшего сопротивления, но не для себя, а для журналистов. Назначайте мероприятия в удобное для них время. Подавайте материал в сжатом и легком для понимания виде. Во время интервью делайте яркие, прямолинейные, лаконичные комментарии. Придерживайтесь главной мысли.

 

ЛЕГКО В БОЮ

 

Если вы занимаетесь связями с общественностью, пиаром, маркетингом или какой бы то ни было работой со СМИ, вашей единственной целью должно стать облегчение жизни репортерам. Это лучшее, что вы можете сделать для завоевания известности. Это также лучшее средство для борьбы с неблагоприятными репортажами.

Казалось бы, принцип очевиден, но специалисты, не желающие его замечать, постоянно мучают журналистов и редакторов. Они проводят мероприятия в неудобное время и в неподходящие дни недели. (Об этом мы поговорим подробнее ниже, см. «Принцип своевременности»). Они не сообщают четкой и существенной информации (на чем мы также остановимся, см. «Принцип ресурсов»). Иногда они даже вступают в противоборство со СМИ, о котором я расскажу (см. «Принцип эго» и «Принцип атаки»).

Если вы вспомните уже прочитанное, то обнаружите принцип доступности во всех четырех рассмотренных правилах. Репортеров привлекают неординарные истории, потому что они заметны. Их легче найти. По той же причине Зверь любит эмоции — они поднимаются над повседневностью. Людей трудно увлечь фактами, но добавьте эмоций, и толпа всколыхнется. Сложные темы неприятны не только журналистам, но и их аудитории. Нужен простой материал — сокращенный, сжатый, легкий для восприятия. Понимая важность неординарности, эмоциональности и простоты, мы должны тщательно готовить свои сюжеты и высказывания, используя знание принципов СМИ.

Читая эту книгу, вы убедитесь, что принцип доступности лежит в основе абсолютно всех правил масс-медиа. Легкие блюда Зверь ест с аппетитом.

 

 

ПРИНЦИП ПОВТОРЕНИЯ

СНОВА И СНОВА

 

Что объединяет Mc Donald’s, The Rolling Stones, Стивена Спилберга, компанию Соса-Со1а и журнал Тime? Все они достигли большого успеха, это понятно. Но что принесло им успех? Они покорили мир, справившись с тремя задачами: они смогли: 1) выделиться из общей массы; 2) стать лидерами; 3) преумножить свои достижения. Первые две задачи очень сложны, но ведущие компании знают, что еще сложнее выполнить третью задачу: быть последовательными.

 

УПОРСТВО ИЛИ НЕУДАЧА

 

Когда дело касается паблисити, люди делятся на три категории. Одни не проявляют упорства. Они хотели бы воспользоваться преимуществами широкой известности, но даже не пытаются ее получить по ряду причин (таких, как нехватка времени, страх или рассеянность).

Вторые считают себя упорными. Они более успешны, чем первая группа, потому что прилагают хоть какие-то усилия. Время от времени они сообщают информационным агентствам о том, чем занимаются. Они либо попадают в СМИ, либо нет и забывают о медиа до следующего важного события. К этой категории относится большинство крупных компаний. Они скорее симулируют активность, чем действуют.

Первая и вторая категории объединяют подавляющее большинство желающих накормить и приручить Зверя. Они никогда не достигают больших успехов, потому что не используют принцип повторения.

Третью категорию составляют по-настоящему упорные люди. Для них паблисити является приоритетной задачей. Они постоянно ищут возможности для пиар-кампании и максимально используют то, что удается найти или создать. Конечный результат столь же поразителен, как и закономерен. Десяти процентам людей достается девяносто процентов благосклонного внимания СМИ.

Большинство охотников за паблисити слишком быстро отчаиваются или слишком рано празднуют победу. Выиграв или проиграв, они останавливаются. Чтобы ваш сюжет получил широкое освещение, нужно изложить его в концентрированном виде и предлагать всем журналистам, которые согласны вас слушать. Если Зверь не обращает внимания на предложение, пересмотрите его и попробуйте снова. Если сюжет по-прежнему неинтересен, оставьте его и найдите другой. Когда Зверь его схватит, порадуйтесь, но не прекращайте работу. Переформулируйте сообщение так, чтобы оно заинтересовало новую аудиторию, и разместите его в СМИ еще раз. Сюжет привлек одно агентство, привлечет и другое.

О принципе повторения можно многое узнать от особой породы репортеров — фрилансеров («свободных художников»). В их работе совмещается деятельность журналистов и пиарщиков. Фрилансер не только пишет статью, но и продает ее информационным агентствам, Не соблюдая принцип повторения, он недолго продержится на такой работе.

Прежде чем собирать материал для статьи, фрилансер просчитывает, кому он ее продаст. Иногда удается продать еще не написанную статью. К примеру, репортаж о стрессе на работе в равной мере заинтересует редакции местных газет, СNN, журнал о психологии и бог знает какие еще СМИ. Внеся в текст незначительные изменения, фрилансер продаст одну и ту же статью разным изданиям.

Допустим, корреспондентка потратила на репортаж 12 часов и получила за него 300 долларов. Соответственно, ее зарплата составит 15 долларов в час. Вспомнив про налоги и служебные расходы, мы приходим к выводу, что ей выгоднее было бы работать секретаршей. Однако если за ту же цену корреспондентка продаст репортаж восьми редакциям, ее зарплата составит 120 долларов в час. Повторение — чудесная вещь!

Советую вам рассматривать все возможности для пиара так же, как журналист-фрилансер. Спросите себя: скольким информационным агентствам вы сможете предложить свой сюжет? Как заставить одни и те же организации использовать сюжет несколько раз? Ваша цель — добиться того, чтобы ваше имя упоминалось в СМИ как можно чаше. Многие не проявляют настойчивости, ошибочно полагая, что, если их сюжет один раз мелькнул в СМИ, этого хватит. Вовсе нет. Если один раз ваша история сработала, используйте ее и дальше.

В начале 1990-х национальный журнал новостей опубликовал статью об инновационном методе борьбы с диабетом в резервации индейцев зуни. Главный оператор телеканала, где я работал, показал мне статью и предложил сделать серию репортажей о борцах с диабетом. И мы ее сделали. Получился очень хороший цикл. Его номинировали на премию «Эмми». Мы продали серию каналу ЛВС и нескольким другим информационным компаниям.

Однажды мне позвонил корреспондент Том Формен и расспросил о подробностях. Через несколько месяцев он снял собственный сюжет на ту же тему. Она до сих пор популярна. В январе 2001 года, пролистывая U.S. News and World Report, я наткнулся на очередную статью о проблеме диабета у индейцев племени зуни. Мы посещали резервацию несколько лет назад, а о ней продолжали писать. Женщина, возглавляющая Центр по борьбе с диабетом у зуни, рассказывала журналистам о своей программе, несмотря на то, что ее многократно освещали местные, региональные и национальные СМИ.

Лучшие приманки для Зверя создает не тот, кто постоянно изобретает что-нибудь новенькое. Зверь бежит к тем, кто находит одну идею и использует ее многократно. Это как игра на барабане: вы стучите по одному инструменту, но меняете ритм. И все же будьте начеку и не забывайте искать новые возможности для пиара.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.014 с.)