Тема 1: «сущность, фунции и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: «сущность, фунции и методы



Кафедра экономики

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИОННАЯ ТЕТРАДЬ

ПО БАНКОВСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ

(К.э.н, доцент Фахрутдинова Е.В.)

Группа № _______________

ФИО____________________

Казань - 2008

 

ТЕМА 1: «СУЩНОСТЬ, ФУНЦИИ И МЕТОДЫ

БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

1.1 Банковский менеджмент.

1.2 Банковская деятельность.

1.3 Банковский механизм.

Банковский менеджмент.

Банковский менеджмент это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора. (см. таблицу 1).

Финансовый менеджмент
1. Управление активами и пассивами
2. Управление ликвидностью
3. Управление собственным капиталом
4. Управление заемным капиталом
5. Управление банковскими рисками
6. Управление кредитным портфелем
7. Организация внутрибанковского контроля
Управление персоналом
1. Администрирование системы организации и оплаты труда
2. Организация подбора и расстановки персонала
3. Организация системы подготовки персонала

 

Банковский менеджмент — управление банком в условиях рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов:

• ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов;

• корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

• учет окончательного результата работы банка и его отделений (филиалов) в процессе деятельности на рынке;

• обязательное использование современной информационной базы (компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

• рациональный подбор персонала и его эффективное использование.

Т.о., банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-­кассовые операции, исполнение нормативных финансово­-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:

1. финансово­-экономические показатели (ФЭ);

2. организационное построение, отвечающее решению стоящих перед банком задач (ОП);

3. функционально-­технологическое управления продуктовым рядом банка (ФТ).

Если отранжировать системные параметры, то соподчиненность и

взаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ – ОП – ФТ.

Одна из особенностей банковского менеджмента в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно­-банковской системы. Главная особенность банковского менеджмента в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда банковского менеджмента — это совокупность финансовых отношений.

Объект деятельности банковского менеджмента: — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности банковского менеджмента: — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

Цель банковского менеджмента — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально­-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Банковский менеджмент, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:

· управляемой, или объекта управления;

· управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления банковского менеджмента являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе банковского менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств в системе банковского менеджмента проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице 2 выделены пять блоков устойчивости с подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.

Таблица 2

 

Финансовая устойчивость банка 1. Программирование банка на основе финансово-­экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка
  2. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений
  3. Текущая оценка экономических выгод, операционно­-стоимостный анализ банка и трансфертное ценообразование  
Организационная устойчивость банка 4. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка
  5. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)
  6. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала  
Функциональная устойчивость банка 7. Специализация банка
  8. Универсализация банка  
Коммерческая устойчивость банка 9. Продуктовая политика банка и функционально­-технологическая поддержка продуктового ряда банка
  10. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов)  
Капитальная устойчивость банка 11. Кредитно­-инвестиционная политика банка
  12. Эмиссионно-­учредительская и фондовая политика банка  

 

Банковская деятельность

Под понятием "банковская деятельность" подразумевается организация технологической цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги и т д.), обеспечение процесса работы банка всеми необходимыми ресурсами.

Банковская деятельность включает:

· разработку и совершенствование банковской технологии,

· обеспечение требуемого уровня качества банковских продуктов и услуг,

· выполнение банковских операций и всех видов расчетов,

· техническое обслуживание операций,

· материально-техническое снабжение банковской деятельности,

· обеспечение персоналом,

· поддержание стабильности и ликвидности.

 

Банк представляет собой прежде всего общественный институт, действующий на основании Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г., 17 мая, 24 июля, 2 октября, 2 ноября, 4 декабря 2007 г., 3 марта 2008 г.)

 

Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона

 

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

 

Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности

 

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

 

Содержание банковского менеджмента составляют:

· планирование,

· анализ,

· регулирование,

· контроль.

Общее планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов.

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы развития банка. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям.

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса. Главными направлениями анализа являются: оценка динамики объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка.

Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

В этой связи система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена, прежде всего, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Вместе с тем, система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления:

· совершенствование организационной структуры банка, в частности, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка (аналитических служб, отдела планирования и маркетинга и т. д.);

· разработка новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;

· корректировка целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики, исходя из реально складывающейся ситуации;

· принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности

· банка или по созданию дополнительной системы гарантий для зашиты от рисков;

· определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк Российской Федерации и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федераций, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

 

Содержание банковского менеджмента находит конкретное выражение в работе сферы управления.

Сфера банковского менеджмента подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом.

Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками.

Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

Второй сферой банковского менеджмента является управление персоналом, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих, как необходимое условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает:

· мотивацию труда,

· организацию труда сотрудников банка,

· расстановку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров;

· механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования;

· организацию контроля;

· систему продвижения по службе;

· принципы общения в коллективе.

Научной основной управления персоналом является психология и деловая этика, позволяющая найти дифференцированные подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру и организовать материальное стимулирование.

Схематично основные направления банковского менеджмента можно представить в следующем виде:

Менеджмент банка

Финансовый менеджмент Управление персоналом
1. Банковская политика 2. Маркетинг 3. Управление активами и пассивами 4. Управление ликвидностью 5. Управление доходностью 6. Управление собственным капиталом 7. Управление кредитным портфелем 8. Управление банковскими рисками (валютным, процентным и др.) 9. Создание информационной системы 1. Мотивация труда 2. Организационная структура банка 3. Расстановка кадров 4. Система подготовки и переподготовки кадров 5. Система оплаты труда, поощрений и стимулирования 6. Организация контроля 7. Система повышения в должности 8. Принципы общения в коллективе

Качество управления каждым банком подвергается оценке, поскольку от него в значительной мере зависит надежность конкретного банка и банковской системы в целом.

Особое внимание уделяется выявлению факторов неправильного менеджмента. К ним относят:

· технические ошибки в процессе управления из-за слабой компетентности руководителей банка и его сотрудников;

· попытка завуалировать создавшееся тяжелое финансовое положение путем привлечения временных источников (межбанковских кредитов),

· попытки исказить отчетность путем сокрытия нереальных активов и убытков,

· прямой обман и мошенничество.

Своевременное выявление фактов неправильного менеджмента является задачей органов государственного надзора, которые обладают правами воздействия на подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации или реорганизации банка.

БАНКОВСКИЙ МЕХАНИЗМ

 

Под "банковским механизмом" следует понимать три взаимосвязанных звена:

1. внутрибанковское управление,

2. управление банковской деятельностью и операциями,

3. управление персоналом.

Использование банковского механизма предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли.

Рассмотрим основные звенья банковского механизма.

ЗВЕНО 1 БАНКОВСКОГО МЕХАНИЗМА –

Внутрибанковское управление

Таблица 1. Функциональное звено внутрибанковского управления

Принципы Функции Банковские методы
Централизация Децентрализация в управлении Сочетание централизации и децентрализации Ориентация на долгосрочные цели развития Демократизация управления участие персонала в высшем звене управления Маркетинг Планирование и прогнозирование Организация Контроль и учет (внутренний аудит) Пассивные и активные операции банка Внутрибанковский расчет Процентная политика Выработка банковской стратегии, политики и ее основных элементов

 

Структура внутрибанковского управления базируется на принципах, функциях и банковских методах. Рассмотрим содержание каждой из этих составляющих.

Принципы внутрибанковского управления:

Принцип централизации означает, что основные стратегические цели в банковской политике формируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров.

Принцип децентрализации означает, что отдельные конкретные цели и элементы политики разрабатываются на уровне отделов или департаментов банков.

Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит в себе разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.

Принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.

Демократизация управления представляет собой участие персонала банка в высшем звене управления путем подготовки рекомендаций в выработке целей и стратегии их достижения.

Функции внутрибанковского управления:

Функция маркетинга предусматривает изучение рынка и спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах.

Функция планирования и прогнозирования включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайшее и перспективное будущее.

Функция организации означает разработку таких структуры банка и его механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии банка.

Функция контроля и учета предусматривает постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит и проверку работы банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности.

Банковские методы:

Пассивные и активные операции — это основные операции банка, которые являются стержнем всех банковских методов в рамках внутрибанковского управления.

Внутрибанковский расчет предусматривает организацию расчетных операций внутри банка между его различными отделами и подразделениями, отделениями, филиалами, агентствами.

Процентная политика — важный элемент банковских методов, так как от размера процентов, взимаемых по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам, зависит расширение банковских операций и повышение их доходности.

Банковская стратегия и политика — это система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы ее реализации. Составными элементами политики и стратегии выступают маркетинг, процентная политика, расширение зарубежной деятельности, информационное обеспечение банковской деятельности, расширение банковских операций.

 

ЗВЕНО 2 БАНКОВСКОГО МЕХАНИЗМА –

ПРОВЕДЕНИЕ НИР

Разработка научно-технической политики банка означает разработку и организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг, снижения издержек, повышения конкуренции.

Разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг представляет собой конкретную разработку новых банковских продуктов и внедрение (реализацию) их на рынке среди различных категорий физических и юридических лиц.

Организация научно-технической деятельности включает в себя организацию специальных подразделений банка, обеспечение персоналом, информацией и технической базой для проведения исследовательских работ.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Сущность денег.

Деньги представляют собой отдельную или самостоятельную категорию рыночной экономики. Они стихийно, помимо воли и сознания людей, выделились на роль средства всеобщей об­мениваемоcти товарного мира. Слепо используя деньги для об­мена продуктами трудовой деятельности, человечество многие века ничего не знало об их сущности и функциях. Это объясня­ется завуалированностью социально-экономической природы основных категорий рыночной экономики. Даже в наши дни деньги рассматриваются только как средство обогащения и до­ступа к материальным благам, обеспечивающим комфортный образ жизни. Вот почему понимание сущности и функций денег является важнейшим условием приобщения людей к труду и повышения их роли в организации производства, обмена и ци­вилизованного потребления произведенных благ.

В начале XVI в. выдающийся английский социолог и эконо­мист Томас Мор выдвинул концепцию коммунистического об­щества без частной собственности на средства производства и денег. Мор утверждал, что пока человечеством управляют част­ные интересы и страсть к наживе, оно никогда не сможет пост­роить социально справедливое гуманное общество.

История мирового народного хозяйства показала, что ком­мунистическое общество оказалось отдаленной перспективой человечества вследствие его эволюционного развития и после­довательного перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Поэтому Англия миновала феодальную эпоху и вступила на путь капитализированного индустриального об­щества, развитие которого продолжается в XXI в. Таким обра­зом, Томасу Мору не удалось реализовать концепцию коммуни­стического общества, которой он посвятил свою жизнь.

Между тем вступление европейских стран в эпоху капитали­зированного индустриального общества вызвало широкомасш­табное производство и продажу товаров на национальных, региональных и мировых рынках. Это стало предметом иссле­дования ученых, создающих научные школы в области товарно- денежных отношений и рыночной экономики.

В середине XVII в. английский экономист Уильям Петти выдвинул концепцию трудового происхождения товаров, про­возгласив всемирно известный постулат, согласно которому труд является отцом богатства, а земля — его матерью. Теория трудо­вой стоимости товара воздвигла на пьедестал науки морально-этические основы человеческой деятельности и главный фено­мен производства товаров, каким является труд. Петти исходил из реальных условий производства товаров, и поэтому его кон­цепция является актуальной и в наши дни.

В середине XVIII в. шотландский экономист Адам Смит предпринял исследование условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, и поднялся до понимания того, что эко­номика регулируется рыночным механизмом, где главная роль принадлежит деньгам. Основываясь на свойстве денег как все­общего покупательного средства, Смит охарактеризовал деньги как «великое колесо обращения товаров», приводящее в движе­ние товарное производство, но не смог раскрыть их сущность в качестве экономической категории рыночной экономики.

Таким образом, человечество не имело никакого представ­ления о сущности денег, пока в середине XIX в. не появился классический труд «Капитал» выдающегося немецкого эконо­миста Карла Маркса. В этом труде Маркс показал товарную природу происхождения денег, что позволило им выдвинуться на роль главного инструмента организации экономических от­ношений общества в качестве всеобщего эквивалента товарного мира. На основе диалектического метода немецкого философа Г. Гегеля Маркс раскрыл двойственную природу труда, заклю­ченного в товаре. Открытие двойственной природы труда со­стояло в том, что труд, заключенный в товаре, имеет конкрет­ный и абстрактный характер.

Посредством конкретного труда создается полезный товар, предназначенный для определенной цели потребления и вслед­ствие этого обладающий потребительной стоимостью.

Абстрактный характер труда состоит в том, что произведен­ный товар предназначается для продажи на рынке одному из бесчисленных покупателей, предлагающих эквивалентную сум­му денег, о котором продавцу ничего не известно. То обстоя­тельство, что в наше время товары продаются на основе ком­мерческих договоров, не меняет абстрактного характера труда товарного мира, так как такой договор может быть заключен с любым покупателем.

Согласно концепции К. Маркса противоречие между конк­ретным и абстрактным трудом разрешается посредством денег, подтверждающих, что товар действительно произведен для оп­ределенной цели потребления и продается на одном из мест­ных, региональных или мировых товарных рынков.

Производство, всегда находящееся на определенной стадии развития, способно затратить столько труда и выработать такое количество товаров, которое позволяют производительные силы данного общества. В связи с этим живой и овеществленный труд, составляющий стоимость отдельного товара и совокупного об­щественного продукта, имеет строго определенный обществен­но необходимый характер. Масштаб общественно необходимо­го труда, затрачиваемого на производство товаров, находит отражение в средних рыночных ценах. При этом цены пред­ставляют собой пропорции обмена товаров и денег.

Чем выше уровень научно-технического прогресса, техноло­гий производства и производительности труда, тем ниже издержки производства и цены товаров. Но чем выше потребительс­кие качества новых товаров и их способность удовлетворять потребности общества, соответствующие его технологическим возможностям, тем выше их цена. Цены на бытовые телевизоры и легковые автомобили последнего поколения более чем в 100 раз превысили цены первого поколения этих товаров.

В качестве всеобщего эквивалента товарного мира деньги служат мировым измерителем стоимости товаров, абсолютным покупательным средством, накопителем капитала и сбереже­ний общества. Раскрытие сущности денег как всеобщего экви­валента оказалось настолько завершенным, что современные эко­номисты не смогли добавить к нему ничего нового. Правда, появилось вульгарное антинаучное утверждение, что в роли де­нег может выступать любой товар, способный обмениваться на другие товары. В качестве примера приводится обмен сигарет на продовольственные товары в тюрьмах и армейских казармах. В «Капитале» К. Маркс охарактеризовал такой обмен как раз­вернутую форму стоимости товарного мира.

В отличие от концепции трудовой стоимости товара и сущ­ности денег как всеобщего эквивалента товарного обмена авст­рийский экономист Евгений Бём-Баверк выдвинул теорию де­нег как инструмента ценообразования товаров не на основе общественно необходимых затрат труда, а на основе их пре­дельной полезности. В военное время цены на промышленные и продовольственные товары для населения возрастают в десят­ки раз, что не имеет никакого отношения к затратам на их произ­водство. По мнению Бём-Баверка, это свидетельствует о пол­ной несостоятельности концепции трудовой стоимости товара и не требует особых доказательств.

Между тем война и подобные ей обстоятельства представля­ют собой лишь «вторую» историю человечества, тогда как в мирное время в соответствии с «первой» историей производство развивается в результате различных форм трудовой деятельнос­ти, включая науку, конструкторство, инженерию, работу на стан­ках и т.д. Это дает возможность производить товары по обще­ственно необходимым нормам затрат труда, балансировать спрос и предложение и поддерживать цены на социально справедли­вом рыночном уровне, соответствующем данной стадии разви­тия производительных сил общества.

Большинство современных экономистов западных стран, полностью отрицающих «Капитал» К. Маркса, отказались от дальнейшего исследования сущности денег, сводя его к их абсо­лютной покупательной способности, ведению бухгалтерского учета и накопительству. Труды этих ученых ориентированы на практическое использование денег и организацию стабильного денежного обращения для получения максимальных прибылей. Между тем практическое использование денег как инструмента организации рыночной экономики основывается на том, что они являются всеобщим эквивалентом товарного мира.

Функции денег

Регулирование платежного оборота во многом зависит от на­учно обоснованной классификации функций современных денег. Известно, что К. Маркс, имея в виду золото в качестве денежно­го товара, сформулировал пять функций денег:

· меры стоимостей,

· средства обращения,

· образования сокровищ,

· средства платежа,

· мировых денег[1].

В наше время взгляды на классификацию функ­ций денег в некоторой мере изменились. Так, например, К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю отмечают, что существует три функ­ции денег:

· средство обращения,

· мера стоимости,

· средство сбе­режения[2].

По словам Р.Л. Миллера и Д.Д. Ван-Хуза, «деньги име­ют четыре основные функции:

· Средство обращения,

· Средст­во сохранения стоимости.

· Единица счета (мера стоимости).

· Средство платежа»[3].

Различия во взглядах ряда авторов на вопрос о классификации функций денег, возможно, вызван недо­статочностью исследования самого понятия функций денег.

Функции современных денег — это совокупность форм дви­жения денег в их связи с оборотом товаров, капитала и кредита. Эта совокупность включает следующие формы:

· идеальное, или мысленное движение (функция меры стоимо­стей);

· форма становления и изменения меры денег (функция мас­штаба цен);

· бескредитная форма (функция средства обращения);

· кредитная форма (функция средства платежа);

· накопительная форма (функции средства накопления и сред­ства сбережения);

· форма движения во внешнеэкомической деятельно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.130 (0.094 с.)