Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1: «сущность, фунции и методы↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра экономики РАБОЧАЯ ЛЕКЦИОННАЯ ТЕТРАДЬ ПО БАНКОВСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ (К.э.н, доцент Фахрутдинова Е.В.) Группа № _______________ ФИО____________________ Казань - 2008
ТЕМА 1: «СУЩНОСТЬ, ФУНЦИИ И МЕТОДЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА» 1.1 Банковский менеджмент. 1.2 Банковская деятельность. 1.3 Банковский механизм. Банковский менеджмент. Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов. Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора. (см. таблицу 1).
Банковский менеджмент — управление банком в условиях рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов: • ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль; • постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов; • корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг); • учет окончательного результата работы банка и его отделений (филиалов) в процессе деятельности на рынке; • обязательное использование современной информационной базы (компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений; • рациональный подбор персонала и его эффективное использование. Т.о., банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д. Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры: 1. финансово-экономические показатели (ФЭ); 2. организационное построение, отвечающее решению стоящих перед банком задач (ОП); 3. функционально-технологическое управления продуктовым рядом банка (ФТ). Если отранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ – ОП – ФТ. Одна из особенностей банковского менеджмента в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная особенность банковского менеджмента в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда банковского менеджмента — это совокупность финансовых отношений. Объект деятельности банковского менеджмента: — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры. Предмет деятельности банковского менеджмента: — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств). Цель банковского менеджмента — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Банковский менеджмент, как и любая система управления, состоит из двух подсистем: · управляемой, или объекта управления; · управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций. Субъектом управления банковского менеджмента являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта. Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе банковского менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка. Процесс трансформации денежных средств в системе банковского менеджмента проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице 2 выделены пять блоков устойчивости с подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций. Таблица 2
Банковская деятельность Под понятием "банковская деятельность" подразумевается организация технологической цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги и т д.), обеспечение процесса работы банка всеми необходимыми ресурсами. Банковская деятельность включает: · разработку и совершенствование банковской технологии, · обеспечение требуемого уровня качества банковских продуктов и услуг, · выполнение банковских операций и всех видов расчетов, · техническое обслуживание операций, · материально-техническое снабжение банковской деятельности, · обеспечение персоналом, · поддержание стабильности и ликвидности.
Банк представляет собой прежде всего общественный институт, действующий на основании Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г., 17 мая, 24 июля, 2 октября, 2 ноября, 4 декабря 2007 г., 3 марта 2008 г.)
Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности
Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Содержание банковского менеджмента составляют: · планирование, · анализ, · регулирование, · контроль. Общее планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы развития банка. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям. Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений. Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса. Главными направлениями анализа являются: оценка динамики объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка. Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена, прежде всего, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора. Вместе с тем, система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления: · совершенствование организационной структуры банка, в частности, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка (аналитических служб, отдела планирования и маркетинга и т. д.); · разработка новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью; · корректировка целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики, исходя из реально складывающейся ситуации; · принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности · банка или по созданию дополнительной системы гарантий для зашиты от рисков; · определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля. Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк Российской Федерации и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению. Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федераций, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
Содержание банковского менеджмента находит конкретное выражение в работе сферы управления. Сфера банковского менеджмента подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками. Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела. Второй сферой банковского менеджмента является управление персоналом, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих, как необходимое условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает: · мотивацию труда, · организацию труда сотрудников банка, · расстановку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; · механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования; · организацию контроля; · систему продвижения по службе; · принципы общения в коллективе. Научной основной управления персоналом является психология и деловая этика, позволяющая найти дифференцированные подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру и организовать материальное стимулирование. Схематично основные направления банковского менеджмента можно представить в следующем виде: Менеджмент банка
Качество управления каждым банком подвергается оценке, поскольку от него в значительной мере зависит надежность конкретного банка и банковской системы в целом. Особое внимание уделяется выявлению факторов неправильного менеджмента. К ним относят: · технические ошибки в процессе управления из-за слабой компетентности руководителей банка и его сотрудников; · попытка завуалировать создавшееся тяжелое финансовое положение путем привлечения временных источников (межбанковских кредитов), · попытки исказить отчетность путем сокрытия нереальных активов и убытков, · прямой обман и мошенничество. Своевременное выявление фактов неправильного менеджмента является задачей органов государственного надзора, которые обладают правами воздействия на подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации или реорганизации банка. БАНКОВСКИЙ МЕХАНИЗМ
Под "банковским механизмом" следует понимать три взаимосвязанных звена: 1. внутрибанковское управление, 2. управление банковской деятельностью и операциями, 3. управление персоналом. Использование банковского механизма предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Рассмотрим основные звенья банковского механизма. ЗВЕНО 1 БАНКОВСКОГО МЕХАНИЗМА – Внутрибанковское управление Таблица 1. Функциональное звено внутрибанковского управления
Структура внутрибанковского управления базируется на принципах, функциях и банковских методах. Рассмотрим содержание каждой из этих составляющих. Принципы внутрибанковского управления: • Принцип централизации означает, что основные стратегические цели в банковской политике формируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров. • Принцип децентрализации означает, что отдельные конкретные цели и элементы политики разрабатываются на уровне отделов или департаментов банков. • Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит в себе разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении. • Принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед. • Демократизация управления представляет собой участие персонала банка в высшем звене управления путем подготовки рекомендаций в выработке целей и стратегии их достижения. Функции внутрибанковского управления: • Функция маркетинга предусматривает изучение рынка и спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах. • Функция планирования и прогнозирования включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайшее и перспективное будущее. • Функция организации означает разработку таких структуры банка и его механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии банка. • Функция контроля и учета предусматривает постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит и проверку работы банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности. Банковские методы: • Пассивные и активные операции — это основные операции банка, которые являются стержнем всех банковских методов в рамках внутрибанковского управления. • Внутрибанковский расчет предусматривает организацию расчетных операций внутри банка между его различными отделами и подразделениями, отделениями, филиалами, агентствами. • Процентная политика — важный элемент банковских методов, так как от размера процентов, взимаемых по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам, зависит расширение банковских операций и повышение их доходности. • Банковская стратегия и политика — это система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы ее реализации. Составными элементами политики и стратегии выступают маркетинг, процентная политика, расширение зарубежной деятельности, информационное обеспечение банковской деятельности, расширение банковских операций.
ЗВЕНО 2 БАНКОВСКОГО МЕХАНИЗМА – ПРОВЕДЕНИЕ НИР • Разработка научно-технической политики банка означает разработку и организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг, снижения издержек, повышения конкуренции. • Разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг представляет собой конкретную разработку новых банковских продуктов и внедрение (реализацию) их на рынке среди различных категорий физических и юридических лиц. • Организация научно-технической деятельности включает в себя организацию специальных подразделений банка, обеспечение персоналом, информацией и технической базой для проведения исследовательских работ. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Сущность денег. Деньги представляют собой отдельную или самостоятельную категорию рыночной экономики. Они стихийно, помимо воли и сознания людей, выделились на роль средства всеобщей обмениваемоcти товарного мира. Слепо используя деньги для обмена продуктами трудовой деятельности, человечество многие века ничего не знало об их сущности и функциях. Это объясняется завуалированностью социально-экономической природы основных категорий рыночной экономики. Даже в наши дни деньги рассматриваются только как средство обогащения и доступа к материальным благам, обеспечивающим комфортный образ жизни. Вот почему понимание сущности и функций денег является важнейшим условием приобщения людей к труду и повышения их роли в организации производства, обмена и цивилизованного потребления произведенных благ. В начале XVI в. выдающийся английский социолог и экономист Томас Мор выдвинул концепцию коммунистического общества без частной собственности на средства производства и денег. Мор утверждал, что пока человечеством управляют частные интересы и страсть к наживе, оно никогда не сможет построить социально справедливое гуманное общество. История мирового народного хозяйства показала, что коммунистическое общество оказалось отдаленной перспективой человечества вследствие его эволюционного развития и последовательного перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Поэтому Англия миновала феодальную эпоху и вступила на путь капитализированного индустриального общества, развитие которого продолжается в XXI в. Таким образом, Томасу Мору не удалось реализовать концепцию коммунистического общества, которой он посвятил свою жизнь. Между тем вступление европейских стран в эпоху капитализированного индустриального общества вызвало широкомасштабное производство и продажу товаров на национальных, региональных и мировых рынках. Это стало предметом исследования ученых, создающих научные школы в области товарно- денежных отношений и рыночной экономики. В середине XVII в. английский экономист Уильям Петти выдвинул концепцию трудового происхождения товаров, провозгласив всемирно известный постулат, согласно которому труд является отцом богатства, а земля — его матерью. Теория трудовой стоимости товара воздвигла на пьедестал науки морально-этические основы человеческой деятельности и главный феномен производства товаров, каким является труд. Петти исходил из реальных условий производства товаров, и поэтому его концепция является актуальной и в наши дни. В середине XVIII в. шотландский экономист Адам Смит предпринял исследование условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, и поднялся до понимания того, что экономика регулируется рыночным механизмом, где главная роль принадлежит деньгам. Основываясь на свойстве денег как всеобщего покупательного средства, Смит охарактеризовал деньги как «великое колесо обращения товаров», приводящее в движение товарное производство, но не смог раскрыть их сущность в качестве экономической категории рыночной экономики. Таким образом, человечество не имело никакого представления о сущности денег, пока в середине XIX в. не появился классический труд «Капитал» выдающегося немецкого экономиста Карла Маркса. В этом труде Маркс показал товарную природу происхождения денег, что позволило им выдвинуться на роль главного инструмента организации экономических отношений общества в качестве всеобщего эквивалента товарного мира. На основе диалектического метода немецкого философа Г. Гегеля Маркс раскрыл двойственную природу труда, заключенного в товаре. Открытие двойственной природы труда состояло в том, что труд, заключенный в товаре, имеет конкретный и абстрактный характер. Посредством конкретного труда создается полезный товар, предназначенный для определенной цели потребления и вследствие этого обладающий потребительной стоимостью. Абстрактный характер труда состоит в том, что произведенный товар предназначается для продажи на рынке одному из бесчисленных покупателей, предлагающих эквивалентную сумму денег, о котором продавцу ничего не известно. То обстоятельство, что в наше время товары продаются на основе коммерческих договоров, не меняет абстрактного характера труда товарного мира, так как такой договор может быть заключен с любым покупателем. Согласно концепции К. Маркса противоречие между конкретным и абстрактным трудом разрешается посредством денег, подтверждающих, что товар действительно произведен для определенной цели потребления и продается на одном из местных, региональных или мировых товарных рынков. Производство, всегда находящееся на определенной стадии развития, способно затратить столько труда и выработать такое количество товаров, которое позволяют производительные силы данного общества. В связи с этим живой и овеществленный труд, составляющий стоимость отдельного товара и совокупного общественного продукта, имеет строго определенный общественно необходимый характер. Масштаб общественно необходимого труда, затрачиваемого на производство товаров, находит отражение в средних рыночных ценах. При этом цены представляют собой пропорции обмена товаров и денег. Чем выше уровень научно-технического прогресса, технологий производства и производительности труда, тем ниже издержки производства и цены товаров. Но чем выше потребительские качества новых товаров и их способность удовлетворять потребности общества, соответствующие его технологическим возможностям, тем выше их цена. Цены на бытовые телевизоры и легковые автомобили последнего поколения более чем в 100 раз превысили цены первого поколения этих товаров. В качестве всеобщего эквивалента товарного мира деньги служат мировым измерителем стоимости товаров, абсолютным покупательным средством, накопителем капитала и сбережений общества. Раскрытие сущности денег как всеобщего эквивалента оказалось настолько завершенным, что современные экономисты не смогли добавить к нему ничего нового. Правда, появилось вульгарное антинаучное утверждение, что в роли денег может выступать любой товар, способный обмениваться на другие товары. В качестве примера приводится обмен сигарет на продовольственные товары в тюрьмах и армейских казармах. В «Капитале» К. Маркс охарактеризовал такой обмен как развернутую форму стоимости товарного мира. В отличие от концепции трудовой стоимости товара и сущности денег как всеобщего эквивалента товарного обмена австрийский экономист Евгений Бём-Баверк выдвинул теорию денег как инструмента ценообразования товаров не на основе общественно необходимых затрат труда, а на основе их предельной полезности. В военное время цены на промышленные и продовольственные товары для населения возрастают в десятки раз, что не имеет никакого отношения к затратам на их производство. По мнению Бём-Баверка, это свидетельствует о полной несостоятельности концепции трудовой стоимости товара и не требует особых доказательств. Между тем война и подобные ей обстоятельства представляют собой лишь «вторую» историю человечества, тогда как в мирное время в соответствии с «первой» историей производство развивается в результате различных форм трудовой деятельности, включая науку, конструкторство, инженерию, работу на станках и т.д. Это дает возможность производить товары по общественно необходимым нормам затрат труда, балансировать спрос и предложение и поддерживать цены на социально справедливом рыночном уровне, соответствующем данной стадии развития производительных сил общества. Большинство современных экономистов западных стран, полностью отрицающих «Капитал» К. Маркса, отказались от дальнейшего исследования сущности денег, сводя его к их абсолютной покупательной способности, ведению бухгалтерского учета и накопительству. Труды этих ученых ориентированы на практическое использование денег и организацию стабильного денежного обращения для получения максимальных прибылей. Между тем практическое использование денег как инструмента организации рыночной экономики основывается на том, что они являются всеобщим эквивалентом товарного мира. Функции денег Регулирование платежного оборота во многом зависит от научно обоснованной классификации функций современных денег. Известно, что К. Маркс, имея в виду золото в качестве денежного товара, сформулировал пять функций денег: · меры стоимостей, · средства обращения, · образования сокровищ, · средства платежа, · мировых денег[1]. В наше время взгляды на классификацию функций денег в некоторой мере изменились. Так, например, К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю отмечают, что существует три функции денег: · средство обращения, · мера стоимости, · средство сбережения[2]. По словам Р.Л. Миллера и Д.Д. Ван-Хуза, «деньги имеют четыре основные функции: · Средство обращения, · Средство сохранения стоимости. · Единица счета (мера стоимости). · Средство платежа»[3]. Различия во взглядах ряда авторов на вопрос о классификации функций денег, возможно, вызван недостаточностью исследования самого понятия функций денег. Функции современных денег — это совокупность форм движения денег в их связи с оборотом товаров, капитала и кредита. Эта совокупность включает следующие формы: · идеальное, или мысленное движение (функция меры стоимостей); · форма становления и изменения меры денег (функция масштаба цен); · бескредитная форма (функция средства обращения); · кредитная форма (функция средства платежа); · накопительная форма (функции средства накопления и средства сбережения); · форма движения во внешнеэкомической деятельно
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.013 с.) |