5 Цели и задачи практической работы
— закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;
— овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;
— развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов;
— ознакомление с устройством и работой смазочной системы.
6 Теоретическое обоснование работы
Устройство и работа смазочной системы автомобиля
На автомобильных ДВС применяются циркуляционные смазочные системы. Под давлением смазываются особо нагруженные детали (коренные и шатунные подшипники коленчатых валов, подшипники распределительных валов, втулки коромысел и т. п.). К остальным деталям моторное масло (ГОСТ 17479—72) поступает разбрызгиванием и самотеком.
Рассмотрим общее устройство и работу смазочной системы на примере двигателя КамАЗ-740 (рис. 4). Из поддона 14 через маслоприемник моторное масло засасывается секциями 9 и 10 смазочного насоса. Из нагнетательной секции 9 насоса по каналу в правой стенке блока цилиндров масло поступает в корпус сдвоенного полнопоточного фильтра 7 тонкой очистки. Из фильтра очищенное моторное масло направляется в главную смазочную магистраль 6. По каналам в перегородках блока цилиндров масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем к шатунным подшипникам и к подшипникам распределительного вала; по наклонным каналам масло поступает к втулкам коромысел.
|
|
По каналам в коротких плечах коромысел моторное масло направляется к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг. Стекая по внутренним отверстиям
|
СТО БТИ АлтГТУ 13.62.3.0435-2014
|
штанг, моторное масло смазывает их нижние наконечники, толкатели и кулачки распределительного вала. Снимаемое со стенок цилиндров маслосъемными кольцами, моторное масло через отверстия в канавках колец отводится внутрь поршня и смазывает поршневой палец в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Из каналов в стенках блока цилиндров моторное масло поступает для смазывания подшипников компрессора 19, топливного насоса 18 высокого давления и через клапан 17 к преобразователю 16 гидромуфты 15 привода вентилятора. Остальные детали и узлы ДВС смазываются разбрызгиванием и самотеком.
Радиаторная секция смазочного насоса по маслопроводу через кран подает моторное масло к центрифуге 1. Очищенное моторное масло постоянно сливается в поддон через сливной смазочный клапан 4 (если кран включения смазочного радиатора закрыт) или проходит через радиатор 12 при открытом клапане 2. Перепускной смазочный клапан 3 ограничивает давление моторного масла, проходящего через центрифугу, до 0,6—0,64 МПа. Дифференциальный смазочный клапан 8, размещенный в нагнетательной секции насоса, ограничивает давление моторного масла в главной магистрали и открывается при давлении 0,4—0,45 МПа. Предохранительные смазочные клапаны 11 и 13 насосных секций открываются и перепускают моторное масло при повышении давления в полости нагнетания до 0,8—0,85 МПа. Давление масла в системе определяется по манометру 22. При засорении фильтра 7 или повышении вязкости моторного масла открывается перепускной клапан 5 и моторное масло (неочищенное) поступает в главную смазочную магистраль 6. При этом на щитке приборов загорается сигнальная лампочка. Система вентиляции картера открытая, через сапун 20. Количество масла в поддоне контролируется посредством указателя 21 уровня.
Смазочные системы других двигателей имеют различные особенности. В смазочных системах двигателей легковых автомобилей применяется один полнопоточный фильтр поверхностного типа, в бензиновых ДВС грузовых автомобилей — полнопоточный фильтр центробежной очистки моторного масла (центрифуга), а в дизелях - два фильтра: полнопоточный фильтр грубой очистки моторного масла и неполнопоточная центрифуга.
Смазочные насосы (рис. 5). При вращении вала и зубчатых колес насоса моторное масло, попадая во впадины между зубьями колес, переносится из полости всасывания в полость нагнетания, а затем в смазочную систему. Редукционный плунжерный клапан и перепускной клапан соответственно ограничивают давление масла на выходе из нагнетательной и радиаторной секций.
|
СТО БТИ АлтГТУ 13.62.3.0435-2014
|
а — схема насоса; б - детали насоса;
шестерня (нагнетательной секции);2 — зубчатое колесо; 3 — редукционный кла- - зубчатое колесо радиаторной секции; 5 — шестерня радиаторной секции; 6 — перепускной клапан; 7 — кран смазочного радиатора; 8 — вал насоса Рисунок 5 — Двухсекционный смазочный насос:
|
корпус; 2 — прокладка; 3 — сопло ротора; 4 — ротор; 5 — сетка; 6 — колпак ротора; 7 и 12 — шайбы; 8, 10 и 13 — гайки; 9 — упорная шайба;
|
СТО БТИ АлтГТУ 13.62.3.0435-2014
|
11 — колпак.
Рисунок 6 — Фильтр центробежной очистки моторного масла
Центрифуга. Устройство центрифуг с реактивным приводом (двигатели ЗИЛ- 130, ЯМЗ-238 и т. п.) показано на рис. 6. По пустотелой оси моторное масло поступает в колпак ротора и выходит из него через два сопла, образуя разнонаправленные струи. Под действием реактивных сил ротор с моторным маслом вращается с частотой 5000-6000 об/мин. При этом частицы механических примесей отбрасываются силами инерции от оси вращения и "прилипают" к стенкам колпака ротора, образуя плотный осадок. Особенность центрифуги с активным приводом (двигатель КамАЗ-740) заключается в том, что вращение ротора осуществляется от турбины, на которую действует струя моторного масла, выходящая из сопла. На двигателях автомобиля МеМЗ центрифуга имеет механический привод: корпус центрифуги выполнен как одно целое со шкивом коленчатого вала.
Основные сборочно-регулировочные операции
Перед сборкой приборов и системы все каналы прочищают, промывают и продувают сжатым воздухом. После затяжки соединений при работе прогретого двигателя утечек моторного масла не должно быть.
В бензиновых ДВС от смазочного насоса приводится в работу прерыватель- распределитель системы зажигания. Поэтому перед установкой насоса поршень первого цилиндра выставляют в ВМТ на такте сжатия (по меткам на шкиве, маховике коленчатого вала и блок-картере), а затем устанавливают насос так, чтобы паз на его валике совпадал с метками на корпусе привода прерывателя-распределителя. Количество масла в двигателе проверяют с помощью указателя уровня и при необходимости производят доливку. Сливают моторное масло на нагретом двигателе через пробку поддона при снятой крышке маслозаливной горловины;
|
Контрольные вопросы
1 каковы основные элементы смазочной системы двигателя?
2 Каковы основные принципы работы центрифуги?
3 Как-устроен и работает смазочный насос?
4 Какие моторные масла применяют для смазывания двигателей?
|
Практическая работа №4
Изучение масляного насоса и фильтра двигателя ЯМЗ-238
7 Цели и задачи практической работы
— закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;
— овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;
— развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов;
Система смазки двигателя картером (рис. 15).
|
— ознакомление с устройством и работой масляного насоса.
Рис. 16. Масляный насос:
1 - промежуточная шестерня; 2 - ось промежуточной шестерни; 3 - вал-шестерня ведущая; 4 - крышка корпуса; 5 - вал-шестерня ведомая; 6 - корпус; 7 - шестерня привода; 8 - шпонка; 9 - фланец упорный
Масляный насос производительностью 140 л/мин (рис. 16) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через последовательно включенный жидкостно-масляный теплообменник.
|
В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 кПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль. Из жидкостно-масляного теплообменника масло поступает в каналы блока через дифференциальный клапан, предназначенный для поддержания постоянного давления в системе. При повышении давления свыше 520 кПа (5,2 кгс/см2) часть масла сливается в картер.
Далее через каналы в блоке часть масла через клапан системы охлаждения поршней поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер. Клапан системы охлаждения поршней прекращает подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 130 - 165 кПа (1,30 - 1,65 кгс/см2). Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 17). В корпусе фильтра установлен перепускной клапан. Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200 - 250 кПа (2,0 - 2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль. К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора. В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора. Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтра или масло имеет большую вязкость (например, при пуске двигателя в холодное время года).
Фильтрующий элемент масляного фильтра изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.
Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке - к подшипникам коленчатого и распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе - к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления. Под давлением
|
смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.
|
Рис. 17. Масляный фильтр:
1 - корпус фильтра; 2 - прок- ладка колпака; 3 - замковая крышка; 4 - колпак фильтра; 5 - фильтрующий элемент; 6 - головка колпака; 7 - прокладка фильтрующего элемента; 8 - плунжер клапана; 9 - пружина клапана; 10 - пружина сигнали- затора; 11 - подвижный контакт сигнализатора; 12 - неподвиж- ный контакт; 13 - клемма
|
На переднем фланце отводящей трубы масляного насоса установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700 - 800 кПа (7,0 - 8,0 кгс/см2).
Для стабилизации давления в систему смазки двигателя включен дифференциальный клапан, отрегулированный на начало открытия 490 - 520 кПа (4,9 - 5,2 кгс/см2).
Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.
|
Фильтр центробежной очистки масла (рис. 18), включенный в смазочную систему параллельно после масляного фильтра, пропускает до 8% масла, проходящего через систему смазки. Фильтр предназначен для тонкой фильтрации масла. Масло очищается под действием центробежных сил при вращении ротора. Струи масла, выходящие с большой скоростью из сопла, создают момент, приводящий ротор во вращение. Механические примеси, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются «к стенке» колпака 9 ротора, образуя на его внутренних поверхностях плотный слой отложений, который следует периодически удалять. Очищенное масло сливается в картер.
Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала.
|
|
Рис. 18. Фильтр центробежной очистки масла:
I - колпак фильтра; 2, 7 - шайбы; 3 - колпачковая гайка;
4 - гайка крепления ротора;
5 - упорная шайба; 6 - гайка ротора; 8, 14 - втулки ротора; 9 - колпак ротора; 10 - ротор;
II - отражатель; 12 - уплотни- тельное кольцо; 13 - проклад- ка колпака; 15 - ось ротора; 16 - корпус фильтра; 17 - сопло ротора; А - из системы под давлением; Б - слив масла
|
III Контрольные вопросы:
IV 1 Для чего нужен масляный насос.?
V 2 Роль фильтра в системе очистки?
VI 3 Какие бывают типы масел?
Практическое занятие №5
Изучение конструкции генератора двигателя ЯМЗ-238
8 Цели и задачи практической работы
— закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;
— овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;
— развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов;
— ознакомление с устройством и работой смазочной системы.
Практическая работа №6