Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Изучение газораспределительного механизма и взаимодействие деталей двигателя ЯМЗ-238
3 Цели и задачи практической работы
— закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;
— овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;
— развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов;
— ознакомление с устройством и работой кривошипно-шатунных механизмов(КШМ) ДВС и механизмов газораспределения (ГРМ).
4 Теоретическое обоснование работы
В ходе выполнения лабораторной работы студенты должны ознакомиться с принципами работы и устройством КШМ и ГРМ.
Устройство и работа механизмов газораспределения
На современных автомобильных двигателях преимущественное распространение получили механизмы газораспределения с верхним (в головке блока) расположением клапанов. Эти механизмы позволяют улучшить наполнение цилиндров и повысить степень сжатия в ДВС
| СТО БТИ АлтГТУ 13.62.3.0435-2014
|
| Рассмотрим на примере двигателя КамАЗ-740 общее устройство механизма газораспределения (рис. 5). Распределительный вал 1 расположен в развале блока цилиндров и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через зубчатое колесо 17, напрессованное на хвостовую часть вала 1 со шпонкой 15. Опорами вала служат стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом; втулки установлены в блоке цилиндров и в корпусе задней опоры 16. Над распределительным валом на блоке цилиндров чугунные направляющие 3 толкателей закреплены болтами.
Тарелки толкателей опираются на кулачки вала, а в толкатели вставлены стальные штанги 4. Коромысла впускного и выпускного клапанов расположены на стойке, закрепленной на головке цилиндра шпильками. Клапаны установлены в направляющие металлокерамические втулки, запрессованные в головки цилиндров. В закрытом положении клапаны удерживаются двумя разноразмерными пружинами: внутренней 10 и наружной 11.
Пружины закрепляют на клапанах при помощи шайбы 12, тарелки 9, втулки 8 и двух конических сухарей 18 На стержнях впускных клапанов имеются маслозащитные манжеты 19. При вращении вала 1 его кулачки з соответствии с последовательностью работы цилиндров "набегают" на толкатели 2 и перемещают их вверх. Толкатели передают усилие через штанги 4 и регулировочные винты 5 с контргайками 7 на плечи коромысел 6 и поворачивают их вокруг оси коромысла. Длинные плечи коромысел концами-носками нажимают на торцы стержней клапанов 13 и 14, которые открываются, при этом пружины 10 и 11 сжимаются. Происходит процесс газообмена. По мере перемещения кулачков распределительного вала из под толкателей пружины закрывают клапаны и возвращают детали группы механизма привода в исходное положение. При работе двигателя за счет конструкции замка пружин и вибрации клапаны вращаются Таким образом обеспечивается равномерный износ клапанов и их седел. Поэтому в некоторых конструкциях ГРМ (двигатель ЗИЛ-130); применяют шариковый механизм принудительного вращения клапанов.
| СТО БТИ АлтГТУ 13.62.3.0435-2014
|
| Рисунок 6 — Схема зубчато-ременного привода механизма газораспределения двигателя ВАЗ:
1 — шкив коленчатого вала; 2 — ремень вентилятора; 3, 5 и 8 -защитные крышки; 4 - зубчатый шкив коленчатого вала; 6 - болты крепления кронштейна натяжного ролика; 7 - натяжной ролик; 9 - шкив распределительного вала; 10 - зубчатый ремень; 11 - кронштейн
натяжного ролика; 12 - пружина кронштейна;
13 - шкив валика привода масляного насоса.
Конструкция ГРМ с распределительным валом на головке цилиндров и зубчатоременным приводом показана на рисунке 6.
У двигателей с форкамерным зажиганием (рисунок 7) наряду с обычным впускным клапаном основной камеры сгорания предусмотрен дополнительный клапан, установленный в форкамере. Оба клапана приводятся в действие одним коромыслом. При впуске в основную камеру сгорания (в цилиндр) через клапан поступает горючая смесь, состав которой обусловлен режимом работы ДВС, а в форкамеру через дополнительный клапан - смесь обогащенного состава. После воспламенения обогащенной смеси свечей зажигания из форкамеры выбрасывается факел пламени или активных продуктов неполного сгорания, который по каналам в головке цилиндров попадает в основную камеру сгорания, надежно и быстро воспламеняет в ней рабочую смесь
| СТО БТИ АлтГТУ 13.62.3.0435-2014
| Рисунок 7. Механизм газораспределения двигателя с форкамерно-факельным зажиганием:
1 — седло клапана; 2 — выпускной клапан; 3 — направляющая втулка; 4 — стопорное кольцо; 5 — опорная шайба, 6 и 7 — пружины клапана; 8 и 19 — маслоотражательные колпачки; 9 и 15 — сухари; 10 и 16 — толкатели; 11 — коромысло, 12 — регулировочный винт дополнительного клапана; 13 — ось коромысла, 14 — регулировочный винт; 17 — штанга; 18 — пружина дополнительного клапана; 20 и 21 — уплотнительные кольца, 22 — корпус; 23—- дополнительный клапан; 24 — свеча зажигания; 25 — прокладка; 26 —
форкамера; 27 — основная камера сгорания
| После изучения общего устройства ГРМ необходимо сравнить различные конструкции механизмов, определить их общие и индивидуальные отличительные особенности, показать действие механизма на натурном динамическом разрезе ДВС.
Распределительные валы. Эти детали выполняют в виде цилиндрического стержня с опорными шейками, между которыми расположены кулачки привода впускных и выпускных клапанов. Наибольшее распространение получили кулачки двух видов — безударные и с выпуклым профилем. Кулачки обрабатывают на конус, что обеспечивает поворот и равномерный износ поверхностей толкателей при работе (двигатель ЗМЗ-53). Для подвода моторного масла в опорных шейках кулачков по оси распределительных валов в некоторых конструкциях выполняются отверстия сверлением. На распределительных валах карбюраторных, V-образных и некоторых рядных ДВС расположены кулачок-эксцентрик привода бензонасоса, колесо с винтовым зубом привода смазочного насоса и прерывателя-распределителя. Обычно передний конец вала (на двигателе КамАЗ-740 - задний) обработан под установку зубчатого колеса, зубчатой звездочки или зубчатого шкива привода вала.
Опорами валов являются подшипники, выполненные в виде металло-керамических втулок (двигатель ЯМЗ-233), стальных втулок с антифрикционной заливкой (двигатель КамАЗ-740), свертных из биметаллической сталебаббитовой ленты (двигатель ЗМЗ-53).
От осевого смещения распределительные валы удерживаются упорными подшипниками (фланцами), закрепленными на блоке или головке цилиндров между торцами передней опорной шейки и ступицы зубчатого колеса или звездочки распределения. Распределительные валы ДВС грузовых автомобилей изготовляют из сталей 20, 40 и других методом объемной штамповки, а двигателей легковых автомобилей - литыми чугунными. Для
| СТО БТИ АлтГТУ 13.62.3.0435-2014
| упрочнения рабочие поверхности опорных шеек и кулачков стальных валов закаливают с нагревом ТВЧ, а чугунных валов подвергают отбеливанию.
Рычажно-роликовые толкатели имеют ролик с игольчатым подшипником, установленным на оси, запрессованную в монтажное отверстие бронзовую втулку и смазочный канал в рычаге. Изготовляют толкатели из чугунов и углеродистых сталей, поверхности трения закаляют, а рабочие торцы наплавляют отбеленным чугуном
Клапаны. Обычно для одного цилиндра предусмотрен один впускной и один выпускной клапаны, некоторые ДВС (например, ЯМЗ-8401) имеют два клапана для обеспечения хорошего газообмена Основными элементами клапанов являются стержень с замковой канавкой и головка с обработанной уплотняющей кромкой-фаской, которая плотно прилегает к уплотняющей поверхности гнезда клапана Угол наклона фаски равен 30-40. Для обеспечения высококачественного наполнения цилиндров головки впускных клапанов, как правило, имеют больший диаметр. Выпускные клапаны некоторых двигателей (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53) имеют дополнительное охлаждение; для этого в стержне и головке клапана предусмотрена полость, частично заполненная натрием и закрытая снизу заглушкой.
Выполняют клапаны из жаропрочных сталей Иногда выпускные клапаны выполняют комбинированными (головку изготовляют из сталей повышенной жаро- и коррозионной стойкости и приваривают ее к стержню клапана (двигатели ЯМЗ-238)). Фаску головки наплавляют особо твердыми и теплостойкими материалами, например, хромоникелевым сплавом (двигатель ЗМЗ-53). Для повышения износостойкости стержни клапанов хромируют, а торцы стержней закаливают или устанавливают на них колпачки с высокой твердостью торцовых поверхностей (двигатель ЗМЗ-53). Вставные седла выполняют в форме колец с уплотняющими фасками из стали или чугуна и запрессовывают их в головку, что улучшает ее ремонтопригодность
Основные сборочно-регулировочные операции. Для обеспечения фаз газораспределения установку зубчатых колес (звездочек) распределительных валов необходимо производить по меткам, нанесенным на торцах зубьев, совмещая их с сопрягаемыми зубчатыми колесами (звездочками) коленчатого вала. После установки приводной цепи (зубчатого ремня) следует отрегулировать их натяжение. Затяжка гаек или болтов крепления зубчатых колес и звездочек привода, направляющих толкателей, стоек осей коромысел, гаек регулировочных винтов производится по значению контролируемого момента. При установке и снятии клапанных пружин применяют специальные приспособления. Во избежание задиров в направляющих втулках при работе ГРМ перед сборкой стержни клапанов рекомендуется смазать смесью графитового порошка с моторным маслом (в соотношении 7:3).
По окончании сборки механизма необходимо отрегулировать тепловые зазоры в клапанах. Зазор устанавливают и проверяют (рис. 8) между передней частью коромысла 3 и торцом стержня клапана 5, как правило, на холодном двигателе. Ширина зазора у большинства ДВС для впускных клапанов составляет 0,15 — 0,25 мм. а для выпускных 0,20 — 0,35 мм.
Выполняемые практические работы
Осуществить регулировку зазоров клапанного механизма на двигателе и проверить его работу
Порядок выполнения работы по регулировке зазоров
1. Поршень первого цилиндра установить в ВМТ на такте сжатия. Для этого вручную надо вращать коленчатый вал до совмещения меток, нанесенных обычно на шкивы, крышки колес распределения и т. п.
| СТО БТИ АлтГТУ 13.62.3.0435-2014
| Рисунок 8 — Проверка зазора в механизме газораспределения
| 2. Отрегулировать зазоры в клапанах первого цилиндра: ослабить контргайку 2 и повернуть регулировочный винт 1 отверткой (или специальным приспособлением), установить необходимый зазор, проверить era пластинчатым щупом 4 или индикаторным приспособлением. Зазор должен составлять 0,25-0,3 мм (двигатели ЗИЛ-130 и ЯМЗ-238).
3. Не меняя положение винта затянуть контргайку и вновь проверить ширину зазора.
4. Клапаны остальных цилиндров отрегулировать в последовательности их работы, каждый раз проворачивая коленчатый вал четырехтактных ДВС на угол ф = 720°/i, где i - число цилиндров двигателя.
5. По окончании регулировки осуществить пуск двигателя, проверить поступление моторного масла к регулировочным винтам и втулкам коромысел, опорам распределительного вала и другим деталям, убедиться в отсутствии характерных стуков и шумов ненормально работающего ГРМ.
|
5 Контрольные вопросы
1 Каково устройство ГРМ'
2 Дайте характеристику приводов распределительных валов
3 Объясните устройство клапанной группы
4 В чем заключены правила сборки привода распределительных валов и регулировки зазоров в клапанном механизме?
5 Назовите основные характеристики ГРМ базовой модели автомобиля.
|