Источники правового регулирования бюджетных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники правового регулирования бюджетных отношений



Основные источники правового регулирования бюджетных отношений:

Конституция РФ как источник правового регулирования бюджетных отношений - Источниками бюджетного права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие бюджетно-правовые нормы, так и положения, имеющие большое значение при установлении общих принципов бюджетного устройства Российской Федерации, установлении налоговых и неналоговых доходов бюджетов, формировании бюджетной политики Российской Федерации, а также нормы, определяющие магистральные направления совершенствования и развития бюджетного права и в целом образующие конституционные основы бюджетного устройства России. К таким важным положениям Конституции РФ прежде всего, следует отнести ст. 15, 34, 35, 46, 57 72, 74, 75, 76, 90, ч. 5 ст. 101. ч. 3 ст. 104, 106, 114 и др.

Бюджетное зако­нодательство как источник правово­го регулирования бюджетных отно­шений -как уже говорилось, бюджетное законодательство вклю­чает в себя:

• федеральное бюджетное законодательство (состоя­щее из Бюджетного кодекса Российской Федерации и ежегодных федеральных законов о федеральном бюд­жете);

• региональное бюджетное законодательство — законы субъектов Российской Федерации о бюджете этих субъектов Российской Федерации;

• нормативные правовые акты о местных бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представи­тельными органами местного самоуправления;

• иные федеральные законы, законы субъектов Россий­ской Федерации, нормативные правовые акты предста­вительных органов местного самоуправления, регули­рующие бюджетные правоотношения.

В настоящее время наиболее важные положения об орга­низации и осуществлении бюджетной деятельности в Рос­сии закреплены в Бюджетном кодексе Российской Феде­рации, который был принят 31 июля 1998 г. (Федеральный закон № 145-ФЗ1) и действует с учетом изменений. При этом согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ указанный кодифицированный нормативный, правовой акт был введен в действие с 1 января 2000 г.

Подзаконные нор­мативные право­вые акты как ис­точник правового регулирования бюджетных отно­шений. -Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, исполнительные органы местного самоуправле­ния и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных (допускаемых) бюджетным законо­дательством случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетированием, ко­торые не должны противоречить бюджетному законо­дательству.

При этом подзаконные нормативные правовые акты, со­держащие нормы бюджетного права, в свою очередь, под­разделяются на две группы: акты органов общей компе­тенции и акты органов специальной компетенции. К актам органов обшей компетенции относятся:

а) указы Президента РФ, которые не должны противо­речить Конституции РФ и бюджетному законодатель­ству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Такие акты могут прини­маться по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 90 Конституции РФ), в том числе по вопросам, составляющим предмет бюджетного права, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с Бюд­жетным кодексом РФ может быть урегулирован только законом. Отметим, что, относя указы Президента РФ к подзаконным актам, не следует забывать, что согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ в установ­ленном Конституцией порядке принимает меры по ох­ране суверенитета Российской Федерации, ее незави­симости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти меры Президент РФ уполномочен принимать не только на основании законов, но и в их отсутствие. Это так называемое деле­гированное законодательство означает обязанность Президента РФ в случаях отсутствия законов прини­мать нормативные правовые акты для обеспечения норм Конституции до принятия федеральных законов.

б) Постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой и налоговой политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во ис­полнение нормативных правовых актов, имеющих выс­шую по сравнению с ними юридическую силу.

Во исполнение положений бюджетного законодатель­ства и актов Президента Российской Федерации Пра­вительство Российской Федерации вправе издавать не противоречащие им подзаконные нормативные право­вые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

в) Подзаконные нормативные правовые акты, приня­тые органами исполнительной власти субъектов РФ, и подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами местного самоуправления. Указанные органы в пределах своей компетенции в предусмотренных законодательством случаях также из­дают нормативные правовые акты, регулирующие бюд­жетные правоотношения.

К актам органов специальной компетенции относятся ведомственные регулирующие бюджетные правоотно­шения подзаконные нормативные правовые акты, из­дание которых осуществляется в случаях и в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Фе­дерации. Такими органами специальной компетенции являются Министерство финансов Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

Договоры РФ как источники правового регулирования бюджетных отношений - Международные договоры Российской Федерации — по­ложениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федера­ции являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую систему введено две категории международно-правовых норм. Причем, согласно Конституции РФ, если международным до­говором Российской Федерации установлены иные пра­вила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом под обще­признанными принципами и нормами международного права следует понимать нормы, содержащие основопола­гающие принципы международного права, и общие принципы права, признанные цивилизованными нация­ми. Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в международных договорах России. Бюджетным кодек­сом РФ также предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положе­ния, касающиеся налогообложения и сборов, установле­ны иные правила и нормы, чем предусмотренные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными право­выми актами, то применяются правила и нормы между­народных договоров Российской Федерации (ст. 4 БК РФ). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ международные договоры по во­просам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ. Внутригосударственные договоры — это договоры ме­жду органами государственной власти Российской Фе­дерации и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

Судебные преце­денты как источ­ники правового регулирования бюджетных отношений -В последнее время важным дискуссионным вопросом в российской юридической науке остается вопрос, явля­ется ли источником права судебная и арбитражная практика, в частности акты правосудия Высшего Ар­битражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Между тем вопрос об отнесении к источникам права решений Конституционного Суда РФ практически ре­шен. Как известно, Конституционный Суд РФ занима­ется толкованием Конституции России, т.е. уясняет и разъясняет смысл интерпретируемых норм. Результатом такого толкования является правовая позиция КС РФ — это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части поста­новления КС РФ, т.е. имеет письменную форму и обла­дает нормативным значением. Нормативное толкова­ние Конституционного Суда РФ рассчитано на неодно­кратное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, является официальным и обязательным. Правовая позиция) Конституционного Суда РФ распространяется не только на участников конкретного конституционного спо­ра, при рассмотрении которого она была сформулиро­вана, но и направлена неограниченному кругу лиц. В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституцией ном Суде Российской Федерации» решения КС РФ обязательны не только для участников конституционного спора, но и для иных субъектов права. Поэтому фактически Конституционный Суд РФ все же в определенных пределах выполняет правотворческую функцию, осуществляя конкретизацию норм Конституции РФ. Конституционный Суд РФ создает новые нормы, особенности процедурного характера, восполняет пробелы Конституции.

В отношении же судебной и арбитражной практики в целом необходимо отметить, что, хотя вопрос о судебной практике как источнике права является дискуссионным, нельзя не признать, что акты правосудия — решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - оказывают определенное влияние на практику приме нения законодательства, в том числе и бюджетного.

 

 

ТЕМА 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.006 с.)