Характеристика доходов бюджетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика доходов бюджетов



 

План Лекции

1. Доходы бюджетной системы

2. Состав и классификация доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

3. Налоговые доходы

4. Неналоговые доходы

5. Безвозмездные перечисления

6. Собственные и регулируемые доходы

 

Доходы бюджетной системы

Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образова­ний денежные средства, финансовые ресурсы, необходи­мые для эффективного осуществления государством и му­ниципальным образованием возложенных на них публич­ных, социальных, экономических и иных функций.

При этом государственные доходы (то есть доходы фе­дерального и регионального бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его рас­пределения и перераспределения в собственность и распоря­жение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства10.

В свою очередь, под муниципальными доходами пони­мается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью созда­ния финансовой основы для финансирования деятельности органов местного самоуправления. Система государственных и муниципальных доходов образует доходы бюджетов.

По материально-вещественному содержанию доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в бюд­жет соответствующего уровня на безвозмездной и безвоз­вратной основе в соответствии с действующим законода­тельством. Доходы бюджета являются базой для осуще­ствления государственных расходов.

 

Состав и классификация доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

Состав доходов бюджета зависит от принятой в стра­не системы хозяйствования и основных направлений эко­номической политики. До 1991 г. в нашей стране преоб­ладали неналоговые доходы, отвечавшие принципам ад­министративно-командной системы. Платежи из прибы­ли предприятий осуществлялись по индивидуальным ставкам, в зависимости от народно-хозяйственного зна­чения того или иного предприятия и результатов его де­ятельности. Переход к рыночным формам хозяйствова­ния потребовал новую правовую основу для формирова­ния доходов бюджетов, поэтому доходы стали формиро­ваться в основном за счет налоговых поступлений.

Разнообразие видов доходов требует определенной классификации:

1. В зависимости от уровня бюджетной системы дохо­ды делятся на:

— федеральные;

— региональные (субъектов РФ);

— местные (муниципальные).

2. В зависимости от источников поступления доходы делятся на:

— собственные;

— регулируемые.

3. В соответствии с бюджетной классификацией РФ доходы могут быть:

— налоговые;

— неналоговые;

— безвозмездные перечисления;

— доходы целевых бюджетных фондов;

— доходы от предпринимательской и иной при­носящей доход деятельности.

Налоговые доходы

Налоговые доходы включают в себя:

* налоги на прибыль:

* налоги на товары и услуги, лицензионные и регис­трационные сборы:

* налоги на совокупный доход:

* налоги на имущество:

* платежи за пользование природными ресурсами:

* налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономи­ческие операции:

* прочие налоги, сборы и пошлины.

 

Неналоговые доходы

В современной литературе к неналоговым доходам принято относить:

платежи штрафного характера и административные сборы (взимаемые штрафы; суммы полученные от реализации конфискованного имущества);

доходы от использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (например, доходы от сдачи в арен­ду зданий и сооружений);

доходы от продажи имущества, находящегося в федераль­ной собственности, собственности субъектов Российской Феде­рации или муниципальной собственности;

доходы от экономической деятельности государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных предприятий;

• финансовые средства, полученные в возмещение ущерба;

• поступления в виде внешних заимствований;

• доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи го­сударственных ценных бумаг и т.д.

 

Безвозмездные перечисления

Согласно ст. 45 Бюджетного Кодекса РФ в доходы бюджетов всех уровней могут осуществляться безвозмезд­ные перечисления от физических и юридических лиц, меж­дународных организаций и правительств иностранных го­сударств. Кроме того, эта статья неналоговых доходов мо­жет включать безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

По источникам поступления безвозмездные перечис­ления могут быть от:

• нерезидентов;

• других бюджетов бюджетной системы;

• государственных внебюджетных фондов;

• государственных организаций;

• наднациональных организаций;

• прочее.

Особо важную роль такой источник доходов, как безвозмездные перечисления играет для бюджетов субъек­тов РФ, так как по статье доходов «безвозмездные пере­числения от бюджетов других уровней» в региональные бюджеты поступает финансовая помощь из федерального бюджета. Необходимость финансовой помощи субъектам РФ обусловлена неоднородностью социально-экономичес­кого развития, которая вызвана различной обеспеченнос­тью природными ресурсами, инфраструктурой, исторически сложившейся специализацией, климатическими и геогра­фическими особенностями регионов.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюд­жетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам, и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.007 с.)