Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация бюджетных расходов
Классификация видов расходов бюджета может осуществляться по различным основаниям. Наиболее часто классификация осуществляется по следующим критериям: 1. По уровню управления (расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, расходы местных бюджетов). 2. По экономическому содержанию (текущие, капитальные, расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов). 3. По общественному назначению (расходы на управление, расходы на социальные нужды, расходы на оборону, внешнеэкономические расходы и т.д.). 4. По степени предсказуемости наступления расходов (запланированные и внезапные (незапланированные) расходы). 5. По экономическим результатам (производственные и непроизводственные расходы). 6. По характеру потребления (обыкновенные и чрезвычайные расходы).
Способы распределения бюджетных средств В широком смысле расходы бюджетов — есть система распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства. Такое предоставление бюджетных средств может осуществляться только строго установленными (формализованными) способами: 1) в форме ассигнований на содержание бюджетных учреждений; 2) в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам (в рамках государственных или муниципальных нужд); 3) в виде различных по своим целям трансфертов; 4) в виде ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 5) в виде ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов; 6) в виде бюджетных кредитов юридическим лицам; 7) в виде субвенций и субсидий юридическим и физическим лицам; 8) в виде инвестиций в уставный капитал действующих или вновь созданных юридических лиц; 9) в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам;
10) в виде кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; 11) в виде кредитов иностранным государствам;
12) в виде средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.
Планирование бюджетных расходов Бюджетное планирование в целом позволяет определить объем, источники и направления использования бюджетных расходов на каждом уровне бюджетной системы РФ. Исходным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году. Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета органами исполнительной власти. При рассмотрении проекта закона о бюджете в Государственной Думе на первом этапе рассматривается общий объем доходов и расходов бюджета, а затем — распределение расходов по отдельным статьям. Важную роль в планировании бюджетных расходов играет перспективный финансовый план - это среднесрочный документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он составляется на три года, из которых первый год — это тот год, на который составляется бюджет; а два последующих года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты экономической политики правительства. Первым этапом планирования бюджетных расходов на очередной финансовый год является распределение расходов по статьям функциональной классификации. Затем происходит распределение расходов по получателям бюджетных средств (ведомственная классификация расходов). В свою очередь, так как ведомственная классификация является многоуровневой в ней происходит распределение бюджетных средств от прямых получателей бюджетных средств из федерального бюджета до направлений использования средств бюджета по целевым статьям в соответствии с функциональной классификацией расходов. Необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов федерального бюджета по отношению к ВВП.
Расходы федерального бюджета на 2005 год предусмотрены в объеме 3047,9 млрд. рублей, что на 388,5 млрд. рублей (14,6%) превышает плановый уровень текущего года.
Текущие расходы В зависимости от экономического содержания расходы делятся на: 1) текущие расходы; 2) капитальные расходы. Такая группировка расходов бюджета устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Текущие расходы бюджета (68 ст. БК РФ) — это часть расходов бюджета, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам, отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.). Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие текущих расходов. Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования расходов. Рассмотрим более подробно наиболее значимые виды текущих расходов: государственные закупки и социальные трансферты.
Государственные закупки Государственные закупки являются важным элементом системы бюджетных расходов, так как рыночная система не может в необходимом объеме обеспечить производство таких товаров и услуг, которые обладают свойствами общественных благ. Они имеют важное социально-экономическое значение, однако, на их основе невозможно извлекать прибыль. По этой причине обеспечение производства общественных благ является функцией государства. В Бюджетном Кодексе РФ используется такое понятие, как государственный заказ. Под ним понимается совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета (статья 72 БК РФ). Государственный контракт — это договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации или субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Российским законодательством регулируются общие условия и порядок заключения контрактов. Так, в соответствии со статьей 71 БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда должны осуществляться исключительно на основе государственных контрактов.
Контракты могут использоваться не только для заказа производства товаров и услуг в частном секторе. Одним из подходов к повышению эффективности государственного управления является применение так называемых внутренних контрактов, которые могут заключаться между различными государственными учреждениями или их подразделениями.
Социальные трансферты Социальные трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью социальных трансфертов является поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости). Рассмотрим основные виды трансфертных платежей: 1. Денежные выплаты. К ним относятся пенсии и пособия, стипендии, субсидии на осуществление определенных целевых расходов (например, оплату жилищно-коммунальных услуг), компенсации (возмещение гражданам произведенных ими расходов) и т.д. В соответствии с законом "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" от 7 августа 2000 г. размеры обязательных социальных выплат, определенные в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении). Преимуществом денежных выплат является то, что они являются дополнительным доходом для нуждающихся граждан и получатель может распоряжаться ими по своему усмотрению. Недостатком является то, что они снижают стимулы к трудовой деятельности, а также сложность их планирования и осуществление контроля над их расходованием. Серьезной проблемой для России является низкий уровень социальных пособий, не соответствующий величине прожиточного минимума. 2. Натуральная помощь. Социальная помощь в натуральной форме может иметь вид бесплатных благ или услуг для всего населения или отдельных его категорий, предоставления льгот на определенные блага или услуги, т.е. частичную их оплату. Ее преимущество перед денежными выплатами заключается в том, что она в большей степени детерминирует целевое использование средств при решении частных социальных проблем. Натуральная помощь гораздо в меньшей степени дестимулирует трудовую активность.
Недостатком натуральной помощи является то, что она не оставляет выбора ее получателям. Они не могут максимизировать свою полезность. Натурализация помощи — это по существу способ навязывания возможным получателям общественных предпочтений, которые они могут не разделять. Полезность натуральной помощи для ее получателей может быть повышена за счет предоставления им ограниченной свободы выбора, когда малообеспеченные люди получают право не на конкретное благо или услугу, а на категорию благ и услуг (продовольствие, услуги здравоохранения и прочее). Другим следствием натуральных трансфертов является изменение размеров располагаемых денежных доходов и структуры потребительских бюджетов их получателей. Это происходит в тех случаях, когда в составе натуральных благ и услуг имеются такие, которые ранее оплачивались или способны замещать некоторые платные блага и услуги. Натуральная помощь в этих случаях обеспечивает также эффект, получаемый от денежных трансфертов. 3. Финансирование производителей. Государство может предоставлять субсидии или льготы для коммерческих организаций, которые производят социально-значимые блага и услуги. Государство в данном случае не занимается закупками и распределением средств среди нуждающихся, оно за счет средств бюджета покрывает убытки или снижает затраты рыночных производителей. Выгоды общества заключаются в повышении доступности и снижении цен на такие блага. Причем этими выгодами, в отличие от других форм трансфертов, пользуется каждый потребитель независимо от уровня его благосостояния. Финансирование производителей является наименее эффективным типом трансфертов, так как действует не избирательно, то есть благами, производимыми субсидируемыми производителями могут пользоваться все, а не только реально нуждающиеся граждане. Выплаты производителям искажают условия рыночной конкуренции, побуждают их к лоббированию своих интересов во властных структурах (особенно это проявляется при составлении бюджета на очередной финансовый год).
Капитальные расходы Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность (ст. 67 БК РФ), включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.
В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития. Особенностью капитальных расходов бюджета является то, что, они рассчитаны на более длительную перспективу, то есть выходят за рамки одного бюджетного года. Планирование таких расходов строится с учетом их долгосрочного характера. Основными формами капитальных расходов являются бюджетные инвестиции и бюджетные кредиты. Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий, предприятий, производящих социально-значимые товары и т.д.). В соответствии с БК РФ (ст. 79) расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включения в целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления. Если инвестиционный объект предусматривает расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, они подлежат рассмотрению и утверждению в том же порядке, что и федеральные целевые программы. Бюджетные кредиты могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики. Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным и муниципальным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующим бюджетом. Бюджетный кредит так же может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного на основании действующего законодательства и при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способом обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества в различном виде. Обязательным условием предоставления кредита является предварительная проверка финансового состояния получателя. Уполномоченные государственные органы проводят проверку целевого использования выделенных средств. Они также имеют право проверять деятельность заемщика в любое время действия кредита. При утверждении бюджета на очередной год в нем указываются цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты выделяемых средств на год и более длительный срок, а также ограничения по субъектам их использования. Когда органами исполнительной власти составляется отчет об исполнении бюджета, к нему прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Для упорядочения процедуры кредитования государством ведутся реестры предоставленных кредитов по их получателям. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
ТЕМА 8
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.019 с.) |