Классификация бюджетных расходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация бюджетных расходов



Классификация видов расходов бюджета может осу­ществляться по различным основаниям. Наиболее часто классификация осуществляется по следующим критериям:

1. По уровню управления (расходы федерального бюд­жета, бюджетов субъектов Федерации, расходы ме­стных бюджетов).

2. По экономическому содержанию (текущие, капи­тальные, расходы, связанные с образованием и об­служиванием страховых и резервных фондов).

3. По общественному назначению (расходы на управ­ление, расходы на социальные нужды, расходы на оборону, внешнеэкономические расходы и т.д.).

4. По степени предсказуемости наступления расходов (запланированные и внезапные (незапланированные) расходы).

5. По экономическим результатам (производственные и непроизводственные расходы).

6. По характеру потребления (обыкновенные и чрез­вычайные расходы).

 

Способы распределения бюджетных средств

В широком смысле расходы бюджетов — есть систе­ма распределения имеющихся в распоряжении государ­ства доходов этого государства. Такое предоставление бюд­жетных средств может осуществляться только строго ус­тановленными (формализованными) способами:

1) в форме ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, вы­полняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам (в рамках государственных или муниципальных нужд);

3) в виде различных по своим целям трансфертов;

4) в виде ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на дру­гие уровни власти;

5) в виде ассигнований на компенсацию дополнитель­ных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, при­ведших к увеличению бюджетных расходов;

6) в виде бюджетных кредитов юридическим лицам;

7) в виде субвенций и субсидий юридическим и физи­ческим лицам;

8) в виде инвестиций в уставный капитал действую­щих или вновь созданных юридических лиц;

9) в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и суб­сидий бюджетам других уровней бюджетной систе­мы, государственным внебюджетным фондам;

 

10) в виде кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

11) в виде кредитов иностранным государствам;

12) в виде средств на обслуживание долговых обяза­тельств, в том числе государственных и муници­пальных гарантий.

 

Планирование бюджетных расходов

Бюджетное планирование в целом позволяет определить объем, источники и направления использования бюджетных расходов на каждом уровне бюджетной системы РФ. Исход­ным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году.

Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета органами исполнитель­ной власти. При рассмотрении проекта закона о бюджете в Государственной Думе на первом этапе рассматривается об­щий объем доходов и расходов бюджета, а затем — распре­деление расходов по отдельным статьям.

Важную роль в планировании бюджетных расходов иг­рает перспективный финансовый план - это среднесрочный документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государствен­ных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он составляется на три года, из которых первый год — это тот год, на который составляется бюджет; а два последующих года - плановый период, на про­тяжении которого прослеживаются реальные результаты эко­номической политики правительства.

Первым этапом планирования бюджетных расходов на очередной финансовый год является распределение расхо­дов по статьям функциональной классификации. Затем про­исходит распределение расходов по получателям бюджет­ных средств (ведомственная классификация расходов). В свою очередь, так как ведомственная классификация явля­ется многоуровневой в ней происходит распределение бюд­жетных средств от прямых получателей бюджетных средств из федерального бюджета до направлений использования средств бюджета по целевым статьям в соответствии с фун­кциональной классификацией расходов.

Необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной систе­мы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов федерального бюджета по отношению к ВВП.

Расходы федерального бюджета на 2005 год предусмот­рены в объеме 3047,9 млрд. рублей, что на 388,5 млрд. руб­лей (14,6%) превышает плановый уровень текущего года.

 

Текущие расходы

В зависимости от экономического содержания рас­ходы делятся на:

1) текущие расходы;

2) капитальные расходы.

Такая группировка расходов бюджета устанавливает­ся экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Текущие расходы бюджета (68 ст. БК РФ) — это часть расходов бюджета, обеспечивающая функциониро­вание органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание госу­дарственной поддержки другим бюджетам, отдельным от­раслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся рас­ходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату про­центов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

Дотация — это бюджетные средства, предоставляе­мые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие те­кущих расходов.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляе­мые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной ос­новах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляе­мые бюджету другого уровня бюджетной системы, физи­ческому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования расходов.

Рассмотрим более подробно наиболее значимые виды текущих расходов: государственные закупки и социальные трансферты.

 

Государственные закупки

Государственные закупки являются важным элемен­том системы бюджетных расходов, так как рыночная си­стема не может в необходимом объеме обеспечить произ­водство таких товаров и услуг, которые обладают свой­ствами общественных благ. Они имеют важное социаль­но-экономическое значение, однако, на их основе невозможно извлекать прибыль. По этой причине обеспе­чение производства общественных благ является функ­цией государства.

В Бюджетном Кодексе РФ используется такое поня­тие, как государственный заказ. Под ним понимается со­вокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета (статья 72 БК РФ). Государственный контракт — это договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждени­ем, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации или субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государствен­ных нужд, предусмотренных в расходах бюджета.

Российским законодательством регулируются общие условия и порядок заключения контрактов. Так, в соот­ветствии со статьей 71 БК РФ все закупки товаров, ра­бот и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда должны осуществляться исключительно на основе государственных контрактов.

Контракты могут использоваться не только для за­каза производства товаров и услуг в частном секторе. Одним из подходов к повышению эффективности госу­дарственного управления является применение так назы­ваемых внутренних контрактов, которые могут заклю­чаться между различными государственными учреждени­ями или их подразделениями.

 

Социальные трансферты

Социальные трансферты направляются на поддер­жку тех слоев населения, которые не могут самостоя­тельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-не­защищенных категориях населения. Помимо этого, це­лью социальных трансфертов является поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощре­ние общественно-желательного поведения (например, сти­мулирование рождаемости).

Рассмотрим основные виды трансфертных платежей:

1. Денежные выплаты. К ним относятся пенсии и пособия, стипендии, субсидии на осуществление опреде­ленных целевых расходов (например, оплату жилищно-коммунальных услуг), компенсации (возмещение гражда­нам произведенных ими расходов) и т.д. В соответствии с законом "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" от 7 авгус­та 2000 г. размеры обязательных социальных выплат, определенные в зависимости от минимального размера оп­латы труда, устанавливаются в твердых суммах (в денеж­ном выражении). Преимуществом денежных выплат яв­ляется то, что они являются дополнительным доходом для нуждающихся граждан и получатель может распоря­жаться ими по своему усмотрению. Недостатком является то, что они снижают стимулы к трудовой деятельности, а также сложность их планирования и осуществление кон­троля над их расходованием. Серьезной проблемой для России является низкий уровень социальных пособий, не соответствующий величине прожиточного минимума.

2. Натуральная помощь. Социальная помощь в на­туральной форме может иметь вид бесплатных благ или услуг для всего населения или отдельных его категорий, предоставления льгот на определенные блага или услуги, т.е. частичную их оплату.

Ее преимущество перед денежными выплатами зак­лючается в том, что она в большей степени детерминирует целевое использование средств при решении частных социальных проблем. Натуральная помощь гораздо в мень­шей степени дестимулирует трудовую активность.

Недостатком натуральной помощи является то, что она не оставляет выбора ее получателям. Они не могут максими­зировать свою полезность. Натурализация помощи — это по существу способ навязывания возможным получателям об­щественных предпочтений, которые они могут не разделять. Полезность натуральной помощи для ее получателей может быть повышена за счет предоставления им ограниченной сво­боды выбора, когда малообеспеченные люди получают право не на конкретное благо или услугу, а на категорию благ и услуг (продовольствие, услуги здравоохранения и прочее).

Другим следствием натуральных трансфертов являет­ся изменение размеров располагаемых денежных доходов и структуры потребительских бюджетов их получателей. Это происходит в тех случаях, когда в составе натуральных благ и услуг имеются такие, которые ранее оплачивались или способны замещать некоторые платные блага и услу­ги. Натуральная помощь в этих случаях обеспечивает так­же эффект, получаемый от денежных трансфертов.

3. Финансирование производителей. Государство мо­жет предоставлять субсидии или льготы для коммерчес­ких организаций, которые производят социально-значи­мые блага и услуги. Государство в данном случае не зани­мается закупками и распределением средств среди нужда­ющихся, оно за счет средств бюджета покрывает убытки или снижает затраты рыночных производителей. Выгоды общества заключаются в повышении доступности и сни­жении цен на такие блага. Причем этими выгодами, в отличие от других форм трансфертов, пользуется каждый потребитель независимо от уровня его благосостояния.

Финансирование производителей является наименее эффективным типом трансфертов, так как действует не избирательно, то есть благами, производимыми субсиди­руемыми производителями могут пользоваться все, а не только реально нуждающиеся граждане. Выплаты про­изводителям искажают условия рыночной конкуренции, побуждают их к лоббированию своих интересов во власт­ных структурах (особенно это проявляется при составле­нии бюджета на очередной финансовый год).

 

Капитальные расходы

Капитальные расходы бюджетов - это часть расхо­дов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность (ст. 67 БК РФ), включающая статьи расхо­дов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, пре­доставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвес­тиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в го­сударственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложе­ния в основные фонды, создание государственных запа­сов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.

В составе капитальных расходов может быть сфор­мирован бюджет развития. Особенностью капитальных расходов бюджета является то, что, они рассчитаны на более длительную перспективу, то есть выходят за рамки одного бюджетного года. Планирование таких расходов строится с учетом их долгосрочного характера.

Основными формами капитальных расходов явля­ются бюджетные инвестиции и бюджетные кредиты.

Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреж­дений образования, здравоохранения, оборонных пред­приятий, предприятий, производящих социально-значи­мые товары и т.д.).

В соответствии с БК РФ (ст. 79) расходы на финан­сирование бюджетных инвестиций предусматриваются со­ответствующим бюджетом при условии их включения в целевую программу либо в соответствии с решением орга­на исполнительной власти или местного самоуправления. Если инвестиционный объект предусматривает расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты тру­да, они подлежат рассмотрению и утверждению в том же порядке, что и федеральные целевые программы.

Бюджетные кредиты могут быть использованы для финансирования не только государственных предприя­тий и учреждений, но и негосударственных субъектов эко­номики. Бюджетные кредиты (процентные и беспроцент­ные) предоставляются государственным и муниципаль­ным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующим бюджетом.

Бюджетный кредит так же может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного на основании действующего зако­нодательства и при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способом обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита являются банковские гарантии, по­ручительства, залог имущества в различном виде.

Обязательным условием предоставления кредита яв­ляется предварительная проверка финансового состояния получателя. Уполномоченные государственные органы про­водят проверку целевого использования выделенных средств. Они также имеют право проверять деятельность заемщика в любое время действия кредита.

При утверждении бюджета на очередной год в нем указываются цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты выделяемых средств на год и более длительный срок, а также ограничения по субъек­там их использования. Когда органами исполнительной власти составляется отчет об исполнении бюджета, к нему прилагается отчет о предоставлении и погашении бюд­жетных кредитов. Для упорядочения процедуры креди­тования государством ведутся реестры предоставленных кредитов по их получателям.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюд­жетных средств, а также плата за пользование ими при­равниваются к платежам в бюджет.

 

 

ТЕМА 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.019 с.)