Порядок начисления зарплаты при повременной форме оплаты труда и отражение на счетах бухгалтерского учета. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок начисления зарплаты при повременной форме оплаты труда и отражение на счетах бухгалтерского учета.



Во всех отраслях народного хозяйства существует две формы оплаты труда — повременная и сдельная. При повременной оплате учитывается количество отработанных часов, дней и квалификация работников. Она применяется в тех случаях, когда невозможно использовать сдельную оплату (оплата врачей учителей, юристов). Для служащих устанавливаются должностные оклады, а для рабочих тарифные ставки за один час, день работы. Повременная оплата делится на две системы или два вида: простая повременная система имеет место тогда, когда заработок начисляется по количеству отработанного времени и тарифной ставке за единицу рабочего времени; повременно-премиальная система — это оплата за отработанное время, а также премии за достижение определенных показателей в работе.

Для стимулирования роста производительности труда лучшей формой оплаты труда является сдельная оплата, т.е. оплата за объем выполненной работы и сдельных расценок за единицу продукции, работ, услуг. Необходимо четко нормировать труд (устанавливать норму выработки и норму времени), учитывать фактические результаты труда и качество продукции.

Сдельная форма оплаты подразделяется на такие системы, как прямая сдельная оплата, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная. Сдельная оплата бывает индивидуальной и бригадной (бригадный подряд).

Прямая сдельная оплата имеет место тогда, когда вся полноценная продукция или выполненные услуги оплачиваются по неизменной сдельной расценке за единицу продукции, работ и услуг.

Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки. Об установлении, замене, пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за один месяц.

Сдельно-прогрессивная система оплаты труда заключается в том, что продукция, работы, услуги, выполненные в пределах нормы, оплачиваются по основным сдельным расценкам, сверх нормы — по повышенным, прогрессивным сдельным расценкам.

Сдельно-премиальная система оплаты труда имеет место, когда вся выполненная работа оплачивается по основным сдельным расценкам, а также выплачиваются премии за те показат ели в работе, которые установлены коллективным договором.

Аккордная система оплаты предполагает оплату за весь комплекс работ и премии за досрочное выполнение работы. Зарплата за аккордное задание определяется с учетом объема работ, норм выработки, сдельных расценок, разрядов работ.

Государство устанавливает минимальную заработную плату, формы, системы и разряды оплаты служащих государственного аппарата.

Формы, системы и разряды оплаты в хозрасчетных предприятиях устанавливаются нанимателем на основании Единой тарифной сетки и тарифных коэффициентов, коллективных договоров и трудовых договоров.

Дифференциация размера оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности труда, его условий, уровня квалификации работников.

Заработная плата хозрасчетных предприятий максимальными размерами не ограничивается и ее повышение зависит от вели­чины доходов субъекта хозяйствования.

При планировании и в учете фонд оплаты труда делится на основную заработную плату и дополнительную.

В основную заработную плату входят выплаты за отработанное время и выработанную продукцию по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам, премии (кроме единовременных), доплаты за работу в ночную смену, в праздничные выходные дни, за бригадирство, за совмещение профессий ДР.

Дополнительная заработная плата — это оплата за нерабочее время в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь: оплата отпусков, выходного пособия, оплата за дни выполнения государственных и общественных обязанностей, за время военных сборов, оплата льготных часов подростков, компенсация за неиспользованный отпуск и др.

В фонд заработной платы не включаются: пособия по больничным листкам и пособия на детей (выплачиваются из фонда социальной защиты населения); командировочные расходы (включаются в затраты производства, обращения); единовременные премии.

Фонд заработной платы состоит из:

1. Заработной платы за выполненную работу и отработанное время;

2. Выплат стимулирующего характера (различные премии надбавки к тарифным ставкам и окладам, надбавки за продолжительность стажа, надбавки за сложность работы, вознаграждения но итогам годовой работы и др.);

3. Выплат компенсирующего характера (доплата за работу в ночное время при многосменной работе, оплата сверхурочных часов, оплата за работу в праздничные и выходные дни и др.);

4. Других выплат, включаемых в состав фонда заработной платы (оплата стоимости питания в столовых, оплата коммуналь­ных услуг, оплата отпусков и др.).

Оплата труда работников осуществляется на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС), в которой даны тарифные разряды с первого по 27-й (для производственных отраслей — 23 тарифных разряда) и тарифные коэффициенты для 1-го разряда — 1, а 23-го — 5,98).

Умножая тарифную ставку первого разряда на коэффициент любого другого разряда определяют тарифную ставку работника.

Действует Инструкция по применению Единой тарифной сетки Рекомендации по распределению работников внебюджетного сектора экономики Республики Беларусь по тарифным разрядам с учетом категории и должности, с учетом образования конкретного работника, сложности выполняемой работы, с учетом практического опыта работы. Аттестационная комиссия тарификацию осуществляет отдельно по каждому работнику. В штатном расписании указывается должность, профессия работников, количество штатных единиц, тарифные коэффициенты по ЕТС, ставка первого разряда, оклад за месяц, надбавки к месячным окладам и месячный фонд заработной платы.

Тарифную ставку первого разряда организации имеют право повышать при соблюдении некоторых условий: отсутствие задолженности по платежам в бюджет и по социальному страхованию, отсутствие задолженности по заработной плате, наличие прибыли.

Установлены ограничения по отнесению доплат на себестоимость продукции, работ, услуг. Так, в целом по организации премии за счет себестоимости не должны превышать 30% от сдельных расценок, окладов; надбавки — не более 20%; за стаж работы до 20%. Выше этих норм — за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении. При заключении контракта оклад может быть увеличен до 50%.

1. При сдельной оплате труда заработная плата начисляется за фактически выполненную работу на основе действующих расценок и определяется путем умножения сдельных расценок за единицу доброкачественной продукции на количество выпущенной продукции:

ЗП=сдельная расценка * количество продукции данного вида = надбавки и доплаты

Доплаты бывают двух разновидностей:

• за условия труда;

• за профессиональное мастерство.

Сдельные расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок, норм выработ ки. Сдельная расценка может быть определена на основе часовой тарифной ставки и установленной нормы времени на выпуск определенного вида продукции по формуле:

Р= часовая тарифная ставка * норма времени на выполнение определенного вида продукции

ПРИМЕР: Токарь 4-го разряда за месяц изготовил 120 шестерен. Часовая тарифная ставка токаря 4-го разряда -400 руб. Норма времени на изготовление одной шестерни - 1,35 час. Премия начислена в размере 30% от начисленной заработной платы из фонда оплаты труда. Токарь отработал в ночную смену 14 час. Доплата за работу в ночное время составляет 40% от часовой тарифной ставки. Произвести расчеты заработной платы и выполнить проводку по начислению заработной платы токарю пред­приятия.

РЕШЕНИЕ: Рассчитать сдельную расценку за 1 шт.:

400 х 1,35 =540 (руб.). Рассчитать ЗП по сдельным расценкам:

540 х 120 =64 800 (руб.). Рассчитать премию:

64 800 х 0,3 = 19 440 (руб.). •Рассчитать доплату за ночное время:

400 х 14 х 0,4 = 2240 (руб.). Начислено заработной платы всего:

ЗП = 64 800 + 19 440 + 2240 = 86 480 (руб.).

1. Д-т 20 - К-т 70 - 86 480 руб. - начисление заработ­ной платы рабочему основного производства.

При повременной оплате труда заработная плата начисляется на основании табеля, в котором отражается количество фактически отработанного времени. Оплата производится за количество отработанного времени независимо от объема выполненных работ. При этой форме оплаты ' да заработная плата (ЗП) определяется путем умножения часовой или дневной тарифной ставки (Тст.) работники ответствующего разряда на число отработанных (оплачиваемых) часов или дней (Чотр.).

ЗП = Тст. х Чотр. + НД, где; НД - надбавки и доплаты.

ПРИМЕР 1 Дежурный слесарь 5-го разряда, часовая тарифная стаи ка которого 690 руб., отработал в сентябре текущего годи 184 час, в том числе:

- 14 час отработано в выходные и праздничные дни (до­плата 100%);

- 12 час отработано в ночное время - с 22.00 до 6.00 утра (доплата 40%). На зарплату начислена премия в размере 30 % из ФОТ (без учета доплат).

Произвести расчеты заработной платы и выполнить проводку по начислению заработной платы дежурному слесарю.

РЕШЕНИЕ: Рассчитать ЗП по тарифной ставке:

690 х 184 =126 960 (руб.). Рассчитать премию:

126 960 х 0,3 = 38 088 (руб.). Рассчитать доплату за праздничные:

690 х 14 х 1,0 =9660 (руб.). Рассчитать доплату за ночное время:

690 х 0,4 х 12 =3312 (руб.). Начислено заработной платы всего:

ЗП = 126 960 + 38 088 + 9660 + 3312 = 178 020 (руб.).

. Д-т 20 - К-т 70-178 020 руб. - начисление заработ­ной платы рабочим основного производства.

Труд руководителей, специалистов и служащих оплачивается, как правило, на основе должностных окладов, которые устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника.

При расчете заработной платы работникам, для которых установлены должностные оклады, пользуются формула

ЗП = оклад * количество отработанных дней / колическтво рабочих дней в месяце + надбавки и доплаты

ПРИМЕР 3 Бухгалтер предприятия с окладом 160000 руб. отработал в течение месяца 8 дней при 22 днях по норме. Работнику начислена премия за фактически отработанное время в размере 20% за счет финансовых результатов.

Произвести расчеты заработной платы и выполнить проводки по начислению заработной платы и премии бух­галтеру предприятия.

РЕШЕНИЕ: Рассчитать ЗП по окладу:

160 000: 22 х 18= 130910 (руб.).

Рассчитать премию:

130 910х0,2 =26 180 (руб.).

Начислено заработной платы всего:

ЗП = 130 910 + 26 180 = 157 090 (руб.).

1. Д-т 26 - К-т 70 - 130 910 руб. - начисление заработ­ной платы бухгалтеру.

2. Д-т 84 - К-т 70 - 26 180 руб. - начисление премии бухгалтеру за счет финансовых результатов.

2. В зависимости от учетной политики предприятия. дополнительная заработная плата может резервироваться течение всего года, либо, не создавая предварительных резервов, отпускные начисляют с одновременным включением этих сумм в себестоимость продукции. Необходимость резервирования возникает в связи с тем, что рабочим, уходящим в отпуск, полагается замена. При неравномерном уходе в отпуск в течение года указанное положение может оказывать существенное влияние на себестоимость продукции в сторону ее увеличения. Ряд предприятий предпочитает рез ервировать дополнительную заработную плату ежемесячно, одновременно включая резервируемые суммы в текущие затраты производства.

В бухгалтерском учете резервируемые суммы учитывается на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих расходов», а формирование фонда отражается бухгалтерской проводкой:

дебет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

При уходе рабочих в отпуск сумма сформированного резерва используется, что отражается проводками:

дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и кре­дит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при начислении сумм отпускных;

дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и кре­дит субсчета 69/1 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - при начислении отчислений по социальному страхованию работников, уходящих в отпуск;

дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и кре­дит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — при начис­лении налога в бюджет от суммы отпускных.

8.Учет затрат основного производства и калькуляция себестоимости продукции.

1. Структура себестоимости и группировка затрат

Затраты классифицируются по различным признакам.

В зависимости от источников покрытия затраты подразделяются на:

1) включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);

2) операционные расходы (расходы по реализации и выбытию основных средств и иных активов, проценты, уплаченные за кредиты и займы);

3) внереализационные расходы (штрафы, пени и неустойки плаченные за нарушение условий договоров, суммы уценки активов, убытки прошлых лет, убытки от стихийных бедствий, пожаров, аварий);

4) расходы, возмещаемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и сборов;

5) расходы, возмещаемые за счет резервов, капитальных вложений, инвестиций и др.

Затраты, образующие себестоимость продукции группируются в соответствии с экономическим содержанием о элементам затрат:

1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов),

2. Расходы на оплату труда;

3. Отчисления на социальные нужды (социальное страхование);

4. Амортизация основных средств и нематериальных активов;

5. Прочие затраты (налоги и сборы, расходы на рекламу, подготовку кадров, арендные платежи и др.).

Затраты делятся также по статьям расходов, или калькуляционным статьям, для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Перечень статей расходов определяется ведомственными методическими указаниями. Чаще всего перечень бывает следующим:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты.

4. Услуги производственного характера сторонних организаций

5. Топливо и энергия на технологические цели.

6. Заработная плата производственных работ.

7. Отчисления на социальные нужды.

8. Отчисления и налоги в бюджет.

9. Расходы на подготовку и освоение производства.

10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

11. Общепроизводственные (цеховые расходы).

12. Общехозяйственные (заводские расходы).

13. Потери от брака.

14. Прочие производственные расходы.

15. Расходы на реализацию (коммерческие расходы).

Из первых 14 статей составляется производственная себестоимость, а с включением в нее расходов на реализацию образуется полная себестоимость продукции.

Классификация затрат по экономическим элементам нужна для планирования с целью определения потребности в ресурсах.

Кроме классификации затрат по экономическим элементам и статьям, они подразделяются еще по многим признакам:

Признаки классификации затрат   Виды издержек производства  
По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции 1. Прямые 2. Косвенные  
По отношению к производственному (технологическому)процессу 1. Основные 2. Накладные
По единству состава 1. Одноэлементные 2. Комплексные
По отношению к объему производства   1. Условно-переменные 2. Условно-постоянные  
11о эффективности   1. Производительные 2. Непроизводительные  
По возможности нормирования   1. Нормируемые 2. Ненормируемые  
По периодичности возникновения   1. Текущие 2. Единовременные  
По участию в процессе производства   1.Производственные 2.Внепроизводственные  
По отражению в бизнес-плане   1. Планируемые 2. Непланируемые  

Прямые — затраты, которые связаны с определенным видом продукции и их можно относить на себестоимость этой продукции (работ, услуг). Это расходы сырья, материалов, заработной платы производственных работ, потери брака.

Косвенные — это затраты, связанные с изготовлением нескольких видов продукции, работ, услуг, и на себестоимость относятся косвенно, путем специального расчета (общепроизводственные и общехозяйственные).

Основные — затраты, которые непосредственно связаны технологическим процессом.

Накладные — это затраты, связанные с обслуживанием производства и его управлением (общепроизводственные и общехозяйственные).

Одноэлементные — это затраты, которые состоят из одного элемента (заработная плата, амортизация и др.).

Комплексные — это затраты, состоящие из нескольких экономических элементов (общепроизводственные и общехозяйственные).

Переменными называются издержки производства, которые изменяются с изменением объема производства (сырье и материалы, оплата труда производственных рабочих и др.).

Условно-постоянные — это затраты, на которые объем производства почти не влияет (общепроизводственные и общехозяйственные).

Производительные затраты — это оправданные, целесообразные затраты.

Непроизводительные затраты, связанные с недостатками производства (брак продукции, потери от простоев и др.).

Нормируемые — это затраты, включенные в нормативную базу, а ненормируемые — это те, что не охвачены системой нормирования.

Производственные — это затраты по выпуску продукции, выполнению работ и услуг, а внепроизводственные — это расходы по рееализации.

Планируемые — это расходы, включаемые в смету расходов для составления плановой (сметной) калькуляции.

Непланируемые потери могут иметь место только в фактической себестоимости продукции (оплата простоев не по вине рабочих, гарантийное обслуживание продукции, потери от брака).

2. На предприятиях, производящих продукцию, работы, услуги принято различать несколько видов производств:

1. Основное производство— это производство продукции, работ, услуг, для которых создавалось данное предприятие.

Для учета всех затрат (для определения фактической себестоимости) по производству продукции, выполненных работ)предназначен активный калькуляционный счет 20 «О сновное производство». По дебету этого счета собираются затраты средств, а по кредиту они списываются как фактическая стоимость готовой продукции (работ, услуг) после составления калькуляции. Калькуляция — это способ определения фактической себестоимости одной единицы продукции, когда затраты на выпуск продукции делят на количество выпущенной продукции.

Итак, по дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, непосредственно связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг (дебет 20, кт 10, 70, 69 и др. счетов); расходы вспомогательных производств (дебет 20, кредит 23); потери от брака (дебет 20, кредит 28); Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства (дебет 20, кредит 25, 26).

При необходимости к счету 20 могут быть открыты субсчета многопрофильном процессе производства:

20-1 «Промышленное производство»;

20-2 «Сельскохозяйственное производство»;

20-3 «Эксплуатация транспорта и средств связи»;

20-4 «Производство строительных и монтажных работ»;20-5 «Производство проектных и изыскательских работ» и другие.

По кредиту счета 20 списывается сумма фактической себестоимости завершенной производством продукции (дебет 43, кредит 20), выполненных работ и оказанных услуг (дебет 90, кредит 20).

Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного материала для производства других видов продукции (работ, услуг).

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

по понижающей цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), или для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;

по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса;

по действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку, когда отходы идут в переработку внутри организации или сдаются на сторону.

Безвозвратными считаются отходы, которые не могут быть использованы в производстве при данном состоянии техники, и технологические потери: угар, распыл, усушка, улетучивание и т.д. Безвозвратные отходы оценке не подлежат.

Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам продукции (работ, услуг), по видам затрат, по подразделениям предприятия.

Журнал регистрации хозяйственных операций

№п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма
  Отпущены материалы на производство: 1.1 Продукта А 1.2 Продукта Б   20/1 20/2   Учетная стоимость материалов
  Начислена зарплата производственным рабочим за производство: 2.1 Продукта А 2.2 Продукта Б     20/1 20/2     Сумма начисленной зарплаты
  Произведены отчисления в фонд социальной защиты населения от зарплаты рабочих, занимающихся производством: 3.1.Продукта А 3.2.Продукта Б   20/1 20/2   Стр 2*34/100
  Начислена амортизация производственного оборудования, предназначенного для производства: 5.1 Продукта А 5.2 Продукта Б 20/1 20/2   Сумма амортизации
  Начислена амортизация основных средств общехозяйственного назначения     Сумма амортизации
  Начислена зарплата администрации предприятия     Сумма зарплаты
  Произведены отчисления в ФСЗН от зарплаты администрации предприятия     Стр 7 *34/100
  Списывается сумма общепроизводственных расходов, на себестоимость: К = (Стр 6+Стр7+стр 8+стр9)/стр 2 10.1Продукта А: 10.2 Продукта Б: 20/1 20/2   Стр 2.1 * К Стр 2.2 * К
  Оприходована на склад готовая продукция основного производтва: Продукт А       20/1     Нзп1 + (стр1.1+ стр.2.1 + стр3.1 + стр 4.1 + стр 5.1 +.стр 10.1) – Нзп 2  
  Оприходована на склад готовая продукция основного производтва: Продукт Б       20/2     Нзп1 + (стр1.2+ стр.2.2 + стр3.2 + стр 4.2 + стр 5.2 +.стр 10.2) – Нзп 2  

 

2. Вспомогательное производство — это цехи и службы, которые в изготовлении основной продукции участия не принимают, а производят работы и услуги, потребляемые основным производством: ремонт основных средств; транспортное обслуживание; обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом и др.);

Для учета затрат по таким производствам служит активный счет 23 «Вспомогательные производства».

По дебету счета 23 учитываются, в основном, те же затраты, и по дебету счета 20 «Основное производство».

По кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, работ, услуг (дебет 20, кредит 23) при отпуске основному виду деятельности; выполнение работ и услуг для сторонних потребителей (дебет 90, кредит 23).

Остаток по счету 23 на конец месяца показывает стоимость завершенного производства.

Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам вспомогательных производств и по статьям затрат.

3. Обслуживающие производства и хозяйства — это жилищно-коммунальные хозяйства (для учета затрат состоящих на балансе предприятия жилых домов, общежитии, бань, прачечных и т| д.); бытовое обслуживание (пошивочные цехи, парикмахерские и др.); столовые и буфеты; детские сады и ясли; профилактории, пионерские лагеря и т.д. Для учета затрат этих хозяйств в плане счетов предусмотрен активный калькуляционный счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства".

По дебету счета 29 собираются суммы фактической себестоимости продукции, работ, услуг точно так же, как и по дебету счета 23 «Вспомогательные производства».

К счету 29 могут быть открыты следующие субсчета:

29-1 «Жилищно-коммунальные хозяйства»;

29-2 «Подсобные сельские хозяйства»;

29-3 «Бытовое обслуживание»;

29-4 «Содержание детских дошкольных учреждений» и другие.

По кредиту счета 29 списываются затраты, возмещаемые пользователями услуг (квартиросъемщиками, арендаторами): дебет 76, кредит 29; работы и услуги сторонним предприятиям (дебет 90, кредит 29), приходуется готовая продукция (дебет 43, кредит 29).

Невозмещенные расходы по обслуживающим производствам списываются со счета 29 на уменьшение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия: дебет 92, кредит 29.

А превышение доходов, полученных от пользователей услуг, над расходами по содержанию этих хозяйств относится на увеличение балансовой прибыли предприятия: дебет 29, кредит 99.

Аналитический учет по счету 29 ведется по каждому обслуживающему производству и хозяйству в разрезе отдельных статей. специальных ведомостях. Сальдо счета 29 показывает стоимость не обработанной продукции.

Что касается активного счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства», то он применяется только в тех производствах, где изготовление полуфабриката представляет отдельную фазу (передел) и полуфабрикат сдается на склад (дебет 21, кредит 29), а из цеха № 1 (со склада) полуфабрикат поступает в цех № 2 дебет 20, кредит 21). Например, в предприятиях металлургии изготовление чугуна, затем изготовление стали и т.д.; в текстильной промышленности — изготовление пряжи, потом тканей.

К косвенным затратам относятся общепроизводственные (общецеховые) расходы (счет 25 «Общепроизводственные расходы»), которые связаны с управлением цехами: заработная плата управленческого персонала цеха и начисления на эту заработную плату, ремонт и амортизация цеховых помещений и оборудована расходы по охране труда, цеховые транспортные расходы и т.д Аналитический учет по счету 25 ведется в разрезе цехе статей затрат в специальной ведомости.

К косвенным затратам относятся общехозяйственные (общезаводские) расходы (счет 26 «Общехозяйственные расходы»), которые связаны с управлением предприятием: это заработная плата персонала управления предприятием, командировочные расходы налоги и сборы, канцелярские и прочие расходы.

Ежемесячно счета 25 и 26 закрываются на полную сумму счетом 20 за минусом возвратных отходов и излишков продукции и материалов, выявленных при инвентаризации.

3. К расходам на обслуживание производства и управления относятся общепроизводственные (общецеховые) расходы, которые учитываются по структурным подразделениям (цехов, производств, мастерских и т.д.).

Существуют ведомственные классификации статей этих расходов. Чаще всего используются следующие статьи:

1. Содержание аппарата управления цеха.

2. Содержание прочего цехового персонала.

3. Амортизация зданий, сооружений, инвентаря.

4. Содержание зданий, сооружений, инвентаря.

5. Ремонт зданий, сооружений, инвентаря.

6. Испытания, опыты, исследования, рационализация и изыска тельство.

7. Охрана труда.

8. Прочие расходы.

9. Потери от простоев.

10. Потери от порчи материальных ценностей при хранении в IX.

11. Потери от недоиспользования деталей, узлов.

12. Недостача материальных ценностей.

13. Прочие непроизводительные расходы.

Расходы, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные ходы», ежемесячно списываются в дебет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Между различными видами выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг производственные расходы распределяются согласно отраслевым инструкциям по учету затрат и калькулированию себестоимости -продукции, но чаще всего на себестоимость отдельных видов продукции они списываются пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

Согласно учетной политике они могут распределяться пропорцион ально прямым материальным затратам (в материалоемких отрас лях) или объемам выпуска продукции.

Счет 25 корреспондирует со многими счетами:

дебет 25 «Общепроизводственные расходы»;. кредит 02 «Амортизация основных средств» — эксплуати­руемых в цехах основного производства;

кредит 04 «Амортизация нематериальных активов» -

пользуемых в цехах основного производства;

кредит 10 «Материалы» — израсходованные на общепроизводственные нужды;

кредит 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, уплугам»;

кредит 23 «Вспомогательные производства» — услуги

общепроизводственные нужды;

кредит 43 «Готовая продукция» — израсходованная на общепроизводственные нужды;

кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - стоимость услуг сторонних организаций для общепроизводственных нужд;

кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - сумму начисленной заработной платы цеховые руководящих работников, специалистов, служащих, младшего обслуживающего персонала цеха;

кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — начисление на гос. страхование;

кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами выполнение работ разных предприятий и лиц;

кредит — Других счетов: 71, 73, 79, 94, 96, 97.

Счет 25 не имеет переходящего остатка и в балансе не отражается.

Общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 и они связаны с обслуживанием и ор ганизацией производства и управлением предприятием в целом Эти расходы непосредственно с производственным процессом связаны:

административно-управленческие расходы;

командировочные расходы;

содержание охраны пожарной, сторожевой;

расходы по охране труда;

расходы по подготовке кадров;

амортизация и ремонт основных средств общехозяйственного назначения;

оплата услуг банков, вычислительных центров;

налоги и сборы, относимые на себестоимость, и многие другие расходы.

Аналитический учет общехозяйственных расходов ведется в • по предприятию в разрезе статей затрат. Многие статьи затрат строго нормируются (командировочные расходы, расходы на рекламу, на информационные, аудиторские, маркетинговые услуги и др.).

В конце каждого месяца расходы со счета 26 списываются полностью после предварительного распределения по видам продукции по аналогии с общепроизводственными расходами в дебет счетов 20, 23, 29.

ПРИМЕР В отчетном периоде на предприятии начислена заработная плата администрации - 900000 руб. На заработную плату начислены отчисления и налоги по ставкам, существующим на текущий период времени. Списаны командировочные расходы на сумму 60 000 руб. Затраты на почтовые услуги и телефонные разговоры - 93 600 руб., в т.ч. НДС

15600 руб. Начислена амортизация компьютера— 120000руб. Списано топливо из баков транспортных средств, обслуживающих управленческий аппарат, на 32 000 руб. Расходы на информационное обслуживание (услуги связи) составили 282 000 руб., в т.ч. НДС - 47 000 руб. Акцептованы счета за электроснабжение на 258 000 руб., в т.ч. НДС - 43 000 руб. Сумма общехозяйственных расходов в конце отчетного периода включена в общие затраты производства.

Отразить хозяйственные операции по общехозяйствен­ным расходам.

1. Д-т 26 - К-т 70 - 900 000 руб. - начисление заработ­ной платы администрации предприятия.

2. Д-т 26 - К-т 69/1 - 315 000 руб. - начисление отчис­лений по социальному страхованию работников.

3.Д-т 26 - К-т 68/1 - 45 000 руб. - начисление налога на заработную плату.

4.Д-т 26 - К-т 71 - 60 000 руб. - включение команди­ровочных расходов в общехозяйственные расходы.

5. Д-т 26 (78 000руб.), Д-т 18/1 (15 600руб.) - К-т 76 (93 600 руб.) - списание почтовых услуг и телефонных пе­реговоров в общехозяйственные расходы без НДС с одно временным отражением входящего НДС и кредиторской задолженности отделению связи.

6. Д-т 26 - К-т 02 - 120 000 руб. - начисление аморти­зации компьютеров с одновременным включением сумм износа в общехозяйственные расходы.

7. Д-т 26 - К-т 10/312 - 32 000 руб. - включение со­жженного топлива из баков транспортных средств с одно­временным включением его стоимости в общехозяйствен­ные расходы.

8.Д-/И 26 (235 000 руб.), Д-т 18/1 (47000руб.) - К-т 76 (282 000 руб.) — включение информационных услуг в обще­хозяйственные расходы без НДС с одновременным отраже­нием НДС и кредиторской задолженности отделению связи.

9. Д-т 26 (215 000 руб.), Д-т 18/1 (43 000руб.) - К-т 76 (258 000 руб.) - включение услуг за электроснабжение в общехозяйственные расходы без НДС с одновременным отражением НДС и кредиторской задолженности постав­щику электроэнергии.

10. Д-т 20 - К-т 26-2 000 000 руб. - списание в конце отчетного месяца суммы общехозяйственных расходов в затраты на основное производство.

4. Под незавершенным производством понимается продукция работы, услуги), не прошедшая всех операций обработки, а также полностью законченная продукция, но не полностью укомплектованная, не прошедшая испытаний и технической приемки. К НЗП также относятся изделия, полностью обработанные и принятые отделом технического контроля, но не сданные на склад готовой продукции до 24 часов последнего дня месяца при одно- и двухсменной работе предприятия, а при трехсменной — до 8 часов утра первого числа нового месяца, следующего за отчетным.

Не входят в состав незавершенного производства материалы, полуфабрикаты, находящиеся у рабочего места, но не начатые обработкой; окончательный брак деталей, узлов; комплект детали, не прошедшие сборки.

Учет незавершенного производства подразделяется на оперативный и бухгалтерский.

Оперативный учет ведется в цехах в натуральном выражении производственно-диспетчерскими отделами (ПДО), и работниками промежуточных складов узлов, изделий.

Бухгалтерский учет незавершенного производства видется ежемесячно в натуральном и денежном выражении. В учете используются накладные (на внутреннее перемещение), приемосдаточные ведомости, маршрутные листы и т.д.

Несмотря на наличие такого учета, периодически проводят инвентаризации незавершенного производства (ежеквартально или ежемесячно).

При оценке незавершенного производства по прямым затратам (материальным и трудовым) все расходы со счетов 25 и 26 переносятся полностью на себестоимость товарной продукции.

9.Документальное оформление и учет выпуска и реализации готовой продукции.

Документальное оформление движения готовой продукции.

Сдача продукции из цеха на склад готовой продукции оформляется прием



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.134 (0.004 с.)