Определение воздушного судна (ВС). Принцип создания подъемной силы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение воздушного судна (ВС). Принцип создания подъемной силы.



Билет №1

Определение воздушного судна (ВС). Принцип создания подъемной силы.

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм.
Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.

Крыло создаёт при поступательном движении самолёта необходимую для полёта подъёмную силу за счёт возникающей в набегающем потоке воздуха разницы давлений на нижнюю и верхнюю поверхности крыла: давление на нижнюю поверхность самолётного крыла больше чем давление на верхнюю его поверхность.

Сложная ситуация. Определение.

Сложная ситуация характеризуется:

- заметным повышениемпсихофизиологической нагрузки на экипаж, или

- заметным ухудшением характеристик устойчивости и управляемости или летных характеристик, или

- выходом одного или нескольких параметров полета за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений и (или) расчетных условий.

Предотвращение перехода в аварийную или катастрофическую может быть обеспечено своевременными и правильными действиями членов экипажа (в соответствии с РЛЭ), в том числе немедленным изменением плана, профиля и режима полета.

Требования Норм летной годности к усталостной прочности. Назначенный ресурс. Стендовые испытания.

Согласно требованиям Норм летной годности конструкция самолета должна быть такой, чтобы под воздействием повторяющихся в эксплуатации нагрузок и температур в течение назначенного ресурса ее повреждения, которые могут непосредственно привести к катастрофической ситуации, были практически невероятны.

Для современных пассажирских самолетов ресурс до списания задается в диапазоне 30-60 тыс. часов налета в зависимости от назначения самолета по дальности типового полета.

Поскольку двигатель сертифицируется до установки на самолет, согласно Нормам он обязан пройти стендовые и летные испытания:

· специальные стендовые испытания по определению вибрационных характеристик, проверке двигателя на достаточность запаса газодинамической устойчивости, по термометрированию основных элементов конструкции двигателей;

· Испытания двигателя на стенде с забрасыванием на его вход птиц со скоростью полета самолета, кусков льда и града. Этими испытаниями проверяется работоспособность двигателя при попадании в воздухозаборник посторонних предметов;

· термометрирование основных элементов конструкции двигателя;

· испытания двигателя в термобарокамере по определению его высотно-скоростных характеристик;

· 150-часовые стендовые испытания.

Билет №2

Билет №3

Силовой набор конструкции фюзеляжа.

Продольные элементы: стрингеры.

Поперечные элементы: шпангоуты, БИМС (устанавливаются в местах вырезов фюзеляжа), обшивка.

Катастрофическая ситуация. Определение.

Принимается, что при ее возникновении предотвращение гибели людей оказывается практически невозможным.

Билет №4

Требования к оборудованию самолета. Состав оборудования.

 

Технические устройства (оборудование бортовое) устанавливаются на самолете для:

· определения его местоположения в полете;

· обеспечения самолетовождения;

· управления воздушным движением;

· обеспечения внешней и внутренней связи;

· энергоснабжения;

· решения светотехнических задач,

· контроля за работой силовой установки.

 

Состав оборудования:

n пилотажно-навигационное (ПНО);

n радиотехническое оборудование навигации, посадки и управления воздушным движением (РТОНП и УВД);

n радиосвязное (РСО);

n электротехническое (ЭО);

n светотехническое (СО);

n средства контроля работы силовой установки.

 

Основные требования:

n в ожидаемых условиях полета должно обеспечиваться выполнение всех требуемых функций для производства полета в соответствии с Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ);

n защита от внешних воздействий (перегрузки, вибрации, температуры и др.), которые могут иметь место на самолете при его эксплуатации в местах установки оборудования;

n при отказах функциональных систем оборудования, должны быть предусмотрены средства контроля их отказного состояния и индикации;

n для проверки исправности оборудования в его конструкции должно быть предусмотрено наличие встроенного контроля работоспособности;

n предотвращение помех, приводящих к потере работоспособности, при одновременной работе функциональных систем оборудования (потребляющих, генерирующих, преобразующих или распределяющих электроэнергию или электрические сигналы).

 

Билет №5

Билет №6

Билет №7

Билет №8

Аэродром. Определение.

Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Горный аэродром - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома, а так же аэродром, расположенный на высоте 1 000 м и более над уровнем моря;

Аэродром назначения - аэродром, на котором посадка предусмотрена планом полета или заданием на полет. Аэродромы назначения подразделяются на аэродромы промежуточной и конечной посадки.

2. Исходные данные для расчета скорости принятия решения V1.

Билет №9

Билет №10

Билет №11

Взлет: нормальный, прерванный, продолженный. Определения.

Взлет — этап полета, включающий в себя разбег самолета и отрыв с последующим набором высоты 400 м над уровнем ВПП или высоты, на которой заканчивается переход в полетную конфигурацию, в зависимости от того, какая из них больше.

n Нормальный взлет взлет при нормальной работе всех двигателей и систем самолета, влияющих на взлетные характеристики.

n Прерванный взлет взлет, протекающий как нормальный до отказа двигателя или систем самолета, влияющих на взлетные характеристики, после чего начинается прекращение взлета с последующим торможением самолета до полной его остановки.

n Продолженный (завершенный) взлет взлет, протекающий как нормальный до момента отказа двигателя или систем самолета, влияющих на взлетные характеристики, после чего взлет продолжается и завершается с отказавшим двигателем или системой.

Билет №12

Билет №13

Билет №14

  1. Цель расследования авиационных происшествий. Уполномоченный орган по расследованию.

Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента. Расследования, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены эти полномочия соответственно в гражданской, государственной или экспериментальной авиации.

  1. Не больше какого расстояния по горизонтали должен пройти самолет Ту-204 (двухдвигательный) с одним отказавшим двигателем для набора высоты 120 м., если нормируемое значение градиента набора высоты – 2,4%?
  2. Причина двух катастроф самолетов Boeing-737 03.05.91 и 08.09.94.

Билет №15

  1. Классификация авиационных событий.

Классификация событий (отказы, отказные состояния, ОС, внешние воздействия) по частоте возникновения:

- повторяющиеся – не более 10-3;

- умеренно-вероятные – в диапазоне 10-3 – 10-5;

- маловероятные – 10-5 – 10-7;

- крайне маловероятные – 10-7 – 10-9;

- практически невероятные – менее 10-9 на один час полета либо на один полет.

Авиационные события.

n авиационные происшествия;

n авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);

n производственные происшествия.

n авиационные происшествия с человеческими жертвами (катастрофы):авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.

n авиационные происшествия без человеческих жертв (аварии): авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.

Билет №16

  1. Классифицируйте событие: в процессе аварийной эвакуации пассажир получает телесные повреждения, повлекшие смерть.
  2. Не больше какого расстояния по горизонтали должен пройти самолет Ил-96-300 (четырехдвигательный) с одним отказавшим двигателем для набора высоты 120 м., если нормируемое значение градиента набора высоты – 3,0%?
  3. Структура Международной организации гражданской авиации ICAO.

(см. билет №6, 3 вопрос)

Билет №17

  1. Проанализируйте событие: на рулении самолет В-737 задевает консолью стоящий на стоянке А-320. Самолеты получают повреждения, не влияющие на прочность конструкции и его летные характеристики.
  2. Требования Норм летной годности к случаю отказа двух двигателей для самолетов имеющих три и более двигателей.
  3. Документы ICAO.

(см. билет №7, 3 вопрос)

Билет №18

  1. Классифицируйте событие: самолет Ту-154М был сбит ракетой украинских ПВО. Все находившиеся на борту погибли.
  2. Посадочная дистанция. Определение.

Посадочная дистанция — расстояние по горизонтали, проходимое самолётом от начала посадки (с высоты 15 м по НЛГС) до полной его остановки.

  1. Общие требования к летной годности двигателей. Опасные отказы двигателей.

Основное требование - двигатель должен быть спроектирован и изготовлен так, чтобы в ОУЭ в течение назначенного ресурса и срока службы отказы с опасными последствиями, приводящие к возникновению КС, оценивались за 1 ч наработки двигателя как события практически невероятные.

Опасные отказы:

  • разрушения элементов ротора, обломки которых не удерживаются внутри корпусов (нелокализованные разрушения);
  • нелокализованные пожары;
  • отказы, вызывающие повышение содержания в отбираемом (в систему кондиционирования) воздухе вредных примесей сверх допустимых концентраций;
  • отказы, приводящие к возникновению недопустимой тяги в направлении, противоположном движению самолета;
  • отказы, исключающие возможность выключения двигателя.

 

Билет №19

  1. Самолет совершает вынужденную посадку на аэродроме вылета с одним отказавшим двигателем. Посадка благополучная. Классифицируйте это событие.
  2. Минимальная эволютивная скорость при заходе на посадку.

Для нормирования посадочных скоростей вводится минимальная эволютивная скорость при заходе на посадку со всеми работающими двигателями Vmin эп. Это скорость, на которой при внезапном отказе критического двигателя должна обеспечиваться возможность управления самолетом с помощью аэродинамических органов управления для поддержания прямолинейного движения самолета.

Билет №20

  1. Приведите пример серьезного инцидента.
  2. Отказ критического двигателя на этапе захода на посадку.

При отказе критического двигателя возможно:

· продолжать заход на посадку при увеличении тяги (мощности) работающих двигателей для сохранения режима снижения без крена;

· прервать заход на посадку (уйти на второй круг) при увеличении тяги (мощности) работающих двигателей до максимального ее значения, установленного для ухода на второй круг, с углом крена не более 5° в сторону работающих двигателей.

  1. Сертификационные испытания двигателя до установки на самолет.

Испытания двигателя до установки на самолет:

· специальные стендовые испытания по определению вибрационных характеристик, проверке двигателя на достаточность запаса газодинамической устойчивости, по термометрированию основных элементов конструкции двигателей;

· Испытания двигателя на стенде с забрасыванием на его вход птиц со скоростью полета самолета, кусков льда и града. Этими испытаниями проверяется работоспособность двигателя при попадании в воздухозаборник посторонних предметов;

· термометрирование основных элементов конструкции двигателя;

· испытания двигателя в термобарокамере по определению его высотно-скоростных характеристик;

· 150-часовые стендовые испытания;

· испытания по установлению ресурса двигателя;

· летные испытания двигателя на самолете-лаборатории.

 

Билет №21

  1. Классифицируйте событие: в результате стихийного бедствия, стоявший на стоянке самолет получает повреждения, устранение которых нецелесообразно.
  2. Усилия на рычагах управления в полете с одним неработающим двигателем, в аварийной ситуации.

Нормируются максимальные усилия на рычагах управления, потребные для пилотирования самолета в соответствии с РЛЭ, в том числе и в полете с одним неработающим двигателем, а также при возникновении отказов более частых, чем маловероятные.

Усилия не должны превышать по абсолютной величине:

· 350 Н в продольном управлении;

· 200 Н - в поперечном;

· 700 Н - в путевом.

Могут возрастать, но необходимо, чтобы их максимальные кратковременные (не более 30 с.) значения не превышали:

· 600 Н в продольном управлении;

· 350 Н - в поперечном;

· 1050 Н - в путевом.

  1. Требования Норм летной годности к аварийно-спасательному оборудованию самолета. Демонстрация аварийной эвакуации.

Цель оснащения аварийно-спасательным оборудованием - сведение к минимуму риска травмирования пассажиров и членов экипажа и обеспечения возможности их эвакуации в случае аварийной посадки самолета. Должны выполняться требования:

· к конструкции и материалам пассажирских и пилотских кресел и привязных ремней;

· к размерам, числу и маркировке аварийных выходов для экипажа и пассажиров;

· к составу и характеристикам бортового аварийно-спасательного оборудования.

Билет № 22

  1. Нормы летной годности. Сертификация ВС.
  2. Программа испытательных полетов на больших углах атаки.

Испытания на сваливание самолета проводятся по программе полетов на больших углах атаки после продувки специальной модели самолета в противоштопорной трубе ЦАГИ и выдачи после этого рекомендаций экипажу по выходу из штопора. Самолет оборудуется средствами спасения экипажа и противоштопорным парашютом. Полеты проводятся при минимальном составе экипажа (два летчика-испытателя и бортинженер).

  1. Статистические показатели безопасности полетов.

Билет № 23

  1. Классификация особых ситуаций в полете. Классификация событий по повторяемости.

Классификация событий (отказы, отказные состояния, ОС, внешние воздействия) по частоте возникновения: повторяющиеся – не более 10-3;

- умеренно-вероятные – в диапазоне 10-3 – 10-5;

- маловероятные – 10-5 – 10-7;

- крайне маловероятные – 10-7 – 10-9;

- практически невероятные – менее 10-9 на один час полета либо на один полет

  1. Определение угла атаки α предельного.

Требования НЛГ к характеристикам «У и У» на больших углах атаки относятся к диапазону углов от допустимого (α доп.) до предельного (α пред.) и должны выполняться во всех конфигурациях, при всех эксплуатационных массах ВС, центровках, в полном диапазоне высот полета, чисел М, предписанных РЛЭ.

На угле атаки α пред. не должно произойти сваливания, при котором:

· возникают явления, препятствующие выводу самолета обычными методами пилотирования на эксплуатационные углы атаки;

· приращение угла крена составляет более 40° при симметричной тяге и 70° при несимметричной тяге;

· превышаются эксплуатационные ограничения по скорости и перегрузке;

· изменяются конфигурации самолета.

  1. Аэродинамические поверхности управления самолетом в поперечном, продольном и путевом каналах.

Билет № 24

  1. Ожидаемые условия эксплуатации.

К ожидаемым условиям эксплуатации относятся такие, которые стали известны из практики или возникновение которых можно предвидеть в течение срока службы парка ВС с учетом их назначения и географической области эксплуатации.

Исключения: экстремальные условия, последствия которых можно предотвратить в результате введения соответствующих правил эксплуатации (например, запрещение полета в очаг грозы при соответствующих правилах использования бортового метеолокатора) и которые возникают настолько редко, что учет их в Нормах привел бы к уровню годности более высокому, чем необходимо и практически обоснованно.

а) параметры состояния и факторы воздействия на самолет внешней среды:

· барометрическое давление;

· плотность;

· температура и влажность воздуха;

· направление и скорость ветра;

· горизонтальные и вертикальные порывы воздуха и их градиенты

· воздействие атмосферного электричества;

· обледенение;

· град;

· снег;

· дождь;

· птицы;

б) эксплуатационные факторы:

· состав экипажа самолета;

· класс и категория аэродрома;

· параметры и состояние ВПП;

· масса и центровки для всех предусмотренных конфигураций ВС;

· режимы работы двигателей и продолжительность работы на различных режимах;

· возможные конфигурации;

· особенности применения самолета;

· характеристики воздушных трасс, линий и маршрутов;

· состав и характеристики наземных средств обеспечения полета;

· минимум погоды при взлете и посадке;

· применяемые топлива, масла, присадки и другие расходуемые технические жидкости и газы;

· периодичность и виды технического обслуживания, назначенный ресурс, срок службы самолета и его функциональных систем.

в) параметры (режимы) полета:

· высоты полета;

· горизонтальные и вертикальные скорости;

· перегрузки;

· углы атаки, скольжения, крена и тангажа;

сочетания этих параметров для предусмотренных конфигураций самолета

  1. Угол атаки допустимый. Предупредительные признаки.

На углах атаки, соответствующих α доп., должны своевременно (по оценке пилота) возникать достаточно интенсивные и характерные только для этих углов атаки естественные либо искусственные предупредительные признаки, безошибочно и легко распознаваемые пилотом и не пропадающие при дальнейшем увеличении угла атаки до α пред..

Предупредительные признаки:

· тряска конструкции или рычагов управления, отличающаяся от тряски при выпущенной механизации или при полете с отказавшим двигателем;

· звуковая сигнализация, отличающаяся от других звуковых сигналов, имеющихся на самолете, с дублирующей световой сигнализацией.

  1. Состав и назначение вспомогательной системы управления самолетом.

Билет № 25

  1. Усложнение условий полета. Определение.

Классификация ОС:

· Усложнение условий полета (УУП)

· Сложная ситуация (СС)

· Аварийная ситуация (АС)

· Катастрофическая ситуация (КС)

УУП характеризуется:

- незначительным увеличением психофизиологической нагрузки на экипаж;

- незначительным ухудшением характеристик устойчивости и управляемости или летных характеристик.

УУП не приводит к необходимости немедленного или не предусмотренного заранее изменения плана полета и не препятствует его благополучному завершению. Допускается изменение плана полета в соответствии с указаниями РЛЭ.

  1. Требования НЛГ к прочности конструкции. Случаи нагружения. Расчетные (Рр) и эксплуатационные нагрузки (Рэ). Коэффициент безопасности.

Требования НЛГ к прочности конструкции используются для расчетов и прочностных испытаний конструкций в целом и ее частей.

Для охвата всех видов и форм нагружений самолета в эксплуатации в НЛГ выбран ряд положений самолета, обуславливающих наиболее тяжелые условия нагружения различных его частей. Эти положения называются «случаями нагружения».

Статистическая прочность конструкции самолета и его частей проверяется на расчетные нагрузки (Рр) в соответствии со случаями нагружения (расчетными условиями), в которых определяются эксплуатационные нагрузки Рэ.

Эксплуатационные нагрузки характеризуют предельно возможный в эксплуатации уровень нагружения.

Расчетные нагрузки определяются умножением эксплуатационных нагрузок на соответствующий коэффициент безопасности f, т.е. Рр = f Рэ.

Конструкция в целом должна выдерживать расчетные нагрузки без разрушения в течение по крайней мере трех секунд.

Поскольку нагружение при эксплуатации самолета производится в воздухе и на земле, то и расчетные случаи можно разделить на нагружение в полете и при рулении, взлете и посадке. Один из основных видов нагружения аэродинамическими силами – нагружение при маневре самолета. Для проверки прочности крыла с убранной взлетно-посадочной механизацией рассматривают различные случаи нагружения в полете. Основные нагрузки при нагружении шасси на земле приходятся на стойки. Они раскладываются на составляющие Px, Pz, и Ру.

В Нормах приведены максимальные значения этих нагрузок с учетом работы стоек шасси и значений вертикальной составляющей скорости в момент касания самолетом земли Vу.

К числу наземных случаев нагружения относятся рассматриваемые в Нормах нагрузки: от ветра на стоянке, при буксировке самолета по аэродрому и местные при обслуживании самолета.

  1. Основные конструктивные элементы самолета. Силовой набор конструкции крыла, стабилизатора, киля. Силовой набор конструкции фюзеляжа.

(см. билет №2, 1 вопрос)

Билет №1

Определение воздушного судна (ВС). Принцип создания подъемной силы.

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм.
Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.

Крыло создаёт при поступательном движении самолёта необходимую для полёта подъёмную силу за счёт возникающей в набегающем потоке воздуха разницы давлений на нижнюю и верхнюю поверхности крыла: давление на нижнюю поверхность самолётного крыла больше чем давление на верхнюю его поверхность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.211 (0.068 с.)