Финансово-бюджетная политика и бюджетный федерализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансово-бюджетная политика и бюджетный федерализм.



Финансово-бюджетная политика- совокупность проводимых органами власти действий и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций и управления бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика предполагает:

1.Определение целей и задач в области финансов;

2.Разработку механизма мобилизации ДС бюджета;

3.Выбор направлений использования бюджетных средств;

4.Управление финансами и БС;

5.Организацию расширения с помощью финансово-бюджетных инструментов экономических и социальных процессов.

Финансовый инструмент- контракт или обязательство, которое приводит к возникновению или увеличению стоимости какого-либо финансового актива.

Цель финансово-бюджетной политики:

1.Законодательное разграничение бюджетных полномочий м/у федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

2.Реализация права каждого органа власти на соответствующем уровне самостоятельно принимать решения об использовании бюджетных средств

3.Достижение бездефицитности бюджетов любого уровня

4.Достижение сбалансированности бюджетов всех уровней за счет согласования принципов, методов, показателей и нормативов перераспределения бюджетных средств

5.Контроль за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств.

Финансово-бюджетная политика РФ в настоящее время решает две глобальные задачи:

1.Преодоление последствий системного кризиса

2.Преодоление негативных последствий реформирования экономики.

Задачами по преодолению системного кризиса является:

1.Повышение уровня минимальных гос-ных гарантий(минимальный размер оплаты труда, пенсий, пособий и аналогичных выплат).

2.Своевременное регулирование гос-ных гарантий в соответствии с ростом цен.

3.Стабилизация уровня жизни населения, предотвращение его обнищания и безработицы.

4.Оказание помощи населению, попавшему в кризисные ситуации в результате катастроф.

5.Выравнивание условий социально-экономического развития регионов с одновременной поддержкой стратегических регионов(для России это: север, Кавказ).

6.Стабилизация работы экономического сектора.

7.Централизация всех видов доходов и иных ресурсов на счетах федерального казначейства.

8.Реструктуризация гос-ных долгов.

9.Обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и бюджетов гос-ных внебюджетных фондов.

10.Повышение роли бюджеторазвития, как источника гос-ной инвестиционной политики.

 

Финансово-бюджетная политика отражается в ежегодном бюджетном послании президента РФ правительству РФ.

На местном уровне и региональном уровне финансово-бюджетная политика определяется решениями соответствующих органов власти.

Бюджетная политика разрабатывается на бюджетный период, который включает себя финансовый год(с 1 янв.по 31дек.) и плановый период(два последующих года)

Финансово-бюджетная политика разрабатывается в соответствии с федеративным устройством РФ и направлена на:

-на федеральный бюджет;

-на бюджеты гос-ных внебюджетных фондов;

-на территориальные бюджеты.

К территориальным бюджетам относят региональные и местные бюджеты.

Федеративное устройство РФ является предпосылкой бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм- разделение полномочий м/у центральными органами власти, властями субъектов РФ, органами местного самоуправления в бюджетной сфере.

Принципы бюджетного федерализма:

1.Законодательное разграничение полномочий по расходам м/у всеми уровнями власти.

2.Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими своих обязанностей.

3.Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех уровней БС.

4.Наличие вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев БС.

5.Самостоятельность и равноправие каждого бюджета.

Цель вертикального выравнивания доходов заключается в достижении самодостаточности всех трех уровней БС.

Горизонтальное выравнивание - перераспределение бюджетных доходов м/у регионами. Достигается за счет межбюджетных трансфертов.

Все бюджеты, входящие в БС взаимосвязаны межбюджетными отношениями - это отношения м/у органами гос-ной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением бюджетов.

Принципы межбюджетных отношений:

1.Распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням БС.

2.Разграничение регулирующих доходов по уровням БС.

3.Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.

4.Выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

5.Равенство всех бюджетов во взаимоотношениях м/у собой.

Межбюджетные отношения бывают:

1.Исключительное ведение какого-либо органа власти.

2.Совместное ведение.

 

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут предаваться из федерального бюджета в региональный бюджет, и из регионального бюджета в местный.

Межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты- средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету.

Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ:

1.дотации

2.субсидии

3.субвенции

4.иные межбюджетные трансферты

5.межбюджетные трансферты бюджетам гос-ных внебюджетных фондов.

Дотации - это ДС, передаваемые вышестоящим бюджетом нижестоящему для обеспечения их сбалансированности.

Условием предоставления дотации является наличие дефицита бюджета.

Совокупность дотаций составляет федеральный фонд поддержки регионов(ФФПР)

Дотации распределяются исходя из уровня бюджетной обеспеченности регионов.

 

БО=ИНП /ИБР, где инп-индекс налгового потенциала; ибр-индекс бюджетных расходов.

В среднем по России БО=1. Если у региона БО<1, значит он имеет право на дотации.

Дотации носят нецелевой характер, распределяет дотации тот бюджет, которые он получает.

Субсидии- это межбюджетные трансферты, которые выдаются нижестоящим бюджетом для софинансирования расходных обязательств по предметам совместного ведения.

Совокупность субсидий образует федеральный фонд софинансирования расходов.

Допускается утверждение в бюджете нераспределенных субсидий в размере до 5% их общего объема.

Субвенция - межбюджетные трансферты, которые выдаются на соответствующие цели.

Совокупность субвенций составляет федеральный фонд компенсаций.

В случае, если субвенция не израсходована на установленные цели, она возвращается вышестоящим бюджетам.

Примеры субвенций:

-на обеспечение занятости населения

-на поддержку отдельных отраслей промышленности

-на дорожное строительство

Субвенции распределяются пропорционально следующим показателям:

1.численности населения, либо отдельных групп населения

2.численности потребителей соответствующих бюджетных услуг

3.численности лиц, имеющих право на получение трансфертов населению

4.другим показателям, с учетом конкретных условий предоставления субвенций

 

 

Лекция 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.008 с.)