Опыт бюджетного устройства ведущих государств мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт бюджетного устройства ведущих государств мира



Бюджетные устройства – организации и принципы построения бюджетной системы страны, ее структура и ее взаимосвязь между отдельными звеньями.

Бюджетное устройство основано на юридических нормах, которые определяют компетенцию органов власти в отношении соответствующему бюджету.

В основе бюджетного условия лежит два понятия:

1. Бюджетная система. Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ, совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджетные права.

Бюджетная система зависит от административно-территориального устройства государства.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух уровней:

1. Государственный (центральны) бюджет.

2. Местный бюджет.

Главную роль играет Гос. Бюджет. Он используется:

  1. Для государственного регулирования экономики.
  2. Для воздействия на процесс воспроизводства капитала.
  3. Для регулирования социальных процессов.

За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, на него же возложены основные расходы.

Местные бюджеты обособлены и юридически автономны.

Зависимость от государственного бюджета происходит по линии экономики.

Необходимость поддержки местных бюджетов вызвано двумя причинами:

  1. Местные бюджеты выступают проводниками экономической и социальной политики государства.
  2. Местные бюджеты используются для решения тех государственных задач, которое государства на них перекладывают.

В федеративном государстве бюджетная система состоит из трех уровней:

1. Государственный, федеральный бюджет.

2. Бюджеты членов федераций.

3. Местные бюджеты.

Федеральные и местные бюджеты выполняют аналогичные функции что и в унитарном государстве.

Расходы региональных бюджетов направлены:

1 На поддержку сельского хозяйства.

2. На помощь отдельным отраслям промышленности, которые доминируют в границах данного региона.

3. В развитии производственной инфраструктуры подготовки кадров.

4. Воздействие на платёжеспособный спрос.

 

В конфедеративных (союзных) государствах, каждое государство имеет свой бюджет, общий бюджет или бюджет конфедераций, создается для реализации совместных программ, доходы конфедеративного бюджета формируются за счет отчислений стран участниц.

 

 

Бюджетные системы РФ

БС РФ состоит из трех уровней:

  1. Федеральный бюджет

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, фонд соц.страх, федеральный фон обязательного медицинского страхования)

  1. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (территориальный фон обязательного медицинского страхования).
  2. Местные бюджеты.

 

В практике функционирования бюджетной системе широко применяется понятие консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней, он включает фенедральный бюджет и консолидированные бюджеты регионов.

 

Конс.Б РФ:

  1. ФБ.
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Консолидированные бюджеты субъектов РФ.

А) Регионального бюджета

Б) ТВБФ (Территориальный внебюджетный фонд)

В) КМБ (Консолидированные местные бюджеты) (бюджет муниципального образования)

 

Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются никакими органами власти. Показатели консБ используются как статистические данные и в бюджетном планировании:

1)При определении величины отчислений от регулирующих налогов и размеров дотаций в нижестоящие бюджеты

2)Для определения степени централизации финансовых ресурсов и составления сводного финансового баланса.

3)Для составления территориальных финансовых балансов.

4)Для составления прогнозов экономического и социального развития территорий.

5)Для составления экономико-математических моделей прогнозирования бюджета.

6)Для расчетов показателей бюджетной обеспеченности населения страны.

 

Показатели консолидированных бюджетов используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

 

Федеральный бюджет.

ФБ принимается в форме федерального закона.

Доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Основные поступления от следующих налогов:

  1. Налог на добычу полезных ископаемых.
  2. НДС и акцизы.
  3. Налоги на доходы физических лиц.

 

Неналоговые доходы представлены:
1. Доходы от использования государственной собственности.

  1. Поступление от целевых бюджетных фондов.
  2. Доходы от безвозмездных отчислений.

 

Спецификой государственного бюджета является то что отдельные виды расходов целиком или в значительной мере финансируются за счет федерального бюджета.

К ним относятся:

1. Расходы на национальную оборону и международную деятельность (100%).

2. Фундаментальные научные исследования. 95%

3. Расходы на финансирования правоохранительной деятельности. 83%

 

Федеральный бюджет является главным инструментом перераспределением денежных средств в регионах по средства межбюджетных трансфертов.

 

 

Региональный бюджет.

Он принимается в форме закона субъекта РФ.

Основные цели расходования бюджетных средств:

  1. Обеспечение комплексного развития региона.
  2. Пропорциональное развитие производственных и не производственных средств.
  3. координация экономического и социального развития территорий.

 

Доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.

Налоговые доходы региональных бюджетов складываются из двух групп:

  1. Доходы от региональных налогов.

А) транспортный налог

Б) налог на имущество организаций

В) налог на игорный бизнес.

2. Зачисление налоговых доходов от некоторых федеральных налогов в определенном процентном соотношении

 

Неналоговые доходы региональных бюджетов складываются из:

  1. Часть прибыли от унитарных предприятий находящихся в региональной собственности.
  2. Плата за негативные воздействия на окружающую среду. 40%
  3. Платежи за пользования лесным фондом.
  4. Сборы за выдачу лицензий на осуществления отдельных видов деятельности.

 

В доходах большую роль играет отчисление из федерального бюджета, основными направлениями в расходах является:

1)На народное хозяйство.

2)Расходы на социально-культурные мероприятия.

3)Расходы на управление и поддержание правопорядка.

Высока доля расходов на финансовую помощь муниципального образования (1\4)

 

 

Местный бюджет.

Утверждается нормативным актом (не законом) местного законодательного органа, или в ином порядке предусмотренным уставом муниципального образования.

 

Виды местных бюджетов:

  1. Городских поселений.
  2. Муниципальных районов
  3. Внутри городских муниципальных образований Москвы и СПб.
  4. Городских округов (4 р-на).
  5. Бюджеты сельских поселений.

 

В доходах местных бюджетов преобладает финансовая помощь из регионального бюджета.

Направление расходов местных бюджетов это жизнеобеспечения человека.

Исключительно из местных бюджетов финансируется:

  1. Содержание органов местного самоуправления.
  2. Формирование муниципального собственности и управления.
  3. Содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства.
  4. Строительство, содержание и ремонт дорог местного значения.
  5. Благоустройство и озеленение территорий.
  6. Обеспечение противопожарной безопасности.
  7. Целевое дотирование населения.

 

 

Лекция 3

Принципы построения БС РФ.

1) Понятие и значение принципов БС РФ

2)Общие принципы БС РФ

3)Принципы системности в бюджетной сфере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.009 с.)