Внимание как противоположность концентрации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание как противоположность концентрации



Дети с дислексией сосредотачивают внимание естественно и легко, но сконцентрироваться им трудно. Между этими двумя понятиями существует огромная разница. Когда люди обращают на что-то внимание, их сознание рассеивается; оно может охватывать всю имеющуюся в данный момент окружающую обстановку. Когда люди концентрируются, все, или почти все, их внимание сосредотачивается только на чем-то одном в имеющемся в данный момент окружении.

На мой взгляд, сильная концентрация приводит к поверхностному, механическому типу обучения, который характеризуется запоминанием без полного понимания. Дети, обучающиеся таким образом, могут пройти механизм, но полностью не постигнут концепции, лежащие в основе изучаемых предметов.

Когда ребенок смотрит телевизор или играет с игрушками, то чем больше ему интересен этот вид деятельности или чем больше любопытства он у него вызывает, тем больше внимания он этому уделяет. Но все-таки еще остается какая-то часть внимания, обращаемая на остальную часть окружения. Иными словами, ребенок обращает больше внимания на что-то одно, но все-таки он не оставляет без внимания или не исключает остальную часть окружающей его обстановки. Это утверждение справедливо как для обычных детей, так и для дислектиков, но у ребенка с дислексией внимание на окружение будет рассеяно более широко, чем у обычного ребенка.

Любопытство

Так как дети с дислексией обычно имеют высокий уровень осознавания окружающей обстановки, они склонны к любопытству. Любопытство больше чем что-либо другое может заставить их перенести свое внимание. Если они находят объект любопытства интересным, они будут уделять ему больше внимания, чем чему-то другому в окружающей их обстановке. Они автоматически уделяют большую часть внимания тому - что бы это ни было - что они считают наиболее интересным.

Если ребенок с дислексией, сидящий в классе, слышит шум на улице или если что-то двигается за окнами, или если ученик в соседнем ряду что-то роняет, внимание дислектика немедленно переносится на это отвлекающее явление. Другие ученики и, возможно, учитель, даже не осознали, что что-то происходило. Но ученик с дислексией прореагировал естественным образом, потому что он заметил это и у него возникло чувство любопытства по поводу того, что это могло быть.

Скука также играет роль, потому что скука часто приходит к тому человеку, чей мозг работает со скоростью в диапазоне примерно от четырехсот до двух тысяч раз быстрее, чем мозг окружающих его людей. Ребенок с дислексией, которому скучно, будет делать одно из двух. Либо ребенок дезориентируется в творческое воображение (грезы), либо перенесет свое внимание на нечто, что является интересным (отвлекаемость или невнимательность).

Импульсивный аспект СДВ является наиболее превалирующим, когда ученик находится в состоянии спутанности сознания или у него нет уверенности относительно того, что надо делать. Или же это обычно просто попытка преодолеть агонизирующую скуку.

Наблюдается растущее признание того факта, что симптомы СДВ, как и симптомы дислексии, могут быть преимуществом во многих ситуациях реальной жизни. На протяжении последних нескольких лет потенциальные преимущества этого явления были исследованы в ряде книг по этому предмету. Некоторые из них указаны в конце этой книги в разделе "Рекомендуемая для чтения литература".

Классная комната, организованная на высоком уровне требований учебного процесса, не представляет собой ситуацию реальной жизни, даже если очень напрячь воображение.

Если учитель своей работой не вызывает любопытства ученика и если он не смог сделать предмет, который он преподает, самым интересным явлением в окружении ученика, то учитель создал идеальные условия для СДВ. В конечном итоге такой учитель скажет родителям ребенка с дислексией, что ребенок не может сосредоточиться на выполнении задания, что он легко отвлекается и что его необходимо обследовать.

Гиперактивность

Когда СДВ сопровождается гиперактивностью, то это создает в классе еще большую проблему, так что ребенок, вероятнее всего, будет отделен от класса для диагностирования и лечения, обычно риталином, цилертом или другими медикаментами. Между тем, гиперактивность - это просто добавление учеником физического движения.

Обычно именно на дислектика навешивают ярлык гипер вследствие наличия физических последствий дезориентации. Большинству учеников просто становится скучно и они борются с тем, чтобы не уснуть, когда им становится неинтересно или они оказываются в состоянии спутанности сознания. Дислектики также переходят в состояние дезориентации.

Механизм гиперактивности легко понять, если его рассматривать со следующей точки зрения. Сначала ученика не интересует то, что происходит, и он не понимает того, что говорит учитель. Возникающее в результате состояние скуки и спутанности сознания приводит в действие ту функцию мозга, которая выполняет изменение восприятия, и Ученик дезориентируется. В то время, как ученик находится в состоянии скуки, спутанности сознания и поэтому становится дезориентированным, ход его внутренних часов ускоряется, так что создается впечатление, что Непринимаемое астрономическое время замедляет свой ход. За каждую минуту фактического времени этот ученик должен прожить две минуты, пытаясь не попасть в проблематичную ситуацию, удержать внимание, сконцентрироваться или усидеть спокойно на месте.

Ощущения ученика искажены, включая ощущения равновесия и движения. Эти ощущения равновесия и движения отмечаются только двумя способами. Вы либо неподвижны, либо двигаетесь; либо вы находитесь в состоянии равновесия, либо вы не находитесь в состоянии равновесия. Если ученик сидит, не двигаясь, когда начинаются искажения, у него появится ощущение движения. Если ученик сидит, не двигаясь, достаточно длительный период времени, у него начнется болезнь движения, его укачивает. Если ученик начинает двигаться, ощущения меняются на противоположные, и ученик будет чувствовать себя так, как будто он сидит неподвижно. Вот почему ученик начал перемещаться: чтобы компенсировать ощущение укачивания и уйти от состояния дискомфорта в желудке или предотвратить рвоту. Возможно, поэтому стимулянт риталин работает в обратную сторону и складывается впечатление, что он замедляет "гиперактивных" школьников.

Так как восприятия ученика искажены и выходящее за установленные рамки поведение является продуктом этих искаженных восприятий, каждый раз, когда ему говорят сидеть спокойно, движение будет нарастать. Это происходит потому, что ощущения равновесия и движения переворачиваются. Если бы ученик научился тому, как достигать состояния ориентации, функцию мозга по искажению восприятий можно было бы выключить. Ученик смог бы правильно воспринимать окружение. Необходимость в движении для компенсации искаженного восприятия равновесия и движения исчезла бы.

Если ученик научится ориентироваться, это остановит симптомы дезориентации, но это никогда не заставит ученика заинтересоваться предметом, который преподается плохо. Это интересно, но складывается впечатление, что у хороших учителей редко бывают в классе ученики с СДВ, даже если в других классах некоторые из их учеников определяются как такие, которые страдают СДВ.

 


ГЛАВА 11

Неуклюжесть

Некоторые дислектики страдают определенным типом хронической неуклюжести, который называется диспраксией. Диспраксия не всегда ассоциируется с дислексией, потому что она не оказывает прямого воздействия на чтение, письмо, орфографию или математику Она является одной из многочисленных граней дара дислексии.

Похоже, что выражение "Он не может идти и жевать жевательную резинку одновременно" было придумано для того, чтобы описать человека с очень сильными проявлениями диспраксии. "Человек, с которым вечно что-то случается" - вот другое распространенное определение диспраксии в нашей культуре. Одна мама сказала мне, что ее сын так и не вырос из этого периода неуклюжести. Если мы будем считать искаженное восприятие корнем проблемы, то диспраксия имеет смысл.

Для диспраксии имеется две причины.

Во-первых.

Нарушения равновесия и движения искажены вследствие дезориентации. Это очевидно, потому что дезориентация может вызвать ощущение головокружения. Тем не менее, искажение восприятия может возникнуть даже тогда, когда человек не находится в состоянии дезориентации. Это происходит потому, что его естественная ориентация не является оптимальной. Даже когда восприятия перестают искажаться и на какое-то время становятся сообразными, они не являются точными.

Чтобы лучше это понять, рассмотрим две основные характеристики оптимальной ориентации: сообразное восприятие и точное восприятие. Если у нас есть сообразное восприятие, даже если оно не является точным, то мы можем научиться читать, писать, выучить правила орфографии и выполнять арифметические действия. Большинство людей, у которых нет дислексии, имеют сообразное восприятие вследствие их стабильной ориентации, тогда как у дислектиков этого нет.

Что касается всех восприятий, за исключением ощущения равновесия и движения, некоторая степень их неточности не окажет значительного влияния на способность человека читать, слушать, говорить или писать. Человек, который не различает звуковых тонов, не сможет хорошо петь, но для него не представляет затруднений вести беседу. Человек, который не различает цветов, не сможет нарисовать реалистичную картину, но он легко сможет прочитает статью в газете.

Тем не менее, искажения в ощущении равновесия и движения всегда вызовут какую-то степень неуклюжести. Основным источником наших ощущений равновесия и движения являются вестибулярные органы в нашем внутреннем ухе. У этих органов имеются крошечные волоски "рецептора движения" в наполненных жидкостью камерах, которые работают по такому же принципу, что и уровень которым пользуется плотник. Представьте, что вы вешаете на стену несколько картин, не отрегулировав должным образом их уровень. В результате ваша стена будет заполнена криво висящими картинами.

Ощущения равновесия и движения регулируются земным притяжением и окружающей обстановкой. Для нескорректированных дислектиков с диспраксией, даже когда они не находятся в состоянии дезориентации, ориентация, которую они ощущают, не предоставляет им точного вестибулярного восприятия. Любое искажение - даже если оно сообразно - даст человеку неверное ощущение физического окружения и станет очевидным в физических реакциях человека.

Диспраксия имеет смысл, потому что если ощущения равновесия и движения являются либо временно искаженными, либо их неправильность является характерной особенностью человека, то мы бы ожидали увидеть неловкое или неуклюжее поведение.

Время от времени все дислектики будут ощущать некоторую степень диспраксии вследствие наличия дезориентации. Она проявляется как хроническое состояние только примерно у 10-15% детей с дислексией. Как и другие аспекты дислексии, она имеет разные степени проявления.

Хроническая неуклюжесть, вызванная неточным восприятием, устраняется при применении процедур метода "Точная настройка", описанных в главе 29 и 30.

Единичные проявления неуклюжести, вызванные дезориентацией, будут разрешаться постепенно по мере разрешения самой дислексии через обретение навыков освоения символов языка.

 

 


ГЛАВА 12

Реальное решение

Что нужно каждому дислектику - это способность думать символами и словами, которые запускают дезориентацию. Эти слова уже являются частью разговорного словарного запаса дислектика, но дислектик, вероятно, не сможет дать определения этим словам, если его попросить об этом, и у него нет мысленных образов значений этих слов.

Пока человек не получит полного понимания слов-пускателей и не сможет использовать их в своем мыслительном процессе, до тех пор любая коррективная деятельность может способствовать усугублению проблемы, а не ее устранению.

Ситуация может показаться безвыходной. Дислектикам нужно научиться думать именно теми словами, которые вызывают дезориентацию. Столкновения с этими словами заставят их искажать информацию, которую они будут пытаться выучить. Если же мы даем определение слова, то мы уже разрушили цель, потому что все, что дислектик слышит или читает, находясь в состоянии дезориентации, является измененным и неправильным. Это как если бы мы попросили его пройти через огонь и не обжечься.

Этот тупик похож на замкнутую цепь или безвыходную ситуацию. Действие, которое должно решить проблему, создает проблему.

Рекомендации по контролю за ориентацией

Способом, предотвращающим попадание в эту тупиковую ситуацию, является предоставлению дислектику метода контроля за дезориентацией, возникающей тогда, когда дислектик сталкивается со словами-пускателями. Простая процедура, называемая "Рекомендации по контролю за ориентацией по системе Дейвиса", учит дислектика методике устранения или выключения дезориентации. Как только человек научится устранять многократные восприятия, он сможет получать сообразное, неискаженное ощущение каждый раз, когда он этого захочет. И как только этот метод будет изучен, его будет очень легко применять в любом месте, и это займет не более секунды. Эта рекомендательная процедура описывается в главе 27.

Результатом ориентации является точное сообразное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на странице. Когда дислектик находится в состоянии ориентации, слова на странице воспринимаются правильно, без искажений. Человек может получать точную информацию.

Если дислектик может определять состояние Дезориентации и сознательно, по своему желанию, создавать состояние ориентации, то дезориентацию можно выключать каждый раз, когда она возникает. Тогда человек может получать информацию, необходимую ему для обучения. Даже если встречаются пускатели дезориентации и дезориентация возникает, ее можно быстро скорректировать. Так что она больше не будет мешать правильному восприятию и обучению.

Симптомы дислексии являются проявлениями дезориентации, так что устранение дезориентации устраняет также и ее симптомы. Как только дислектики начинают прибегать к этому простому процессу, их навыки чтения улучшаются очень существенно. У них могут еще оставаться проблемы со словами, которых они не знают, но они могут, по крайней мере, узнавать те слова, которые они уже выучили.

Может показаться, что проблема решается просто контролированием дезориентации, но еще совсем ничего не было сделано по поводу реальной проблемы. Фактически, добавилась новая проблема: постоянная проверка состояния ориентации человека и выполнение корректирующих действий для прекращения дезориентации.

Освоение символов

Дислектикам нужно научиться думать невербальным образом с помощью слов-пускателей. Как только они будут это делать, необходимость сознательного контроля за дезориентацией отпадет. Именно неспособность думать с помощью слов-пускателей вызывала дезориентацию, возникающую прежде других симптомов. Способность думать с помощью слов-пускателей устранит дезориентацию.

Для преподавателей это создает новый ряд проблем. Традиционные методы обучения, применяемые в системе образования, - по крайней мере, на Западе, - не совсем подходят к мыслительному процессу людей, думающих невербальным образом. Даже если дислектик прочтет в словаре определения таких слов, как, например, в, и, это, даже будет сохранять при этом ориентацию, это не позволит человеку мыслить словами. Определения только прочитываются, как поется алфавитная песенка. Значения слов в полной мере не понимаются.

Дислектикам необходимо создавать мысленные изображения, которые они могут использовать для того, чтобы думать с их помощью, и ассоциировать эти изображения визуальным и слуховым образом со словами, которые они пытаются выучить.

Показать дислектику изображение для описания значения слова казалось бы шагом в правильном направлении, но даже это не дает очень хорошие результаты. Это требует огромного количества повторений. Вам может потребоваться демонстрировать изображение перед дислектиком тысячи раз, прежде чем человек сможет сделать это изображение составляющим элементом своего мыслительного процесса. Обычно для дислектиков механическое повторение является исключительно скучным процессом, так что они скорее будут дезориентироваться в своих собственных мыслях и грезить, чем обращать внимание на такой вид упражнения.

Опять же, создается впечатление тупиковой ситуации. Традиционные методы обучения не могут справиться с таким положением вещей; они только приводят ученика в состояние Фрустрации.

Создание концепции

Процесс обучения оставил в стороне элемент, важный для людей, которые мыслят невербальным образом, -творческие способности. Творчество и обучение являются если не идентичными, то настолько тесно связанными друг с другом процессами, что их нельзя отделить друг от друга. Если есть что-то, чем дислектикам нравится заниматься, так это упражняться в своих творческих способностях. Это только моя точка зрения, но я считаю, что учеба должна быть развлечением. Создается впечатление, что люди учатся легче, усерднее и быстрее, если предмет интересен и доставляет удовольствие. Поскольку мы люди, то нам нравится делать то, что нам приятно, и создается впечатление, что мы обладаем естественной способностью это запоминать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.032 с.)