Продолжение применения талантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продолжение применения талантов



Что бы ни делал П.Д. еще, он не теряет первоначального дара, который он развил, - смотреть на объект или ситуацию и "просто знать", что это такое. По мере того, как он продолжает наблюдать мир, он также вырабатывает острое интуитивное понимание того, как что работает. У него развито воображение и изобретательность. Он сориентирован визуально и кинестетически. Он может думать на ходу и быстро реагировать. Он хороший спортсмен, интересный собеседник, хороший коммивояжер или рассказчик. Если его самооценка падает до достаточно низкого уровня, он может стать социально неприспособленным. Даже если это случится, он найдет какой-то способ поддерживать хоть небольшое чувство самоуважения, даже если это происходит за счет эмоций других людей.

Тем не менее, у него низкое мнение о себе, потому, что по меньшей мере половину своей жизни он слышал, как люди явным или скрытым образом называли его тупым или дефективным. Он хранит в тайне свое неумение хорошо читать и придумывает все больше уловок и хитростей, чтобы победить систему написанного слова.

Открытие

В 1980 году мне посчастливилось обнаружить способ, каким можно корректировать серьезные искажения восприятия, которые составляли мою ежедневную реальность на протяжении тридцати восьми лет.

Я работал скульптором, когда получил письмо от другого скульптора, в котором он спрашивал меня о моих методах создания скульптуры. Его письмо было настолько наполнено похвалой, что я приступил к утомительному процессу составления ответа. Спустя несколько часов после того, как я тщательно изложил свои мысли, я обнаружил, что письмо было абсолютно нечитабельно - просто куча бессмысленных закорючек, которые никто никогда не смог бы прочитать.

Через несколько месяцев мне пришло в голову, что когда я писал письмо, я был сосредоточен на своем творческом процессе. Я подумал, не было ли именно это причиной того, что обострило мою дислексию. Инженер во мне аргументировал, что если мою дислексию можно было изменить чем-то, что я делал мысленно, то, вероятно, это не могло быть структурной проблемой, а должно было бы быть функциональной проблемой. Таким образом, должно было быть что-то, что я мог делать мысленно, чтобы скорректировать мою дислексию. Это было моим первым шагом исследователя в области неспособности к обучению.

Через три дня мне удалось выяснить, как можно корректировать мои искажения восприятия. Я пошел в библиотеку, взял "Остров сокровищ" и впервые в жизни прочитал книгу от корки до корки всего за несколько часов.

С тех пор я работаю над созданием методов, основанных на том, что я открыл. Я имел удовольствие помочь более чем 1500 дислектикам, детям и взрослым, научиться заставлять слова - и мир - стоять смирно.

Наряду с этим П.Д. может быть участником семинаров и курсов самоусовершенствования, которые пытаются "излечить" его неспособность или помочь ему справиться с ней. Некоторые могут помочь. Некоторые могут дать еще больше компульсивных решений в виде обусловленного поведения. Другие могут помочь ему научиться делать то, что не имеет никакого отношения к чтению или письму. Вероятнее всего, он найдет способы просто делать то, что он может делать хорошо, и избегать делать то, что он делать не может. Если у него есть работа, которая требует от него составления отчетов, то он найдет способ сделать так, чтобы этим занимался кто-нибудь другой.

Однажды он может обнаружить, что у него есть талант к изобразительному искусству, например, к ваянию. Фактически, потому что он может визуализировать форму, которую он хочет изваять, он может сделать это без усилий. Чтобы сделать бюст, он должен всего лишь поместить образ чей-то головы в кусок дерева или глины и отсечь весь лишний материал по краям этого образа. Или он может поставить изображение головы на стол и заполнить его материалом, как если бы это была прозрачная форма.

Этот последний конкретный пример взят из моей собственной жизни. Фактически, многие ощущения маленького П.Д. были на самом деле такие же, как ощущения маленького Р. Д. - Рона Дейвиса.

 


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Дар

Талантливый винодел

Марку было восемь лет, когда он пришел в Центр по исследованию проблем чтения. Он сражался с программой второго класса, но знания его были ниже уровня первого класса. Его учителя предложили, чтобы он проверился на нарушения в области нервной системы. Его мать не понимала этого. Несмотря на то, что он плохо успевал в школе, она знала, что у него был особенный дар во многих областях.

Семья Марка была семьей виноделов в четвертом поколении. Уже когда ему было четыре года, его дед брал его с собой в виноградники и на винодельню. Для Марка искусство и наука виноделия были игрой. К шести годам он мог сказать, в какое именно время надо было собирать и давить виноград. Он просто знал, когда было выработано требуемое содержание сахара или когда было недостаточное содержание кислоты в оболочке ягод. Он мог сказать, когда ферментация была закончена, когда надо было переливать вино из чанов в бочки и из бочек в бутылки. Если бы вы спросили его, откуда он это знает, он бы просто постучал пальцем по виску. Его прадед так же чувствовал виноград, что считалось величайшим даром, каким мог обладать винодел.

Когда мать Марка читала в местной газете рассказ о нашей работе, ей на глаза попался перечень симптомов дислексии, который я дал репортеру. Одним из них была способность интуитивного мышления, когда некоторые дислектики просто знают, как и почему что-то происходит, не обладая сознательным пониманием этого.

Она объяснила: "Симптомы в статье соответствуют такому большому количеству вещей, которые я заметила у Марка, когда он был маленьким. Он редко плакал. Он стал ходить до того, как начал ползать. Он начал говорить значительно раньше, чем дети всех моих друзей. Он мог прекрасно запоминать события, даже те, которые происходили тогда, когда он был младенцем. Но он с трудом мог сказать алфавит или произнести своё имя по буквам. Я никогда раньше не слышала, чтобы дислексия описывалась таким образом, но это описание идеально подошло моему сыну. До этого у меня не было мысли о том, что особые способности Марка и его проблемы обучения связаны друг с другом".

 


ГЛАВА 18

Понимание таланта

Равно как с точки зрения отрицательной стороны дислексии, при которой не найдется двух таких людей, у которых наблюдались бы одинаковые неспособности, так и дар дислексии различен у разных людей. Тем не менее, есть общие характерные особенности, наблюдаемые у всех дислектиков.

Как и ее отрицательный аспект, дар дислексии имеет эволюционный характер. Он должен вырасти. Он должен быть создан дислектиком. Со временем он меняется. Часто он не получает полного развития до тех пор, пока не пройдет несколько лет со дня окончания дислектиком школы. Возможно, эти промежуточные годы представляют собой некоторый вид восстановительного периода.

Итоговым даром дислексии будет дар мастерства. Дислектик сможет освоить многие навыки быстрее, чем их сможет понять и постигнуть средний человек.

Дар мастерства - это накопление различных характеристик основных способностей человека. Он начинается с особенности невербальной мысли.

Образное мышление

Основной мыслительный процесс дислектика - это невербальный процесс мышления образами, который происходит со скоростью тридцать два изображения в секунду. В течение секунды у человека с вербальным мышлением может быть от двух до пяти мыслей (концептуализированные отдельные слова), тогда как у человека с образным мышлением их будет тридцать две (концептуализированные отдельные образы). Если сделать математические вычисления, то число мыслей будет примерно в 6 - 10 раз больше.

Существует также принцип, выраженный старинной пословицей - "Одна картина стоит тысячи слов". Человек, мыслящий образами, может думать одним изображением о концепции, для описания которой может потребоваться сотни или тысячи слов. Теория относительности пришла к Эйнштейну в грезах, где он видел себя, идущим рядом с лучом света. Его видение длилось всего несколько секунд, но оно породило множество учебников, которые пытаются объяснить его. Для Эйнштейна концепция была простой; для среднего человека она почти непостижима.

Подсчитано, что мышление образами, в общем, происходит со скоростью в 400 - 2000 раз больше, чем вербальное мышление. Очевидно, что скорость меняется в зависимости от сложности отдельных образов. Но здесь есть нечто большее, чем просто разница в скорости. Образное мышление более полное, более глубокое и более всеобъемлющее.

Вербальная мысль линейна во времени, она осуществляется путем создания предложения, слово за словом, тогда как образное мышление имеет эволюционный характер. Образ вырастает по мере того, как мысленный процесс добавляет к общей концепции все больше дополнительных концепций.

Представленные в виде образов мысли являются столь же полными или глубокими, сколь точными являются эти мысленные образы в изображении значения слов, которыми воспользовался бы человек для описания тех же самых мыслей.

Мы можем сказать, что мысли, представленные в виде образов, являются материей, тогда как мысли в виде слов являются значимым звуком.

Интуиция

Единственным недостатком в образном мышлении является то, что человек, который это делает, не осознает отдельные образы по мере их появления. Это происходит слишком быстро. Охват осознания - это количество времени, необходимое для того, чтобы что-то осознанно зарегистрировалось в сознании человека. У людей это происходит с относительно постоянной скоростью, составляющей 1/25 секунды. Иными словами, для того, чтобы стимул зарегистрировался в сознании человека, он должен присутствовать в течение 1/25 секунды.

Если длительность наличия стимула составляет более 1/25 секунды, мы его осознаем. Это называется познание. Если длительность наличия стимула составляет менее 1/25 секунды, но более 1/36 секунды, то он попадает в категорию, называемую подсознательные стимулы. Наш мозг получает его, но мы не осознаем того, что он получил. Если он является частью континуума, то он сливается с предшествующими и последующими образами. Если наличие стимула составляет меньше 1/36 секунды, мы не получаем его даже подсознательно. Он прошел слишком быстро, так что наш мозг совсем не успел уловить его.

Создается впечатление, что образное мышление постоянно происходит со скоростью тридцать два изображения в секунду, или с частотой 1/32 секунды, т. е. с той же частотой, что и частота слияния мельканий глаза. Иными словами, со скоростью прерывания попадания света в глаз.

Это несколько быстрее, чем 1/25 секунды для охвата сознания, но медленнее, чем предел подсознания в 1/36 секунды. Так что образное мышление попадает в диапазон подсознания.

Мозг человека получает мысль, но сознательно человек не отдает себе в этом отчет. В результате мы можем начать понимать интуицию, потому что образное мышление - это то же самое, что и интуитивное мышление. Человек начинает осознавать продукт мыслительного процесса, как только он возникает, но он не осознает процесса, когда он происходит. Человек знает ответ, не зная, почему это является ответом.

Многие дислектики находят способ, как принести подсознательный мыслительный процесс в свое сознание. Если они думают о чем-то интересном, они могут дезориентироваться в мысли и смотреть отдельные образы по мере их возникновения. Когда они это делают, это называется грезить. Родители и учителя очень критически относятся к грезам, но они не должны этого делать. Фактически, они должны поощрять их при каждой возможности. Пребывание в грезах - это процесс, связанный с гениальностью, как это было не раз доказано Эйнштейном и другими.

Многомерная мысль

Дезориентация добавляет мыслительному процессу размерность. Мышление больше не является подсознательным или происходящим только в образах. Многомерная мысль использует все органы чувств.

Охват сознания

Телевизионные кадры появляются на экране со скоростью тридцать кадров в секунду, что достаточно быстро, чтобы обмануть наши глаза и заставить их видеть непрерывное движение. Современные фильмы, проецируемые со скоростью двадцать четыре кадра в секунду, большую часть времени обманывают наши глаза, но иногда они создают впечатление, что колеса дилижанса вращаются назад. Старые немые фильмы, демонстрируемые со скоростью шестнадцать кадров в секунду, характеризуются зачетной прерывистостью движений. Наш мозг может легко уловить скачки между отдельными изображениями.

 

* В большинстве стран за пределами Северной Америки скорость телевизионного вещания составляет 25 кадров в секунду

Когда возникло состояние дезориентации, мозг больше не видит того, на что смотрят глаза - он видит то, о чем думает человек, так как будто бы это видели его глаза. Мозг больше не слышит того, что слышат уши - он слышит то, о чем думает человек, так как будто бы это слышали его уши. Тело больше не чувствует того, что ощущают его органы чувств - оно ощущает то, о чем думает человек, и так далее.

Одним аспектом многомерного мышления является способность думающего ощущать мысли как реальность.

Реальность - это то, чем она является в соответствии с восприятиями человека, а дезориентация изменяет восприятие. Мысли человека становятся восприятиями человека, так что мысли являются реальностью для этого человека.

Творческий процесс

Если "необходимость - это мать изобретения", то многомерное мышление должно быть ее отцом. Эта концепция помогает нам понять, как Леонардо да Винчи мог концептуализировать подводную лодку за 300 лет до изобретения устройства, которое могло выкачивать оттуда воду. Мы понимаем, как он мог предвидеть вертолет за 400 лет до того, как появился двигатель, способный приводить такой аппарат в движение. Почти нет сомнений в том, что Леонардо мог ощутить полет и путешествие под водой за сотни лет до того, как они стали реальностью. Его многомерная способность позволила ему ощутить свои мысли как реальность и нарисовать результаты, так чтобы это могли видеть все.

Конечно, в дни Леонардо были, вероятно, люди, которые считали эти идеи сумасшедшими.

На этом наброске Леонардо визуализировал полет вертолета, приводимого в движение человеком. Об этом говорится в примечании, написанном от руки в "зеркальном изображении", каким он обычно делал записи в своих тетрадях.

 

С точки зрения отрицательного аспекта мы можем также начать понимать, почему в заведениях для психических больных имеется много пациентов, которые абсолютно убеждены в том, что они Иисус Христос или Наполеон. Их проблема заключается в том, что они не могут разграничить мнимую реальность и реальность, разделяемую большинством людей.

ГЛАВА 19

Любопытство

Начиная с возраста уже трех месяцев, дислектик использует дезориентацию для распознавания объектов в окружающей его обстановке. Эта способность действует абсолютно точно, создается впечатление, что ошибок никогда не возникает. К тому времени, когда дислектику исполняется два года, дезориентация стала автоматической, и она возникает каждый раз, когда человек попадает в состояние спутанности сознания.

Способность узнавать объекты в таком раннем возрасте дает дислектику высокий уровень познания окружения. В результате маленькие дислектики начинают "всюду лезть" сразу, как только они становятся на это способны. Тяга к передвижению очень сильна. Для детей с дислексией общим признаком является то, что они начинают ходить на несколько месяцев раньше того возраста, который указывается в книгах по развитию ребенка.

Общим признаком для родителей является то, что они сходят с ума, пытаясь найти способ, как удержать своих детей - дислектиков в тех местах, в которых они хотят видеть своих детей, и за пределами тех мест, в которых родители не хотят их видеть.

Лечение ползанием

Один из новых методов борьбы с дислексией, появившийся в 50-х годах, взял свое начало из наблюдения того, что дети, у которых позже развилась дислексия, часто начинали ходить до того, как они могли ползать. Лечение заключалось в том, что дислектиков надо было заставлять ползать по полу до тех пор, пока дислексия не исчезнет. Конечно, это не помогало, но терапия ползанием была включена в число многих программ лечения дислексии, и она до сих пор иногда практикуется.

Можно понять реакцию матери, которая только что обнаружила под кухонной раковиной своего двухлетнего ребенка, опорожняющего содержимое всех коробок и бутылок. Это опасное поведение. Кто знает, что ребенок мог съесть? Даже после того, как трезвые рассуждения взяли верх, все равно понятно, что это такой тип поведения, который должен быть изменен.

Мы не можем ожидать, что ребенок в таком возрасте отреагирует на разумные доводы. Наказание ребенка также не является решением, потому что реакция ребенка на принуждение может быть сильнее обычной и такой, которую не исправят обычные процедуры наказания. Кроме того, если бы мы на самом деле поняли, что делал ребенок, мы бы не захотели менять этого. Так что если вы сделаете ящики в кухне и в ванной недоступными для ребенка и закроете пластиковыми крышками дверные ручки, то это будет лучшим решением, чем взбучка.

Ребенок с дислексией начинает всюду лезть не для того, чтобы расстроить родителей. Ребенок реагирует на побуждение, что, в конце концов, станет частью дара дислексии.

Зерно, которое начало прорастать, называется любопытство. Любопытство - это чувство, которое сильнее, чем сила притяжения. Если бы не оно, то не было бы самолетов. Любопытство имеет больше значения, чем знание; это корень знания. Без него не было бы такого явления, как знание.

Самым важным является то, что любопытство - это динамическая сила, стоящая за творческими способностями. Без творческих способностей человечество до сих пор жило бы в пещерах.

 


ГЛАВА 20

Творческие способности

Творческие способности - это то, что ставит человека выше всех форм жизни. Считается, что Бог, создатель, сделал человека по своему образу. Если это так, то человек, созданный по образу Бога, должен быть творческим существом.

У дислектика побуждение к творчеству значительно сильнее, чем у людей, у которых нет основных способностей дислектика. Вследствие наличия образного мышления, интуитивной мысли, многомерной мысли и любопытства творческие способности дислектика развиты значительно больше.

Творческие способности позволяют нам постигать вещи, которые, фактически, не существуют. Из таких ощущений мы можем воплотить в жизнь нечто новое. Все оригинальные идеи произрастают из процесса творчества.

Мы думаем о творческих способностях в связи с изобретениями или новшествами. Это правильно, но, если спуститься на первоначальный уровень, творческие способности - это средство, с помощью которого происходит реальное обучение.

Обусловливание - это самая элементарная форма обучения. Когда мы обучаем собаку или тюленя делать трюки, мы обуславливаем поведение животного через систему поощрений или наказаний, заставляя его вести себя требуемым образом. Таким методом можно также обусловить и поведение людей, но это будет значительно сложнее. Часто обусловливание не является эффективным.

Вследствие наличия творческих способностей люди учатся на значительно более высоком уровне. Действие обоснования является функцией творческих способностей. Логика - это продукт творческих способностей. Обоснование и логика являются основами обучения. Если мы прикасаемся к чему-то, что обжигает нам пальцы, то с помощью обоснования и логики мы определяем, почему мы не должны прикасаться к этому снова. Мы научились, что к этому прикасаться нельзя.

В главе 15 я упоминал о том, что дети с дислексией часто не развили свои навыки в обосновании и логике к тому времени, когда они начали учиться в школе. Что они развили, так это разновидность этих навыков, которая не следует линейной модели вербальной мысли. Их аналитическое обоснование и логика сравнительны, вместо слов используются образы. Этот метод мог бы быть великолепен для понимания строения спиралевидной структуры ДНК, но он может быть бесполезен при попытке решить математическую задачу в пятом классе.

Иногда, как аутистические медиумы, дислектики могут "видеть" ответы на математические задачи, не пользуясь карандашом и бумагой. Фактически, это высоко развитая форма обоснования. Они решили задачу независимо от того, утруждали ли они себя прохождением через все последовательные этапы или нет. Часто исследования показывают, что они разработали в высшей степени творческие кратчайшие пути решения математических задач.

Если у человека процесс творчества и процесс выучивания и не являются абсолютно одинаковыми процессами, то они настолько тесно связаны друг с другом, что их невозможно разделить.

Если мы допускаем, что дислектику внутренне присущи более высокие творческие способности, чем среднему человеку, то тогда дислектик должен был бы уметь выучивать больше за меньший период времени. Теоретически это так, но для преподавателей и родителей все может оказаться наоборот.

Вероятной причиной является то, что очень много преподавания проводится на обуславливающем уровне. Ребенку говорится, что он должен пройти через ряд нелепых этапов, не видя при этом никакой личной выгоды в нахождении решения.

Дислексия не должна называться неспособностью к обучению. Ее более точным названием должно было бы быть обуславливающая необходимость.

В реальных жизненных ситуациях, таких как обучение по месту работы, занятия искусством и спортом, дислектики действительно учатся большему за меньший период времени по сравнению с обычным человеком. Фактически, когда обучение дается на практике, дислектики могут освоить много вещей быстрее, чем их сможет понять обычный человек.

Точки в пространстве

До возраста тринадцати лет я находился в состоянии дезориентации настолько большую часть времени, что меня считали умственно отсталым. Сегодня меня бы назвали аутистом. Следовательно, у меня осталось очень мало "реальных" воспоминаний о моем детстве. Но у меня нет сомнений в том, что следующий инцидент, касающийся меня и моей матери, является реальным.

Когда я был в четвертом классе, мой учитель математики был озадачен тем, что я, не будучи в состоянии справиться с простыми примерами, мог мгновенно решить сложные алгебраические уравнения. Однажды он обсуждал это с моей матерью и спросил меня: "Если X равен единице, a Y равен семи, сколько будет два Y минус X? "

Я немедленно ответил: "Тринадцать". Когда меня спросили, как я получил ответ, я сказал, что я увидел его. Когда меня спросили, как он выглядел, я коснулся двух точек в пространстве, а потом коснулся еще трех точек под ними.

Учитель математики сказал, что он слышал о людях, которых называют "савантами ", и что они могут делать такие вещи.

"Вы имеете в виду идиотов савантов? " - с негодованием спросила моя мать. Она обругала учителя за то, что он назвал меня идиотом, схватила меня за руку и увела меня из школы. После этого меня забрани из класса и не позволяли больше заниматься математикой до девятого класса, когда я начал учить алгебру.

По алгебре я правильно решал все задачи в учебнике, все задачи, которые учитель писал на доске, и все задачи в контрольных. И все же я не прошел этот класс. Учитель объяснил, что целью обучения в этом классе было не просто получить правильные ответы; целью было научиться способам решения задач. Я не научился ни одному из них. Все, чему я научился, было записывать ответы.


ГЛАВА 21

Дар мастерства

Дар дислексии - это дар мастерства. Когда кто-то осваивает что-то, то он выучивает это настолько хорошо, что он может это делать, не задумываясь над тем, что он делает. Освоить что-то - это на самом деле выучить это. Если процесс творчества и процесс выучивания одинаковы, то, когда человек что-то освоил, это значит, что он создал знания, необходимые для того, чтобы делать это.

Все реальные знания есть результат опыта. Это является ошибкой - путать информацию, которую вы запомнили, с пониманием информации. И еще большей ошибкой является путать понимание данных со знаниями.

Когда у человека есть опыт, то у этого человека есть знания этого опыта. Если потом человек хочет записать эти знания в книгу, то знания должны быть преобразованы в информацию. Когда книгу будет читать кто-то другой, то читатель будет получать не знания, а только информацию.

Если читатель понимает информацию, то он будет понимать опыт только концептуально. Но если читатель действительно хочет знаний, то ему необходимо будет иметь фактический опыт, подобный тому, который есть у автора.

Если человек хотел научиться ездить на велосипеде, то этот человек мог бы взять несколько книг по езде на велосипеде. Изучив всю информацию в книгах, человек может понять принцип езды на велосипеде. Если человек ошибочно думает, что он знает, как ездить на велосипеде, и пробует это делать, его опыт быстро продемонстрирует разницу между пониманием и знанием того, как ездить на велосипеде.

Опыт езды на велосипеде дает велосипедисту возможность создать действие езды на велосипеде. По мере того, как человек создает езду на велосипеде, он учится, как ездить на велосипеде. Вначале будет много экспериментирования, размышлений и запоминаний. По мере создания фактического опыта сознательных усилий понадобится все меньше. Когда человек сможет ехать автоматически, не экспериментируя, не думая и не запоминая, это значит, что он освоил езду на велосипеде.

Легко понять физические навыки, такие как, езда на велосипеде или вождение машины, но это не столь очевидно, когда речь идет об изучении языковых навыков, о чтении или математике. Тем не менее, принцип тот же.

Когда этот же принцип применяется к изучению языковых навыков и математики, дислектики не только обучаются этим навыкам, - они осваивают их. Методика "Освоение символов по системе Дейвиса" - это процесс, которым могут воспользоваться дислектики, чтобы применить этот принцип ко всему, чему они хотят научиться.

Освоение - это больше, чем просто быстрое обучение. Освоение - это уровень обучения, при котором сознательная мысль больше не требуется. Это способность обладать информацией, выученной как фактический опыт. Когда что-то осваивается, нет необходимости беспокоиться о способности запомнить это - вероятно, это невозможно забыть.

Когда кто-то осваивает что-то, оно становится частью этого человека. Оно становится частью мыслей и творческого процесса индивидуума. Оно добавляет качество своей сущности ко всей последующей мысли и творческим способностям индивидуума.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Что мы с этим делаем

Руководство для родителей, воспитателей и преподавателей

Ориентация корректирует восприятие.

"Освоение символов" корректирует дислексию.

 

ГЛАВА 22

Как это можно определить?

Если вы подозреваете, что у вас самих или у кого-то, кто является вашим подопечным, имеется дар дислексии, то как его можно диагностировать? Создается впечатление, что это простой логический вопрос, на который должен быть в равной степени простой логический ответ, но это не так. Если вы на минуту задумаетесь о том, что вы уже прочли о дислексии, причины затруднения станут очевидными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.063 с.)