Развитие умения отличать приемы эффективного общения от манипулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие умения отличать приемы эффективного общения от манипулирования.



- Отличительные черты манипуляции. Манипулятивный арсенал.

- Оценка эмоционального состояния. Эмоциональные признаки манипулирования.

- Психологическая «самооборона». Техники защиты от манипуляции.

Приемы и навыки конструктивного взаимодействия.

Задание для самостоятельной работы. Протоколы изучения коммуникативных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 3. Психологические основы труда учителя. § 3. Педагогическое общение. § 4. Психология педагогического воздействия. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 397-474.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 346-360.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 488-507.

Экология человеческих отношений: методическое пособие / Авторы-составители С.А. Озерова, Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – 132 с.

Дополнительная

Вачков И. В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.

Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/manipul.html, свободный.

Лухтанова Е. Формирование коммуникативной компетентности педагогов. Программа образовательного модуля //"Школьный психолог", № 19/2007. [Электронный ресурс] / Е. Лухтанова. Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701910, свободный.

Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения / Е.Л. Мерзлякова. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога / И.Ю. Млодик. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 184 с. – (Родительская библиотека)

Панкратов В.Н. Эффективное общение: Правила игры: Практическое руководство / В.Н. Панкратов – М.: Психотерапия, 2007. – 256 с., табл. – (Психология успеха)

Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2006. – 192 с. – (Советы психолога)

Степанов Ф.Г. Манипулирование в педагогическом общении: сущность, причины, следствия // Экология человеческих отношений: методическое пособие / Авторы-составители С.А. Озерова, Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – С. 57-64.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – М.: Дубль-В, 1994. – 128 с.

ТЕМА 7

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

1. Психология обучения: предмет и основные задачи.

2. Психологическая характеристика традиционного обучения: преимущества и недостатки.

3. Психологическая характеристика личностно-ориентированных моделей обучения:

- свободная модель;

- диалогическая модель;

- личностная модель;

- обогащающая модель;

- развивающая модель;

- структурирующая модель;

- активизирующая модель;

- формирующая модель.

Задания для самостоятельной работы. Смысловое конспектирование письменных текстов:

1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – С. 246-258.

2. Гальперин П.Я. Метод, факты и теории в психологии формирования умственных действий и понятий // Психология как объективная наука. – М. - Воронеж: Изд-во МПСИ; Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С. 389-398.

3. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 59-68.

Литература

Основная

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 6. Психология обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С.52-161.

Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 55-56.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 29-55.

 

Дополнительная:

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. – М.: МГППУ, 2004. – С. 58-78.

Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С. 169-201.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. – М. - Воронеж: Изд-во МПСИ; Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С.271-316; 256-398.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. – М.: Академия, 2006.

Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.

Ильясов И.И. Структура процесса усвоения. – М.: МГУ, 1986.

Исаев, Е. И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / Е. И. Исаев. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 74-86; 25-48.

Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 131-224.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С.118-177.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.; Т. 2. – М.: Педагогика, 1989.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1984.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. Ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – С. 120-128.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

ТЕМА 8

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.

1. Общая характеристика и структура учебной деятельности.

2. Потребности ребёнка и мотивация учения. Познавательные потребности и учение школьников. Учебно-познавательный интерес.

3. Диагностика и формирование мотивации учения.Методы диагностики учебной мотивации:

– наблюдение как метод исследования мотивов учения: подготовка, проведение, обработка и интерпретация поученных данных;

– психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты), особенности их использования;

– лонгитюдный формирующий эксперимент как метод изучения мотивов учения.

4. Факторы и условия, влияющие на формирование мотивации учения.

5. Эмоции и мотивация учения школьников.

6. Школьная отметка и мотивация учения. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

7. Работа учителя по изменению отрицательного отношения к учебе у неуспевающих школьников.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Заполнение таблицы «Мотивация успеха и избегания неудач». (Задание 1 из V части учебного пособия: Практикум по психологии /Под ред. Ф.Г. Степанова: Учебное пособие для непсихологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 387.)

2. Определение путём самонаблюдения и самоанализа своего типа отношения к учению. (Задание 2 из V части учебного пособия: Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 388-389.)

3. Диагностика мотивации учения у школьников разных возрастов и студентов.

a. Диагностика мотивации учения младших школьников:

1. определение мотивов учения у 6-летних детей (методика М.Р. Гинзбурга) // Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2006. – С. 456-459;

2. методика диагностики мотивации у детей 5-7 лет (автор Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) // Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 8-12;

3. тест М.В. Матюхиной // Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 390-391.

b. Диагностика мотивации учения подростков:

P анкета по определению уровня школьной мотивации (автор Н.Г. Лусканова) // Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 13-15;

P методика диагностики отношения к учению и к учебным предметам (автор Г.Н. Казанцева) // Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 15-17. Или Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2006. – С. 462-463.

P – методика «Доминирующая мотивация» В.Н. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной // Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С.443-449.

P – мотивы учебной деятельности подростков // Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 391-393;

c. Диагностика мотивации учения старшеклассников и студентов:

· тест-опросник направленности учебной мотивации – ОНУМ – Т.Д. Дубовицкой // Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 151-153;

· мотивы учебного поведения школьников / / Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.: Наука,1984. – С. 121 – 126;

· методика диагностики учебной деятельности студентов (авторы А.А. Реан, В.А. Якунин) // Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 17-20. Или Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2006. – С. 493-495.

 

Литература

Основная

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 6. Психология обучения. § 2. Мотивация учения. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 285-306.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 167-176.

Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 68; 71; 73; 127; 133-151.

Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 151-153; 387-393.

Дополнительная:

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. – М.: МГППУ, 2004. – С. 106-110; 121-152.

Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С.256-293.

Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 8-20.

Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.: Наука, 1994. – С. 114 – 126.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвеще­ние, 1990.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 228-285.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С. 220-245.

Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2006. – С. 462-463, 493-495.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1997 – С. 205 –219, 293 – 301, 318 – 321.

Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 91 –129.

Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педаго­гика, 1986.

ТЕМА 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.03 с.)