Кафедра психологии и дефектологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра психологии и дефектологии



ГОУ ВПО МГОГИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ)

ЗАНЯТИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Факультеты: биологии, химии и экологии;

Математики, физики и экологии

Учебный год, 3-й семестр

Преподаватель: к. психол. н., доцент Степанов Ф.Г.

ТЕМА 1

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Концепции образования:

- традиционные концепции образования;

- культурологический подход в образовании;

- альтернативные концепции образования.

2. Образование как система:

- особенности современного образования;

- ступени образования в России;

- современные модели и виды образования.

3. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания.

4. Образование как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат образовательного процесса.

Литература

Основная

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. (Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Исторические аспекты развития педагогической психологии. Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества. Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества. Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса. Концепции педагогического процесса и его психологические основания.)

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 52-71.

Дополнительная

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 3-61.

Исаев, Е. И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / Е. И. Исаев. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С.12-174.

ТЕМА 2

 

·

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ХАРАКТЕРИСТИКЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

L. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Этапы становления и развития ориентированного на компетенции образования (competence-based education – CBE).

2. Основные компетенции человека, которые проявляются в качестве его компетентностей (по И.А. Зимней).

3. Универсальные компетенции европейского высшего образования.

4. Профессиональная компетентность учителя:

 

· психолого-педагогическая грамотность;

· психолого-педагогические умения;

·

· профессионально значимые личностные качества.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя:

- поведение учителя в педагогическом коллективе (автор В. Стефансон // Педагогическаяпсихология: учебно-методическое пособие / автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 85-87);

- профессиональная направленность личности учителя (Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998 // Педагогическаяпсихология: учебно-методическое пособие / автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 87-89);

- изучение уровня развития эмпатии (опросник И.М. Юсупова // Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2-е. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006. – С. 416-419);

- определение уровня психологической грамотности учителя (Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения / Е.Л. Мерзлякова. – СПб.: Речь, 2007. – С.193-202);

- определение реакции личности на фрустрацию (Учебные задания по психологии / Под ред. А.Я. Дудецкого. – Часть 2. – Смоленск: СГПИ, 1988. – 22-26).

 

Задание для самостоятельной работы. Смысловое конспектирование статьи И.А. Зимней «Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". – 2006. – 5 мая» (http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.).

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm., свободный

Зимняя, И.А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING / И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, Н.А. Морозова // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 11. – С. 22-27.

Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012.

Дополнительная

Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.

Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.

Зеленкова Т.В., Копченова Е.Е. Интегрированная модель подготовки психолога в учреждениях профессионального образования, реализующих общеобразовательные программы различных уровней. Методическое пособие. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – 84 с.

Ковтун Е.Н. Принципы формирования основных образовательных программ на основе ФГОС (компетенции – модули – зачетные единицы) / Е.Н. Ковтун. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://petrsu.ru/psu/Structure/Uch_met_sov/4-OOP%20po%20FGOS-Kovtun.ppt, свободный.

Маркова А.К. Психологический анализ труда учителя // Педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – С. 364-369.

Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс // General_brochure_Russian_version [1]. Pdf

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С. 368-395.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 230-262.

ТЕМА 3

 

L. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет педагогической деятельности.

2. Структура педагогической деятельности.

3. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

4. Педагогические способности.

5. Профессионально-личностный рост учителя.

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Методика оценки эффективности работы учителя (авторы М.В. Демиденко, А.И. Клюева).

[Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 111-113; 140-143.]

2. Методика «Контрольно-оценочная деятельность учителя» (автор И.Ю. Кулагина). [Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 449-453.]

3. Методика оценки работы учителя (МОРУ) Дж. Хазарда. [Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 454-461.]

4. Методика диагностики стиля педагогического общения (автор И.М. Юсупов). [Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 137-139.]

5. Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности» (А.К. Маркова, А.Я. Никонова). [Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – С. 613-616; Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – С. 182-187.]

6. Исследование основных тенденций поведения учителя в педагогическом коллективе. (Методика «Q-сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе», автор – В. Стефансон.)

 

Задание для самостоятельной работы. 1)Смысловое конспектирование: Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем» (http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/ch12_2.html)

2) Протоколы изучения профессионально значимых качеств личности.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 173-216; 363-372.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 361-375.

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 3. Психологические основы труда учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012.

Дополнительная

Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.

Зимняя, И.А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING / И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, Н.А. Морозова // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 11. – С. 22-27.

Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

Маркова А.К. Психологический анализ труда учителя // Педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – С. 364-369.

Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения /

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С. 368-395.

Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2-е. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 230-262.

ТЕМА 4

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ) // Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 107-111.

2. Определение типа центрации – направленности педагогической деятельности // Левитан, К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.: Наука, 1994. – С. 62-66.

3. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана // Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 83-85).

4. Определениеэмоциональной направленности личности (опросник Б.И. Додонова // Казаков В.Г. Познай себя: Самооценка и направленность личности. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993. – С. 11-15).

 

Задание для самостоятельной работы. Протоколы изучения направленности личности и мотивации педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 162-216; 343-372.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 361-375.

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 3. Психологические основы труда учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012.

Дополнительная

Айсмонтас Б.Б. Общая характеристика педагогической деятельности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/#12.2

Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

Маркова А.К. Психологический анализ труда учителя // Педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – С. 364-369.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011.

Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2-е. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

ТЕМА 5

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Коммуникативная компетентность учителя: знания о психологии общения, коммуникативные умения и навыки, коммуникативные способности.

2. Сущность и структура педагогического общения.

2.1. Цели профессионально-педагогического общения.

2.2. Функции профессионально-педагогического общения (информационная, воспитательная, познания людьми друг друга, организации и обслуживания предметной дея­тельности, реализации потребности в контакте с другим человеком, приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора обще­ния, приобщения инициатора общения к цен­ностям партнера).

2.3. Содержание профессионально-педагогического общения. Когнитивное общение. Мотивационное общение. Деятельностное общение.

2.4. Средства профессионально-педагогического общения. Непосредственное общение. Опосредованное общение. Прямое общение. Косвенное общение. Вербальное (словесное) общение. Невербальное (бессловесное) общение.

2.5. Структура профессионально-педагогического общения.

2.6. Уровни общения педагогов и школьников: примитивный уровень, манипулятивный уровень, стандартизированный уровень, конвенциональный уровень, игровой уровень, деловой уровень, духовный уровень.

2.7.Модели общения педагога с учащимися на уроке.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 3. Психологические основы труда учителя. § 3. Педагогическое общение. § 4. Психология педагогического воздействия. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 397-474.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 346-360.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 488-507.

Дополнительная

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. – М.: МГППУ, 2004. – С. 335-356.

Айсмонтас Б.Б. Психология педагогического общения. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/14.html

Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С.347-396.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 2001.

Лухтанова Е. Формирование коммуникативной компетентности педагогов. Программа образовательного модуля //"Школьный психолог", № 19/2007. [Электронный ресурс] / Е. Лухтанова. Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701910, свободный.

Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУ АИНФОРМ», 2003 – 312 с.

Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения / Е.Л. Мерзлякова. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С.342-367.

Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2002.

Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1. – М.: Генезис, 1998.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 2. – М.: Генезис, 1998.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 3. – М.: Генезис, 1998.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 4. – М.: Генезис, 1999.

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2001.

Хрестоматия по социальной психологии: Общение как обмен информацией. – М., 1994.

Экология человеческих отношений: методическое пособие / Авторы-составители С.А. Озерова, Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – С. 70-129.

ТЕМА 6

МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ:

L. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

 

1. Понятие о психологическом манипулировании.

2. Манипулирование в педагогическом общении.

- Конструктивное и деструктивное влияние.

- Психологическое манипулирование как разновидность деструктивного воздействия.

 

 

-

 

Учитель-манипулятор.

 

- Последствия педагогического манипулирования: для учеников, для учителя.

 

 

3. Оптимальное педагогическое общение. (Полноценное взаимодействие учителя с учащимися.

4. Способы отслеживания и нейтрализации психологического манипулирования.

Ll. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Диагностика сформированности субъект-субъектной модели педагогического общения. Тестовая карта коммуникативной деятельности (автор А.А. Леонтьев). [Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 135-137.]

2. Методика самодиагностики: «Насколько вы подвержены чужому влиянию». [Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения / Е.Л. Мерзлякова. – СПб.: Речь, 2007. – 229-232].

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 3. Психологические основы труда учителя. § 3. Педагогическое общение. § 4. Психология педагогического воздействия. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 397-474.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 346-360.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 488-507.

Экология человеческих отношений: методическое пособие / Авторы-составители С.А. Озерова, Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – 132 с.

Дополнительная

Вачков И. В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.

Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/manipul.html, свободный.

Лухтанова Е. Формирование коммуникативной компетентности педагогов. Программа образовательного модуля //"Школьный психолог", № 19/2007. [Электронный ресурс] / Е. Лухтанова. Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701910, свободный.

Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения / Е.Л. Мерзлякова. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога / И.Ю. Млодик. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 184 с. – (Родительская библиотека)

Панкратов В.Н. Эффективное общение: Правила игры: Практическое руководство / В.Н. Панкратов – М.: Психотерапия, 2007. – 256 с., табл. – (Психология успеха)

Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2006. – 192 с. – (Советы психолога)

Степанов Ф.Г. Манипулирование в педагогическом общении: сущность, причины, следствия // Экология человеческих отношений: методическое пособие / Авторы-составители С.А. Озерова, Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – С. 57-64.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – М.: Дубль-В, 1994. – 128 с.

ТЕМА 7

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

1. Психология обучения: предмет и основные задачи.

2. Психологическая характеристика традиционного обучения: преимущества и недостатки.

3. Психологическая характеристика личностно-ориентированных моделей обучения:

- свободная модель;

- диалогическая модель;

- личностная модель;

- обогащающая модель;

- развивающая модель;

- структурирующая модель;

- активизирующая модель;

- формирующая модель.

Задания для самостоятельной работы. Смысловое конспектирование письменных текстов:

1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – С. 246-258.

2. Гальперин П.Я. Метод, факты и теории в психологии формирования умственных действий и понятий // Психология как объективная наука. – М. - Воронеж: Изд-во МПСИ; Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С. 389-398.

3. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 59-68.

Литература

Основная

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 6. Психология обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С.52-161.

Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 55-56.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 29-55.

 

Дополнительная:

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. – М.: МГППУ, 2004. – С. 58-78.

Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С. 169-201.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. – М. - Воронеж: Изд-во МПСИ; Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С.271-316; 256-398.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. – М.: Академия, 2006.

Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.

Ильясов И.И. Структура процесса усвоения. – М.: МГУ, 1986.

Исаев, Е. И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / Е. И. Исаев. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 74-86; 25-48.

Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 131-224.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С.118-177.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.; Т. 2. – М.: Педагогика, 1989.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1984.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. Ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – С. 120-128.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

ТЕМА 8

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.

1. Общая характеристика и структура учебной деятельности.

2. Потребности ребёнка и мотивация учения. Познавательные потребности и учение школьников. Учебно-познавательный интерес.

3. Диагностика и формирование мотивации учения.Методы диагностики учебной мотивации:

– наблюдение как метод исследования мотивов учения: подготовка, проведение, обработка и интерпретация поученных данных;

– психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты), особенности их использования;

– лонгитюдный формирующий эксперимент как метод изучения мотивов учения.

4. Факторы и условия, влияющие на формирование мотивации учения.

5. Эмоции и мотивация учения школьников.

6. Школьная отметка и мотивация учения. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

7. Работа учителя по изменению отрицательного отношения к учебе у неуспевающих школьников.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Заполнение таблицы «Мотивация успеха и избегания неудач». (Задание 1 из V части учебного пособия: Практикум по психологии /Под ред. Ф.Г. Степанова: Учебное пособие для непсихологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 387.)

2. Определение путём самонаблюдения и самоанализа своего типа отношения к учению. (Задание 2 из V части учебного пособия: Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 388-389.)

3. Диагностика мотивации учения у школьников разных возрастов и студентов.

a. Диагностика мотивации учения младших школьников:

1. определение мотивов учения у 6-летних детей (методика М.Р. Гинзбурга) // Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2006. – С. 456-459;

2. методика диагностики мотивации у детей 5-7 лет (автор Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) // Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 8-12;

3. тест М.В. Матюхиной // Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 390-391.

b. Диагностика мотивации учения подростков:

P анкета по определению уровня школьной мотивации (автор Н.Г. Лусканова) // Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 13-15;

P методика диагностики отношения к учению и к учебным предметам (автор Г.Н. Казанцева) // Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 15-17. Или Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2006. – С. 462-463.

P – методика «Доминирующая мотивация» В.Н. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной // Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С.443-449.

P – мотивы учебной деятельности подростков // Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 391-393;

c. Диагностика мотивации учения старшеклассников и студентов:

· тест-опросник направленности учебной мотивации – ОНУМ – Т.Д. Дубовицкой // Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 151-153;

· мотивы учебного поведения школьников / / Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.: Наука,1984. – С. 121 – 126;

· методика диагностики учебной деятельности студентов (авторы А.А. Реан, В.А. Якунин) // Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 17-20. Или Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2006. – С. 493-495.

 

Литература

Основная

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 6. Психология обучения. § 2. Мотивация учения. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 285-306.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 167-176.

Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / Автор-составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 68; 71; 73; 127; 133-151.

Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 151-153; 387-393.

Дополнительная:

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. – М.: МГППУ, 2004. – С. 106-110; 121-152.

Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С.256-293.

Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 8-20.

Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.: Наука, 1994. – С. 114 – 126.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвеще­ние, 1990.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 228-285.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011. – С. 220-245.

Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2006. – С. 462-463, 493-495.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1997 – С. 205 –219, 293 – 301, 318 – 321.

Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 91 –129.

Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педаго­гика, 1986.

ТЕМА 9

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Решение психологических задач.

2. Выполнение контрольных практических заданий.

Задание для самостоятельной работы. Просмотреть и законспектировать фильмы-лекции доктора психологических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва) О.А. Карабановой «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»:

· часть 1 – http://rutube.ru/tracks/3651347.html;

· часть 2 – http://rutube.ru/tracks/3651350.html;

· часть 3 – http://rutube.ru/tracks/3651358.html;

· часть 4 – http://rutube.ru/tracks/3653740.html.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты нового поколения)

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.: ил.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.: ил.

Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / автор составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 68; 71-75 с.

Фильмы -лекции доктора психологических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва) О.А. Карабановой «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»:

· часть 1 – http://rutube.ru/tracks/3651347.html;

· часть 2 – http://rutube.ru/tracks/3651350.html;

· часть 3 – http://rutube.ru/tracks/3651358.html;

· часть 4 – http://rutube.ru/tracks/3653740.html.

Дополнительная

Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. – М.: МГППУ, 2004. – С. 175-180.

Алексеев В.Н. Словарь терминов по зоологии беспозвоночных. Учебное пособие. – Владимир, 2008. – 40 с.

Вердиханов Ш.В., Овчинников Р.К. Физический словарь школьника. Учебно-методическое пособие. – Орехово-Зуево, 2003.

Волович М.Б. Наука обучать. Глава 3. Определения. – М.: LINKA-PRESS, 1995. – С. 65-98.

Воровщиков, С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 393 от 11.02.2002 г. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.ru/db/Data/d_02/393.html, свободный.

Лошкарева, Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков у школьников: Методические рекомендации для ФПК директоров и завучей школ / Н.А. Лошкарева. – М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1981. – 88 с.

Мишакина Т.Л., Чижикова С.Б., Ванина В.В. Тренажер для учащихся 2 класса. Форимрование универсальных учебных действий / Т.Л. Мишакина, С.Б. Чижикова, В.В. Ванина. – М.: Издательство «Ювента», 2010. – 32 с.: ил.

Мишакина Т.Л., Новикова С.Н., Александрова С.Н. Тренажер для учащихся 3 класса. Форимрование универсальных учебных действий / Т.Л. Мишакина, С.Н. Новикова, С.Н. Александрова. – М.: Издательство «Ювента», 2010. – 48 с.: ил.

Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Тренажер для учащихся 4 класса. Форимрование универсальных учебных действий / Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 48 с.: ил.

Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников / Авт.-сост. Н.А. Лошкарёва. – М.: Главное управление школ Министерства просвещения СССР, 1984. – 21 с.

Степанов, Ф.Г. Определение понятий как учебно-интеллектуальное умение / Ф.Г. Степанов // Психология когнитивных процессов: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Егорова А.Г., Селиванова В.В. (Сборник статей). – Смоленск: Универсум, 2009. – С. 106 – 113.

Степанов, Ф.Г. Общие учебные умения как основа школьной компетентности / Ф.Г. Степанов // Психологическое здоровье субъектов педагогического процесса. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.Е. Копченовой. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009. – С. 34-42.

Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 298-300.

Татьянченко, Д.В. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Образование в современной школе. – 2002. №6. – С. 44-57.

Учебно-интеллектуальные умения. Определение понятий: Учебно-методическое пособие./ Под ред. Степанова Ф.Г. – Орехово-Зуево: Павловский Посад: МГОГИ, 2009. – 112 с.

Федосеева, А.П. Уточнение общеучебных умений и навыков с учетом использования средств информационных и коммуникационных технологий. [Электронный ресурс] / А.П. Федосеева. – Режим доступа: ito.edu.ru/2002/I/1/I-1-634.html, свободный.

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.html, свободный.

 

ТЕМА 10

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.

1. Психологическая характеристика целей урока.

2. Организация и управление познавательной деятельностью учащихся на уроке.

2.1. Способы и приемы создания положительной мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

2.2. Способы и приемы создания благоприятной эмоциональной атмосферы урока.

2.3. Условия оптимизации восприятия учащимися учебного материала на уроке.

2.4. Управление вниманием учащихся на уроке.

2.5. Условия развития памяти учащихся на уроке.

2.6. Развитие мышления учащихся на уроке.

2.7. Учет особенностей воображения и представлений учащихся на уроке.

3. Психологические критерии оценки эффективности урока. Психологические причины снижения эффективности урока. Психологический анализ качества урока.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.Диагностика особенностей общения в системе «учитель-учени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.245 с.)