Психологические основы формирования у школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы формирования у школьников



УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Универсальные учебные действия: сущность и виды.

1.1. Сущность универсальных учебных действий. Соотношение понятий «универсальные учебные действия», «общие учебные умения», «универсальные учебные умения», «умение учиться». Универсальные учебные умения как основа школьной компетентности.

1.2. Структура универсальных учебных действий (по ФГОС второго поколения):

- личностные действия;

- регулятивные действия;

- познавательные действия;

- коммуникативные действия.

Определение понятий как учебно-интеллектуальное умение.

2.1. Мышление: сущность, особенности, явления.

2.2. Понятие как явление мышления:

- общая характеристика понятия как явления мышления;

- освоение понятий и психическое развитие индивида;

- виды обобщения и формирование понятий.

2.3. Определение понятий: сущность и виды:

- явные определения (сущность и структура явных определений; правила определения понятий);

- неявные определения.

2.4. Диагностика особенностей умственной деятельности школьников и организация их деятельности по освоению понятий.

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Решение психологических задач.

2. Выполнение контрольных практических заданий.

Задание для самостоятельной работы. Просмотреть и законспектировать фильмы-лекции доктора психологических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва) О.А. Карабановой «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»:

· часть 1 – http://rutube.ru/tracks/3651347.html;

· часть 2 – http://rutube.ru/tracks/3651350.html;

· часть 3 – http://rutube.ru/tracks/3651358.html;

· часть 4 – http://rutube.ru/tracks/3653740.html.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты нового поколения)

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.: ил.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.: ил.

Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / автор составитель Ф.Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 68; 71-75 с.

Фильмы -лекции доктора психологических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва) О.А. Карабановой «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»:

· часть 1 – http://rutube.ru/tracks/3651347.html;

· часть 2 – http://rutube.ru/tracks/3651350.html;

· часть 3 – http://rutube.ru/tracks/3651358.html;

· часть 4 – http://rutube.ru/tracks/3653740.html.

Дополнительная

Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. – М.: МГППУ, 2004. – С. 175-180.

Алексеев В.Н. Словарь терминов по зоологии беспозвоночных. Учебное пособие. – Владимир, 2008. – 40 с.

Вердиханов Ш.В., Овчинников Р.К. Физический словарь школьника. Учебно-методическое пособие. – Орехово-Зуево, 2003.

Волович М.Б. Наука обучать. Глава 3. Определения. – М.: LINKA-PRESS, 1995. – С. 65-98.

Воровщиков, С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 393 от 11.02.2002 г. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.ru/db/Data/d_02/393.html, свободный.

Лошкарева, Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков у школьников: Методические рекомендации для ФПК директоров и завучей школ / Н.А. Лошкарева. – М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1981. – 88 с.

Мишакина Т.Л., Чижикова С.Б., Ванина В.В. Тренажер для учащихся 2 класса. Форимрование универсальных учебных действий / Т.Л. Мишакина, С.Б. Чижикова, В.В. Ванина. – М.: Издательство «Ювента», 2010. – 32 с.: ил.

Мишакина Т.Л., Новикова С.Н., Александрова С.Н. Тренажер для учащихся 3 класса. Форимрование универсальных учебных действий / Т.Л. Мишакина, С.Н. Новикова, С.Н. Александрова. – М.: Издательство «Ювента», 2010. – 48 с.: ил.

Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Тренажер для учащихся 4 класса. Форимрование универсальных учебных действий / Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 48 с.: ил.

Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников / Авт.-сост. Н.А. Лошкарёва. – М.: Главное управление школ Министерства просвещения СССР, 1984. – 21 с.

Степанов, Ф.Г. Определение понятий как учебно-интеллектуальное умение / Ф.Г. Степанов // Психология когнитивных процессов: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Егорова А.Г., Селиванова В.В. (Сборник статей). – Смоленск: Универсум, 2009. – С. 106 – 113.

Степанов, Ф.Г. Общие учебные умения как основа школьной компетентности / Ф.Г. Степанов // Психологическое здоровье субъектов педагогического процесса. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.Е. Копченовой. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009. – С. 34-42.

Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 298-300.

Татьянченко, Д.В. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Образование в современной школе. – 2002. №6. – С. 44-57.

Учебно-интеллектуальные умения. Определение понятий: Учебно-методическое пособие./ Под ред. Степанова Ф.Г. – Орехово-Зуево: Павловский Посад: МГОГИ, 2009. – 112 с.

Федосеева, А.П. Уточнение общеучебных умений и навыков с учетом использования средств информационных и коммуникационных технологий. [Электронный ресурс] / А.П. Федосеева. – Режим доступа: ito.edu.ru/2002/I/1/I-1-634.html, свободный.

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.html, свободный.

 

ТЕМА 10

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.

1. Психологическая характеристика целей урока.

2. Организация и управление познавательной деятельностью учащихся на уроке.

2.1. Способы и приемы создания положительной мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

2.2. Способы и приемы создания благоприятной эмоциональной атмосферы урока.

2.3. Условия оптимизации восприятия учащимися учебного материала на уроке.

2.4. Управление вниманием учащихся на уроке.

2.5. Условия развития памяти учащихся на уроке.

2.6. Развитие мышления учащихся на уроке.

2.7. Учет особенностей воображения и представлений учащихся на уроке.

3. Психологические критерии оценки эффективности урока. Психологические причины снижения эффективности урока. Психологический анализ качества урока.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.Диагностика особенностей общения в системе «учитель-ученик»:

а) методика анализа урока (автор Н.А. Фландерс);

б) тестовая карта коммуникативной деятельности (автор А.А. Леонтьев);

в) методика диагностики стиля педагогического общения (автор И.М. Юсупов).

2. Диагностика уровня сформированности у учащихся базовых компонентов учебной деятельности:

а) карта наблюдения за деятельностью и поведением учащегося на уроке;

б) методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика);

в) диагностика уровня обученности и обучаемости.

3. Оценка эффективности работы учителя на уроке:

а) методика оценки эффективности работы учителя;

б) анкета «Рефлексивный анализ урока»;

в) оценка психологического качества урока.

Литература.

Основная:

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. Глава 6. Психология обучения. § 3. Приемы и техники управления учащимися на уроке. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 373-396.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 409-420.

Дополнительная:

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. – М., 1982.

Говор Т. Оценка психологического качества урока. [Электронный ресурс] / Татьяна Говор. Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=201000109, свободный.

Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2004. – С. 38-43; 52-98; 130-143.

Козлова И.Н. Психологические аспекты анализа урока // Педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – С. 203-212.

Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., 2003.

Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М.: Знание, 1980.

Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога / И.Ю. Млодик. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 184 с. – (Родительская библиотека)

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном процессе. – М.: Знание, 1979.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990.

Практикумпо психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова. – Изд. 2. – Орехово-Зуево, 2006. – С. 427-428.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 2000.

Репкина Г.В., Заика Е.В.Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск: Пеленг, 1993.

Степанов Ф.Г., Шердюкова М.С.Методическое пособие для практических занятий по педагогической психологии. – Орехово-Зуево: ОЗПИ, 1998. – С. 17-41.

Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. – М.: Педагогика, 1984.- С. 129-161.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1999.

Черемошкина Л.В.Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1995.

Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.

Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. – Л, 1988

 

 

ТЕМА 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ (ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ) ОБУЧЕНИЯ

 

1. Индивидуальность человека и проблемы обучения.

2. Виды индивидуализации обучения школьников:

- непосредственная индивидуализация («индивидуальный подход»);

- опосредованная унифицированная индивидуализация («возрастной подход»);

- опосредованная типизированная индивидуализация обучения («дифференцированное обучение»).

3. Типы учеников и дифференцированное обучение:

- природные особенности ребенка и особенности обучения;

- психологические особенности школьников и особенности их обучения;

- корреляции различных стилей учения/обучения;

- конфликты различных стилей учения/обучения;

- психологически обоснованная методика обучения учащихся разного стиля учения.

4. Особенности обучения одаренных детей и подростков:

- психологические особенности одаренных школьников;

- одаренность мальчиков и девочек;

- стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом: ускорение обучения, интенсификация обучения, обогащение обучения, индивидуализация обучения, исследовательское обучение, и др.

5. Учитель для одаренных:

- личностные особенности учителя;

- поведенческие черты учителя;

- подготовка учителя для работы с одаренными детьми.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

1. Решение психологических задач.

2. Выполнение контрольных практических заданий.

Литература

Основная:

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 50-66.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 125-140; 177-194; 115-229.

Дополнительная:

 

Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 1992.

Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. – М.: Педагогика, 1989.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

Ливер Б.Л. Обучение всего класса. – М.: Новая школа, 1995.

Мартынович М.А. Разновидность индивидуализации обучения школьников. – Орехово-Зуево: ОЗПИ, 1992.

Отстающие в учении школьники. (Проблемы психического развития) /Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М.: Педагогика, 1986.

Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Про­свещение, 1990.

Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1997.

Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: изд-во Том. ун-та; М.: изд-во «Барс», 1997.

Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М.: Знание, 1990.

 

ТЕМА 12

ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ: ПРИЧИНЫ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ,

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА.

1. Причины общего отставания в учении школьников:

− педагогические (низкая интенсивность и низкая эффективность учебной деятельности, пропуск занятий; особенности влияния родителей и учителей);

− психологические (недостатки в развитии познавательной сферы, несформированность мотивов учения, нарушения в потребностной и эмоционально-волевой сферах, несформированность учебных умений и навыков);

− нейрофизиологические (общая ослабленность организма, слабый тип ВНД, нарушения зрения, слуха, артикуляции, микропоражения в коре головного мозга).

2. Психологическая характеристика слабоуспевающих школьников. Типология учащихся с пониженной обучаемостью.

3. Психологическая диагностика трудностей в обучении.

4. Психопрофилактика школьной неуспеваемости.

5. Семья и ребенок с трудностями в обучении.

6. Дифференцированный подход к преодолению неуспеваемости школьников.

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

1. Решение психологических задач.

2. Выполнение контрольных практических заданий.

 

Литература.

Основная:

1. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С.66-98.

2. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – С. 212-219.

3. Педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – С.66-111.

Дополнительная:

1. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 214 с.

2. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М.: Знание, 1982.

3. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)

4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 5-е изд., стер. – М.: Ось-89, 2011. – 144 с.

5. Отстающие в учении школьники. (Проблемы психического развития) /Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М.: Педагогика, 1986.

6. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. – С. 42-49.

7. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – С. 183-196;203-208.

8. Револь О. Ничего страшного: неуспеваемость излечима! /Оливье Револь; пер. с фр. Е. Брагинской. – М.: Ломоносовъ, 2009. – 352 с.

9. Ротенберг В. С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Просвещение, 1989. – С. 117-126.

10. Славина Л.С. Трудные дети. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

11. Цетлин В.С. Трудность и доступность в обучении. – М.: Знание, 1984.

ТЕМА 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.067 с.)