Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право граждан на обращение граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституция Российской Федерации 1993 года базируется на создании общества, фундированного на принятии ценности права, экономического, политического, идеологического многообразия, взаимной ответственности государства и общества. Права и законные интересы граждан признаны высшей ценностью, поэтому указанным целям и задачам должна подчиняться деятельность всех без исключения ветвей власти[29]. Конституция Российской Федерации в статье 33 закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления[30], в целях создания института защиты прав личности перед государством, а также в целях реализации права граждан участвовать в управлении государственными делами. Указанное право является отражением общепринятых международных стандартов и реализует в российском законодательстве принципы и нормы, нашедшие отражение во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах. Право на обращения в совокупности с другими элементами правового статуса личности обеспечивает возможность граждан адекватно реагировать на деятельность органов государственной власти, представлять свои потребности в более эффективном построении жизни, как государственной, так и общественной. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является непосредственным путём осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, и в тоже время, через выявление проблем и возможных средств их преодоления выступает средством оптимизации деятельности указанных органов.[31] Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления - одно из важнейших путей упрочнения взаимосвязей аппарата государственного управления с населением страны. Являясь одним из способов участия граждан в управлении государственными делами, обращения содействуют укреплению контроля населения за работой органов государственной власти и местного самоуправления[32]. Обращения граждан - важная форма укрепления связей органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению конституционного права граждан на непосредственное участие в самоуправлении, в восстановлении нарушенных прав и свобод, обеспечении социальной справедливости. Ю.Н. Алистратов рассматривает институт обращения граждан в трех аспектах: как личное субъективное право, составную часть правового статуса человека и гражданина; как одну из форм непосредственной демократии, под которой понимаются способы непосредственного волеизъявления граждан и их объединений, имеющие целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления решения, контроль над действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления; как элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления и в этом смысле - неотъемлемой составной частью системы представительной демократии[33]. Широкий спектр функций обращения граждан неоднократно подчеркивалась и в науке. Так, Н.Ю. Хаманева, подчеркивает, что обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления выполняет несколько значимых функций, а именно: обращение – одна из форм участия граждан в управлении государством; обращение – форма участия в решении государственных и общественных дел; обращение - инструмент охраны прав граждан и гарантия их защиты; обращение - способ восстановления нарушенного права граждан; обращение - источник информации для органов и должностных лиц[34]. Сущность института права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления проявляется в комплексном характере, охватывая широкий спектр правовых возможностей граждан[35]. Субъекты института обращений подразделяются на две категории лиц. Во-первых, это граждане, правомочные обращаться в органы власти, и, во-вторых, государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, обязанные принимать, рассматривать и отвечать на поступившие обращение в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве проблемы многие современные российские ученые выделяют правомочность обращения в государственные органы и органы местного самоуправления помимо граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Обратимся к российскому законодательству с целью разрешения существующих противоречий. Конституция Российской Федерации в части 3 статьи 62, закрепляет принцип максимального равенства в правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства с российскими гражданами, можно сказать, что одним из принципов, лежащих в основе института обращений, выступает принцип всеобщности[36]. В статье 33 Конституции Российской Федерации нет прямого ограничения на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом, учитывая принцип всеобщности современные ученые склоняются к тому, что лицо в независимости от гражданской принадлежности или вообще без таковой, вправе реализовывать свое право на обращения в Российской Федерации с некоторыми исключениями.В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, если предметом обращения является вопрос реформирования государственной власти в Российской Федерации[37]. Представляется целесообразным предложение Л.А. Нудненко и Н.Ю. Хаманевой конкретизировать положения статьи 33 Конституции Российской Федерации, путём указания возможности реализации права на обращение не только лично но и через своего представителя, действующего на основании доверенности. Таким образом, будет устранено противоречие статье 48 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на квалифицированную юридическую помощь (в том числе и при обращении). Правомочия субъектов института обращений корреспондируют обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, которая заключается в принятии, регистрации, рассмотрении и ответе на обращения в установленном законом сроки и порядке, а также в возможном претерпевании указанными органами власти и их должностными лицами юридической ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обращениях[38]. Как известно, правовые нормы носят дозволительно-обязывающий характер, поэтому они предполагают как возможное, так и должное поведение граждан. Следовательно, и у обращающихся граждан существуют обязанности перед государственными органами и органами местного самоуправления, заключающиеся в недопущении злоупотребления со стороны граждан возможностями института обращений и использования его в целях, противоречащих закону. Нарушение принципа целесообразности обращения в данном случае также предусматривает юридическую ответственность для гражданина[39]. Стоит подчеркнуть, что для успешной реализации права граждан на обращение в Российской Федерации необходим четко отлаженный механизм, в противном случае провозглашенное Конституцией Российской Федерации право станет лишь лозунгом, ничем не подкрепленным. В целях получения представления об осведомленности граждан в вопросе реализации их права на обращение Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос населения. Всего в опросе приняло участие 1267 респондентов. Перед респондентами были поставлены следующие вопросы: «Известно ли Вам, что в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления?» «Как часто Вы направляете индивидуальные / коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления?»[40] В результате опроса было установлено, что 79 % опрошенных знакомы с текстом статьи Конституции Российской Федерации, закрепляющей данное право граждан, 18 % опрошены утверждают, что слышали о праве граждан на обращения, но непосредственно с текстом статьи не знакомы, и 3 % опрошенных граждан – не знакомы с данным правом, закрепленным в Основном Законе государства. При более подробном изучении результатов опроса было выделено, что из всего количества опрошенных немногим более 3 % обращаются в государственные органы регулярно, еще 4 % опрошенных регулярно обращаются в органы местного самоуправления. Периодически в органы государственной власти направляют свои обращения 12 % опрошенных, в органы местного самоуправления – 18 %. Однако настораживает тот факт, что более 64 % граждан, принявших участие в опросе, проведенном Всероссийским центром изучения общественного мнения, на момент опроса не обращались ни в органы государственной власти, ни в органы местного самоуправления[41]. Таким образом, результаты, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, опроса доказывают, тот факт, что в Российской Федерации граждане не достаточно осведомлены о механизме реализации их права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления[42]. В заключение данного параграфа, стоит отметить, что право на обращения – самостоятельный комплексный институт, регламентированный национальным и международным правозащитным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений непосредственно обращаться в устной или письменной форме, в форме электронного документа индивидуально или коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления в целях обеспечения реализации и защиты (восстановления) своих прав, свобод и законных интересов, а также других лиц и участия в управлении делами государства. В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика, в соответствии с которой обращения граждан не признаются одним из видов государственных (муниципальных) услуг, оказываемых гражданам. Такой подход исключает применения в качестве правовой основы, регламентирующей обращения граждан, Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». А.В. Савоськин призывает законодателя признать обращения граждан одним из видов государственных (муниципальных) услуг, что, по его мнению, будет являться прогрессивным шагом в развитии института обращений граждан в России[43]. Право на обращения в России имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, исключая вопросы, касающиеся государственной тайны и изменения конституционного строя Российской Федерации. Однако далеко не каждый знает и понимает содержание права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. В связи с этим, считаем необходимым уделить особое внимание правовому просвещению граждан. Мероприятия, направленные на расширение осведомленности граждан необходимо проводить посредством средств массовой информации, а также, возможно, путем проведения конференций и семинаров, посвященных проблемам осуществления права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
Виды обращений граждан
Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина – одна из приоритетных задач в области национальной безопасности Российской Федерации. Как известно, без надежной защиты прав, свобод и законных интересов человека невозможно нормальное развитие и существование ни одного современного государства. Без должного оперативного реагирования на обращения граждан в государственные и правоохранительные органы, в частности в органы внутренних дел, не представляется возможным составить картину состояния правопорядка в стране и принимать адекватные и эффективные меры к стабилизации сложившегося положения. Под обращением понимается далеко не каждое послание гражданина в органы государственной власти. Обращение – это юридический акт, представляющий собой действие гражданина, которое сознательно направлено на создание юридических последствий[44]. Таким образом, направляя в орган государственной власти, орган местного самоуправления обращение гражданин осознанно вступает в определенное правоотношение, следовательно, обращением стоит считать только то посланием, которое в итоге побуждает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо к юридически значимым действиям. Анализ научной литературы и нормативных правовых актов свидетельствует об отсутствии в настоящее время единообразия в определении таких понятий как «обращение гражданина», «заявление гражданина», «предложение гражданина» и «жалоба гражданина». Актуальность и значимость понятийного аппарата в целом не вызывает сомнений. Единообразие в толкования понятий необходимо как для научных исследований, так и в практической деятельности органов внутренних дел по принятия, рассмотрению и разрешению различных обращений граждан. Стоит отметить, что в различных источниках данные понятия толкуются по-разному, зачастую используются в разных контекстах, что в итоге может привести к негативным последствия и породить неадекватное реагирование органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц[45]. Конкретные и точные определения понятий уменьшают возможность различных толкований, следовательно, сужают простор для нарушения законности. Рассматривая вопрос о классификации обращений граждан, стоит отметить, что ученые и практики не пришли к единому мнению. В настоящее время выделяют лишь «основные» классификации обращений граждан. Вопрос о классификации обращений граждан является не сугубо научным, он также несет в себе большое практическое значение в условиях продолжающейся кодификации законодательства, регламентирующего обращения в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в статье 33 предусматривает возможность граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностным лицам[46]. Под индивидуальными обращениями стоит понимать, обращения, исходящие от одного лица. Кроме того, индивидуальные обращения могут предусматривать особый порядок приема, установленный для отдельных категорий лиц. Как правило, данные категории закреплены в законах субъектов Российской Федерации, к ним в частности относят ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, инвалиды I и II групп, их законные представители, семьи, имеющие детей-инвалидов; беременные женщины; граждане, пришедшие на прием с детьми в возрасте до трех лет. Стоит отметить, что руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют право самостоятельно определять дополнительные категории граждан, имеющих право на внеочередной личный прием[47]. Под коллективными обращениями граждан принято понимать обращение двух или более лиц, сформулированное в едином документе или на личном приеме группой граждан. Также коллективным будет считаться обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания. Как правило, коллективные обращения граждан затрагивают как личные вопросы, так и вопросы, касающиеся общественной жизни. Зачастую коллективные обращения способствуют разрешению назревающих социальных конфликтов, а также предупреждению массовых акций протеста со стороны граждан[48]. Стоит отметить, что индивидуальность или же коллективность обращения зависит напрямую только от субъекта волеизъявления, а не от формы или содержания обращения. В зависимости от объективной стороны волеизъявления или формы обращения современные ученые выделяют устные и письменные обращения граждан. Устные обращения граждан, как правило, направляются в том случае, когда нужно быстро довести необходимую информация до государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также добиться скорейшего принятия решения по обращению. Устные обращения граждан подразделяются на личные, то есть адресуемые на личном приеме, а также переданные через средства связи (такие как телефон, сеть Интернет)[49]. А.В. Минашкин отмечает, что устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены[50]. Наряду с устной формой существует письменная форма обращений граждан, имеющая такую же юридическую значимость. Письменные обращения граждан в органы государственной власти или органы местного самоуправления являются наиболее актуальными в том случае, когда заявитель излагает большое количество информации в своем обращении, или же прилагает к обращению документы[51]. Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием даты, фамилии, имени, отчества (при его наличии), почтового адреса, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения и помимо существа обращения должно содержать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица[52]. В случае неполного указания контактной информации обратившегося, ответ на обращение не дается. Стоит отметить, что в практике успешно закрепилась и функционирует смешанная форма обращений граждан или «устно-письменная форма». Актуальна данная форма обращения граждан в том случае, когда необходимо устно обратится к конкретному должностному лицу, а также в письменной форме приложить к обращению определенные важные сведения. Следующей формой обращения граждан, отвечающей современному развитию технологий, является обращения граждан в органы государственной власти или органы местного самоуправления в форме электронного документа. Данное обращение подлежит обязательному рассмотрению. В нем гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме[53]. В настоящее время завершены мероприятия по переводу государственной услуги по приему, регистрации и разрешению обращений граждан в территориальные органы внутренних дел обращений в электронный вид. В 2013 году в территориальные органы МВД России поступило 3600 обращений в электронном виде. Создана автоматизированная информационная система электронных обращений граждан Государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации», который позволяет выполнять процедуру получения и обработки сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в автоматизированном режиме, а также предоставляет возможность заявителю осуществлять контроль за исполнением указанной государственной услуги[54]. В целях полной реализации принципа открытости, своевременного реагирования на сообщения граждан, взаимодействия с гражданским обществом, а также повышения доверия к органам внутренних дел Российской Федерации организовано бесперебойное функционирование телефона доверия, входящего в систему горячей линии МВД России. Позвонить по телефону доверия можно из любой точки края бесплатно. Причём это касается звонков, как со стационарных, так и с мобильных телефонов, вне зависимости от оператора сотовой связи. Все поступившие таким образом сообщения проверяются и граждане, обратившиеся с той или иной проблемой, получают ответы в установленные законом сроки, то есть не позднее 30 дней с момента обращения[55]. Неэффективным, по мнению правоприменителей, является обращение граждан, опубликованное в средствах массовой информации (СМИ). Неактуальность данной формы обращений граждан проявляется, во-первых, потому что нет гарантии, что должностное лицо к которому обращено данное сообщение прочтет его в СМИ, во-вторых, чтобы стать полноправным субъектом реализации права на обращения СМИ должно быть официально зарегистрировано[56]. В качестве особого вида обращений выделяют анонимные обращения граждан. Анонимные обращения не подлежат рассмотрению за исключением обращений, содержащих сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии или лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем[57]. Следующая классификация обращений граждан «по содержанию» позволяет выделить множество видов обращений. Стоит отметить, что Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве основных видов, относящихся к данной группе выделяет: предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц[58]. Стоит отметить, что на практике широко распространены случаи, когда автор обращения комбинирует в содержании сразу несколько видов. В связи с этим необходимо разграничить основные виды обращений граждан. Так «предложение» и «жалоба» четко различаются по предмету обращения. Жалоба – требование обратившегося о защите и восстановление его нарушенных прав. Предложение – просьба или требование обратить внимание на несовершенство правового регулирования общественных отношений и принять меры. По мнению ученых, куда сложней разграничить понятия «жалоба» и «заявление». Необходимо более подробно разобрать предмет и содержание данных понятий для уяснения различия между ними. Предметом заявления будет являться осуществление через государственные и иные организации предоставленных гражданам действующим законодательством прав, свобод и законных интересов. Предмет жалобы – это требование о защите и восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов, обращенное к государственным органам и организациям, органам местного самоуправления или должностным лицам. Отличая по содержанию заявление от жалобы, замечаем, что: заявление – это обращение к указанным адресатам с просьбой личного или общественного характера, не связанной с нарушением субъективных прав и законных интересов заявителя; заявление, поданное по поводу каких-либо нарушений нормальной деятельности адресатов, не затрагивающих прав и интересов заявителя; заявление может содержать сведения о каких-либо нарушениях, злоупотреблениях должностных лиц, не затрагивающих прав и интересов заявителя[59]. В любом случае, даже при наличии затруднений в определении гражданами вида обращения, как указывает В.И. Ремнев, вывод о наличии того или иного обращения является обязанностью работника аппарата соответствующего органа или организации. В заключение параграфа необходимо подчеркнуть, что законодательством Российской Федерации предусмотрено множество видов обращений граждан, выделенных по различным основаниям (повторность, содержание, форма, предмет обращения). Федеральный закон от 02.05.2006 № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве основных видов выделяет: предложение, заявление и жалобу. В практике рассмотрения обращений нередко возникают проблемы с разграничением данных видов обращений. Необходимо четно уяснить предмет каждого из видов обращений. Так, предложение – это просьба или требование обратить внимание на несовершенство правового регулирования общественных отношений и принять меры. Предметом заявления будет являться осуществление через государственные и иные организации предоставленных гражданам действующим законодательством прав, свобод и законных интересов. Предмет жалобы – это требование о защите и восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов, обращенное к государственным органам и организациям, органам местного самоуправления или должностным лицам. Таким образом, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления должны четно отграничивать каждое из понятий для эффективной работы по рассмотрению обращений граждан.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.011 с.) |