Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и развитие в России института обращений граждан
Социальное правовое государство величайшее достижение человеческой мысли. Правовое государство ценный результат развития мировой культуры. Идея правового социального государства была предложена самым известным представителем античной софистики Протагором в связи со сформулированным им высшим гуманистическим принципом «человек-мера всех вещей». Формирование правового государства неделимо связано с происхождением «первого поколения» прав человека.[4] К правам «первого поколения» стоит относить гражданские и политические права человека. Государство, как общественное образование выделяется тем, что способно адекватно и незамедлительно реагировать на вновь возникающие в обществе динамические процессы. Изменения в политической, экономической, нравственной сферах общества требуют создания новых границ взаимоотношений государства и индивида. Как результат возникают новые параметры взаимоотношения человека и государства. Государство обязано оказывать содействие в реализации прав человека «нового поколения», то есть утверждении достоинства личности.[5] Утверждение достоинства личности непосредственно связано с соблюдением прав и интересов личности, что является основной идеей социального государства. Возникшая теория социального государства стала объектом изучения многих русских либеральных мыслителей. Так, В.С. Соловьев и П.И. Новгородцев выдвинули идею права человека на достойное человеческое существование.[6] Б.А. Кистяковский подчеркивал, что в силу изменившихся исторических условий человек должен обладать не только политическими и гражданскими правами, но и правом невмешательства государства в осуществление прав человека, а также участие каждого в направлении государственной деятельности.[7] Таким образом, социальная ориентированность государства на социальные права граждан безоговорочно поддерживается мировым сообществом. Однако стоит подчеркнуть, что большинство стран в настоящее время находятся лишь на пути к возможности в полной мере охранять социальные права граждан. Данная проблема возникает в силу экономической нестабильности большинства стран мирового сообщества. Россия не является исключением. В настоящее время данная проблема неспособности в полной мере защищать социальные права граждан стоит перед Россией достаточно остро и требует скорейшего разрешения.
Среди спектра социальных прав граждан наибольший интерес для изучения вызывает право на обращение граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Корни института права граждан на обращения в российском государстве уходят в далекую историю. Впервые право на обращения граждан было закреплено Иваном III в принятом им в 1497 году Судебнике. Судебник 1497 года является первым документом, письменно закрепляющим право граждан на обращение с челобитной к царю Российской империи. Судебник Ивана III также закреплял и право граждан обращаться с иском в судебные органы.[8] Стоит подчеркнуть, что становление института обращений граждан в допетровский период проходило в несколько этапов. Как правило, каждый из этапов ознаменовался принятием письменного документа, закрепляющего вновь принятые положения. В 1550 году был принят новый Судебник, в котором конкретизировались такие понятия как обращение в целом, субъекты обращений, порядок работы властных структур с обращениями граждан и их рассмотрения и меры ответственности не только должностных лиц властных структур, но и самих жалобщиков.[9] Важный этап в становлении института обращений граждан ознаменовало принятие Соборного Уложения 1649 года. В соответствии со статьями указанного Уложения жалобщикам было запрещено обращаться с челобитными непосредственно к царю. Согласно Соборному Уложению 1649 года были учреждены приказ. Указанный орган управления стал обязательной инстанцией, предшествующей обращению граждан с челобитными к суду самого государя. Однако Соборное Уложение предусматривало и исключение из общего правила. Так, если гражданин получал отказ в принятии обращения или в случае нерешения принятого дела, жалобщик получал право непосредственного обращения к монарху.[10] Таким образом, в допетровское время обращение граждан с челобитными в приказы или непосредственно к царю являлись важным способом обратной связи различных слоев населения и государства.
При проведении административной реформы император Петр I не оставил без внимания и реформирование порядка принятия и рассмотрения обращений граждан. В соответствии с реформой император создал Сенат и коллегии. Однако желаемого результата это не принесло, император Петр I так и не смог освободиться от большого количества челобитных, поступающий непосредственно к императору.[11] Император писал, что «челобитники…везде докучают, прошения свои приносят его величеству самому, не дая нигде покоя» и 23 февраля 1722 года Петр I принял Указ «О генерале рекетмейстере», который вводил новую должность рекетмейстера. Стоит отметить, что именно в соответствии с данным Указом была впервые образована специальная служба по работе с челобитными.[12] Следующий этап в развитии института обращений граждан был ознаменован принятием Манифеста Екатерины II от 14 июня 1763 года. Основное значение манифеста состояло в том, что во-первых, он устанавливал четкий порядок рассмотрения обращений граждан по существу, во-вторых, Манифест впервые в истории разделил обращения граждан на административные и уголовные, определив для каждого свой порядок рассмотрения.[13] Новые изменения в систему органов, занимающихся рассмотрением и разрешением обращений граждан, были внесены в соответствии с Манифестом «Об образовании Государственного Совета» от 1 января 1980 года, разработанным М.М. Сперанским. Манифест 1980 года утверждал, что в составе Государственного Совета должна быть создана Комиссия прошений, присылаемых на имя императора, которая возглавлялась одним из членов Государственного Совета. Указом от 21 марта 1890 года данная Комиссия была переименована в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых. Однако внешнее изменение не внесло какой-либо новизны в деятельность органа, по рассмотрению обращений граждан.[14] После Октябрьской революции 1917 года всех ранее принятых нормативных правовых актов, регламентирующих порядок принятия и рассмотрения обращений граждан в государственные органы, было прекращено. В первые годы советской власти полностью отсутствовали нормативные документы, устанавливающие порядок работы с обращениями граждан. Первым советским документом, регламентирующим прием и рассмотрение обращений граждан стоит считать Постановление IV Всероссийского Съезда Советов от 8 ноября 1918 года «О точном соблюдении законов». Указанное Постановление закрепляло тот факт, что все должностные лица Советского государства, независимо от их положения, обязаны были принимать обращения и жалобы граждан.[15] Следующим этапом развития института обращений граждан в Советском государстве является принятие Декрета СНК РСФСР от 30 декабря 1919 года «Об устранении волокиты». Данным документом устанавливается определенный порядок подачи и рассмотрения обращений граждан в государственные органы. Также впервые был создан орган, контролирующий порядок приема и рассмотрения заявлений граждан – органы государственного контроля, в составе которых создавались специальные бюро по рассмотрению и разрешению обращений граждан.[16] В августе 1958 года впервые был поднят вопрос о привлечении к деятельности по приему, рассмотрению и разрешению обращений граждан общественности. Для закрепления данного положения ЦК КПСС принял Постановление «О серьезных недостатках в рассмотрении писем, жалоб и заявлений трудящихся».[17]
Однако в то время остро стоял вопрос волокиты при приеме и рассмотрении обращений граждан. Конкретные меры по устранению этого негативного явления в деятельности государственных органов были закреплены а принятом 25 февраля 1960 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР «О мерах по устранению канцелярско – бюрократических извращений при оформлению трудящихся на работу и разрешении бытовых нужд граждан».[18] В 1967 году ЦК КПСС принял новое Постановление «Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся», касающееся более эффективной работы государственных органов по рассмотрению обращений граждан. В указанном Постановлении впервые подчеркивался тот факт, что обращения граждан в государственные органы власти является одним из важнейших способов укрепления и расширения связи партии с народом, участия граждан в управлении государством, средством выражения общественного мнения и источником информации.[19] Основным нормативным правовым актом советского государства являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Указ содержал в себе основные положения, регламентирующие деятельность государственных органов и должностных лиц по приему, рассмотрению и разрешению обращений граждан, а именно правила, сроки рассмотрению обращений граждан, которые были обязательны для всех органов государственной власти и общественных организаций. Указанный нормативный правовой акт подчеркивал, тот факт, что органы государственной власти и общественные организации обязаны обеспечивать необходимые условия для полной реализации прав граждан на обращения. Однако руководство страны не отрицало тот факт, что нередко правила и сроки рассмотрения обращений нарушались, ответы на обращения были формальные, должностные лица уклонялись от личного приема граждан. Среди проблем также выделялись невнимательное отношение со стороны должностных лиц к человеку, его правам. Общественные организации нередко слабо вели работу по разъяснению действующего законодательства гражданам, не была организована работа по выяснению причин обращений граждан и непосредственному устранению этих причин.[20]
Интересен тот факт, что право на обращения граждан в государственные органы и общественные организации не было закреплено в Конституции советского государства, а регламентировалось лишь множеством различных указов и постановлений, что нередко приводило к дублированию и путанице. Впервые в указанное право на обращения было внесено в Конституцию СССР в 1977 году. Так статья 49 Конституции СССР гласила, что граждане имеют право «вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе»[21]. Помимо данного права в Конституции 1977 года было предусмотрено право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов. Принятая в 1978 году Конституция РСФСР в статье 47 закрепляла право граждан «участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей»[22]. Законодатель впервые сделал институт обращений граждан конституционной нормой, закрепив в статье 51 Конституции РСФСР право граждан направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в свою очередь в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированные ответы в установленные законом срок.[23] Стоит отметить тот факт, что после принятия Конституции СССР 1977 года закон, закрепляющий порядок принятия рассмотрения и разрешения обращений, заявлений и жалоб принят не был. Разрабатывалось множество законопроектов, примером может служить проект Закона о порядке рассмотрения жалоб граждан в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, разработанный генеральным прокурором СССР А.Я. Сухаревым. Проект указанного закона был направлен на дальнейшую разработку в комитеты и комиссии Верховного Совета СССР, но в результате принят не был.[24] В 1990 году Комитетом Верховного Совета СССР по вопросам гласности, прав и обращений граждан был разработан и размещен для ознакомления и обсуждения в журнале «Народный депутат» проект Закона СССР об обращениях граждан, однако указанный законопроект также принят не был.[25] Современное законодательство России, в частности Конституция Российской Федерации 1993 года, в статье 33 предусматривает норму, закрепляющую право граждан на индивидуальные и коллективные обращения[26]. При этом расширен круг субъектов имеющих возможность обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Так право на обращения имеют и несовершеннолетние, трудовые коллективы, организации граждан и т.д. Впрочем Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит норм, запрещающих лицам без гражданства и иностранным гражданам также активно использовать право на обращения.[27] Конституция Российской Федерации также закрепила особый вид обращений граждан – обращение за судебной защитой[28], предусмотренное статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в заключение первого параграфа стоит отметить, что на протяжении многих столетий истории развития Российского государства законодательство об обращениях граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные организации развивается и совершенствуется. Однако в качестве проблемы необходимо отметить, что в недостаточной мере законодательные акты закрепляют положения, касающиеся порядка подачи обращений в государственные органы и рассмотрения их должностными лицами. Анализ исторической, правовой и научной литературы позволяет выделить три основных этапа становления и развития в России института обращений граждан, а именно: 1. первый этап характеризуется отсутствием нормативного закрепления права на обращения граждан (до XV в.); 2. второй этап характеризуется появлением первых нормативных правовых актов, закрепляющих основные положения, регламентирующие обращения граждан (XV в. – 1977 г.); 3. третий этап – конституционно-правовой этап, характеризующийся закреплением норм об обращениях граждан в Основном Законе государства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.018 с.) |