Разрешение обращения участковым уполномоченным полиции по существу и принятие по нему решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрешение обращения участковым уполномоченным полиции по существу и принятие по нему решения



 

Участковый уполномоченный полиции в соответствии с резолюцией прямого или непосредственного руководителя получает в подразделении делопроизводства и режима зарегистрированные обращения граждан для рассмотрения их по существу[91].

Обращения граждан, поступившие в орган внутренних дел, не выходящие за пределы его компетенции, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока рассмотрения обращения считается предшествующий рабочий день. Срок рассмотрения обращения исчисляется от даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа обратившемуся лицу. В исключительных случаях, когда для всестороннего и полного рассмотрения обращения требуется истребование дополнительных материалов и документов, срок рассмотрения обращения может быть продлен на 30 суток. При этом необходимо немедленно уведомить инициатора обращения о его продлении.

Для продления срока рассмотрения обращения гражданина участковый уполномоченный полиции должен не позднее 3 дней до истечения срока предоставить рапорт на имя руководителя, поручившего ему рассмотрение обращения, содержащий информацию о проделанной работе, причинами продления, указанием конкретных мероприятий и сроков, необходимых для завершения рассмотрения обращения по существу[92].

Приказ МВД России от 12.09.2013 года № 707 «Об утверждении инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусматривает ряд обращений, предусматривающих определенный срок рассмотрения их по существу и направления ответа инициатору:

Обращение, запрос члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается безотлагательно, а в случае необходимости затребования документов и материалов – не позднее 30 дней со дня получения. Срок рассмотрения указанного вида обращения также может быть продлен, но только по согласованию с инициатором запроса или обращения. Ответ на парламентский запрос должен быть дан не позднее 15 дней со дня получения обращения, а также соответствующая палата Федерального Собрания Российской Федерации может самостоятельно установить срок предоставления ответа.

Запрос или обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации рассматривается по существу и подготовленные материалы, документы и иная информация должны быть направлены не позднее 15 дней, если в самом запросе не указан конкретный срок предоставления ответа на запрос или обращения[93].

Особый порядок предусматривает и ответ на официальный запрос средств массовой информации по поводу предоставления информации о деятельности органа внутренних дел. Предоставление указанной информации осуществляется в 7-дневный срок со дня получения запроса органом внутренних дел[94].

В ходе рассмотрения обращения по существу участковый уполномоченный полиции:

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поступившего обращения, при необходимости привлекает гражданина к участию в рассмотрении обращения;

с целью получения необходимых для объективного рассмотрения обращения сведений направляет запросы в государственные органы, органы местного самоуправления или иным должностным лицам;

принимает меры по восстановлению и защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, направившего обращение[95].

Участковый уполномоченный полиции в течение семи дней со дня регистрации обязан:

направить обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию органов внутренних дел, в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных вопросов по существу, также необходимо одновременно уведомить обратившее лицо;

направить копии обращений, содержащие вопросы, решение которых находится в компетенции сразу нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, в соответствующие органы;

возвратить обращение, в котором стоит вопрос обжалования судебного решения, гражданину без рассмотрения, но с обязательным разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

возвратить обращение, некорректное по содержанию, автору без рассмотрения[96].

Нами было рассмотрено, что в качестве видов обращений граждан выделяют: предложение, заявление и жалобу. По нашему мнению, необходимо подробно изучить деятельность непосредственно участкового уполномоченного полиции по рассмотрению указанных видов обращений граждан по существу.

При рассмотрении обращения, отнесенного к категории «предложение», то есть содержащее рекомендации по совершенствованию деятельности органа внутренних дел, необходимо изучив рекомендации, непосредственно оценить возможность и целесообразность применения их в практической деятельности органов внутренних дел. В результате рассмотрения данного вида обращения граждан участковый уполномоченный полиции должен сделать вывод о возможности его принятия или отклонения. Принятые в установленном порядке предложения граждан в дальнейшем должны учитываться в нормотворческой деятельности органа внутренних дел, а также при принятии управленческих решений. О результатах рассмотрения обращения гражданина направляется ответ[97].

При рассмотрении обращения, отнесенного к категории «заявление», участковому уполномоченному полиции необходимо выделить действие, на необходимость совершения которого указывает обратившийся. При наличии необходимых и достаточных оснований для совершения указанного действия принимаются меры для удовлетворения заявления. По факту рассмотрения заявления гражданину направляется ответ, в котором указывается на удовлетворение заявления или же на основания отказа в удовлетворении заявления.

При рассмотрении обращения, отнесенного к категории «жалоба» участковому уполномоченному полиции необходимо, изучив содержание поступившей жалобы, соотнести ее с положениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с целью установления обоснованности или необоснованности обращения. В случае, когда жалоба признана обоснованной, принимаются меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов, если же жалоба признается необоснованной, в ответе указываются разъяснения, указывающие на неправомерность предъявляемых претензий. Также в ответе указывается порядок обжалования принятого решения[98].

При рассмотрении обращения, отнесенного к категории «запрос информации» участковый уполномоченный полиции должен определить степень ограничения доступа к запрашиваемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Результатами рассмотрения данного вида обращения по существу являются следующие варианты:

предоставление требуемых сведений обратившемуся лицу;

дача разъяснение по существу обращения;

мотивированный отказ в предоставлении запрашиваемых сведений[99].

В случае, когда в ходе рассмотрения обращения граждан участковым уполномоченным выявлены признаки преступления или административного правонарушения, составляется рапорт на имя начальника территориального органа МВД России, а также принимаются меры к незамедлительному сообщению в дежурную часть для регистрации. Участковый уполномоченный полиции для сообщения о преступлении или административном правонарушении в дежурную часть может использовать различные виды связи: телефон, электронная почта или посредством других видов связи[100].

Если выявленные признаки преступления или административного правонарушения касаются обращения гражданина в целом, то участковый уполномоченный полиции должен подготовить мотивированный рапорт, и в соответствии с резолюцией руководителя передать материалы в дежурную часть территориального органа МВД России для регистрации и организации дальнейшего рассмотрения его в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[101].

Деятельность участкового уполномоченного полиции по рассмотрению обращений граждан по существу в качестве итога предусматривает подготовку заключения, отражающего полный анализ собранных материалов, выводы по итогам рассмотрения. Подготовленное заключение подписывается участковым уполномоченным полиции, рассматривающим обращения и утверждается руководителем территориального органа МВД России.

В качестве заключительного этапа рассмотрения обращения участковым уполномоченным полиции стоит выделить подготовку и направление ответа на обращение инициатору.

Как правило, ответ подготавливается участковым уполномоченным полиции, проводившим проверку по обращению. Ответ на обращение дается в письменной форме, на официальном бланке за подписью руководителя органа внутренних дел.

Гражданину на одно его обращение направляется только один ответ, независимо от количества изложенных в обращении вопросов. Ответ на обращение составляется в официально-деловом стиле. В тексте ответа не допускаются исправления, а также ссылки на нормативные правовые акты без указания названия статей.

Стоит отметить, что ответ на обращение подготавливается участковым уполномоченным полиции в двух экземплярах. Первый экземпляр, через подразделение делопроизводства, направляется адресату, а второй экземпляр возвращается участковому уполномоченному полиции для формирования архивного материала.

Законодателем предусмотрены варианты, когда ответ на обращения гражданина не дается:

если обращение признано анонимным, то есть не указаны фамилия автора обращения, а также почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ;

если обращение было признано многократным, а с автором уже прекращена переписка, о чем он ранее был уведомлен в установленном законом порядке, то есть обращение гражданина содержит вопросы, на которые ему не менее двух раз ранее уже давались ответы в установленном законом порядке, а новых аргументов, фактов и доводов в обращении не приводится[102].

Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается, если:

обращение признано некорректным, то есть в нем используются нецензурные слова или выражения, угрозы жизни, здоровью или имуществу должностного лица, при этом автор обращения уведомляется о недопустимости злоупотребления правом на обращение;

невозможно подготовить ответ на обращение, без разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны, о чем сообщается автору обращения[103].

Таким образом, в заключение данного параграфа необходимо подчеркнуть, что законодательством Российской Федерации, регламентирующим обращения граждан, закреплены различные сроки рассмотрения обращений граждан с возможностью их продления, при наличии достаточных оснований. Участковый уполномоченный полиции, осуществляя свою работу с обращениями граждан, рассматривает по существу такие виды обращений, как предложение, заявление, жалоба и ответ на запрос. Также особое внимание стоит уделить деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению сообщений о преступлениях и административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Итогом рассмотрения обращений граждан по существу является подготовка заключение, в котором анализируются собранные материалы и направления ответа инициатору, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоит подчеркнуть, что своевременность, полнота и объективность рассмотрения обращений граждан участковым уполномоченным полиции, является предметом контроля со стороны, как непосредственных руководителей, так и проверяющих лиц.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование обращений граждан как механизма реализации и защиты их прав и свобод, а также непосредственно организационно-правовых аспектов деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению и разрешению обращений граждан позволило сформулировать следующие выводы и предложения:

На протяжении многих столетий истории развития Российского государства законодательство об обращениях граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные организации развивается и совершенствуется. Однако в качестве проблемы необходимо отметить, что в недостаточной мере законодательные акты закрепляют положения, касающиеся порядка подачи обращений в государственные органы и рассмотрения их должностными лицами.

Анализ исторической, правовой и научной литературы позволяет выделить три основных этапа становления и развития в России института обращений граждан, а именно:

первый этап характеризуется отсутствием нормативного закрепления права на обращения граждан (до XV в.);

второй этап характеризуется появлением первых нормативных правовых актов, закрепляющих основные положения, регламентирующие обращения граждан (XV в. – 1977 г.);

третий этап – конституционно-правовой этап, характеризующийся закреплением норм об обращениях граждан в Основном Законе государства.

Право на обращения – самостоятельный комплексный институт, регламентированный национальным и международным правозащитным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений непосредственно обращаться в устной или письменной форме, в форме электронного документа индивидуально или коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления в целях обеспечения реализации и защиты (восстановления) своих прав, свобод и законных интересов, а также других лиц и участия в управлении делами государства. В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика, в соответствии с которой обращения граждан не признаются одним из видов государственных (муниципальных) услуг, оказываемых гражданам. Такой подход исключает применения в качестве правовой основы, регламентирующей обращения граждан, Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». А.В. Савоськин призывает законодателя признать обращения граждан одним из видов государственных (муниципальных) услуг, что, по его мнению, будет являться прогрессивным шагом в развитии института обращений граждан в России.

Право на обращения в России имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, исключая вопросы, касающиеся государственной тайны и изменения конституционного строя Российской Федерации. Однако далеко не каждый знает и понимает содержание права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. В связи с этим, считаем необходимым уделить особое внимание правовому просвещению граждан. Мероприятия, направленные на расширение осведомленности граждан необходимо проводить посредством средств массовой информации, а также, возможно, путем проведения конференций и семинаров, посвященных проблемам осуществления права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено множество видов обращений граждан, выделенных по различным основаниям (повторность, содержание, форма, предмет обращения). Федеральный закон от 02.05.2006 № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве основных видов выделяет: предложение, заявление и жалобу. В практике рассмотрения обращений нередко возникают проблемы с разграничением данных видов обращений. Необходимо четно уяснить предмет каждого из видов обращений. Так, предложение – это просьба или требование обратить внимание на несовершенство правового регулирования общественных отношений и принять меры. Предметом заявления будет являться осуществление через государственные и иные организации предоставленных гражданам действующим законодательством прав, свобод и законных интересов. Предмет жалобы – это требование о защите и восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов, обращенное к государственным органам и организациям, органам местного самоуправления или должностным лицам. Таким образом, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления должны четно отграничивать каждое из понятий для эффективной работы по рассмотрению обращений граждан.

Деятельность участкового уполномоченного полиции по работе с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений его деятельности и способствует взаимодействию полиции с институтами гражданского общества. Участковый уполномоченный полиции, как известно, сотрудник органов внутренних дел наиболее близкий к народу, поэтому его подход к работе должен быть чуть шире, чем просто профессиональный. Как показывает практика, именно такой подход дает положительные результаты, укрепляя взаимодействие населения и участкового уполномоченного полиции. Эффективное осуществление участковым уполномоченным полиции своих полномочий в рамках данного направления, оказание помощи гражданам в реализации их законных прав и интересов, а порой и просто консультативная помощь со стороны сотрудника, благоприятствует формированию доверительного отношения со стороны населения к полиции в целом.

В настоящее время одним из критериев оценки работы полиции в целом выступает общественное мнение и авторитет сотрудников полиции среди населения. Работа участкового уполномоченного полиции с обращениями граждан, отвечающая не только требованиям законодательства Российской Федерации, но и морально - этическим требованиям, предполагающим вежливое и доброжелательное отношение к гражданам, стремление оказать содействие в разрешение проблем, способствует формированию положительного имиджа сотрудника полиции. Немаловажную роль в эффективной деятельности участкового уполномоченного полиции в рассмотрении и разрешении обращений граждан играет организация проведения приема граждан, включающая в себя разработку графика, учитывающего особенности административного участка, оснащенность участкового пункта полиции необходимой для граждан информацией. Стоит подчеркнуть, что своевременное реагирование на обращения граждан во многом может способствовать улучшению оперативной обстановки в целом на административном участке.

Законодательством Российской Федерации, регламентирующим обращения граждан, закреплены различные сроки рассмотрения обращений граждан с возможностью их продления, при наличии достаточных оснований. Участковый уполномоченный полиции, осуществляя свою работу с обращениями граждан, рассматривает по существу такие виды обращений, как предложение, заявление, жалоба и ответ на запрос. Также особое внимание стоит уделить деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению сообщений о преступлениях и административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Итогом рассмотрения обращений граждан по существу является подготовка заключение, в котором анализируются собранные материалы и направления ответа инициатору, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоит подчеркнуть, что своевременность, полнота и объективность рассмотрения обращений граждан участковым уполномоченным полиции, является предметом контроля со стороны, как непосредственных руководителей, так и проверяющих лиц.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.019 с.)