ТОП 10:

Сказка о Василисе, ее тигренке, их друзьях и злом волшебнике



 

Жили-были бабушка, дедушка, их внучка Василиса и тигренок. Однажды бабушка и дедушка собрались на рынок. Василиса попросила купить ей красную ленту и конфеты и спросилась у бабушки погулять. Когда она пошла погулять, тигренок остался один дома. Ему было очень скучно. А тем временем к дому подошел злой волшебник и притворился добрым. Он позвал тигренка поиграть с ним, а сам схватил его. Когда Василиса пришла домой, она стала искать тигренка и не нашла его. Рядом с домом она увидела лису и спросила ее, не видела ли она тигренка. Лиса сказала, что тигренка она не видела, но заметила известного ей злого волшебника, который очень хорошо умеет притворяться добрым. «Наверное, - сказала лиса, - это он взял тигренка в свою пещеру».

Василиса спросила, не знает ли она, где живет этот злой волшебник. Лиса ответила, что сама не знает, но есть одна умная девочка, которая это знает. Она обещала проводить Василису до половины пути, а там можно будет спросить у зайца. Василиса сказала, что она боится уходить, потому что ее потеряют бабушка и дедушка. Лиса обещала их предупредить. Василиса пошла с лисой к умной девочке. Она износила много каменных туфель и сгрызла много каменных хлебов в пути. Когда она дошла до середины пути, то встретила там зайца, который рассказал ей, как идти дальше и попросился идти с ней. Когда они дошли до умной девочки, та им рассказала, что скоро они увидят огромное дерево с трещиной, в которую нужно будет зайти, а там будет пещера, и надо будет подождать, чтобы злой волшебник посмотрел, кто там пришел. В это время нужно будет быстро шмыгнуть направо по тайному ходу. А потом уже нужно идти прямо, а потом опять направо. Дойдете вы до трона, а там стоит волшебный посох. Стукнете им тихонько по головам черепах и лягушек, находящихся там, в пещере – и они превратятся в людей. Когда волшебник придет туда, вы спрячетесь и внезапно стукнете его по голове. Ну, а потом чары разрушатся – и он превратится снова в доброго человека.

Когда Василиса и заяц пришли туда, они все так и сделали. Лягушки и черепахи превратились в людей, а злой волшебник был, оказывается, дедушкой Василисы. Когда они все вернулись домой, он рассказал, как все это получилось. Однажды он нашел красивую палочку и случайно задел себя по голове. И превратился в злого волшебника. Он не хотел делать зло, но не смог сопротивляться злым чарам. Теперь они взяли к себе домой тигренка, которого нашли, и зайца. Они отблагодарили лису и девочку. А умная девочка напомнила, что посох надо замуровать, чтобы его никто не нашел. Так они и сделали. И стали жить-поживать, и добра наживать.

***

Сказка исключительно интересна в плане анализа, она буквально нафарширована мощной символикой, а, главное, механизмом трансформации через приход в страшное место, обитель зла и вместе с тем некий инкубатор живых и вполне позитивных существ. В том числе и она сама подвергла себя этой инкубации и новому явлению из места рождения, каковые обычно символизируют пещеры и прочие емкости. Огромное дерево архетипически представляет из себя мировую ось, соединяющую все миры и времена. Все глобальные изменения происходят именно на этой всемирной оси.

В ходе работы Таня имела вполне убедительное улучшение своего состояния, ведь она расколдовала свой страх. И она сделал это сама. Мы - все остальные, лишь охотно участвовали в ее мистерии развития.

***

Эта глава получается объемная, потому что страхи являются львиной долей детских проблем. И взрослых тоже. Поэтому она будет неполной без истории о Ксюшином червячке. Также как и Танина история, Ксюшина произошла уже порядочно давно – лет 6-7 назад. Так вот, Ксюша была крайне застенчивая девица десяти лет. При волнении начинала сильно заикаться, нормально себя чувствовала только с узким кругом самых знакомых людей. Поражала своим богатым воображением, хорошо рисовала и сочиняла по своим картинкам истории. Поэтому она предпочла для совместной работы рисованный спектакль. Себе она выбрала роль червячка, а нам с мамой разрешила выбрать любые роли. Я выбрала роль курицы (Катька-растрепка), а мама стала уточкой. Сначала Ксюша не решалась начать свою историю на словах, но согласилась ее написать. Вот что из этого получилось. «Я – червячок, живу в лесу. И теперь попал в деревню. И не знаю, что в деревне есть. Ой, кто это? Это люди. Ну, ладно, я пошел. Кто это за мной идет? Какие-то две птицы, Пожалуйста, не ешьте меня! Ой, ай-ай-ай! Я напал на колючки, спасите, вытащите меня из этих колючек!

А потом мы все же решили поставить наш спектакль. Сначала червячок долго не мог начать свою историю, хотя ему это полагалось сделать, т.к. он вытянул короткую спичку (так было решено по общему согласию). Тогда Катька-растрепка, потеряв терпение, сама явилась к червячку и начала шумно рассказывать о себе и расспрашивать червячка. Он прикрылся вторым листом бумаги и, осторожно выглядывая из-под него, объяснял, что у него все нормально, живет он в норке и в лесу у него есть друзья. Потом появилась утка и начала с ходу набиваться червячку в друзья, на что червячок совсем спрятался под лист и на время перестал общаться. Тогда утка с курицей решили, что дружба так вот сразу не бывает, особенно между такими персонажами, как червячок и всеядные птицы, которые питаются в том числе и червячками. Они решили, что сначала нужно быть уверенными друг в друге, что тебя не съедят. К этим рассуждениям червячок начал, видимо, прислушиваться, потому что показался из-под своего листочка. Катька-курица объявила, что они с уткой сыты и не собираются проглотить его, а он какой-то больно затейливый, необычный червячок. Уж не из тех ли он червячков, которые имеют обыкновение закукливаться и потом превращаться в кого-нибудь потрясающе прекрасного – бабочку или рыбку, или жука майского или вовсе кого-то нам неизвестного?

Червячок в ответ таинственно улыбнулся и вид у него был столь многозначителен, что подружки поняли: так оно и есть. Не червяк, а принц заколдованный! Или даже принцесса! Как это романтично!

А тем временем курица и утка вспомнили, что у них на дворе цыплята и утята остались, а где-то рядом ворона-обжора живет и только ждет, чтобы малыши без надзора остались. А как узнать, есть опасность или нет? Летать обе разучились. Что делать? Тогда они спросили у червячка, не может ли он летать или хотя бы лазать по деревьям.

- Лазать умею, - скромно ответил червячок.

Тогда обе подруги начали умолять его об огромном одолжении – забраться на дерево и посмотреть – где ворона. Тогда червячок уже без признаков страха залез на дерево и сообщил, что вороны нигде не видно. Тогда утка и курица решили все же идти домой, пока все спокойно. На прощание все же решили продолжить знакомство. И червячок был не против. К этому времени он совсем вылез из-под своего листика.

***

Это была совсем небольшая работа со сказкой, в ходе которой Ксюша дала нам понять, что ее состояние вовсе небезнадежно, что в ее внутренней программе заложено представление о доверии и возможности дружить.

 

Глава тринадцатая

История Тыквоголового Джека

  «От счастья ключи в своих руках ищи» (рус. посл.)

 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И все-таки на сказочной канве расцветают узоры героического или иных других путей, различных сценариев жизни человека. На свете есть много прекрасных историй, выдуманных и описанных художниками слова, которые не задавались специальной целью воспитать и поучать кого-то, но, тем не менее, именно на них воспитываются многие поколения детей. Читая о пути симпатичного им героя, они невольно проникаются его содержанием и примеряют на себя его способы действия. Хорошая сказка – прекрасный посредник между взрослым и ребенком, когда нашей терапевтической или воспитательной задачей становится попытка обеспечить ребенка сценарием изменений, роста, позитивного развития.

Итак, нам предстоит заново познакомиться с произведением Фрэнка Лаймена Баума «Чудесная страна Оз». Эта сказочная повесть является культовой не только для американского народа, но и для всего западного мира. Для нас – евроазиатов, модель curriculum vitae (жизненного пути) Ф. Баума так же является естественной, органически присущей.

Эта отличная волшебная история имеет то неоспоримое достоинство, что помещает в единое жизненное пространство и детей и взрослых, когда-то выросших на тернистых путях героев этой истории. Мы сейчас коротко вспомним путь, которым прошли герои путешествия в Изумрудный город. Все началось со страшного урагана, которые нередки в канзасских степях (а в нашей жизни?). Ураган унес домик, в котором находилась девочка Дороти и ее песик Тотошка (у А. Волкова, пересказавшего русскому читателю эту сказку, девочку зовут Элли). Волею судьбы девочка оказывается в стране, отрезанной от всего остального мира непроходимыми пустынями и горными цепями, благодаря чему страна не подверглась цивилизации и осталась волшебной. И хотя страна очень понравилась Дороти, скоро она почувствовала, что больше всего хочет вернуться домой, в серую унылую канзасскую степь, к своим тоже достаточно унылым тете и дяде. Вы скажете, что если бы там очутился мальчишка, то не преминул бы вволю попутешествовать и испытать ужасные и опасные приключения (вспомним Буратино). Думаю, что вы правы, и Дороти так быстро захотелось домой, потому что она была девчонка.

Дороти узнает о пути исполнения своего желания, он лежит в Изумрудный город, к тамошнему волшебнику, слывущему великим и ужасным, но он единственный, кто может вернуть девочку домой. В Изумрудный город ведет дорога из желтого кирпича, и Дороти отправляется по ней. По пути она встречает еще несколько существ, которым сначала помогает - Страшилу снимает с шеста, на котором он торчал в качестве пугала, Железного заржавевшего Дровосека возвращает к жизни, смазав его маслом, догадывается о трусости Льва, которую он тщательно скрывает, обижая тех, кто слабее его самого. Когда спасенные девочкой существа узнают о цели ее путешествия, у них объявляются собственные желания: Страшила жаждет иметь мозги, чтобы люди не считали его глупым, Дровосек делает выбор между умом и сердцем в пользу сердца, а Трусливый Лев хочет попросить смелость. На пути к своей цели они преодолевают несколько серьезных и опасных преград - переправа через пропасть, встреча с тигромедведями, маковое поле. Путники преодолели все испытания и препятствия и прибыли в Изумрудный Город. Волшебник обещает выполнить их желания, но сначала они должны выполнить поручение Оза, которое состояло в победе над волшебницей фиолетовой страны. Оз сам долго и безуспешно боролся с ней. Дороти, плененная волшебницей, случайно, в страхе и от отчаяния выплескивает на ведьму ведро воды, не зная, что она от этого растает. Дороти не знала, что делать, но сделала хоть что-то, и это «что-то» оказалось верным.

Подвиг совершен, путешественники торжественно возвращаются к Озу. И сталкиваются с очередным разочарованием - за ширмой прячется маленький плешивый человечек - никакой не волшебник, а великий и ужасный обманщик, фокусник и чревовещатель. К счастью, он оказывается достаточно умным, чтобы в символической форме закрепить победы наших друзей над собственной слабостью. Он понял, что у них все необходимое уже было внутри, только они не решались поверить в свои достоинства и принять ответственность за них. Все, что осталось обманщику, это выдать путешественникам материальное свидетельство обретенных достоинств, подтверждающих их новый статус. Так кто же оказался истинным волшебником? Мне нравится версия, что каждый из них стал волшебником, которому и придется впредь исполнять собственные желания, а, значит, семь раз отмерить, прежде чем пожелать и исполнять.

Вот и закончилась первая книга преодолений. После них есть еще приключения. Я сама выросла на книгах А. Волкова - бесконечно благодарна ему за его героическую и захватывающую эпопею. Однако, познакомившись, будучи уже взрослой с историями Ф.Баума, дальнейший путь хочу совершить с ним, и все из-за одного персонажа - Тыквоголового Джека.

История Джека - Тыквенной головы является настолько иллюстративной к проблеме воспитания детей и анализу условий, от которых зависит судьба ребенка, что подобную ей по краткости, конкретности и достоверности трудно найти.

Итак, предлагаю вам краткий пересказ этой истории с попутными комментариями. Конечно, самый лучший вариант самим прочитать книгу Баума.

После окончания знаменитого путешествия в Изумрудный Город Дороти вернулась к себе домой, Страшила был избран правителем Изумрудного Города, Железный Дровосек стал императором Фиолетовой страны (на более скромный титул он не согласился), а Лев, теперь уже отважный, стал, естественно, Царем зверей.

Где-то в глубине Фиолетовой страны живет старая колдунья Момби - всеми недовольная и злая. У нее воспитывается мальчик Тип, которого она использует для ведения домашнего хозяйства. Типу очень надоела вредная старуха, ее постоянные издевательства над ним, и он решает в отместку напугать ее. С этой целью он изготовил из дерева чучело, вместо головы насаживает ему спелую тыкву, на которой вырезает перочинным ножом улыбающуюся рожу (интересно, почему же не страшную?). Старуха увидела чучело, возвращаясь вечером домой, но отнюдь не испугалась, а рассердилась на мальчишку, которого сразу заподозрила в этой проказе. Момби возвращалась домой не с пустыми руками, а с приобретениями - оживительным порошком и зельем, обращающим живое в мрамор. Она решила испробовать силу порошка и оживила Тыквоголового Джека (как его назвал Тип). Дав жизнь Джеку, старуха решает, что больше ей Тип не нужен - ведь теперь в своих целях она может использовать ожившее чучело. И мальчика решает обратить в мраморную статую и украсить им свой сад. Все это весьма смахивает на модель семьи со слабым инфантильным мужчиной и сильной, неудовлетворенной жизнью женщиной, которая заставляет близких служить ее целям и терпит их, пока они им соответствуют. «Заведя» ребенка, такая дама получает новенькую возможность придать смысл своей жизни. Папаша, исполнив свое биологическое предназначение, задвигается в угол и в лучшем случае поддерживает статус своей супруги как замужней женщины.

В данном случае нашему «папаше» удалось бежать, прихватив с собой сынишку – Джека (развод с дележом ребенка). В данном случае Момби осталась с носом - честь и хвала Типу, которому все-таки удалось актуализировать доблестное мужское начало.

До момента побега история Джека - Тыквоголового очень напоминает историю Страшилы - обоих готовят к судьбе пугала (цель - сведение счетов с ближним своим), поэтому делаются они кое-как, наспех, небрежно. Вот диалог из первой встречи Страшилы и Джека:

- Делали тебя, похоже, наспех, - заметил Страшила, наблюдая за безуспешными попытками Джека распрямить длинные ноги.

- Вас, похоже, тоже, ваше величество, - последовал ответ.

- Есть, однако, и разница: я гнусь, но не ломаюсь, а ты ломаешься, но не гнешься.

Вот тут-то и начинаются расхождения в их судьбе. Страшила - генетически более гибкий ребенок, т.е. в нем заложен большой запас прочности и возможности восстановления. Это можно сравнить с закладкой темперамента. Один рождается преимущественно сангвиником - с хорошо уравновешенными процессами возбуждения - торможения, с запасом жизнерадостности. А другие создаются из более хрупкого уязвимого материала, да еще меланхоликами - тревожными, ранимыми, неуверенными, лишенными врожденного чувства собственного достоинства.

В начале своего пути Джек пытается проявить возможности своего пробуждающегося ума. Когда они с Типом решают бежать от Момби, Тип выбирает путь в Изумрудный Город, т.к. он что-то слышал о нем. Для удобства передвижения Джека, у которого получились слабые ноги, Тип оживляет дровяные козлы, делает из них коня для Джека. У коня только один недостаток - он совершенно не слышит команд Типа. Джек догадывается, что это по причине отсутствия ушей, и предлагает «папаше» сделать коню уши. Неплохой проблеск ума? Это не мешает Типу через некоторое время прервать его последующие попытки размышления:

- Думай на здоровье, еще никто не думал головой, в которой ничего нет, кроме семечек.

Характер у Джека оказался мягким, уступчивым, он не подвергал сомнению слова «папаши», да и многие ли дети в состоянии чувствовать себя умными, если их убеждают в обратном?

Дальше наши друзья претерпели немало совместных приключений. Товарищами по путешествию стали свергнутый с трона Страшила, Железный Дровосек и Жук-Кувыркун, С.У.(сильно увеличенный) и В.О.(высокообразованный). История свержения с трона Страшилы занимает свое достойное место в этом повествовании, т.к. свергли его женщины, которым надоело владычество мужчин, причем сделали они это с легкостью, не встретив практически сопротивления, вооруженные одними лишь вязальными спицами. И хотя узурпаторы тоже лишились трона, Страшила его уступил законной наследнице (заметьте, тоже женщине) - принцессе Озме, которая прожила большую часть жизни, думая, что она мальчик, т.к. Момби превратила ее в Типа и отняла у нее память.

На этом пути реальной целью команды была борьба за передел власти, т.е. роль Джека сводилась к тому, чтобы не мешать более состоятельным спутникам, да еще принимать огонь на себя, привлекая к себе внимание в трудных и напряженных ситуациях. Вот некоторые эпизоды из их совместного путешествия:

- Впредь не думай, - строго предупредил его Страшила. Если с думанием туго, будь лучше пугалом - тоже достойное занятие.

- Буду просто пугалом, - согласился Джек.

- Сдается мне, - продолжал Страшила, что пирог с тыквенной начинкой лучше, чем негодная голова.

- Увы, ваше величество, я не мог себе выбрать другую, - вздохнул Джек

- Жаль! Впрочем, ведь и я тоже, - добродушно улыбнулся Страшила, - А раз мы с тобой товарищи по несчастью - давай дружить!

Казалось бы, за этим могли последовать конструктивные предложения, как стать умнее, чем ты есть. Но мудрый Страшила почему-то молчит. И оставляет Джека прозябать в сознании собственного ничтожества.

В ответ на предложение дружить Джек отвечает:

- С сердечным удовольствием!

- Как? У тебя есть сердце? - удивленно спросил Страшила.

- Нет, - смутился его собеседник, - это только говорится так, для красоты.

- Ты и сам красавец хоть куда, - уверил его Страшила. - О красотах речи я бы на твоем месте не заботился - как-никак для этого нужны мозги, а их у тебя и нету.

- Согласен! - на всякий случай не стал спорить Джек, хотя он решительно ничего не понял.

Мало того, над Джеком и его страхами спутники постоянно подтрунивают.

Вот эпизод их совместного полета на Рогаче.

Вдруг Тыквоголовый заерзал на месте.

- Не знает ли кто, - спросил он встревожено, как тыквы переносят высоту?

- Плохо переносят, - ответил ему Кувыркун, - особенно, если падают с высоты. Но в этом случае тыква перестает быть тыквой, а превращается в тыквенное пюре.

- Неужели ради друга нельзя удержаться от красного словца? Я же просил тебя! - сердито сказал Тип, обращаясь к Кувыркуну.

И этим окончательно превратил шутку Жука в серьезное и опасное высказывание, хотя оно могло бы быть для Джека целительным, если бы он смог вместе со своими друзьями посмеяться над своей мнительностью, дистанциироваться от своего страха своим смехом над ним. Вспомним пушкинское из “Руслана и Людмилы”:

А Черномор уж был известен,

И был смешон, а никогда

Со смехом ужас несовместен.

Однако Типу удалось поддержать серьезное отношение Джека к слабости своей головы. Может быть, Типа мучили укоры совести за его собственные насмешки, может быть, он сводил какие-то счеты с ядовитым на язык жуком. Нам это доподлинно неизвестно.

И уж совсем неудивительным предстает диалог Джека со Стражем города:

- Позвольте осведомиться, кто вы такой и чем занимаетесь?

- Меня зовут Тыквоголовый Джек, - ответил тот, улыбаясь, - а чем я занимаюсь, мне пока и самому неведомо.

Страж городских Ворот очень удивился и покачал головой, явно неудовлетворенный ответом.

- Так кто же вы все-таки - человек или тыква? - переспросил он вежливо.

- Или то или другое - уж как вам будет угодно, - любезно ответил Джек.

Вот она - ключевая фраза, которая означает ни что иное как «я готов жить под вашу ответственность и сам не собираюсь строить свою судьбу».

В конце истории нам удается узнать, что, несмотря на свои страхи потерять голову или быть съеденным врагами или даже товарищами по путешествию, скиснуть, протухнуть и т.д. - он прожил долгую жизнь при дворе принцессы Озмы, которая оказалась его «мамашей». Поумнеть ему так и не удалось, хотя Кувыркун потратил немало времени на то, чтобы приобщить его к премудростям науки. Это известие воспринимается с немалой толикой огорчения, но, судите сами, могло ли быть иначе в этой истории?

Образ Джека - классический образ пациента, тихого невротика, подверженного навязчивым страхам, страдающим комплексом неуверенности в себе, при этом выжившего за счет приспособления к обстоятельствам. А ведь у Джека, подобно Страшиле, были моменты, в которые могли бы прорасти зерна успеха. Поэтому совершим труд сравнения жизненного пути этих героев.

Вот первый день Страшилы:

- Где находится Изумрудный Город и кто такой Оз? - осведомился Страшила.

- Неужели ты не знаешь? - удивилась девочка.

- Нет, я вообще ничего не знаю. Я набит соломой и в голове у меня нет мозгов.

- Как мне тебя жаль! - воскликнула Дороти.

- А если я пойду в Изумрудный Город, не даст ли великий мудрец Оз мне немножечко мозгов? - вдруг спросил Страшила.

- Не знаю,- ответила Дороти,- но, если хочешь, пойдем вместе. Даже если Оз не даст тебе мозгов, тебе ведь не станет хуже, чем теперь?

- Это верно, - согласился Страшила и заговорил доверительным тоном:

- В конце концов, я ничего не имею против того, что набит соломой. Если кто наступит мне на ногу или вонзит в руку булавку, мне все нипочем: боли я не чувствую. Но вовсе не хотелось бы, чтобы люди считали меня глупцом. Ведь раз у меня вместо мозгов солома, как я могу понять, что собой представляет этот мир?

- Я тебя очень понимаю, - отозвалась Дороти. - Если ты пойдешь вместе со мной, я попрошу за тебя Оза.

Итак, информации для анализа у нас достаточно.

Во-первых, у Страшилы было собственное, довольно сильное побуждение - желание стать умным, потому что хотелось понять мир. У Джека исходно не было такого сильного желания. Затем, Страшила был сразу предоставлен самому себе и был вынужден задавать вопросы о жизни ни кому иному, как самому себе, а Джека опекал заботливый «папаша» (мы же помним, что, в сущности, Тип являлся «мамашей»), который сразу обеспечил его костылем - конем, чтобы поберечь слабые ноги дитятки. А ведь, потрудившись, можно было поставить увальня на собственные ноги. Если долго кутать и защищать исходно слабого ребенка, наиболее вероятно, что он повторит судьбу Тыквоголового Джека. Судьба всех маменькиных сынков - всю жизнь провести под мамашиной юбкой, так и не увидев мира.

И в дальнейшем их судьба складывалась различно. У Страшилы были следующие благоприятные моменты:

1. Информация о том, где можно получить мозги

2. Наличие спутников, имеющих ту же цель и воодушевляющих друг друга

3. Наличие мифа о могуществе волшебника, т.е ВЕРА в возможность такого чуда

Джек попал в другую ситуацию. Тип не был заинтересован в слишком умном спутнике - ему самому было важно чувствовать себя авторитетом после прозябания у старой колдуньи. Затем, поставив целью передел власти, спутники не ставили себе попутных задач ни личного изменения, ни изменения Джека, а собственные волевые импульсы Тыквоголового были слишком слабы. Т.о. ему досталась роль милого и верного козла отпущения, который своим эгоцентризмом и комическими страхами способствовал уменьшению накала отрицательных эмоций спутников, т.к. их они тратили на насмешки над Джеком.

Джек т.о. становится полезным участником предприятия, важным элементом системы. По ходу путешествия был утрачен сензитивный период развития умственных возможностей и по окончании всех передряг Джек был пригоден только к роли приживалки за свои старые заслуги. Я его представляю в дальнейшем в шутовском колпаке над широчайшей улыбкой, с шаткой осторожной походкой на слабых разъезжающихся ногах, наивно «ляпающего» к месту и не к месту. Похоже, этот парень мог доставлять немало веселых и счастливых минут и взрослым и детям. Можно ли считать такую судьбу несчастной или недостойной? Может, кто-то ответил утвердительно на этот вопрос. Только не я. Мне нравится английская пословица: «Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются». А также – восточная: «Пусть ум осла и не велик, ему почет, коль к ноше он привык».

А жить можно по-всякому, было бы желание. Доверяй своему вкусу, а не чужому укусу.

О Тыквоголовых - все!

 

Глава четырнадцатая







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.220.225 (0.014 с.)