Государственное развитие США после второй мировой войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное развитие США после второй мировой войны



Вторая мировая война в значительной мере усилила авторитет и положение США на международной арене. Выгодное географическое положение привело к тому, что на территории США военные действия не велись, а число потерь американской армии в войне несопоставимо с потерями союзников. В послевоенный период США с помощью огромных займов заставили ведущие европейские державы, в первую очередь Великобританию и Западную Германию следовать в русле своей политики.

Послевоенный период в истории США связан с именем нового президента Трумэна, который возглавил страну вслед за Ф. Рузвельтом. Начинается постепенно сворачивание государственного контроля за ценами и заработной платой. Меняются подходы к налоговой политике: льготы тем, кто богаче. Происходит увеличение президентских полномочий и исполнительной ветви власти наряду с ослаблением позиций судебной власти.

Меняется и отношение к профсоюзному движению. В 1947 г. принимается закон Тафта-Хартли (действует до сегодняшнего дня), фактически отменивший закон Вагнера. Закон запрещал вторичные бойкоты (то есть бойкоты тех предпринимателей, которые не являлись непосредственными нанимателями бастующих рабочих), стачки солидарности, забастовки государственных служащих, стачки, создающие угрозу национальной безопасности, и др. При этом особые права в регулировании стачечной и профсоюзной деятельности предоставлялись президенту. Отношения между предпринимателями и профсоюзами были упорядочены, тем самым укреплена политическая стабильность.

Начало «холодной войны» после «Фултонской речи» отставного премьер-министра Англии Уинстона Черчилля 5 марта 1946 г., а затем образование в 1949 г. НАТО существенно повлияло на внутреннюю политику США. В Конгрессе усилились позиции право-консервативных депутатов. Новую волну антикоммунистических настроений вызвала победа коммунистов в Китае. Антикоммунизм и борьба с «красной угрозой» становятся символами политической платформы президента Г. Трумэна.

Очередной циклический экономический кризис 1948-1949 гг. спровоцировал резкое падение уровня жизни трудящихся, троекратный рост числа безработных (около 4 млн. чел.). С целью стабилизации политической и социальной сферы сенатор Маккарти в 1950 г. предлагает новый план, в основе которого лежит борьба с «красной угрозой», «мировым коммунизмом». Практическая реализация плана была заложена законом Маккарена-Вуда, который фактически развернул «охоту на ведьм», когда преследованиям подвергались все более-менее известные деятели, подозреваемые в связях с коммунистами. Дошло до того, что Ф.Рузвельта обвинили в предательстве интересов нации. Однако президентские выборы 1952 г., на которых одержал победу республиканец Дуайт Эйзенхауэр, показали, что антикоммунистическая право-консервативная политика демократов не нашла поддержки среди населения страны.

1950-е гг. отмечены дальнейшим развитием экономического потенциала США, поддержкой со стороны государства крупных монополий, сокращением прав профсоюзов. В 60-х гг. ХХ в. в истории США начинается новый период, получивший название политика «новых рубежей». Этот этап самым непосредственным образом был связан с именем президента Джона Кеннеди, провозгласившего идею создания «великого общества». Основным направлением этой политики стала борьба с бедностью (к 1964 г. около 20% населения (36,5 млн.) страны жили за чертой бедности). Был взят курс на перераспределение средств, проведение программ социальной защиты, социального страхования.

Однако политика Кеннеди, предполагавшая значительные расходы на социальные нужды не устраивала владельцев крупнейших корпораций. В этой ситуации правительство было вынуждено пойти на «умиротворение бизнеса», выразившегося в сокращении налоговых ставок. При этом государство продолжало политику по поддержке интересов рабочих, что стало своеобразной «визитной карточкой» любого демократического правительства. 60-е гг. ХХ в. даже называли «золотым веком» американского рабочего движения в первой половине, что стало возможным лишь благодаря тесному сотрудничеству лидеров профдвижения с президентской администрацией.

Еще одним направлением внутренней политики Кеннеди стал расовый вопрос. К тому времени была распространенна практика массового отстранения негров от участия в выборах, в нарушение принятой еще в 1870 г. XV поправки. Негритянский вопрос решался исходя из простого принципа: «белая работа – для белых, черная – для черных».

Однако с конца 50-х гг. ситуация начинает меняться. В 1957 г. был принят Закон о гражданских правах, которым закреплялись гарантии обеспечения избирательных прав негров. С этой целью была создана Комиссия по гражданским правам, в компетенцию которой входило расследование случаев лишения граждан США права голоса на основе «цвета кожи, расы, религии или национального происхождения». Устанавливалась также судебная ответственность за дискриминационную избирательную практику.

События 1962 г., когда для обеспечения доступа в университет чернокожему студенту Дж.Мередиту потребовалась помощь федеральных войск, а также ряд выступлений в «цветных» кварталах крупных городов спровоцировали так называемую «негритянскую революцию». Основными ее направлениями были борьба против социальной сегрегации рас, против экономической дискриминации, против политической изоляции чернокожего населения. Борьба негров возглавила организация Южная Конференция христианского руководства и лично Мартином Лютером Кингом.

В 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который формально ликвидировал дискриминацию негров во всех сферах экономической и политической жизни, в школах, общественных местах и пр. Закон признавал противоправной дискриминационную практику предпринимателей при отказе от найма, увольнении, ущемлении статуса работника «на основании расы, цвета кожи, вероисповедания, пола и национальной принадлежности».

Однако негритянские волнения не останавливались, новый подъем произошел в 1968 г. после убийства М.Л. Кинга. Все это происходило на фоне разрастающегося ультраправого расистского движения («Респектабельные расисты», «Американский консервативный союз», Американская нацистская партия, «Христианский крестовый поход»).Тем не менее, результаты борьбы негров за свои права были очевидны: в несколько раз увеличилось число черных американцев, занимающих выборные посты в Америке, ушла в прошлое расовая дискриминация при приеме на работу и т.д. Однако сегодня перед США стоит другая, гораздо более важная проблема: численность белого населения сокращается на фоне стремительно увеличивающегося числа «цветных». Социологи прогнозируют, что к середине XXI в. белое население будет уступать цветному, т.е. превратится в меньшинство.

Убийство Д. Кеннеди 22 ноября 1963 г. в Далласе заставило консолидироваться право-консервативные силы и выдвинуть единого кандидата в президенты - республиканца Барри Голдуотера. Однако на выборах 1964 г. победу одержал кандидат от демократов Линдон Джонсон. Его правление отмечено одной из самых безумных и дорогих авантюр США в их истории – войной во Вьетнаме.

Огромные расходы на военно-промышленный комплекс (всего 111 млрд. $.) сделали невозможным дальнейшее проведение политики войны с бедностью. Война сделала правительство Джонсона крайне непопулярным. Резко увеличилось число антиправительственных выступлений рабочих, студентов, малоимущих, негров. На фоне недовольства населения политикой демократа Джонсона президентские выборы 1968 г. заканчиваются победой республиканца Ричарда Никсона.

Конец 1960-х гг. в США отмечен очередным экономическим упадком, вызванном увеличением военных расходов. Сокращались объемы промышленного производства на 5,6%, упали прибыли корпораций на 13%. Правительство было вынуждено вновь установить контроль за доходами и ценами. Тем не менее, жизненный уровень в стране заметно снизился, а внутриполитическая напряженность возросла. На этом фоне все активнее стали проходить антивоенные демонстрации, в которых основную роль играли молодежные организации «хиппи». Нарастающее антивоенное движение заставило правительство пойти на пересмотр своих позиций по Вьетнаму и в 1973 г. подписать Парижские соглашения, которые означали провал американской имперской политики.

Еще одной проблемой государственного развития США в начале 1970-х гг. стал так называемый «Уотергейт» – крупнейший политический кризис в США. Ночью 17 июня 1972 г. произошел взлом штаб-квартиры Демократической партии группой из четырех кубинских «контрас» – Б.Баркера, В.Гонсалеса, Э.Мартинеса и Ф.Стерджиса, а также бывшего агента ФБР и ЦРУ Дж. Маккорда. Постепенно выяснилось, что к этому были причастны ряд политических деятелей из окружения президента Р. Никсона. Расследование этого дела привело к тому, что 27 июля 1974 г. в Конгрессе возник вопрос об импичменте президента, который разрешился добровольной отставкой Ричарда Никсона с поста президента США 8 августа 1974 г.

В конце 1970-х гг. основной задачей нового правительства президента Джеймса Картера стала борьба с экономическими проблемами, прежде всего с инфляцией. В 1978 г. была принята антиинфляционная программа, которая содержала идею «добровольных ограничений» интересов работодателей и наемных работников в целях совместного понижения роста цен и заработной платы, а также сокращения военных расходов. Однако инфляция продолжала прогрессировать и с 1978 до 1980 г. выросла с 7,7 до 18,2 %. Картер был вынужден вопреки сложившейся традиции демократической партии пойти на сокращение финансирования социальных программ. Это не замедлило сказаться на росте стоимости жизни, инфляции, увеличении безработицы, падении уровня реальных доходов.

Проблемы в социально-экономической сфере значительно снизили авторитет демократа Картера, поэтому победа на очередных президентских выборах 1980 г. кандидата от республиканцев Рональда Рейгана не стала неожиданностью. Началась «республиканское десятилетие», когда до 1993 г. у власти находились Рейган и Дж. Буш-старший. Рональд Рейган – 40-й президент США, самый старый (стал президентом в 70 лет), самый «правый», самый типичный Homo Americano, первый в истории США актер Голливуда на высшем государственном посту, дважды женатый. Стал президентом благодаря поддержке крупнейшими промышленниками Калифорнии, поэтому с первых дней своего правления основное внимание уделял развитию военно-промышленного комплекса. Расходы бюджета по другим направлениям были резко сокращены.

Программа действий Рейгана получила название «Новое начало». Фактически это была попытка приспособления неоконсервативной политики премьер-министра Великобритании М. Тэтчер к американским условиям. Суть этой политик заключалась в отказе от государственно-монополистического регулирования экономики и ставке на капитализм эпохи свободной конкуренции и частного предпринимательства; резкое снижение социальных выплат и ограничение прав профсоюзов; освобождение частного бизнеса от высоких налоговых пут и сокращение бюджетного дефицита, возрождение духа предпринимательства и индивидуализма в стране.

Данная политика оказалась настолько новой для Америки, что тут же получила название «консервативная революция» Рональда Рейгана или «рейганомика». Результатом нового подхода стал весьма ощутимый экономический рост, но социальную напряженность снизит не удалось. В 1981 г. в стране официально насчитывалось 9,4 млн. безработных, главным образом, цветных (20 % от общего числа безработных – негры); около 30 млн. чел. – проживало за чертой бедности (доходы ниже 11,2 тыс. $ в год); число бедных и бездомных – 3 млн. чел. Это провоцировало социальные волнения, перераставшие в открытые столкновения с полицией и армией. Одновременно усилились ультраправые организации, участились проявления шовинизма и расовой ненависти. Изменился сам образ жизни американцев: по выражению журнала Nation «Комфорт, реализм и жестокость» вытеснили «бунты, утопии и сострадание».

1980-е гг. стали периодом, когда внутренняя и внешняя политика были очень тесно связаны между собой. В начале своего правления Рейган заявлял о необходимости антикоммунистического «крестового похода» против «империи зла» - СССР, для чего была разработана новая программа гонки вооружений, в том числе «звездные войны». Однако после прихода к власти в СССР М. Горбачева и начала перестройки тот же Рейган изменил свое отношение к «Советам» и начал переговоры по вопросу о 50 % сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Последним республиканцем, находившемся у власти в ХХ в. стал Джордж Герберт Уокер Буш-старший, который до этого все восемь лет являлся вице-президентом при Рейгане. Основными проблемами для нового президента стала экономическая конкуренция с японскими и азиатскими монополиями, внешняя политика в связи с распадом СССР (Дж. Буш даже поздравил американцев с победой в «холодной войне») и крушением биполярного мира; ближневосточная проблема (январь-февраль 1991 г. - операция «Буря в пустыне»).

Однако несмотря на высокий авторитет Дж. Буша, победу на очередных президентских выборах 1992 г. одержал кандидат от демократов Уильям (Билл) Джефферсона Клинтона. Охарактеризовать политику администрации Клинтона на протяжении двух сроков его правления можно как умеренную и осторожную. Именно в конце 1990-х гг. перед США впервые возникает проблема международного терроризма (в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 г. погибло 168 человек от взрыва грузовика, начиненного взрывчаткой (террорист Тимоти Маквэй приговорен к смертной казни, которая транслировалось по закрытому кабельному каналу для родственников погибших; взрывы американских посольств в Танзании и Кении в августе 1998 г., повлекшие гибель более 200 человек).

В 2000 г. в США прошли наиболее скандальные президентские выборы, которые четко показали несовершенство системы выборов президента США.

В выборах участвовали Джордж Буш-младший от республиканцев и Альберт Гор от демократов. По итогам выборов по США в целом А. Гор набрал относительное большинство голосов избирателей: за него отдали свои голоса 50 996 582 американцев, в то время как за Дж. Буша – 50 456 062 гражданина США. Другими словами, А. Гор по стране в целом опередил Дж. Буша на 540 520 голосов - более чем на полмиллиона. Более того, Дж. Буш одержал бесспорную победу в 29 штатах, что обеспечивало ему 246 голосов выборщиков, а Гор одержал бесспорную победу в 20 штатах, но это обеспечило ему 266 голосов выборщиков, т.к. он побеждал в крупных штатах. Однако судьба выборов решилась в штате Флорида, который давал в 2000 г. 25 голосов выборщиков (это 4-й из 50 после Калифорнии, Техаса и Нью-Йорка штат по «весу»). В штате Флорида за Буша отдали свои голоса 2 912 790 избирателей, за Гора – 2 912 253, т.е Дж. Буш опередил А. Гора в штате Флорида на 537 голосов из около 6 млн. избирателей, но при этом получил все 25 голосов выборщиков штата, а Гор, набравший во Флориде около 3 млн. голосов, не получил от Флориды ничего.

В результате Дж. Буш, набравший по стране на 540 520 голосов меньше, чем А. Гор, и за счет перевеса в 537 голосов избирателей Флориды (25 выборщиков), получил 271 голос выборщиков против 266 у Гора. Так как при определении результатов выборов фактическое голосование не учитывается, а принимаются во внимание только электоральные голоса (выборщики), Дж. Буш меньшинством голосов американцев, но большинством голосов выборщиков был избран президентом США в результате искажения, которое дает система косвенных выборов через выборщиков.

На скандальность выборов 2000 г. повлиял тот факт, что при подсчете голосов в штате Флорида избирательная комиссия штата не учла около 19 тыс. голосов, поданных за А. Гора, что в конечном итоге и дало Бушу перевес в 537 голосов. На данных бюллетенях избиратели четко указали, что голос отдается за Гора, но бюллетени имели некоторые помарки, надорванности, ряд бюллетеней для машинного голосования был не до конца проколот машиной. Такие бюллетени получили название «чадов» – спорных бюллетеней с помарками, которые можно признать и действительными, и недействительными. Верховный суд штата Флорида, рассматривавший соответствующий протест команды Гора, признал данную проблему «нерешаемой», т.к. подобная ситуация возникла впервые, и нет правовых критериев определения действительности–недействительности такого рода бюллетеней. Согласно законодательству штата Флорида в таких случаях окончательное решение должен принять орган, ответственный за проведение выборов, – администрация штата, и решение должно быть подписано Государственным секретарем штата.

В момент проведения выборов 2000 г. и последующего скандала губернатором штата Флорида, ответственным за организацию выборов, был Джеб Буш – младший брат кандидата в президенты Джорджа Буша. Он и уполномочил поставить точку в данном вопросе госсекретаря штата республиканку Харрис, которая утвердила решение избирательной комиссии о признании недействительными 19 тыс. спорных бюллетеней в пользу Гора и утвердила результаты выборов в Флориде. Так Буш получил преимущество в 537 голосов.

Верховный суд США (7 его судей из 9 были назначены при республиканцах), рассматривавший иск Гора, оставил в силе решение Верховного суда Флориды и Госсекретаря Флориды Харрис, утвердившей результаты выборов, и постановил прекратить ручной пересчет голосов, поданных за Гора, не учтенных компьютерами и избирательной комиссией. Так впервые в истории США окончательное решение о результатах президентских выборов было принято Верховным судом США. А. Гор отказался от продолжения судебной борьбы и признал себя проигравшим. Интересно, Х. Клинтон, выигравшая губернаторский выборы в штате Нью-Йорк, предложила реформировать избирательную систему США и внести изменения в формулировку XXI поправки к Конституции США, с целью замены косвенных выборов президента коллегиями штатов прямыми президентскими выборами.

Вслед за победой республиканцев на президентских выборах, депутаты от республиканцев набрали большинство голосов и в Конгрессе. Однако затянувшиеся президентские выборы 2000 г. привели к снижению темпов развития американской экономики.

Новый президент Буш в рекордно короткие сроки сформировал самую многонациональную администрацию и заявил, что будет продолжать политику своего отца. Основную роль в администрации действующего президента США играли и играют вице-президент Ричард Чейни, помощник президента по вопросам национальной безопасности, а затем госсекретарь Кондолиза Райс, бывший госсекретарь США Колин Пауэлл, куратор по вопросам энергетики Спенсер Эйбрэхэм, министр обороны Дональд Рамсфелд.

Приоритетными направлениями политики администрации Дж. Буша-младшего стали взаимоотношения с Россией и странами СНГ, решение энергетического кризиса в Калифорнии, сокращение федеральных налогов и расходов на содержание госаппарата, с одновременным существенным повышением расходов на образование и медицинское обслуживание американцев; борьба с международным терроризмом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.019 с.)