Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности британского парламента.
Британский парламент — старейший в мире. Он создан в 1265 г. и состоит из трех частей: • монарха (короля или королевы); • Палаты лордов; • Палаты общин. Великобритания — редкий пример государства, где одна из палат парламента — Палата лордов — до сих пор формируется по наследству и по назначению. Данный принцип, как и палата, во многом архаичен. Палата лордов включала (до 1999 г.) около 1260 (!) членов (была самая большая по численности палата парламента в Европе и самая "недисциплинированная", т. к. из почти что 1300 ее членов серьезно относятся к своим обязанностям и посещают заседания в лучшем случае 300 человек). С ноября 1999 г., после реформы, численность палаты лордов составляет примерно 650 человек. В состав Палаты лордов входят четыре категории членов: • более 90 наследственных пэров, которые получили свое место в палате по наследству и передадут его по наследству (в настоящее время не все наследственные пэры входят в палату лордов, около 500 пэров законом парламента от 10 ноября 1999 г. были из состава палаты исключены, оставлены только самые активные); • более 500 назначенных королевой пожизненных пэров (за выдающиеся заслуги перед Великобританией), не имеющих права передавать титул по наследству (известные парламентарии, ученые, бывшие премьер-министры; после ухода в отставку М. Тэтчер получила титул баронессы и стала пожизненным членом Палаты лордов); • 26 духовных лордов (представителей церкви); • более 20 судебных лордов (духовные и судебные лорды пэрами не являются). Каждый год число пэров увеличивается, т. к. дважды в год (вторая суббота июня — в официальный день рождения королевы и 31 декабря — накануне Нового года) королева жалует очередные дворянские титулы тем, кто отличился перед Великобританией. Руководит работой Палаты лордов лорд-канцлер, он же глава судебной власти. Лорд-канцлер — это министр правительства, который не избирается палатой, а назначается королевой по представлению премьер-министра (еще одна уникальная черта британского парламента — одной из палат парламента руководит министр). Однако, в 2005 г. в Палате общин продолжится обсуждение законопроекта о ликвидации поста лорда-канцлера и дальнейшей реформе палаты лордов. Лорды — представители сложившейся столетиями земельной и промышленной аристократии. Они обладают неприкосновенностью. Каждый лорд имеет прямой доступ к королеве (что проблематично даже для руководителей иностранных государств).
Сегодня Палата лордов выполняет судебные, некоторые иные функции, но в целом имеет репутацию отжившего института, отголоска прошлого, "палаты бездельников". Начиная с 1911 г. в британском обществе ширится движение за ликвидацию Палаты лордов в связи с ее архаичностью и практической бесполезностью. Но благодаря силе традиций Палата лордов в настоящий момент сохраняется. В 1949 г. лейбористским правительством была осуществлена реформа парламента, затронувшая палату лордов. В ее состав входят светские и духовные пэры. К светским пэрам относятся наследственные пэры (потомки старой земельной аристократии), пожизненные пэры (имевшие титулы, пожалованные в ХХ в.) и лорды по апелляциям (назначенные для осуществления судебных полномочий). К духовным пэрам относятся епископы и архиепископы. Суть реформирования палаты лордов сводилась к сокращению ее полномочий. На сегодняшний день верхняя палата парламента имеет достаточную политическую силу, чтобы влиять на принятие тех или иных решений в палате общин. В 1999 г. с целью увеличения эффективности деятельности палаты лордов были лишены права участвовать в заседаниях наследственные пэры. Главную роль в британском парламенте играет нижняя палата — Палата общин (в этом еще один парадокс английского парламентаризма). Несмотря на наличие многочисленной Палаты лордов, фактически английским парламентом (в полном смысле этого слова) является только Палата общин; причем членами парламента именуются обычно депутаты Палаты общин, но не лорды. Важнейшие функции Палаты общин: –решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики страны; – принятие законов (актов); – принятие бюджета; – контроль за деятельностью правительства. Палата общин избирается. – народом (право избирать имеют подданные Великобритании, достигшие 18 лет, а также проживающие в Великобритании граждане Ирландии и Содружества);
– по мажоритарной системе относительного большинства (т. е. по одномандатным избирательным округам; для избрания необходимо набрать относительное большинство голосов — больше, чем каждый соперник в отдельности, кворума не требуется); – на 5 лет, но может быть досрочно распущена королевой только по рекомендации премьер-министра (только два состава парламента (т. е. Палаты общин), 1987-1992 гг. и 1992-1997 гг., проработали полный 5-летний срок — все остальные парламенты, избиравшиеся в послевоенное время, были досрочно распущены королевой). В 1918 г. избирательное право было предоставлено всем мужчинам старше 21 года (при наличии ценза оседлости в 6 мес.); женщинам, достигшим 30-летнего возраста (годовой доход не менее 5£; состоять в браке с мужчиной, имевшим такой доход). В 1929 г. женщины были окончательно уравнены в избирательных правах с мужчинами. После второй мировой войны демократизация избирательной системы продолжалась. В 1948 г. были пересмотрены границы и численность избирательных округов (электоральная геометрия – соотношение числа депутатов и избирателей), был отменен двойной вотум (право англичанина голосовать дважды: по месту жительства и по месту нахождения недвижимости), что запрещало голосовать дважды. В 1969 г. избирательный возраст был снижен до 18 лет. Палата общин состоит из 659 депутатов (в связи с ростом населения с каждыми выборами число депутатов постепенно увеличивается). Подавляющее большинство членов парламента -более 80% — избирается от густонаселенной Англии; около 10 % - от Шотландии; 7 % - от Уэльса; 3 % - от Северной Ирландии (нередко под "английским парламентом" и "парламентом Великобритании" понимают одно и то же, т. е. отождествляют их; в этой связи жители Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса выражают недовольство тем, что посылают мало депутатов в общебританский парламент, где явно преобладают депутаты от Англии). Для того чтобы стать кандидатом в депутаты парламента по округу, необходимо иметь гражданство Великобритании и обладать пассивным избирательным правом, достичь 21 года, собрать подписи 10 человек и заплатить избирательный залог — 500 ф. ст. (около 750 долл. США). Избирательный залог не возвращается, если кандидат набрал меньше 5% голосов избирателей в округе. Реально почти невозможно стать депутатом самостоятельно, если кандидата не выдвинула по округу и не поддержала крупнейшая партия. Правящая партия, сформировавшая правительство, имеет в избирательном процессе небольшое преимущество перед оппозиционной — по своему усмотрению назначает дату выборов (как в конце 5-летнего срока, так и раньше, распустив парламент). Одна из причин частых роспусков парламента до 1987 г. в том, что правительство и правящая партия стремились выбрать для себя "удобный" момент (например пик популярности) для выборов, после чего по решению правительства королева распускала парламент и назначала новые выборы. Работой Палаты общин руководит избираемый палатой и имеющий большие полномочия спикер — третье по популярности после королевы и премьер-министра должностное лицо в стране. Для Великобритании характерен режим министериализма, т. е. ключевую роль в стране, несмотря на парламентский контроль, играет кабинет министров во главе с премьер-министром.
Правительство Великобритании насчитывает около 100 членов — премьер-министр, государственные секретари (руководители самых важных министерств), "министры без портфеля" и заместители премьер-министра, государственные министры (замы госсекретарей), младшие министры (осуществляют связь министерства с парламентом). Наиболее важные и влиятельные члены правительства образуют узкую коллегию - кабинет министров (21 человек), решающий вопросы оперативного управления. Практически неограниченные полномочия по руководству правительством имеет премьер-министр, который наряду с наследственной королевой считается политическим лидером страны. Статус премьер-министра, назначаемого с середины XVIII в., не урегулирован законами и во многом регламентируется обычаями. Так, согласно конституционному обычаю монарх назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Палату общин. Премьер-министр обязан быть членом парламента (т. е. депутатом Палаты общин). Лорды не имеют права быть премьер-министрами. Срок полномочий премьер-министра традиционно совпадает со сроком полномочий Палаты общин. В отличие от президента США, премьер-министр Великобритании может занимать свою должность неограниченное количество раз. (Дольше всех премьер-министром была М. Тэтчер — 11 лет, с 1979 по 1990 гг. — три неполных срока). По представлению премьер-министра королева назначает министров. К ней же премьер-министр обращается с прошением о роспуске парламента. Согласно конституционному обычаю королева обязана в таком случае распустить парламент (т. е. фактически парламент распускается по решению правительства и премьер-министра). Раз в год королева произносит Тронную речь в парламенте об основных направлениях политики государства и правительства, которую также готовит премьер-министр. Акты королевы (короля) обязательно подписываются премьер-министром (подвергаются контрасигнации). Правительство Великобритании осуществляет не только исполнительную власть, но и законодательную. Основная тенденция развития государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти. Во время первой мировой войны правительству была передана вся полнота власти. После окончания войны чрезвычайные полномочия правительства были отменены. В 1939 г. был принят акт, по которому кабинет министров мог издавать любые предписания, которые были необходимы для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.
В это же время к правительству переходит законодательная инициатива (т.н. делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством по поручению парламента). Правительство принимает акты законодательного характера чаще, чем парламент. Оно играет ключевую роль в законодательном процессе — как правило, законопроекты в парламент вносит правительство. Особые полномочия получил премьер-министр как в сфере внутренней и внешней политики, так и по вопросам взаимодействия правительства с парламентом. Правительство действует от имени королевы (и считается кабинетом министров королевы), однако только оно (а не королева) несет ответственность перед парламентом (Палатой общин). Парламент вправе вынести вотум недоверия правительству, но в Великобритании существует конституционный обычай не выносить вотум недоверия правительству (в XX в. вотум недоверия был вынесен только дважды — в 1924 г. и в 1979 г., когда правительства потеряли большинство в парламенте). Правительство или премьер-министр Великобритании могут смениться и без выборов (что часто имело место в истории Великобритании XX в.). Обьино это происходит потому, что премьер-министр утрачивает доверие не народа и не парламента, а собственной партии. Согласно конституционному обычаю потеря поста лидера партии автоматически влечет потерю поста премьер-министра, а избрание кого-либо лидером правящей партии означает занятие должности премьер-министра. Подобное случилось в 1990 г. с М. Тэтчер. В 1987 г. она была в третий раз избрана премьер-министром (минимум до 1992 г.), однако в 1990 г. смещена с поста лидера консервативной партии и вынуждена была досрочно уйти с поста премьер-министра. Премьер-министром стал новый лидер партии — Д. Мэйджор. Наряду с правительством, формируемым правящей партией, в Великобритании существует "теневой кабинет", формируемый оппозиционной партией. "Теневой кабинет" имитирует деятельность правительства и в любой момент готов прийти ему на смену. Решающую роль при выборах парламента и формировании правительства играют политические партии. В настоящее время в Великобритании сложилась двухпартийная система: более 70 лет правительство на основе парламентского большинства по очереди формируют две партии — консервативная и лейбористская. Хотя на стыке XX—XXI вв. классическая двухпартийная система начала давать сбои и на политическую арену вновь начала выходить третья партия — либералы. Консервативная партия оформилась в XIX в. на основе партии "тори". Консервативная партия выступает за традиционные британские ценности, господство частной собственности, минимальное вмешательство государства в экономику, жесткую, пуританскую мораль, экспансионистскую внешнюю политику. Органы партии — партийная фракция в парламенте, партийная конференция, региональные организации. Парламентская фракция партии избирает или переизбирает лидера. Как правило, единожды избранный лидер переизбирается каждый год (М. Тэтчер - 15 раз, с 1975 по 1990 гг.), пока не проиграет выборы в парламент или не растеряет популярность. Лейбористская (трудовая) партия создана в 1900 г. как партия рабочих и профсоюзов. В 1924 г. она впервые сформировала правительство и вытеснила либеральную партию, соперничавшую с консерваторами в XIX — начале XX вв. В настоящее время лейбористы сблизились с консерваторами и превратились в социал-демократическую правую партию. Лейбористы выступают за дополнительные гарантии прав трудящихся, активное вмешательство государства в экономику, широкие социальные программы, свободную мораль. Особенность организаиионной структуры лейбористов в том, что:
• партия децентрализована, большая часть вопросов решается на местах; • партия малочисленна — около 100 тыс. индивидуальных членов (против 2 млн членов у консерваторов, т. е. в 20 раз меньше); • в оргструктуру партии на правах коллективных членов входят профсоюзы (тред-юнионы); • 40% членов руководящих органов должны быть представителями профсоюзов (т. е. велико влияние профсоюзов на политику партии). В XX в. у власти чаще находилась консервативная партия. За последние 100 лет (время существования партии) лейбористы были у власти в общей сложности около 25 лет. Остальное время правили преимущественно консерваторы. В 1997 г. лейбористская партия одержала на парламентских выборах самую внушительную за всю свою историю победу. Лейбористы получили 63% мест в парламенте, а консерваторы — только 25% (худший их результат в истории). С 1997 г. лейбористы являются правящей партией в Великобритании. Помимо консервативной и лейбористской партий, достаточно влиятельна либеральная партия, превратившаяся в результате объединения с социал-демократами в либерально-демократическую. В Великобритании действуют также националистические партии:.• Шотландская национальная партия (выступает за независимость Шотландии); • Плад Камри (выступает за самоуправление Уэльса); • запрещенная Шин Фейн — политическое крыло Ирландской республиканской армии, борющейся за независимость Северной Ирландии; • Национальный фронт (крайне правая расистская партия). Дж. Оруэлл «Англичане» (1944 г.): «Англичане отличаются значительным политическим невежеством… Предложив группе людей, наугад отобранных из любых слоев общества, дать определение капитализму, социализму, коммунизму, анархизму, фашизму, вы получите весьма туманные, а иногда и поразительно глупые ответы». «Англичане проявляют явное невежество относительно своей политической системы… Интерес вызывают не столько партии, сколько взгляды и личности» «При всех существующих мелких группировках в Британии фактически есть лишь две политические партии – консервативная и лейбористская, которые и выражают основные интересы нации. Но за последние двадцать лет обе партии тяготели к тому, чтобы все больше и больше походить друг на друга». Полиция состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов. Общее управление полицейскими силами страны осуществляет министерство внутренних дел. Кроме регулярной полиции, существуют резервные подразделения, призываемые в случае чрезвычайных обстоятельств. Традиционно полицейские не носят при себе огнестрельного оружия (источник правопорядка – уважение англичанами законов). Армия. Верховным главнокомандующим считается король (королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-министр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обороны и внешней политики. Во время первой и второй мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. С 1961 г. армия формируется путем добровольного набора. Особенность Англии – в мироне время не содержится большой армии, однако имеется достаточно многочисленный флот. Великобритания относится к числу стран, обладающих стратегическим ядерным оружием. Контингенты британских войск расположены (силы быстрого развертывания) в Юго-Восточной Азии, Центральной Америке, Средиземном море и т.д. В Великобритании получили широкое развитие силы специального назначения. Первые части и соединения были созданы во время второй мировой войны для ведения диверсионных действий в тылу врага. На современном этапе их задачей является борьба с экстремизмом и терроризмом. Силы специального назначения включены в состав сухопутных войск и ВМФ. Наиболее известным подразделением британского спецназа является специальная авиадесантная служба (Special Air Service – SAS). Была создана в 1940 г. по инициативе У. Черчилля. САС считается лучшим в западном мире (кроме России) специальным подразделением. Девиз: «Побеждает отважный!». Среди сил специального назначения можно также выделить подразделения английской морской пехоты, королевскую гвардию Великобритании, а также подразделение Гурхаз, формируемое только из жителей Непала (от 17,5 до 50 лет); срок службы составляет 5 лет. Наряду со спецназом функционируют органы контрразведки (MI-5 – Military Intelligence). Создана в 1909 г. Несмотря на свое название МИ-5 занимается не военной разведкой, а вопросами обеспечения национальной безопасности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.022 с.) |