Особенности британского парламента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности британского парламента.



Британский парламент — старейший в мире. Он создан в 1265 г. и состоит из трех частей:

• монарха (короля или королевы);

• Палаты лордов;

• Палаты общин.

Великобритания — редкий пример государства, где одна из палат парламента — Палата лордов — до сих пор формируется по наследству и по назначению. Данный принцип, как и палата, во многом архаичен. Палата лордов включала (до 1999 г.) около 1260 (!) членов (была самая большая по численности палата парламента в Европе и самая "недисциплинированная", т. к. из почти что 1300 ее членов серьезно относятся к своим обязанностям и посещают заседания в лучшем случае 300 человек). С ноября 1999 г., после реформы, численность палаты лордов составляет примерно 650 человек. В состав Палаты лордов входят четыре категории членов:

• более 90 наследственных пэров, которые получили свое место в палате по наследству и передадут его по наследству (в настоящее время не все наследственные пэры входят в палату лордов, около 500 пэров законом парламента от 10 ноября 1999 г. были из состава палаты исключены, оставлены только самые активные);

• более 500 назначенных королевой пожизненных пэров (за выдающиеся заслуги перед Великобританией), не имеющих права передавать титул по наследству (известные парламентарии, ученые, бывшие премьер-министры; после ухода в отставку М. Тэтчер получила титул баронессы и стала пожизненным членом Палаты лордов);

• 26 духовных лордов (представителей церкви);

• более 20 судебных лордов (духовные и судебные лорды пэрами не являются).

Каждый год число пэров увеличивается, т. к. дважды в год (вторая суббота июня — в официальный день рождения королевы и 31 декабря — накануне Нового года) королева жалует очередные дворянские титулы тем, кто отличился перед Великобританией.

Руководит работой Палаты лордов лорд-канцлер, он же глава судебной власти. Лорд-канцлер — это министр правительства, который не избирается палатой, а назначается королевой по представлению премьер-министра (еще одна уникальная черта британского парламента — одной из палат парламента руководит министр). Однако, в 2005 г. в Палате общин продолжится обсуждение законопроекта о ликвидации поста лорда-канцлера и дальнейшей реформе палаты лордов.

Лорды — представители сложившейся столетиями земельной и промышленной аристократии. Они обладают неприкосновенностью. Каждый лорд имеет прямой доступ к королеве (что проблематично даже для руководителей иностранных государств).

Сегодня Палата лордов выполняет судебные, некоторые иные функции, но в целом имеет репутацию отжившего института, отголоска прошлого, "палаты бездельников". Начиная с 1911 г. в британском обществе ширится движение за ликвидацию Палаты лордов в связи с ее архаичностью и практической бесполезностью. Но благодаря силе традиций Палата лордов в настоящий момент сохраняется.

В 1949 г. лейбористским правительством была осуществлена реформа парламента, затронувшая палату лордов. В ее состав входят светские и духовные пэры. К светским пэрам относятся наследственные пэры (потомки старой земельной аристократии), пожизненные пэры (имевшие титулы, пожалованные в ХХ в.) и лорды по апелляциям (назначенные для осуществления судебных полномочий). К духовным пэрам относятся епископы и архиепископы.

Суть реформирования палаты лордов сводилась к сокращению ее полномочий. На сегодняшний день верхняя палата парламента имеет достаточную политическую силу, чтобы влиять на принятие тех или иных решений в палате общин. В 1999 г. с целью увеличения эффективности деятельности палаты лордов были лишены права участвовать в заседаниях наследственные пэры.

Главную роль в британском парламенте играет нижняя палата — Палата общин (в этом еще один парадокс английского парламентаризма). Несмотря на наличие многочисленной Палаты лордов, фактически английским парламентом (в полном смысле этого слова) является только Палата общин; причем членами парламента именуются обычно депутаты Палаты общин, но не лорды.

Важнейшие функции Палаты общин:

–решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики страны;

– принятие законов (актов);

– принятие бюджета;

– контроль за деятельностью правительства. Палата общин избирается.

– народом (право избирать имеют подданные Великобритании, достигшие 18 лет, а также проживающие в Великобритании граждане Ирландии и Содружества);

– по мажоритарной системе относительного большинства (т. е. по одномандатным избирательным округам; для избрания необходимо набрать относительное большинство голосов — больше, чем каждый соперник в отдельности, кворума не требуется);

– на 5 лет, но может быть досрочно распущена королевой только по рекомендации премьер-министра (только два состава парламента (т. е. Палаты общин), 1987-1992 гг. и 1992-1997 гг., проработали полный 5-летний срок — все остальные парламенты, избиравшиеся в послевоенное время, были досрочно распущены королевой).

В 1918 г. избирательное право было предоставлено всем мужчинам старше 21 года (при наличии ценза оседлости в 6 мес.); женщинам, достигшим 30-летнего возраста (годовой доход не менее 5£; состоять в браке с мужчиной, имевшим такой доход). В 1929 г. женщины были окончательно уравнены в избирательных правах с мужчинами.

После второй мировой войны демократизация избирательной системы продолжалась. В 1948 г. были пересмотрены границы и численность избирательных округов (электоральная геометрия – соотношение числа депутатов и избирателей), был отменен двойной вотум (право англичанина голосовать дважды: по месту жительства и по месту нахождения недвижимости), что запрещало голосовать дважды. В 1969 г. избирательный возраст был снижен до 18 лет.

Палата общин состоит из 659 депутатов (в связи с ростом населения с каждыми выборами число депутатов постепенно увеличивается). Подавляющее большинство членов парламента -более 80% — избирается от густонаселенной Англии; около 10 % - от Шотландии; 7 % - от Уэльса; 3 % - от Северной Ирландии (нередко под "английским парламентом" и "парламентом Великобритании" понимают одно и то же, т. е. отождествляют их; в этой связи жители Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса выражают недовольство тем, что посылают мало депутатов в общебританский парламент, где явно преобладают депутаты от Англии).

Для того чтобы стать кандидатом в депутаты парламента по округу, необходимо иметь гражданство Великобритании и обладать пассивным избирательным правом, достичь 21 года, собрать подписи 10 человек и заплатить избирательный залог — 500 ф. ст. (около 750 долл. США). Избирательный залог не возвращается, если кандидат набрал меньше 5% голосов избирателей в округе. Реально почти невозможно стать депутатом самостоятельно, если кандидата не выдвинула по округу и не поддержала крупнейшая партия.

Правящая партия, сформировавшая правительство, имеет в избирательном процессе небольшое преимущество перед оппозиционной — по своему усмотрению назначает дату выборов (как в конце 5-летнего срока, так и раньше, распустив парламент). Одна из причин частых роспусков парламента до 1987 г. в том, что правительство и правящая партия стремились выбрать для себя "удобный" момент (например пик популярности) для выборов, после чего по решению правительства королева распускала парламент и назначала новые выборы. Работой Палаты общин руководит избираемый палатой и имеющий большие полномочия спикер — третье по популярности после королевы и премьер-министра должностное лицо в стране.

Для Великобритании характерен режим министериализма, т. е. ключевую роль в стране, несмотря на парламентский контроль, играет кабинет министров во главе с премьер-министром.

Правительство Великобритании насчитывает около 100 членов — премьер-министр, государственные секретари (руководители самых важных министерств), "министры без портфеля" и заместители премьер-министра, государственные министры (замы госсекретарей), младшие министры (осуществляют связь министерства с парламентом).

Наиболее важные и влиятельные члены правительства образуют узкую коллегию - кабинет министров (21 человек), решающий вопросы оперативного управления.

Практически неограниченные полномочия по руководству правительством имеет премьер-министр, который наряду с наследственной королевой считается политическим лидером страны. Статус премьер-министра, назначаемого с середины XVIII в., не урегулирован законами и во многом регламентируется обычаями. Так, согласно конституционному обычаю монарх назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Палату общин. Премьер-министр обязан быть членом парламента (т. е. депутатом Палаты общин). Лорды не имеют права быть премьер-министрами.

Срок полномочий премьер-министра традиционно совпадает со сроком полномочий Палаты общин. В отличие от президента США, премьер-министр Великобритании может занимать свою должность неограниченное количество раз. (Дольше всех премьер-министром была М. Тэтчер — 11 лет, с 1979 по 1990 гг. — три неполных срока).

По представлению премьер-министра королева назначает министров. К ней же премьер-министр обращается с прошением о роспуске парламента. Согласно конституционному обычаю королева обязана в таком случае распустить парламент (т. е. фактически парламент распускается по решению правительства и премьер-министра).

Раз в год королева произносит Тронную речь в парламенте об основных направлениях политики государства и правительства, которую также готовит премьер-министр. Акты королевы (короля) обязательно подписываются премьер-министром (подвергаются контрасигнации).

Правительство Великобритании осуществляет не только исполнительную власть, но и законодательную. Основная тенденция развития государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти. Во время первой мировой войны правительству была передана вся полнота власти. После окончания войны чрезвычайные полномочия правительства были отменены. В 1939 г. был принят акт, по которому кабинет министров мог издавать любые предписания, которые были необходимы для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

В это же время к правительству переходит законодательная инициатива (т.н. делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством по поручению парламента). Правительство принимает акты законодательного характера чаще, чем парламент. Оно играет ключевую роль в законодательном процессе — как правило, законопроекты в парламент вносит правительство.

Особые полномочия получил премьер-министр как в сфере внутренней и внешней политики, так и по вопросам взаимодействия правительства с парламентом.

Правительство действует от имени королевы (и считается кабинетом министров королевы), однако только оно (а не королева) несет ответственность перед парламентом (Палатой общин). Парламент вправе вынести вотум недоверия правительству, но в Великобритании существует конституционный обычай не выносить вотум недоверия правительству (в XX в. вотум недоверия был вынесен только дважды — в 1924 г. и в 1979 г., когда правительства потеряли большинство в парламенте).

Правительство или премьер-министр Великобритании могут смениться и без выборов (что часто имело место в истории Великобритании XX в.). Обьино это происходит потому, что премьер-министр утрачивает доверие не народа и не парламента, а собственной партии. Согласно конституционному обычаю потеря поста лидера партии автоматически влечет потерю поста премьер-министра, а избрание кого-либо лидером правящей партии означает занятие должности премьер-министра.

Подобное случилось в 1990 г. с М. Тэтчер. В 1987 г. она была в третий раз избрана премьер-министром (минимум до 1992 г.), однако в 1990 г. смещена с поста лидера консервативной партии и вынуждена была досрочно уйти с поста премьер-министра. Премьер-министром стал новый лидер партии — Д. Мэйджор.

Наряду с правительством, формируемым правящей партией, в Великобритании существует "теневой кабинет", формируемый оппозиционной партией. "Теневой кабинет" имитирует деятельность правительства и в любой момент готов прийти ему на смену.

Решающую роль при выборах парламента и формировании правительства играют политические партии. В настоящее время в Великобритании сложилась двухпартийная система: более 70 лет правительство на основе парламентского большинства по очереди формируют две партии — консервативная и лейбористская. Хотя на стыке XX—XXI вв. классическая двухпартийная система начала давать сбои и на политическую арену вновь начала выходить третья партия — либералы.

Консервативная партия оформилась в XIX в. на основе партии "тори". Консервативная партия выступает за традиционные британские ценности, господство частной собственности, минимальное вмешательство государства в экономику, жесткую, пуританскую мораль, экспансионистскую внешнюю политику. Органы партии — партийная фракция в парламенте, партийная конференция, региональные организации. Парламентская фракция партии избирает или переизбирает лидера. Как правило, единожды избранный лидер переизбирается каждый год (М. Тэтчер - 15 раз, с 1975 по 1990 гг.), пока не проиграет выборы в парламент или не растеряет популярность. Лейбористская (трудовая) партия создана в 1900 г. как партия рабочих и профсоюзов. В 1924 г. она впервые сформировала правительство и вытеснила либеральную партию, соперничавшую с консерваторами в XIX — начале XX вв. В настоящее время лейбористы сблизились с консерваторами и превратились в социал-демократическую правую партию. Лейбористы выступают за дополнительные гарантии прав трудящихся, активное вмешательство государства в экономику, широкие социальные программы, свободную мораль. Особенность организаиионной структуры лейбористов в том, что:

• партия децентрализована, большая часть вопросов решается на местах;

• партия малочисленна — около 100 тыс. индивидуальных членов (против 2 млн членов у консерваторов, т. е. в 20 раз меньше);

• в оргструктуру партии на правах коллективных членов входят профсоюзы (тред-юнионы);

• 40% членов руководящих органов должны быть представителями профсоюзов (т. е. велико влияние профсоюзов на политику партии). В XX в. у власти чаще находилась консервативная партия. За последние 100 лет (время существования партии) лейбористы были у власти в общей сложности около 25 лет. Остальное время правили преимущественно консерваторы.

В 1997 г. лейбористская партия одержала на парламентских выборах самую внушительную за всю свою историю победу. Лейбористы получили 63% мест в парламенте, а консерваторы — только 25% (худший их результат в истории). С 1997 г. лейбористы являются правящей партией в Великобритании.

Помимо консервативной и лейбористской партий, достаточно влиятельна либеральная партия, превратившаяся в результате объединения с социал-демократами в либерально-демократическую. В Великобритании действуют также националистические партии:.• Шотландская национальная партия (выступает за независимость Шотландии);

• Плад Камри (выступает за самоуправление Уэльса);

• запрещенная Шин Фейн — политическое крыло Ирландской республиканской армии, борющейся за независимость Северной Ирландии;

• Национальный фронт (крайне правая расистская партия).

Дж. Оруэлл «Англичане» (1944 г.): «Англичане отличаются значительным политическим невежеством… Предложив группе людей, наугад отобранных из любых слоев общества, дать определение капитализму, социализму, коммунизму, анархизму, фашизму, вы получите весьма туманные, а иногда и поразительно глупые ответы».

«Англичане проявляют явное невежество относительно своей политической системы… Интерес вызывают не столько партии, сколько взгляды и личности»

«При всех существующих мелких группировках в Британии фактически есть лишь две политические партии – консервативная и лейбористская, которые и выражают основные интересы нации. Но за последние двадцать лет обе партии тяготели к тому, чтобы все больше и больше походить друг на друга».

Полиция состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов. Общее управление полицейскими силами страны осуществляет министерство внутренних дел. Кроме регулярной полиции, существуют резервные подразделения, призываемые в случае чрезвычайных обстоятельств. Традиционно полицейские не носят при себе огнестрельного оружия (источник правопорядка – уважение англичанами законов).

Армия. Верховным главнокомандующим считается король (королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-министр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обороны и внешней политики.

Во время первой и второй мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. С 1961 г. армия формируется путем добровольного набора.

Особенность Англии – в мироне время не содержится большой армии, однако имеется достаточно многочисленный флот. Великобритания относится к числу стран, обладающих стратегическим ядерным оружием. Контингенты британских войск расположены (силы быстрого развертывания) в Юго-Восточной Азии, Центральной Америке, Средиземном море и т.д.

В Великобритании получили широкое развитие силы специального назначения. Первые части и соединения были созданы во время второй мировой войны для ведения диверсионных действий в тылу врага. На современном этапе их задачей является борьба с экстремизмом и терроризмом. Силы специального назначения включены в состав сухопутных войск и ВМФ. Наиболее известным подразделением британского спецназа является специальная авиадесантная служба (Special Air Service – SAS). Была создана в 1940 г. по инициативе У. Черчилля. САС считается лучшим в западном мире (кроме России) специальным подразделением. Девиз: «Побеждает отважный!». Среди сил специального назначения можно также выделить подразделения английской морской пехоты, королевскую гвардию Великобритании, а также подразделение Гурхаз, формируемое только из жителей Непала (от 17,5 до 50 лет); срок службы составляет 5 лет.

Наряду со спецназом функционируют органы контрразведки (MI-5 – Military Intelligence). Создана в 1909 г. Несмотря на свое название МИ-5 занимается не военной разведкой, а вопросами обеспечения национальной безопасности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.022 с.)