США после первой мировой войны. «Новый курс» Ф. Рузвельта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

США после первой мировой войны. «Новый курс» Ф. Рузвельта



Новейший период в мировой истории отсчитывается с начала ХХ в. Этот век занимает особое место в истории человечества. Он вместил в себя две мировые войны, создание и крушение огромных империй, коренные перемены в области экономики, политики, информационной сферы и т.п. США на протяжении всего ХХ в. играли в мировой истории особую роль, претендуя на мировое господство и возможность диктовать свои условия остальному миру.

Источник подобной позиции нужно искать в начале ХХ в., а именно в итогах первой мировой войны, которая нанесла огромный урон большинству стран Западной Европы, но стимулировала возрастание экономического потенциала США. Штаты становятся крупнейшим в мире кредитором, снабжая займами экономику большинства стран мира. Огромное количество уникальных произведений искусства, ювелирных украшений, других бесценных сокровищ попали в США во время гражданской войны в России. Соединенные Штаты участвовали в интервенции, высадившись в Мурманске 10 июня 1918 г. и во Владивостоке 16 августа 1918 г. Поддерживая «белые» правительства на территории России, американцы одновременно вели переговоры с советским правительством о праве на разработку месторождений полезных ископаемых, использования сырьевых ресурсов в обмен на продовольствие, медикаменты и технику. Все это вместе взятое позволило США стать ведущей державой, на долю которой приходилось 48% от всего объема промышленного мирового производства.

Начало 1920-х гг. – время наивысшего расцвета рыночной экономики, основанной на практически полном невмешательстве государства в рыночную сферу, на так называемой политике «твердого индивидуализма». Однако парадокс новейшей истории заключается в том, что первый и самый значительный мировой экономический кризис конца 1920-х гг. больнее всего ударил именно по наиболее развитой и, как казалось, устойчивой экономической системе США. Наиболее развитая рыночная экономическая модель оказалась наиболее уязвимой. Период с 1929 по 1933 г. вошел в американскую историю как время «великой депрессии», пришедшей на смену периода «процветания».

Кризис начался 24 октября 1929 г. с «падения» акций на бирже, вызванного кризисом перепроизводства. В течение трех последующих лет курсы акций ведущих предприятий продолжали катастрофически снижаться. Это вызвало массовые банкротства и разорение банков (40% - «сгорели» 5760 банков с активами на 3,5 млрд. $), спад темпов промышленного производства (на 50%), спад добычи угля на 42%, выплавки стали – на 400%, сокращение национального дохода на 48%. Безработными стали 17 млн. человек, что привело к страшному обнищанию и пауперизации американского рабочего класса. Было разорено 807 тысяч фермерских хозяйств. В стране в несколько раз выросло число самоубийств. По всей стране прокатилась волна забастовок рабочих и фермеров.

В США к тому времени еще не была сформирована система социальной защиты в масштабах всего государства, поэтому социальные противоречия обострились до предела. Требовалось скорейшее вмешательство и оздоровление экономики.

Правительство президента Г. Гувера пыталось провести некоторые преобразования, выражавшиеся в поддержке крупных монополий, так называемых «капитанов индустрии». Однако к успеху эти реформы не привели.

В 1932 г. президентом становится демократ Франклин Делано Рузвельт, разработавший программу выхода из кризиса, получившую название «Новый курс». В 1933 - 1938. гг. в рамках этой программы был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений. Важнейшей задачей принимаемых законов являлось сохранение и укрепление финансово-экономической системы США прежде всего за счет поддержки корпоративного капитала. Ф. Рузвельт выдвинул идею об ответственности государства за судьбы своих граждан. Также одной из задач «нового курса» являлось создание системы социальной защиты и социального страхования населения.

Важнейшим новшеством, предлагаемым Рузвельтом вслед за идеологом реформ экономистом Д. Кейнсом стало создание модели, в которой государство играло роль регулятора и контролера рыночных отношений. Другими словами, начиналась эпоха государственного регулирования экономики.

В политике нового курса Рузвельта выделяют четыре основных направления: оздоровление финансовой и банковской сферы, промышленности, сельского хозяйства и создание системы социального обеспечения.

Первым шагом правительства Рузвельта стало «оздоровление» банковской сферы. В основу реформирования была положена теория дефицитного финансирования Джона Мейнорда Кейнса.

Необходимо пояснить, что в современной экономической теории регулирования рыночной экономики выделяются два направления - кейнсианская доктрина и современный монетаризм. Если в основу теории монетаризма был положен принцип саморегулирования рынка, то Кейнс под влиянием кризисных явлений в экономике в 1929-1933 гг. выдвинул теорию дефицитного финансирования, в которой он предложил во избежание экономических кризисов и обеспечения занятости необходимость постоянного и широкого вмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественно финансовых инструментов регулирования. Кейнс выступал за дефицит государственного бюджета и расширение денежной эмиссии центрального банка, т.е. игнорировал проблему обеспечения стабилизации покупательной силы денег.

Надо сказать, что кейнсианская теория не являлась идеальной, поэтому уже в 1970-е гг. ведущие западные державы с рыночной экономикой от нее отказались, восприняв модернизированную М. Фридменом теорию монетаризма. Основой современной теории монетаризма является тезис о том, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка - есть наиболее эффективный инструмент экономического регулирования. Главная центрального банка контроль за выпуском денег в обращение в соответствии с определенным правилом, т.е. уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики. В качестве основы кредитно-денежной политики монетаристы предлагают правило, согласно которому денежное предложение должно увеличиваться в соответствии с ростом реального чистого национального продукта в долгосрочном периоде.

Итак, в 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности, согласно которому были закрыты все банки, с их счетов сняли 500 млн. $. установлен государственный контроль за золотым запасом страны, было уменьшено золотое обеспечение доллара (почти в 2 раза: с 1,6 грамма до 0,9 грамма), т.е. произведена девальвация национальной валюты, запрещен вывоз золота за границу и обмен золота на бумажные деньги.

Постепенно «оздоровленные» банки стали открываться, наиболее жизнеспособные из них получили из бюджета значительные кредиты и субсидии. Вся эта работа заняла отрезок времени менее недели: с 9 по 15 марта. Были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений, которые гарантировали вкладчикам сохранность их средств.

Следующим шагом стало упорядочение биржевых операций с ценными бумагами. Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам, наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний.

16 июня 1933 г. принимается закон о восстановлении промышленности («National Industrial Recovery Act» – «NIRA»), целью которого объявлялось обеспечение «всеобщего благосостояния» путем достижения сотрудничества между рабочими и работодателями при содействии правительства, устранения и решения трудовых конфликтов.

Согласно закону вся промышленность страны была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Исполнение кодексов честной конкуренции контролировалось Федеральной Трудовой Комиссией.

Фактически государство вторгалось в «святая святых» бизнеса, в то, что всегда считалось личным делом каждого предпринимателя – его взаимоотношения с рабочими, установление объемов и стоимости выпускаемой продукции.

Продолжением реформирования промышленной сферы стало принятие серии законов, защищающих права рабочих. Так, в 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впервые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Рабочим официально было дано право на забастовку.

В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном страховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Фонды социального страхования создавались за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря специально созданные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Администрацию развития общественных работ и Ассоциацию общественных работ. На оказание помощи безработным из государственного бюджета было ассигновано более 500 млн. $.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени (40-часовая рабочая неделя) для некоторых категорий трудящихся и минимальный размер заработной платы (25-40 центов в час).

16 февраля 1933 г. был принят закон о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act — ААА), предусматривавший создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства. Основной задачей вновь созданного органа стало установление баланса спроса и предложения на продукты сельского хозяйства и увеличение закупочных цен. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров (посевные площади были сокращены на 4,5 млн. га, уничтожены 6,5 млн. голов свиней). Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов. Группа крупного фермерства смогла интенсифицировать свое хозяйство и получить немалую прибыль.

Завершающим правовым актом аграрной политики «нового курса» стал закон 1938 г., который усиливал государственный контроль за поступлением на рынок основных сельскохозяйственных продуктов, поддержание цен на которые отныне должно было достигаться не уничтожением «излишков», а их хранением с соответствующими государственными выплатами фермерам в счет еще не проданного урожая.

Реализация «нового курса» столкнулась с целым рядом проблем. Парадокс заключался в том, что правые считали его слишком радикальным и выступали против вмешательства государства в дела крупных корпораций, придерживаясь старой роли «ночного сторожа», а левые полагали, что он не содержит в себе конкретных путей решения проблем, поскольку экономические основы ведения хозяйства оставались в существующем виде. Верховный суд США объявил в мае 1935 г. о неконституционности НИРА, а затем в 1936 г. – ААА вместе с еще 9 законами.

Тем не менее, основным итогом политики Рузвельта стало преодоление кризисных явлений и стабилизация американской экономики. Несмотря на противостояние некоторых политических сил политика Рузвельта и он сам были крайне популярны у населения. Достаточно сказать, что Франклин Делано Рузвельт является единственным президентом в истории США, который избирался на четыре срока подряд (1933-1945 гг.) и лишь смерть в 1945 г. прервала его президентские полномочия. По свидетельству современников, американцы никого не хотели видеть на посту президента кроме Ф. Рузвельта.

Крайне важной являлась роль президента Рузвельта в управлении страной в период второй мировой войны. После начала второй мировой войны в США сформировалось движение «изоляционистов» во главе с сенатором У. Бором, выступавшее за невмешательство в дела воюющей Европы. Однако постепенно становится ясно, что политика нейтралитета не отвечает интересам США. В мае 1940 г. создается «Комитет защиты Америки путем оказания помощи союзникам», который становится инициатором оказания военной помощи Великобритании.

В очередной раз одержавший победу на президентских выборах 1940 г. Рузвельт становится инициатором увеличения расходов на содержание армии, особенно на развитие ВМФ. Одновременно с этим начинаются работы по созданию принципиально нового вида вооружений – атомной бомбы. США, не вступая в активные боевые действия, активно поддерживали участников антигитлеровской коалиции, в том числе СССР.

США вступают в войну 8 декабря 1941 г. после нападения японской авиации на базу Пирл-Харбор (Гавайские острова), которое привело к гибели 2402 человек, 5 линейных кораблей и 272 самолетов. После объявления войны американская экономика переводится на военные рельсы, что усилило вмешательство государства в рыночную экономику. Несмотря на то, что увеличение военного заказа увеличило число рабочих мест, тяготы военного времени (карточки на товары первой необходимости, рост цен, удлинение рабочего дня, сверхурочная работа) ощущались довольно явственно. На завершающем этапе войны началась приватизация государственных военных предприятий, построенных за годы войны, частными корпорациями и фирмами за 60 % от их стоимости.

Основной проблемой первого этапа войны было открытие «второго фронта» в Европе, решение которой постоянно откладывалось. Наконец, 6 июня 1944 г. началась операция «Оверлорд» по высадке союзников на побережье Нормандии. Заканчивается вторая мировая война 2 сентября 1945 г. с подписанием акта капитуляции Японией на борту американского линкора «Миссури».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.011 с.)