Особенности современного государственного устройства США 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности современного государственного устройства США



Государственное устройство современных США, как и 200 лет назад основывается на Конституции 1787 г. Как показала история, сформировавшийся в США принцип федерализма и разделения властей оказался очень устойчивым, что доказывает хотя бы тот факт, до в стране никогда не было даже попытки государственного переворота.

Государственная система США - это отлаженный механизм, действующий почти автоматически. Любой губернатор или сенатор может стать президентом при обязательной поддержке одной из двух крупных политических партий и как президент он, согласно распространенному в США выражению «свободен ровно настолько, насколько свободна деталь, являющаяся частью механизма». Реальная значимость поста президента зависит от масштаба личности, занимающей этот пост.

Сбои, политические скандалы быстро преодолеваются, этому способствует не только разделение властей, но и система сдержек и противовесов, которую мы охарактеризовали выше. На практике Сенат сдерживает Палату представителей (более широкую и более демократичную), Конгресс (обе палаты) – президента, Верховный Суд – президента и Конгресс, а независимая пресса («четвертая власть») следит и за президентом, и за Конгрессом, и за судами, и за всей общественной жизнью в США в целом.

Во многом заслуга в обеспечении стабильности государственной системы США принадлежит Конституции. Первоначальный текст Конституции регулировал преимущественно вопросы организации государственной власти США:

• устройство, полномочия, порядок выборов Конгресса США;

• статус, полномочия президента и порядок его избрания;

• структура, порядок формирования и полномочия Верховного суда;

• вопросы организации федерации.

Несмотря на то, что Конституция США состоит всего из семи статей, ее статьи объемнее статей современных конституций и в действительности являются разделами.

Конституция США относится к числу «сверхжестких». Поправка будет принята, если за нее проголосуют не менее 2/3 членов обеих палат Конгресса, а затем ратифицируют законодательные собрания или конвенты, или референдумы 3/4 штатов. Принятые поправки добавляются после основного текста под соответствующим номером. Поэтому в течение более чем 200-летней конституционной истории США было принято и ратифицировано лишь 27 поправок. Таким образом, официальная Конституция США состоит из преамбулы, основного текста, принятого в 1787 г. (семь статей), и 27 принятых позднее поправок.

Кроме писаной Конституции в США конституционные пробелы заполнены законами Конгресса, решениями Верховного суда, актами президента, решениями законодательных собраний штатов, судебными прецедентами. Совокупность всех этих источников получила название «живая» конституция.

Федеративное устройство. США – федеративное государство. Составные части федерации – штаты (англ. state – государство) - обладают признаками государства, поскольку имеют свою конституцию, законы, собственную судебную систему во главе с верховным судом штата, гражданство штата, органы госвласти, символику.

Каждый штат – это своеобразная республика, поэтому первоначальный вариант названия будущих США, предлагавшийся Бенджамином Франклином, звучал как «Союз Штатов Америки».

Однако штаты не имеют права выходить из состава федерации, вводить внутреннюю таможню, вводить на своей территории собственную валюту, самостоятельно вести международную политику, иметь свои вооруженные силы (кроме небольшой национальной гвардии, которая ранее называлась милицией).

Штаты имеют свою символику, а также девиз, флаг, гимн штата и печать. Каждый штат США не только не похож друг на друга, но и специально старается отличаться от других штатов во всех отношениях.

В настоящее время в состав США входит 50 штатов, федеральный округ Колумбия (столица США г. Вашингтон), два свободно присоединившихся государства (обладают ограниченным суверенитетом, не избирают своих депутатов в Конгресс, но имеют с США общую экономику и валюту) – Пуэрто-Рико и Гуам, зависимые территории (Восточное Самоа и др. острова Тихого океана). Но федерацию образуют 50 штатов и федеральный округ Колумбия, а 2 свободно присоединившихся государства и зависимые территории находятся с США в конфедеративных отношениях.

Каждый штат имеет свое законодательное собрание, которое может именоваться легислатура (в 27 штатах); Генеральная Ассамблея (в 19 штатах); Законодательная Ассамблея (в 2 штатах - Северная Дакота и Орегон); Генеральный Суд (в 2 штатах -(Массачусетс и Нью-Гемпшир). Во всех штатах (кроме Небраски) законодательное собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Палаты представителей штата и Сената штата.

Исполнительную власть осуществляет избираемый населением губернатор. Срок полномочий легислатуры и губернатора штата обычно 2 или 4 года. Органы исполнительной власти в штатах не подконтрольны общегосударственным ведомствам.

Американцы, в основном, живут интересами своего города, избирательного округа и своего штата, их мало интересует деятельность федеральных структур, положение всего государства и внешняя политика, т.е. зарубежный мир. Их почти не волнует вопрос о том, кто завтра станет президентом США, т.к. в повседневной жизни граждан ничего не изменится.

В каждом штате имеется система местного самоуправления. Наиболее распространенные муниципальные единицы, на которые делится штат, – графства и города. Местное самоуправление обычно осуществляется по одной из трех схем:

• управляющим (его нанимает муниципальный совет);

• мэром (муниципальным главой) совместно с муниципальным советом;

• специальной комиссией, избираемой жителями.

Президент США. Высшее должностное лицо страны, глава исполнительной власти в США – президент, который обладает следующими полномочиями:

• назначает министров с последующим их утверждением Сенатом;

• непосредственно руководит работой кабинета министров, ответственным исключительно перед президентом (Конгресс не может вынести вотум недоверия кабинету министров);

• в любой момент может освободить любого министра от должности;

• самостоятельно назначает (и освобождает) многочисленных чиновников на федеральном уровне, кроме тех, которых утверждает Сенат;

• назначает послов в зарубежных государствах с последующим их утверждением Сенатом;

• является главнокомандующим вооруженными силами страны (может в любой момент самостоятельно принять решение об использовании вооруженных сил);

• осуществляет руководство внешней политикой, подписывает международные договоры и исполнительские соглашения, не требующие ратификации Сенатом;

• осуществляет руководство внутренней политикой, издает указы и административные указы (приказы);

• назначает членов Верховного суда с последующим их утверждением Сенатом;

• обращается с посланиями к стране.

Важнейшее полномочие президента в сфере законодательного процесса – право вето. Президент вправе в 10-дневный срок наложить вето на любой законопроект, принятый Конгрессом. Вето может быть преодолено 2/3 голосов депутатов каждой из палат Конгресса. В условиях США, где партия, имеющая в палате незначительное большинство, а мнения партий по законопроектам часто противоположные, преодолеть вето президента трудно.

Обычно вето президента преодолевается примерно в 10% случаев. Это означает, что президент может самолично (наложив вето) фактически отменять законопроекты, принятые Конгрессом.

Президентом США может быть избран гражданин США по рождению, достигший 35 лет, обладающий избирательным правом, проживший в стране не менее 14 лет.

В одной паре с президентом избирается вице-президент. Он должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты. Вице-президент председательствует в Сенате, помогает президенту в его деятельности, в случае смерти или отставки президента автоматически становится президентом до окончания текущего 4-летнего срока. Если освободился пост вице-президента, то нового вице-президента назначает президент, после чего его должны утвердить обе палаты Конгресса большинством голосов.

Выборы президента США проходят в фиксированный день – первый вторник после первого понедельника ноября високосного года (в первый вторник ноября, кроме 1 ноября), а вступление в должность – 20 января следующего года.

Президент США избирается на 4 года путем двухступенчатых косвенных выборов. В президентских выборах, и в выборах в конгресс принимает участие, как правило, немногим более половины всего самодеятельного населения США. Формируется особый орган – Коллегия выборщиков, избирающая президента. Число выборщиков Коллегии равно количеству конгрессменов (представителей) и сенаторов (каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и представителей), но сами члены Конгресса не могут стать выборщиками. Число выборщиков от каждого штата различно – от 3 (Аляска) до 55 (Калифорния).

Каждая партия в каждом штате выдвигает единый список выборщиков. Голосование проводится за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов избирателей в рамках одного штата, в Коллегию выборщиков избирается весь ее список (т.е. победившая в штате партия получает все голоса выборщиков от данного штата). Например, партия, за которую проголосовал 51% избирателей Калифорнии, получает все 55 голосов (с выборов 2004 г.) выборщиков от Калифорнии, а партия, набравшая 49% голосов избирателей этого штата, не получает ничего.

Для избрания президентом необходимо набрать 270 голосов выборщиков (или «электоральных голосов») или больше, т.е. свыше половины от их общего числа. Парадокс заключается в том, что для этого достаточно победить всего в 11 самых больших штатах – Калифорнии, Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Пенсильвании, Иллинойсе, Огайо, Мичигане, Нью-Джерси, Северной Каролине, Вирджинии или в 40 мелких и средних штатах.

В случае, если ни один кандидат не наберет большинства голосов членов Коллегии выборщиков (т.е. 270 и более), президента США из трех лучших по результатам выборов кандидатов избирает Палата представителей Конгресса, а вице-президента – Сенат. При существующей в США современной двухпартийной системе выборы президента в Палате представителей маловероятны. Данная система могла бы сработать, если бы «на равных» боролись 3-4 кандидата. Но при наличии только двух реальных кандидатов система избрания через Коллегию выборщиков всегда дает результат. Поэтому за всю историю США подобных прецедентов не возникало.

Система косвенных выборов президента США достаточно сложна, запутанна и может исказить волю народа. В качестве примера можно привести выборы 1992 г., когда Б. Клинтон набрал 43 млн. голосов избирателей, но получил 75% голосов выборщиков; Д. Буш – 37 млн. и 25% соответственно; Р. Перо – 19 млн. и 0%. Ну и конечно выборы 2000 г., когда была поставлена под сомнение сама система президентских выборов в существующем виде.

Надо сказать, что избирательное право – одно из слабых мест американской государственности. На протяжении ХХ в. предпринимались попытки оптимизировать избирательную систему путем принятия соответствующих поправок к Конституции. Так, в 1920 г. была принята XIX поправка, предоставившая избирательные права женщинам. В 1964 г. XXIV, отменившая ограничения избирательных прав на федеральных выборах «в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога». Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн. чел.

В 1971 г. XXVI поправка, снизившая возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет.

В 1968 г. президент Линдон Джонсон предлагал отказаться от косвенных выборов через штаты и ввести классическую систему прямых выборов президента, как в большинстве стран мира. Однако для принятия такого решения необходимо менять Конституцию США, для чего требуется ратификация поправки 3/4 штатов. Предложение вызвало резкое сопротивление средних и мелких штатов (их большинство – около 40), для которых нынешняя система – возможность штата решить судьбу выборов. Кроме того, кандидаты в президенты по новой системе вряд ли будут уделять внимание мелким штатам и бороться за голоса в них. Позиция штатов, скорее всего, не изменится по этому вопросу в ближайшее время, значит, США еще долгое время будут избирать президента по такой архаичной системе.

Согласно XXII (1951 г.) поправке к Конституции одно и то же лицо не может быть президентом США более двух сроков. Данная норма была установлена после того, как Ф. Рузвельт стал президентом США в четвертый раз подряд и умер на своем посту. До этого момента ни один президент не пытался избираться на свой пост более двух раз подряд. Это негласное правило ввел еще первый президент Дж. Вашингтон, который занимал свой пост два срока. По своему влиянию Дж. Вашингтон мог быть переизбран и на третий срок, однако он установил традицию не занимать должность президента более двух раз и уходить добровольно. Смысл данной традиции состоял в том, чтобы «не скатываться к бонапартизму или цезаризму».

По отношению к президенту Конституцией предусмотрена процедура импичмента, т.е. парламентского суда. Она состоит из нескольких стадий. Сначала юридический комитет Палаты представителей Конгресса выдвигает инициативу импичмента, затем Палата представителей простым большинством голосов от общего числа членов палаты принимает решение о выдвижении обвинения против должностного лица и предании его суду Сената; при этом формулируются конкретные пункты обвинения – «статьи импичмента». Дело об импичменте слушается в Сенате как обычное судебное дело (на началах состязательности сторон, с вызовом свидетелей, истребованием доказательств), при этом сенаторы выступают в качестве присяжных, которые принимают решение о виновности должностного лица по каждому пункту обвинения большинством в 2/3 от общего числа сенаторов. Если хотя бы за один из пунктов обвинения проголосуют 67 сенаторов (2/3), импичмент считается состоявшимся и должностное лицо покидает свою должность.

За все годы существования США судом импичмента были осуждены только четверо судей. К суду импичмента привлекались 3 президента США: в 1868 г. - Э. Джонсон; в 1974 г. – Р. Никсон; в 1999 г. - Б. Клинтон, но ни один из них не был смещен с должности в порядке импичмента. В 1974 г. со своего поста добровольно, чтобы избежать импичмента, ушел президент Р. Никсон.

Законодательная власть. Высший орган законодательной власти страны - Конгресс США, состоящий из двух палат Палаты представителей и Сената.

Палата представителей состоит из 435 депутатов, именуемых конгрессменами, представляющих интересы народа в целом и избирающихся от примерно равных по числу избирателей округов. Срок полномочий конгрессменов – 2 года. Выборы в Палату представителей проходят в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года.

Члены Палаты представителей избираются по мажоритарной системе относительного большинства без требования кворума. Каждый штат избирает число представителей, пропорциональное численности населения штата, с учетом того, чтобы 1 представитель избирался примерно от равного числа избирателей, а каждый штат имел в Конгрессе как минимум 1 представителя. Выборы проходят в одномандатных округах. Палата представителей не может быть досрочно распущена. Членом Палаты представителей может быть избран гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 7 лет, достигший 25 лет, постоянно проживающий в штате, на территории которого находится избирательный округ.

Сенат представляет интересы штатов. Сто сенаторов избираются по два от каждого штата на 6 лет. Каждые 2 года проходят выборы 1/3 сенаторов. Как и Палата представителей, Сенат избирается по мажоритарной системе относительного большинства. Сенатором США может быть избран гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 9 лет, достигший 30 лет, постоянно проживающий на территории штата, от которого он баллотируется.

Любой штат через Сенат имеют прямое отношение к общегосударственным делам, к внутренней и внешней политике страны, так как Сенат имеет два важных специальных полномочия: утверждает все президентские назначения на федеральные посты и ратифицирует международные договоры, заключенные президентом.

Основное полномочие Конгресса США (обеих его палат) – принятие законов.

Сенат участвует также в назначении министров, судей Верховного суда; федеральных судей, принимает окончательное решение по вопросу импичмента.

Палата представителей избирает своего председателя – спикера (третье должностное лицо в стране). Если освободившийся президентский пост не может занять вице-президент, президентом США становится спикер.

Председателем Сената по должности является вице-президент США. Фактически, в связи с тем, что вице-президент часто бывает занят, в Сенате председательствует Временный председатель Сената. Им избирается самый старый сенатор от партии большинства. Палата представителей и Сенат создают комитеты и комиссии.

Партийная система. Определяющую роль при выборах Конгресса, президента США, губернаторов и иных должностных лиц играют политические партии.

В США исторически сложилась двухпартийная система, в результате чего на выборах всех уровней соперничают кандидаты от двух партий - демократической и республиканской.

В прошлом демократическая партия, основанная в 1828 г., представляла интересы рабовладельческого Юга, а республиканская, основанная в 1854 г., – интересы промышленного Севера. После отмены рабства в 1865 г. различия между партиями стали минимальными.

В настоящее время республиканская партия имеет сильные позиции на северо-востоке страны; ее поддерживают, как правило, средние и обеспеченные слои населения, преимущественно белые избиратели. У демократической партии сильные позиции на Юге, часто ее избирателями являются бедные слои населения, а также чернокожие и испаноязычные.

Партии не имеют фиксированного членства, членских билетов, но имеют разветвленный партийный аппарат в каждом штате и в столице. Деятельность партий и их партийных аппаратов мобилизуется по мере приближения выборов. Практически невозможно стать членом Палаты представителей, сенатором, губернатором штата, президентом США без поддержки партии (т.е. не будучи ее кандидатом) и ее организационных структур (аппарата).

Нередко партии в США именуют избирательными машинами. Все выборы в США проходят две стадии:

• праймериз (первичные выборы);

• непосредственно выборы.

Во время праймериз идет борьба внутри каждой партии за право стать ее официальным кандидатом (в Конгресс по округу, в губернаторы, президенты). Окончательно вопрос о кандидате решают рядовые члены партии путем голосования (в округе, штате, масштабе страны).

Когда от каждой партии определяется единственный кандидат на выборную должность, начинается второй этап. На всех выборных должностях, включая президента США, республиканцы и демократы периодически сменяют друг друга. В то же время, поскольку цели партий схожи, государственный курс в целом остается тем же.

В США предпринимались попытки создать другие партии, помимо демократической и республиканской, выдвинуть «третьего кандидата», но все они заканчивались провалом. Все они имели временный характер, были маловлиятельными и быстро рассыпались.

Судебная власть. Отличие судебной системы США в том, что в стране существует параллельно 50 судебных систем (отдельно в каждом штате) и федеральная судебная система.

Во главе судебной системы каждого штата находится верховный суд штата.

Каждый штат самостоятельно устанавливает свою судебную систему, порядок наделения полномочиями судей (они избираются населением, либо легислатурой, либо иными должностными лицами), свою систему наказаний (одно и то же деяние может быть преступлением в одном штате и не быть таковым в другом. За сходное преступление один штат может установить более жесткое наказание, другой - более мягкое). Но законы штатов не могут противоречить общефедеральному закону.

Одновременно действует федеральная судебная система, в структуру которой входят окружные суды (94), апелляционные (12), Верховный суд США.

В каждом штате в зависимости от количества населения действует несколько окружных судов. Территория судебного округа не совпадает с территорией штата. Территория одного апелляционного суда охватывает территорию 3-5 штатов.

Высшая судебная инстанция США - Верховный суд США, состоящий из 9 судей (назначаются пожизненно президентом США с согласия Сената).

Важная особенность судов США в том, что они правомочны осуществлять и осуществляют конституционный контроль.

В США, начиная с 1803 г. господствует правовая доктрина, согласно которой конституция и любой закон при необходимости подлежат толкованию, которое осуществляют суды и судьи. В этой связи широко распространено высказывание о том, что «закон - это то, что говорят о нем судьи».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.043 с.)