Вид транспортировки и соответствующий термин Инкотермс 2000 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вид транспортировки и соответствующий термин Инкотермс 2000



Любой вид транспортировки
Группа E EXW Франко завод (… название места)
Группа F FCA Франко перевозчик (… название места назначения)
Группа С CPT Фрахт/перевозка оплачены до (… название пункта назначения)
  CIP Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (… название пункта назначения)
Группа D DAF Поставка до границы (… название места назначения)
  DDU Поставка без оплаты пошлины (… название места назначения)
  DDP Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения)

 

Только морской и внутренний водный транспорт
Группа F FAS Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)
  FOB Франко борт (... название порта отгрузки)
Группа C CFR Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
  CIF Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения)
Группа D DES Поставка с судна (... название порта назначения)
  DEQ Поставка с пристани (... название порта назначения)

 

В базовых условиях определены обязанности продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в соответствующую географическую точку или отгрузить товар на транспортные средства, или передать его транспортной организации.

Базисные условия определяют и другие обязанности продавцов и покупателей:

1. Кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территориям стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем и воздухом;

2. Обязанности продавцов в части упаковки и маркировки товаров;

3. Обязанности сторон по страхованию груза и оформлению коммерческой документации;

4. Место и время перехода с продавца на покупателя рисков случайной порчи или утери товаров.

 

 

4. Виды документов при международных поставках.

 

Согласно международной практике и унификации форм международных расчетов все документы, которые подаются при поставке товаров, делятся на такие виды:

1. Коммерческие;

2. Транспортные;

3. Страховые;

4. Финансовые.

 

1. Коммерческие документы – документы, в которых определены денежные требования экспортера к импортеру. Основным является счет-фактура, в котором указывается сумма, выставляемая к оплате. Выставляются продавцом на покупателя. Описание товара в коммерческом счете должно быть точным и полным.

Обязательными реквизитами коммерческого счета являются: наименование продавца и покупателя, номер заключенного контракта, пункты отгрузки и назначения товара, номер и дата транспортного документа, номер и дата контракта, полное наименование товара, количество и цена товара, общая сумма счета, выставленного к платежу, условия поставки.

В счете-фактуре должен быть указан курс пересчета валюты. Счет фактура должен быть заверен торгово-промышленной палатой или консульством страны покупателя, что облегчает правильную уплату таможенной пошлины в стране импортера.

Коммерческий счет подписывается двумя лицами без указания должностей и без печати. Если условиями контракта предусмотрена рассрочка платежа, то в счете-фактуре делается ссылка на этот пункт и указывается дата платежа.

 

2. Транспортные документы выписываются грузоперевозчиком как свидетельство того, что товар принят им к перевозке.

К ним относятся: железнодорожная накладная; авианакладная; автодорожная накладная; коносамент (море).

Основные сведения железнодорожной накладной: название станции назначения и приграничных станций, название груза, отметка об оплате (или сумма) фрахта. Особое внимание уделяется графе «Получатель», так как он не всегда совпадает с покупателем товара. Выписывается на языке страны, получающей товар. Обязательно делается отметка о количестве товара или его весе. Когда транспортным документом являются накладные, оригиналы этих документов всегда сопровождают груз и выписываются они на имя покупателя.

Авианакладная (квитанция воздушного сообщения) – документ, удостоверяющий наличие договора перевозки между отправителем груза и перевозчиком о доставке товара воздушными линиями. В накладной указываются: наименование аэропорта отправления и прибытия, перечень прилагаемых к накладной документов, общая ценность груза, сумма платежа за перевозку, дата выдачи накладной. Должна быть подписана не только представителем перевозчика, но и экспортером. Заполняется отправителем при сдаче груза. Составляются три оригинала (перевозчику, получателю и отправителю) и 9 копий. Авианакладная не является оборотным документом, ее нельзя передать другому лицу с помощью индоссамента, она не является документом, удостоверяющим право на груз. Не имеет оригинала, передаваемого получателю груза для предоставления ему права владения товаром. Груз передается в распоряжение получателя после предъявления им документов, удостоверяющих личность, а также при подписании квитанции о приеме груза и уплате необходимых сборов.

Автодорожная накладная выступает в роли договора при использовании автомобильного транспорта. В ней указываются: дата отгрузки товара, название груза, подлежащего перевозке, название получателя, стоимость перевозки. Не является товарораспорядительным документом, груз выдается указанному в ней получателю. Составляется в 4-х экземплярах (2 – перевозчику, продавцу и покупателю), подписывается перевозчиком и отправителем груза. При нескольких перегрузках и нескольких партиях выписывается столько же накладных. С ней отправляются товарораспорядительные документы: упаковочные листы, отгрузочные спецификации, сертификаты качества.

Коносамент – документ, выдаваемый отправителю груза о принятии товара для перевозки морем.

Выполняет три функции:

1. Удостоверяет принятие груза к перевозке (дата выписки коносамента является датой отгрузки). Имеет вид расписки судовладельца или его уполномоченного, удостоверяющей погрузку товаров в соответствующем количестве на судно для перевозки к установленному месту назначения.

2. Служит товарораспорядительным документом. Дает право владельцу оригинала распоряжаться грузом. Только лицо, указанное в коносаменте или имеющее коносамент на предъявителя, может требовать выдачи товара, указанного в коносаменте. Чтобы продать товар, находящийся в дороге и представленный коносаментом, товарораспорядителю достаточно продать или переуступить свои права по коносаменту.

3. Свидетельствует о заключении договора морской перевозки. Способность быть единственным доказательством наличия морской перевозки. При перевозке на суднах регулярных линий или при поставках товара соответствующими партиями. Если под груз фрахтуется целое судно или его часть, договор морской перевозки оформляется чартер-партией или чартером.

Коносамент содержит сведения о названии судна и его владельце; тоннажи судна; названия портов погрузки и разгрузки; количество выданных экземпляров его оригиналов; подписывается капитаном судна или пароходным агентом.

Коносаменты бывают именные, ордерные и на предъявителя.

Именной свидетельствует о том, что товар должен быть доставлен соответствующему получателю с указанием его названия и адреса. Не может быть передан с помощью обычного индоссамента.

Ордерный выписывается в пользу соответствующего получателя или по его приказу и предусматривает, что отправитель груза может передать свои права третьему лицу, индоссировав коносамент, то есть проставив на обороте свою подпись и печать. Используется, если платеж осуществляется против подачи документов банку.

Если в графе «Получатель груза» нет названия или указано «Предъявитель», то такой коносамент называется «на предъявителя». Также может быть выписан по приказу экспортера и содержать на обороте бланковый индоссамент (подпись и название экспортера).

Коносаменты оформляются в трех экземплярах, являющихся оригиналами (штамп «оригинал»), подписываются капитаном судна или его агентом. Указывается количество составленных оригиналов. Копии имеют штамп «копия». Коносамент должен быть чистым, то есть не иметь дополнительных обозначений или отметок о дефектном состоянии товара или упаковки.

 

3. Страховые документы выписываются при отгрузке товара на условиях CIF или CIP. К ним относятся страховые полисы и страховые сертификаты. Эти документы выдаются страховыми компаниями и свидетельствуют о наличии договора страхования.

Импортеры страхуют товары в свою пользу или в пользу других лиц, получающих груз. Когда страхование входит в обязанности экспортера, договор со страховой компанией составляется в пользу импортера или третьего лица. Если последний покупатель неизвестен, страховой полис может выписываться на предъявителя.

В заявлении о заключении договора страхования должны указываться такие сведения:

1. Точное название груза, вид упаковки, количество мест и масса груза;

2. Номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

3. Вид транспорта;

4. Способ отправки груза (в трюме или на палубе, вместе или по отдельности);

5. Пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

6. Стоимость груза (страховая сумма);

7. Вид страховой ответственности (условия страхования).

Договор страхования считается заключенным с того момента, когда принятие страхования подтверждено страховой компанией в письменном виде. По требованию страхователя страховщик обязан выдать ему страховые документы (полис или сертификат).

Страховые документы не должны быть датированы позже даты отгрузки. Страховые полисы выписываются в валюте платежа. Минимальная сумма, на которую страхуется товар, равна 110 % стоимости СIF соответствующих товаров.

Основные реквизиты страхового документа: название товара, дата отгрузки, номер транспортного документа, название получателя груза, название экспортера.

Кроме основного вида риска – частичной или полной утраты, могут быть указаны и дополнительные риски (форс-мажор).

Страховые полисы бывают именные, ордерные, на предъявителя и могут передаваться с помощью простых и именных индоссаментов.

 

4. Финансовые документы – это чеки и векселя (простые и переводные).

С целью унификации вексельного законодательства была проведена международная конференция в Женеве в 1930 году. Приняты три вексельные конвенции. Но к ним присоединились не все страны.

Страны, входящие в женевскую систему вексельного права Австрия, Бельгия, Бразилия, Голландия, Греция, Дания, Италия, Люксембург, Монако, Норвегия, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Германия, Швейцария, Швеция, Венгрия, Япония
Страны, входящие в англо-американскую систему вексельного права Австралия, Антигуа, Барбуду, Багамы, Гана, Гайана, Гонконг, Гренада, Зимбабве, Израиль, Индия, Ирландия, Йемен, Канада, Кения, Кипр, Лесото, Малави, Малайзия, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Пуэрто-Рико, Свазиленд, Сент-Лусия, Судан, США, Сьерра-Леоне, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, ЮАР, Ямайка
Страны, не входящие в основные системы вексельного права Боливия, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Египет, Иран, Испания, Колумбия, Куба, Лихтенштейн, Мексика, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Сан-Марино, Таиланд, Тайвань, Уругвай, Чили

 

Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное и бесспорное долговое обязательство.

Простой вексель – это долговое обязательство импортера осуществить платеж.

Переводной вексель – письменный приказ осуществить платеж определенному лицу в определенный срок, выставляемый экспортером на иностранного импортера.

В составлении простого векселя принимают участие два лица: векселедатель (плательщик) и векселедержатель (получатель денег по векселю), переводного векселя – три лица: трассант (выдавший вексель или приказ платить), трассат (плательщик по векселю) и ремитент (в пользу которого выдан вексель).

Вексель составляется по четко установленной форме.

Обязательные реквизиты простого векселя:

1. Название «вексель»;

2. Простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму денег;

3. Срок платежа;

4. Место платежа;

5. Наименование получателя денег;

6. Место и дата составления векселя;

7. Подпись векселедателя.

Обязательные реквизиты переводного векселя:

1. Название «вексель»;

2. Безусловный приказ уплатить определенную сумму денег;

3. Название плательщика (трассата);

4. Срок платежа;

5. Место платежа;

6. Наименование получателя денег (ремитента);

7. Место и дата составления векселя;

8. Подпись векселедателя (трассанта).

Если в векселе отсутствует хотя бы один из перечисленных реквизитов простого или переводного векселя, этот документ не имеет законной силы за исключением таких случаев:

1. При отсутствии указания места платежа, место, указанное возле наименования плательщика, и будет местом платежа по векселю;

2. При отсутствии указания места выдачи векселя, ним считается место, указанное рядом с именем векселедателя;

3. Вексель, в котором не указан срок платежа, подлежит оплате по предъявлении.

В международных расчетах используются акцептованные векселя.

Акцепт векселя – это подтверждение трассатом (плательщиком) своего согласия осуществить платеж по векселю. Акцепт векселя осуществляется в виде надписи на лицевой стороне векселя и подписывается акцептантом. Необходимость акцепта обусловлена тем, что обязательства трассата по переводному векселю возникают только после его акцепта.

Гарантией по простым векселям и траттам является их авалирование.

Аваль – это гарантия платежа по векселю со стороны авалиста, если должник не выполнил своих обязательств по векселю. Он осуществляется на лицевой стороне векселя или на дополнительном листе аллонже и подписывается авалистом.

Векселя – это обращающиеся финансовые документы. Их передача осуществляется путем передаточной надписи – индоссамента, который осуществляется на обратной стороне векселя и подписывается индоссантом.

Векселя, выписанные и подлежащие оплате в одной стране, называются внутренними. Векселя, выписанные в одной стране, а подлежащие оплате в другой, называются иностранными (внешними).

В основе расчетов при операциях с иностранными векселями большое значение имеет вексельный курс. Это цена иностранного векселя в национальной валюте. При котировке краткосрочных вексельных курсов за основу берется курс «спот», при котировке долгосрочных вексельных курсов ориентируются на курс «форвард».

Наряду с коммерческими векселями широкую сферу обращения имеют и банковские векселя. Это тратта, которую выставляют банки на своих иностранных корреспондентов. Импортеры, покупая эти векселя у национальных банков и пересылая их для экспортеров, погашают таким способом свои долговые обязательства.

 

Использование чеков в международных расчетах регулируется однообразным чековым законом, принятым в 1931 году на Женевской конференции. Он определяет форму, реквизиты, условия подачи и оплаты, индоссамент чека.

Чек – это безусловный приказ чекодателя банку-плательщику или другому кредитному учреждению оплатить по предъявлении определенную сумму чекодержателю или по его приказу за счет имеющихся у банка (депонированных) средств чекодателя.

Для клиентов с устойчивым финансовым положением банк при наличии соответствующего соглашения может выдать чек без депонирования средств. Такие чеки называются безвалютными, их использование ограничено.

Бывают фирменные и банковские чеки.

Фирменный чек – это чек, выписываемый фирмой на получателя средств и выставляемый на свой банк.

Банковский чек – это чек, выписываемый банком на банки-корреспонденты. Оплата по такому чеку осуществляется за счет средств на корсчетах банка.

В зависимости от характера использования чека и условий передачи выделяет именной, ордерный и чек на предъявителя.

Чек может передаваться одним лицом другому через индоссамент, написанный на обратной стороне чека. Индоссамент удостоверяет передачу прав по чеку и предусматривает ответственность индоссанта перед держателями чека.

Именной чек выписывается в пользу определенного лица. Передача чека производится с помощью передаточной надписи «не приказу», заверенной нотариально.

Ордерный чек выписывается в пользу определенного лица или по его приказу. Передача осуществляется путем индоссамента (иногда с пометкой «приказу»).

Чек на предъявителя выписывается на любое лицо и может передаваться как с индоссаментом, так и без него.

Как гарантия платежа по чеку используется аваль, на лицевой стороне надпись «считать за аваль», «как авалист». (В США разрешен и акцепт чека).

В случае отказа от платежа по чеку держатель чека обязан заявить протест в установленный срок. Отказ от оплаты чека должен быть подтвержден нотариальным протестом или подписью банка на чеке об отказе осуществить платеж. В случае такого отказа держатель чека имеет право требовать оплаты от чекодателя, индоссантов, авалистов.

 

 


 

 

Тема 5. Недокументарные формы расчетов в валютных отношениях.

 

1. Авансовые платежи.

2. Платеж на открытый счет.

3. Банковский перевод.

4. Расчеты с использованием чеков.

5. Расчеты с использованием пластиковых карточек.

6. Расчеты с использованием векселей.

 

1. Авансовые платежи.

 

Исследования валютно-финансовых условий внешнеторговых контрактов показали, что при проведении торговых операций важным является правильный выбор формы расчетов, так как он дает возможность контрагентам уменьшать расходы и риски невыполнения противоположной стороной своих обязательств по контракту.

Формы расчетов – это урегулированные законодательством стран-участниц способы выполнения денежных обязательств по внешнеторговым контрактам. При этом порядок осуществления форм международных расчетов также регулируется международными документами, которые разрабатываются специально созданными организациями – Международной торговой палатой, Комиссией по праву международной торговли ООН.

Формы международных расчетов условно делятся на документарные (аккредитив, инкассо) и недокументарные (платеж на открытый счет, авансовые платежи, банковский перевод, векселя и чеки).

Документарные формы расчетов помогают уменьшить риск неплатежа и недопоставки товара. Каждая форма расчетов содержит определенную долю риска для экспортера или импортера и зависит от многих факторов: вида товара, степени взаимного доверия контрагентов, наличия кредитного соглашения, платежеспособности внешнеторговых партнеров, уровня спроса и предложения на данный товар, надежности привлеченных банков. Поэтому каждый контрагент старается настаивать на той форме расчетов, при которой он меньше всего рискует.

 

Различные формы расчетов в зависимости от риска
Степень риска для экспортера Открытый счет Степень риска для импортера
Документарное инкассо с рассрочкой платежа
Документарное инкассо с немедленной оплатой
Неподтвержденный аккредитив
Подтвержденный аккредитив
Авансовый платеж

 

При выборе формы расчета целесообразно руководствоваться такими условиями
  Аванс Аккредитив Инкассо Открытый счет
Тип товара Изготовленный на заказ Стандартный
Отношения контрагентов Новые Хорошо налаженные
Политическая ситуация Неустойчивая Относительно устойчивая Устойчивая
Экономическая ситуация Неустойчивая Относительно устойчивая Устойчивая

 

Таким образом, авансовый платеж и платеж на открытый счет находятся на разных полюсах. Это объясняется тем, что данные формы расчетов имеют односторонние выгоды или для продавца или для покупателя. Кроме того, в отличие от документарных форм, участие банков при этих формах значительно меньше, они только являются проводниками денег.

 

Авансовые платежи наиболее выгодны экспортеру.

Аванс – это денежная сумма или имущественная ценность, которая передается покупателем продавцу до отгрузки товара в счет выполнения обязательств по контракту.

Аванс может быть в денежной и товарной формах.

Товарная форма аванса предусматривает передачу импортером экспортеру сырья или материалов или комплектующих, необходимых для изготовления заказанного оборудования.

Денежная форма аванса предусматривает оплату покупателем согласованной в контракте суммы в счет надлежащих по договору платежей до отгрузки товара (предоставления услуги), а иногда даже до начала выполнения контракта.

В мировой практике авансы используются, если:

1. Продавец не уверен в платежеспособности покупателя;

2. Экономическая и политическая ситуация в стране покупателя нестабильна;

3. При поставке дорогого оборудования (кораблей, самолетов), изготовленного по индивидуальному заказу;

4. При поставках редких дефицитных товаров, а также товаров стратегического назначения (ядерного топлива, оружия);

5. В случае достаточно продолжительных сроков действия контракта.

 

Аванс может быть в размере полной стоимости контракта (заказа) или в виде доли или процента. Для экспортера самым выгодным является авансовый платеж на общую сумму контракта или предоплата, тогда он защищен от риска того, что иностранный покупатель откажется или будет неспособен оплатить уже отгруженный ему товар. С другой стороны, аванс служит обеспечением обязательств, принятых покупателем по контракту.

К недостаткам этой формы относится комплексный риск импортера: риск того, что экспортер не поставит товар, доставит несвоевременно, другого качества или спецификации, другого ассортимента, иной упаковки и транспортировки. Импортер рискует потерять аванс (или вернуть его через большой срок по решению суда) и материальную компенсацию. Аванс также означает, что импортер кредитует поставку.

От аванса необходимо отличать задаток и отступные.

Задаток, как и аванс, выдается в счет суммы, указанной в договоре. В случае невыполнения условий договора контрагентом, давшим задаток, он теряет полную сумму задатка. Если обязательства по контракту не выполнит сторона, получившая задаток, то эта сторона обязана вернуть его в двойном размере. Задаток не освобождает сторону, не выполнившую договор, от возмещения убытков другой стороне.

Отступные представляют обусловленную в договоре сумму, уплатив которую контрагент освобождается от взятых на себя обязательств по контракту без возмещения дополнительных убытков другой стороне. Таким образом, если аванс и задаток вынуждают контрагентов к своевременному исполнению договора, то отступные, наоборот, при определенных обстоятельствах могут ослабить стимулы выполнить контракт.

Аванс в размере общей стоимости контракта используется, если:

1. Валютное законодательство и органы валютного контроля страны покупателя допускают авансовые платежи в размере 100 % стоимости контракта;

2. Отсутствуют государственные ограничения или запрет на импорт / экспорт товаров;

3. Импортер имеет достаточно ликвидных ресурсов для осуществления авансового платежа;

4. Цена товаров, покупаемых с помощью аванса, относительно невелика в общем обороте средств импортера.

 

Авансы на часть суммы (10-30%) достаточно распространены в международной торговле. При этом основную часть платежа продавец получает после отгрузки товара, используя другие формы расчетов (открытый счет или аккредитив).

Иногда в контракте предусмотрена уплата аванса несколькими взносами: 10-20% стоимости заказа – при подписании контракта и 15% - после подачи технической документации. Это называется поэтапные платежи.

Аванс оплачивается в течение определенного срока с даты подписания контракта. При поставках сложных видов машин и оборудования с большим сроком производства контракт вступает в силу после перевода покупателем аванса, который выплачивается в течение 30-90 дней с даты подписания контракта. В контракте также оговаривается, через какой промежуток времени после оплаты аванса будет поставлен товар. Как правило, аванс реализуется банковским переводом или чеком.

Размер оплаты за получение аванса определен в договоре ставкой в процентах годовых, при этом проценты в пользу покупателя начисляются со дня перевода аванса до даты реальной поставки товара. Однако чаще процентная ставка в контракте не указывается, а учитывается сторонами при согласовании цены товара, то есть через снижение цены на размер затрат, связанных с предоставлением аванса.

Погашается аванс путем зачета при поставке товара. Это условие должно быть своевременно зафиксировано в контракте. При поставке товара партиями аванс может быть на учете до последней поставки и погашаться при окончательных расчетах. Аванс рационально погашать в определенной доле от каждой поставки. В этом случае возможны два способа: пропорциональный, когда при каждой поставке погашается часть аванса, соответствующая его части в стоимости товара, и прогрессивный, когда процент погашения аванса с каждой новой поставкой пропорционально растет.

При других равных условиях для импортера более выгоден такой способ погашения аванса, который сводит к минимуму реальный срок авансирования им экспортера. Для экспортера более выгодно, чтобы аванс погашался при расчетах за последнюю отгрузку товара, так как этот способ обеспечивает самое длительное пользование авансом и полностью страхует от возможных потерь в случае отказа покупателя от следующих партий товара.

Поскольку авансовый платеж связан для покупателя со значительным риском, при его использовании он часто требует выставления на себя гарантии первоклассного банка (гарантии возврата аванса или гарантии необходимого выполнения контракта).

 

 

2. Платеж на открытый счет.

 

Использование платежа на открытый счет предусматривает ведение партнерами друг для друга открытых счетов, на которых учитываются суммы текущей задолженности. После отгрузки товара и отправки документов в адрес импортера экспортер заносит сумму стоимости груза в дебет открытого на покупателя счета. Импортер делает такую же запись в кредит счета экспортера. После оплаты товара экспортер и импортер делают компенсирующие проводки. Такая форма расчетов предусматривает ведение контрагентами большого объема работы по учету продаж.

Кроме того, товарораспорядительные документы поступают к импортеру прямо, минуя банк, в связи с чем весь контроль за своевременностью платежей ложится на плечи участников сделки, прежде всего экспортера. Движение товаров опережает движение валютных средств.

Порядок погашения задолженности по открытому счету зависит от соглашения между контрагентами. При регулярных поставках стороны могут договориться, что расчеты между ними будут осуществляться не по каждой отдельной партии товара, а в соответствующие сроки – обычно в конце месяца или квартала. Если поставки товаров взаимные, то возможен зачет требований на безвалютной основе.

Платеж на открытый счет – самая рискованная для экспортера форма расчетов, так как у него нет никаких гарантий, что покупатель урегулирует свою задолженность в оговоренный срок. После того, как все права на товар перешли к покупателю вместе с товарораспорядительными документами, поставщику остается только положиться на платежеспособность и расчетную дисциплину покупателя, Таким образом, риск неоплаты импортером товара при одностороннем использовании открытого счета аналогичен риску непоставки или недопоставки товара экспортером при авансовых платежах.

Расчеты с помощью открытого счета целесообразно использовать, если:

1. Между покупателем и продавцом существуют надежные, устойчивые и длительные деловые отношения;

2. Торговля между странами относительно свободна от государственных ограничений и международной регламентации.

К недостаткам этой формы также относится замедление оборота капитала экспортера, что иногда вызывает у него необходимость брать банковский кредит.

Расчеты по открытому счету наиболее выгодны для покупателя, так как он осуществляет оплату только при получении / инспекции товара, то есть отсутствует риск непоставки товара, существующий при авансовых платежах.

Эта форма самая дешевая и относительно простая, что объясняет ее популярность в странах ЕС.

Для достижения большей надежности платежа на открытый счет экспортеры настаивают на выставлении в свою пользу платежных гарантий первоклассных банков.

В Украине из-за низкой платежной дисциплины, инфляции, отсутствия доступа к информации о финансовой состоянии фирм, отсутствия законодательной базы, эта форма не распространена.

 

 

3. Банковский перевод.

 

Как и другие формы международных расчетов, банковские переводы осуществляются в безналичной форме, то есть платежным поручением, которое один банк адресует другому. При этом коммерческие и товарораспорядительные документы направляются от экспортера импортеру непосредственно, минуя банки.

Банковский перевод представляет собой простое поручение коммерческого банка своему банку-корреспонденту оплатить соответствующую сумму денег по просьбе и за счет плательщика иностранному получателю (бенефициару) с указанием способа возмещения банку-плательщику уплаченной им суммы.

Экспортер переводополучатель (бенефициар) Контракт Товар   Платежное поручение Импортер перевододатель
  Платеж   Заявление на перевод
Банк экспортера Банк импортера

1. Согласно заключенному контракту экспортер передает необходимые документы импортеру.

2. Импортер выставляет платежное поручение в обслуживающий его банк.

3. Списание средств со счета покупателя и зачисление их на счет Лоро банка экспортера.

4. Уведомление (авизование) банка экспортера или осуществления расчетной операции.

5. При поступлении авизо списание средств со счета банка импортера и зачисление из насчет экспортера.

6. Авизование экспортера о зачислении на его счет соответствующей суммы денег.

 

В разделе «Условия платежа» внешнеторгового контракта должно быть указано, что расчеты за поставленный товар будут в форме банковского перевода. При этом дается подробный перечень документов, которые направляются от экспортера импортеру (по виду и количеству). Кроме этого, должны быть указаны банковские реквизиты получателя перевода (номер счета, название банка экспортера, адрес), а также в какой срок пройдет платеж.

Банки начинают принимать участие в этой форме при подаче в банк импортера заявления на оплату контракта. Банки не несут никакой ответственности за платеж (поставка товара, передача документов, а также сам платеж не входят в функции банка до момента подачи платежного поручения). Таким образом, банки несут минимальную ответственность и взимают минимальную комиссию. Банк импортера, приняв заявление на перевод от клиента-импортера, посылает от своего имени платежное поручение в соответствующий банк экспортера почтой, телексом, по системе СВИФТ.

После получения платежного поручения банк экспортера проверяет его правильность и зачисляет полученную сумму на счет экспортера. Перевод за фактически поступивший товар выгоднее импортеру, так как он получает товар и документы до момента оплаты.

Другой вид – перевод в оплату по контракту. Иногда в разделе «Условия платежа» контракта содержится положение о переводе процента (10-30%) стоимости контракта авансом, то есть до начала отгрузки товара экспортером. Остальная часть выплачивается за фактически поставленный товар. Это невыгодно импортеру, он получает риск потери денег в случае непоставки товара экспортером.

Способы защиты импортера от риска невозврата / утраты аванса в случае непоставки товара экспортером:

1. Банковская гарантия на возврат аванса;

2. Документарный или условный перевод.

Если в «условиях платежа» контракта содержится положение о переводе аванса под гарантию первоклассного коммерческого банка на возврат аванса, то до перевода аванса фирма-экспортер (принципал по гарантии) обращается в один из банков своей страны (банк-гарант) с просьбой дать гарантию на возврат аванса в пользу импортера (бенефициара по гарантии). Банки берут 10-15% комиссии за такую гарантию. Ее содержание в том, что банк гарантирует импортеру возврат переведенного аванса в случае непоставки товара (невыполнения контракта). Кроме того, оговаривается то, что гарантия имеет безотзывной и безусловный характер, а также, что банк-гарант вернет сумму аванса с учетом процентов, полученных за весь период пользования средствами.

Документарный (условный) перевод – перевод аванса с условием, что банк экспортера (бенефициара) осуществит фактическое перечисление аванса на его счет только против подачи транспортного документа. При этом указывается период, в течение которого пройдет отгрузка, и подача документа, свидетельствующего о такой отгрузке.

 

Банковский перевод в расчетах за экспортные товары и услуги.

Коммерческий банк выполняет платежные поручения иностранных банков-корреспондентов о выплате средств в пользу того, кто получает перевод, то есть клиентов банка или клиентов банков-корреспондентов этого коммерческого банка внутри страны – при условии определения в платежном поручении одного из указанных ниже способов возмещения выплачиваемых сумм:

1. Зачисление суммы перевода на счет Ностро в банке переводоотправителя;

2. Зачисление суммы перевода на счет Ностро в третьем банке;

3. Предоставление прав дебетовать суммой перевода счет Лоро банка переводоотправителя в коммерческом банке.

Платежные поручения иностранных банков поступают в виде почтовых, телеграфных поручений или по каналам СВИФТ. Телексные платежные поручения подписываются уполномоченными должностными лицами иностранного банка. Телексные поручения, не имеющие переводного ключа, и почтовые поручения, не подписанные или подписанные не по форме, к исполнению не принимаются. Исполнение платежных поручений, поступивших от иностранных банков, начинается с проверки и проставления отметки (штампа) о соответствии ключа или подписи.

На каждое платежное поручение иностранного банка составляется мемориальный ордер по установленной форме, то есть дебетуется счет Ностро банка в том банке, от которого поступило платежное поручение, и кредитуется распределительный счет клиента. В тексте мемориального ордера обязательно указывается дата валютирования, указанная в платежном поручении банка-корреспондента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.117 с.)