Документы при морской перевозке груза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документы при морской перевозке груза



В ходе Гамбургской конференции 1978 года с участием 78 государств, а также 8 правительственных и 7 неправительственных организаций, был принят Заключительный акт конференции ООН по морской перевозке, в котором определяется документация, применяемая при международных морских перевозках, - в первую очередь, договор морской перевозки.

 

В настоящее время в зависимости от варианта перевозки используются различные виды коносамента.

Коносамент (Bill of Lading) – наиболее важный среди документов, служащих для оформления морской перевозки грузов, который подтверждает факт принятия груза к перевозке и обязательства доставить груз в порт назначения. Он содержит краткое описание грузов и условий перевозки и отправляется получателю товара. В коносаменте определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем. Кроме функции расписки перевозчика в принятии груза к перевозке, которая обязывает его выдать груз держателю коносамента в целости и сохранности, коносамент является ценной бумагой и выполняет роль товарораспорядительного документа, а также служит доказательством наличия и содержания договора перевозки. Как показано выше, в полном объеме эти функции коносамент выполняет в сфере линейного судоходства. В рассматриваемом нами случае рейсовой перевозки, где отношения сторон оформляются чартером, функции коносамента как договора морской перевозки поглощаются чартером, и он выполняет урезанные функции чартерного коносамента.

Линейный коносамент (Liner Bill of Lading) – основной документ при линейном судоходстве выдается отправителю перевозчиком, принимающим груз к перевозке, и содержит данные, представленные отправителем. Линейный коносамент является:

• договором перевозки между отправителем и морским перевозчиком, по которому груз перевозится между определенными пунктами и за определенную плату;

• распиской перевозчика в принятии груза на борт;

• свидетельством права собственности на груз, которое может быть продано, куплено в то время, когда товар находится в состоянии перевозки (если коносамент является «ордерным»).

Коносамент может иметь стандартную форму, разработанную линейной компанией для любого из направлений работы, или его форма может быть разработана для каждой двусторонней или многосторонней линии индивидуально, в зависимости от особенностей стран-участниц линейных перевозок.

Данные, указанные на лицевой стороне коносамента, могут меняться в каждом новом рейсе. К ним относятся такие сведения:

• наименование перевозчика и местонахождение его основного предприятия;

• наименование отправителя;

• вид коносамента;

• наименование получателя;

• адрес компании, которая может получить приказ от покупателя о получении груза и дальнейшем распоряжении им;

• название судна;

• пункт отправки;

• пункт назначения;

• сведения о грузе (полученные из штурманской расписки);

• внешнее состояние груза;

• место оплаты фрахта, место и дата выписки коносамента, число оригиналов коносамента, подпись перевозчика или лица, действующего от его имени;

• указание (в необходимых случаях) о том, что груз должен или может перевозиться на палубе;

На обратной стороне коносамента указываются единые условия для всех грузовладельцев (Приложение).

Когда перевозчик принимает груз в свое ведение, он по требованию грузоотправителя обязан выдать ему коносамент.

В зависимости от того, куда принимается груз (на склад или на борт судна) выписывается либо бортовой коносамент (Shipped Bill of Lading) либо складской коносамент (Сustody Bill of Lading). В бортовом коносаменте дополнительно должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна, а также должна быть указана дата погрузки.

В зависимости от определения в коносаменте лица, обладающего правом получить груз, коносаменты подразделяются на:

1. именные,

2. ордерные и

3. на предъявителя.

Именной коносамент (Straight Bill of Lading) содержит наименование конкретной фирмы или лица, которое имеет право получить груз. Именной коносамент не является ценной бумагой и его можно рассматривать как инструкцию отправителя перевозчику по доставке груза.

Ордерный коносамент (Order Bill of Lading) выдается «приказу отправителя» или «приказу получателя» и передача груза возможна по передаточной надписи (индоссаменту) того или другого. Надпись «to order» в графе «получатель» превращает оригиналы коносамента в ценные бумаги. Коносамент, выписанный «приказу отправителя», должен быть индоссирован (передан в собственность) отправителем до момента передачи груза держателю коносамента. Коносамент, выписанный «приказу лица, банка или компании», должен быть индоссирован соответствующей стороной до момента передачи груза держателю коносамента.

По предъявительскому коносаменту (Barred Bill of Lading) груз передается путем непосредственного вручения предъявителю коносамента.

Долевой коносамент (Delivery Order) - коносамент на сгруппированные грузы, выписываемый на определенную часть груза, перевозимого данным перевозчиком, может быть получен от морского перевозчика экспедитором, осуществляющим операцию по объединению нескольких партий однородного груза в один и тот же порт назначения и достигающим тем самым экономии на провозной плате. Получателем такого груза обычно является представитель экспедитора в порту выгрузки, которому дается поручение о выдаче груза соответствующим покупателям.

Сквозной коносамент (Through Bill of Lading) – это документ, на основе которого грузы транспортируются из порта погрузки в порт назначения двумя или более судоходными линиями или различными видами транспорта. Вначале этот документ применялся в тех случаях, когда перевозка груза осуществлялась на нескольких судах. В настоящее время при использовании сквозного коносамента возможна транспортировка «от двери до двери» с участием нескольких видов транспорта. При этом необходимо соглашение между грузовладельцем и перевозчиком об использовании в качестве договора перевозки сквозного коносамента.

В качестве расписки в приеме груза на борт (к перевозке) коносамент может быть «чистым» или «нечистым».

Коносамент называется «чистым», если в нем не содержится дополнительных оговорок и пометок о том, что груз или упаковка находятся в дефектном состоянии. «Чистый» коносамент (Clean Bill of Lading) выписывается в том случае, если грузоотправитель передает перевозчику груз в нормальном состоянии. При этом обычно наблюдается конфликт интересов грузоотправителя и перевозчика. Грузоотправитель может получить полную сумму платежа за проданный товар только против предъявления банку «чистых» коносаментов. Перевозчик стремится снять с себя ответственность за какие-либо дефекты груза и, если такие имеются, выписывает «нечистый» коносамент (Unclean Bill of Lading). В таких случаях иногда грузоотправитель выдает перевозчику гарантийное письмо о возмещении всех убытков, которые тот может понести в связи с выдачей «чистого» коносамента на дефектный груз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.005 с.)