Выявление нарушения произношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление нарушения произношения.



При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение отдель-"


ных звуков, так и на характер воспроизведения звуко*
слоговой структуры слова. ^

• В -тех случаях, когда общее недоразвитие речи у ум­ственно отсталых детей не осложнено дополнительно локальной речевой патологией (тугоухостью, дизартри­ей, ринолалией и т. д.), наблюдаются'нарушения только согласных звуков, особенно звуков, сложных шх артику--ляции (с, з, ц, ш, щ, ч, л, р, ж]. Поэтому при работе над звукопроизношением прежде всего выявляется характер нарушения этих звуков.

В случаях дополнительной локальной речевой па^пк логии (при тугоухости, дизартрии, ринолалии и др.) сле­дует обратить внимание и На особенности произношения гласных звуков.

Выявление нарушения произношения согласных зву­ков рекомендуется проводить в определенной последова­тельности, от легких к более артикуляторно сложным звукам, учитывая последовательность появления звуков речи в онтогенезе. Произношение каждого звука выяв­ляется по'определенному плану.'У умственно отсталых детей, произношение одного и того же звука в речи часто является неодинаковым. Это зависит от структуры про­износимого слова, от места данного звука в слове (нача­ло, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в од­них случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в третьих.произносит искаженно. Кроме того, у умствен­но отсталых детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т. е. закрепления звуков в речи. Это при­водит к тому, что в речи звук произносится "неправильно, хотя поставлен он у ребенка изолированно.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения у умственно отсталых детей, особенно важно обратить внимание на то, как ребенок' произносит звук в различ­ных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах различной звуко-слоговой структуры, во фразах и связной речи.

Обследование звуков, как правило, начинается со сложных форм речи: связной, самостоятельной речи. Можно предложить ребенку составить рассказ по кар­тинке, по серии сюжетных картинок, пересказать прочи­танное. При этом речевой материал и картинки учитель подбирает так, >чтобы в рассказах детей было больше слов на данный звук, Затем выявляется произношение

звука в предложениях; здесь логопед использует вопросе-ответную форму речи, умение придумывать предложения по картинке с данным словом.

Обследование звука в словах обычно осуществляется с помощью предметных картинок. Картинки логопед подбирает таким образом, чтобы в их названии звук находился.как в начале, середине, так и в конце слова,.При обследовании произношения звонких звуков, кото­рые оглушаются в конце слова, даются слова, в которых звук в начале или конце слова. Например, определяется звук р в речи; логопед предлагает следующие картинки: рак, рыба, роза, ромашка; гора, арбуз, крокодил, баран; топор, помидор, трактор. При обследовании произноше­ния звука з можно предложить детям следующие кар­тинки: заяц, зонт, зубы, забор; коза, береза, арбузы, вокзал.

В работу над правильным произношнеием логопед включает слоги различной звуковой структуры (прямые, обратные, закрытые, без стечений согласных и со стече­нием согласных). Например, при работе над звуком р можно предложить детям такие слоги: ра, ро, ру, ар, ор, ур, ыр, ер, юр, ир, рон, рым, рух, мор, лар, зыр,-дра, гро, бры, адр, огр, изр.

При изолированном произнесении звука логопед пред­лагает ребенку повторить звук, назвать букву. Обследуя произношение звуко.в у.ребенка, логопед олределяет характер его нарушения (отсутствие,замена,искажение), объем нарушения произношения (моиоморфное, поли-морфное), строение, артикуляторного аппарата, речевую моторику, слуховую дифференциацию. Это поможет ему определить вид дислалии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.004 с.)