Слухо-произносительнай дифференциация фонем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слухо-произносительнай дифференциация фонем.



При тяжелых формах недоразвития речи у умственно отсталых детей может быть нарушена и дифференциация фонетически далеких звуков.

Работа проводится в следующей последовательности: а) дифференциация изолированных звуков; б) диффе­ренциация звуков в слогах; в) дифференциация в сло­вах; г) дифференциация в предложениях.

Дифференциация изолированных зву­ков. Логопед предлагает ребенку показать букву, соот­ветствующую звуку, повторить звук.


Дифференциация звуков в слогах. Ребе­нок должен повторить слог с одним, затем с другим звуком, поднять соответствующую букву после.произне­сения слога, воспроизвести серию слогов с этими звука* ми. Например, при дифференциации с— предлагают слоги: са—ша, шо—са, су—шо, са—ша-^са, ша—со~-шу, сашо—шу.

Дифференциация в словах. Ребенок подби­рает картинки на слова, отличающиеся лишь сходными по звучанию Звуками. Например, прич дифференциации звуков с—ш можно предложить детям следующие кар­тинки: каща—касса, крыса—крыша, усы—уши, каска-кашка — или показать картинки по их названию, поднять флажки разного цвета (или соответствующие буквы). Например, -води в слове звук с, — поднять флажок синего, -цвета, если звук ш, то флаж^рк красного цвета. Подо­брать картинки или слова с дифференцируемыми -звука­ми, причем место этих звуков должно быть различным (начало, середина, конец). Например, при дифференциа­ции звуков с—-ш можно предложить такие.картинки или слова: сом, шапка, коса, машина, кошка, косынка, лес, пылвсоо, камыш, школа и др. Задания можно и услож­нять, например: разложить картинки в два ряда — в од­ну сторону картинки со звуком с, а в другую —со зву­ком ш.

3. Фонематический.диализ. Фонематический анализ проводится с учетом сложности его различных форм в следующей последовательности: -

а) Выделение звука на фойе слова. Логопед предла­
гает детям задание: определить, есть ли звук в слове
или его нет. Например, определить наличие звука рк в
словах лужа, рука, дорога,-живот, молоток, жираф, кро*
вать
(слова с фонетически сходными звуками включать

•не рекомендуется, так как нарушение дифференциации звуков отражается на выделении звука из слова).

б) Вычленение первого и последнего звуков в слове.
Уточнить, умеет ли ребенок определять первый и послед­
ний звук в слове. Для этого логопед может предложить
слова различной структуры: астра, роза, топор, шляпа,
корзина, крыша, трактор, зонт, дорога, свеча, шалаш,
мок, танкист.

в) Определение последовательности и количества зву­
ков в слове, Логопед задает вопрос; какой звук будет


первым в слове, какой вторым и т. д.? Сколько звуков в слове?

г) Определение места звука,в слове. Логопед выяс-•няет, может Ли ребенок определить, после какого звука в слове стоит заданный звук, перед каким звуком. На­пример, определить, после какого звука слышится звук ш в слове кошка, перед каким звуком он стоит. Какой по •счету звук м в слове дома? И т. д.

При определении последовательности, количества И места звука в слове логопед может предложить детям слова различной звуковой структуры, односложные, дву< сложные, трехсложные, без стечения и со стечением со' гласных, например: ах, ус, дом, мак, рама, козы, топор, сахар, стол, утка, марка, арбуз, крыша, трактор, дорога, капуста, самолет.

Во II классе для анализа можно дать и более слож* ные слова. Логопед фиксирует внимание на том, кай ученики выполняют задания: легко или оно вызывает •трудности.

Обследование фонематических представлений прово' дится с помощью следующих заданий: отобрать картин" ки, в названии которых 3, 4 или 5 звуков; придумать слв' во, в котором 3, 4 звука. В -этих случаях проверяете^ •умение анализировать звуковую структуру слова по представлению.

При исследовании звукового синтеза детям предла'
гается повторить.слово, которое логопед произносит с
паузой между звуками, например: д-о-м, к-о-ш-к-й,
р-у-к-а.
' -

Аналогичным образом исследуется слоговой анализ #
синтез..

ИБ № 1640

Редактор А. И. Павлова. Художник Н. В, Борисова. Художественный

редактор Л, В. Сафонов. Технический редактор Е, Ф, Подурушина.

Корректор Р, Б. Штутман.

Сдано в ндбор 18.04.78. Подписано к печати 09.11.78. 84Х1Ш1/за. Бумага

тип. № 3. Лит. гарн. Высокая печать. Условн. л. 4,62. Уч.-изд. л. 4,33.

Тираж 20000 экз. Заказ 4033. Цена 15 коп.

Ордена Трудового Красного^ Знамени издательство «Просвещение»
Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам изда­
тельств, полиграфии и книжной торговли, Москва, 3-й проезд Ма.рьиной
! ' рощи, 41.

Областная типография управления, издательств, полиграфии и книжной торговли Ивановского облисполкома, г, Иваиово-в, ул, Типографская,


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.006 с.)