II. Дисфункции бюрократии как социальной группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Дисфункции бюрократии как социальной группы



Статус бюрократии как особой социальной группы определяется законным правом принуждения, отличающим государство от других субъектов управления, а также отсутствием четких и универсальных критериев оценки результативности работы государственных учреждений. Сюда можно добавить заинтересованность бюрократии в увеличении находящихся в ее распоряжении ресурсов. Из этих особенностей статуса бюрократии вытекают возможные причины ее дисфункций.

Заинтересована в росте учреждений, в которых работает

Боязнь риска и любых реформ

Служебная тайна

Доминирующее отношение- лояльность

 

1. Суть первой причины в отсутствии заинтересованности в наиболее эффективных решениях. Служащие госаппарата обычно имеют дело со специализированными предпочтениями населения, что не позволяет соизмерять значимость выполняемых ими функций со значимостью работы других органов. Например, работники органов образования не могут и не должны сравнивать эффективность и значимость их работы с деятельностью служб здравоохранения.

2. Вторая причина вытекает из предшествующей. Работники всех государственных учреждений добиваются увеличения бюджетных расходов на их содержание, доказывая первостепенное значение задач именно своих отделов и служб, что способствует росту аппарата соответствующих организаций и окладов их работников без реального увеличения отдачи. Следовательно, бюрократия заинтересована в росте учреждений, в которых она работает.

3. Третья причина заключается в незаинтересованности бюрократии в реформах. Государственные служащие стеснены инструкциями в расходовании бюджетных средств, в силу чего им трудно пойти на нововведение, даже если оно сулит значительное улучшение качества предоставляемых услуг. Кроме того, лишь незначительную часть возможного выигрыша от отдачи успешных нововведений может получить их непосредственный инициатор - государственный служащий. Отсюда характерное для бюрократии стремление к стабильности.

4. Четвертая причина дисфункций - это доминирующее отношение, проявляемое чиновником по отношению к клиенту, противоречащее его символической роли как «слуги народа». Чиновник, часто независимо от его должности в бюрократической иерархии, ведет себя как представитель власти и величия всей организации. В своей официальной роли он наделен определенными полномочиями, которые нередко воспринимаются как свидетельство статусного превосходства. Данный источник конфликтов может быть минимизирован в частной организации, так как клиент может выразить свой протест достаточно эффективно путем обращения в другие организации в рамках системы конкуренции. Но из-за монополистической структуры государственной организации такая альтернатива невозможна. Эта напряженность является характерной чертой несоответствия статусов чиновника и клиента; клиент может считать, что у него более высокий социальный статус, чем у чиновника, который в данный момент находится в главенствующем положении.

 

Конфликтная модель бюрократии

К.Маркс: конфликт формальных и реальных целей. Группа чиновников в рамках исполнительной власти пытается придать содержанию деятельности и её целям формальный характер. Содержание становится формальным.

М.Крозье: доступ к информации. Основа конфликта – проблема информации. Бюрократия в любой организации, в том числе и коммерческой заключается в информации. Фактически властвуют те, кто обладают информации. Власть эта как правило не на поверхности, но от этого она не менее значима

 

Теория В.Нисканена

Х-неэффективность. Разница между теми задачами, которые поставлены перед организацией и теми ресурсами, которыми она обладает и тем, что она дает в качестве результата. Бюрократ стремится максимизировать дискреционный бюджет. Доказать, что мало ресурсов, стремится сделать так, чтобы выделяемый бюджет увеличивался, но никогда этого не достигается. Это приводит к удорожанию содержания государственного аппарата.

В соответствии с его позицией аргументами функции полезности бюрократа являются жалованье, число подчиненных и их зарплата, общественная репутация, сопутствующие должности блага,8 власть и статус. Поскольку большинство этих аргументов в функции полезности бюрократа напрямую зависят от величины бюджета, то отсюда следует, что максимизирующий полезность бюрократ стремится максимизировать бюджет. Поэтому бюрократ отнюдь не нейтральная фигура в процессе разработки и принятии бюджета.

До сих пор наше внимание привлекала проблема аллокационной эффективности в связи с рассмотрением действий бюрократии. В то же время при анализе действий бюро важен анализ также и Х-эффективности.11 Говоря об аллокационной эффективности, фактически мы ставили следующий вопрос: производят ли бюро такой уровень и структуру услуг, которые требуют избиратели-потребители? Говоря же о Х-эффективности, мы абстрагируемся от этой проблемы. Нас интересует только: поставляются ли эти услуги с минимально возможными издержками?

Х-неэффективность возникает в условиях нечетко определенных контрактов или же даже в случаях, когда контракты недвусмысленно определены, но возникают технические трудности с установлением выполнения условий контрактов. Если контракт между спонсором и бюро определен нечетко, то это дает максимизирующему собственную полезность бюро дополнительную степень свободы в исполнении бюджета. Это приводит к снижению выпуска бюро при данном бюджете. Наблюдение за соблюдением и принуждение к исполнению контрактов может быть либо технически неосуществимым, либо столь дорогостоящим, что выгоды от исполнения контрактов становятся меньше издержек их обеспечения.

Величина Х-неэффективности зависит от характера конкурентной среды, в которой действует организация. В принципе возможно внедрить конкуренцию между отдельными бюро, если общий бюджет строго ограничен и они вынуждены конкурировать друг с другом за его долю в осуществлении какой-либо программы. В настоящее время наиболее далеко в деле внедрения конкурентных начал в деятельность бюро пошла Новая Зеландия, опыт которой широко пропагандируется и изучается во всем мире

Модель Ш.Эйзенштадта

· Традиционная модель – бюрократия, ориентированная на правительство. Население эту бюрократию не волнует.

· Модернизационная модель – бюрократия, ориентированная на общество. Бюрократия стремится реализовать различные проблемы общества.

· Транзиторная модель – бюрократия, ориентированная на саму себя. Промежуточная бюрократия. Нет страха, что государство исчезло или исчезает, нет жесткого контроля, с другой стороны ещё нет гражданского общества, нет гражданских организаций, которые могут создать тот вариант общества, который характеризует именно модернизированное общество.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.145.183.34 (0.008 с.)