Не рекламная пауза, или что должна делать интеллигенция, когда остальные кушают твикс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не рекламная пауза, или что должна делать интеллигенция, когда остальные кушают твикс



 

Взяться за эти заметки меня побудило страстное обсуж­дение на сайте «Новой газеты» моей статьи «ВРИО интел­лигенции» (Новая газета. 2006. № 80). Напомню, речь там шла об отсутствии консолидированной реакции образован­ного слоя общества на развернувшуюся в СМИ антигрузин­скую истерию и неуклюжую попытку силовиков организо­вать отлов нелегальных мигрантов путем выявления всех без исключения грузинских детей, обучающихся в настоя­щее время в московских школах. Вывод: люди, которых до конца не сломила далее Лубянка, не выдержали испытания рынком.

Я искренне благодарен всем откликнувшимся на эту публикацию: как тем, кто отнесся к ней сочувственно, рав­но как и своим беспощадным оппонентам, не пожалевшим для автора резких эпитетов, включая и бранную лексику, весьма прозрачно закамуфлированную компьютерной сим­воликой. Пишу об этом не из уничижения, которое, как из­вестно, паче гордости, и не из стремления продемонстриро­вать рафинированное салонное воспитание. Куда там, пер­воначальное развитие, полученное мной в послевоенных переулках Замоскворечья, заставляет с пониманием отно­ситься к ненормативной лексике как к неотъемлемой части нашей культуры. До максимы «возлюби врагов своих», го­ворю честно, пока не дорос. Здесь другое — живой разговор живых людей, не покрывшихся броней пофигизма. А по нынешним временам, когда большая часть слов провисает, уходит, как в вату, завязавшаяся полемика уже подарок, да­же если ее стиль весьма далек от совершенства.

Итак, «зову живых». Заметьте, не мной сказано, а еще в позапрошлом веке А. И. Герценым. Ну вот, сел профессор («заслуженный пень всех наук» — цитата с форума) на своего конька, вознамерившись отгородиться от плебса час­токолом цитат. Но что поделать, по странной укоренившей­ся привычке «живыми» я считаю не только своих, дай им бог доброго здоровья, оппонентов, но и людей, давно ушед­ших из жизни, оставивших свой живой след в культуре. С ними есть о чем «потрепаться» (в культуре это именуется диалогом с мертвыми). Поверьте, хотя бы на слово, он чаще интереснее, нежели общение со слесарем из соседнего ЖЭКа, ибо большинство проблем, вокруг которых бьемся нынче в полемике, имеют слишком давнюю историю. А по­сему дадим и им, давно ушедшим, право поучаствовать в разворачивающейся дискуссии. Обещаю не искать среди них только своих союзников, а порой с их помощью даже усиливать рассерженных оппонентов. Но обо всем по по­рядку.

Осознавал ли я риски, поднимая проклятую тему особой роли и миссии интеллигенции в отечестве нашем, понимал ли, какие круги пойдут от камня, брошенного в этот омут? Еще бы. Чехов на заре прошлого века: «За обедом оба брата все время рассказывали о самобытности, нетронутости и це­лости, бранили себя и искали смысла в слове интеллигент» (рассказ «Свистуны»). После этой убийственной чеховской иронии высказывание Александры на сайте: «Я еще ни разу не видела стриптиза интеллигентного человека. Спасибо, что продемонстрировали. Не понравилось» — выглядит лас­ковым поглаживанием, учитывая растущую популярность и престижность профессии стриптизера и полное исчезнове­ние с эстрады некогда популярного жанра художественно­го свиста. Стоило ли так подставляться? Если думать только о себе любимом, разумеется, нет. Антон Павлович, не пере­носивший фальши ложного пафоса, звонкой патетики, так созвучен сегодня настроениям людей, уставших от высоких слов, громких призывов, которые при попытке их реально­го осуществления каждый раз оборачивались крушением надежд. Но он верил в органическое течение жизни без ее насильственного переустройства, если угодно, в постепен­ный нравственный прогресс. Об этом наперебой говорят персонажи его пьес. «Завидую внукам и правнукам нашим, которые будут жить в России в 1940 году», — это уже В. Г. Белинский, тоже целиком захваченный идеей дости­жения неизбежного прогресса, пусть другими средствами, более радикальными.

Но идея эта полностью провалилась в двадцатом столе­тии. Тонкие, милые чеховские интеллигенты оказались аб­солютно не готовы к такому развороту истории. Даже в кошмарном сне они не могли представить себе те потоки крови, что пролились в следующем веке во имя ложных идей. Лишь один Ф. М. Достоевский прозревал грядущее и страшился его. Раскольникову снится, что люди станут бес­новатыми.

Новое тысячелетие также дает мало оснований для исто­рического оптимизма. Сочетание средневекового ментали­тета с современными боевыми технологиями, наблюдаемое повсеместно, — одного этого уже достаточно для осознания необходимости мобилизации всех культурных ресурсов. Что, в свою очередь, требует осознания культурной элитой своей ответственности за будущее человечества в условиях ограниченности временного ресурса, отпущенного на поис­ки ответов на вызовы и угрозы века двадцать первого. Зву­чит нескромно, отдает пафосом, но от вопроса о месте и ро­ли интеллигенции в таких обстоятельствах не отвертеться.

Другой оппонент, судя по всему, с неплохой историче­ской памятью на наше недавнее прошлое, заходит на автора этих строк с другой стороны: «Вот представьте себе, лет этак -дцать назад Даниэля с Синявским сажают, а Ямбург выступает с гневной статьей, скажем, в «Литературке»...» Вот за это напоминание отдельное спасибо. Действительно, были в отечестве нашем периоды и пострашнее. Во время суда над писателями я как раз оканчивал среднюю школу, но ловил сквозь глушилки по вражеским голосам скудную информацию об этом процессе. По сравнению с той эпохой мы сегодня живем припеваючи. Ну, упекли одного олигарха и замочили пару десятков (сотен) журналистов, а так терпи­мо. Все-таки авторитаризм — шаг вперед по сравнению с тоталитаризмом. Тоталитаризм требовал обязательного участия в преступлениях государства всех и каждого, при­чем непременно с блеском в глазах и показным энтузиаз­мом. Авторитаризм значительно скромнее: не перечишь власти, и ты свободен во всем, включая сомнительные фи­нансовые схемы. Но ведь и брежневская эпоха в сравнении со сталинской, по известному выражению писателя-дисси­дента Айхенбаума, относительно вегетарианская. Люди в большинстве своем и там умудрялись приспосабливаться (например, самиздат). Понимая цену власти и соблюдая внешние ритуальные формы ее почитания, делать научную и писательскую карьеру. Чего же сегодня гневить судьбу («трендеть» — выражение с форума)?

Подобное уже происходило в нашей истории. Примеча­тельно, что Н. А. Некрасов, сполна вкусивший прелести вертикали власти Николая I, именно в период великих ре­форм Александра II, суливших невиданный расцвет и вну­шавших оптимизм, тем не менее высказался вполне опреде­ленно: «Бывали хуже времена, но не было подлее». Так ведь всегда бывает, когда вожделенная свобода даруется свыше: просвещенным монархом или относительно продвинутым генеральным секретарем, а не добывается личными усилия­ми на протяжении длительного времени, как это было, например, в средневековых европейских коммунах, где сам воздух городов постепенно пропитывался свободой. Имен­но в таких естественных условиях и происходил одновре­менный координированный рост свободы и ответственнос­ти личности. Поэтому тысячу раз прав философ и культуро­лог Г. С. Померанц, когда утверждает: «Свобода — образ жизни мастеров, а не босяков». В случае дарования свободы любые послабления свыше мгновенно открывают шлюзы, в первую очередь хамству. В чем мы убедились в конце восьмидесятых на съездах народных депутатов, когда яркие представители творческой интеллигенции, не смевшие рта открыть при предыдущих генсеках, немедленно принялись дерзить новому лидеру. На это обратил внимание писатель Ю. Корякин, но его, мягко говоря, не поддержали. Здесь мой виртуальный оппонент прав. Такая смелость не дорого стоит. Действительный борец с режимом, А. Д. Сахаров не витийствовал, демонстрируя свое интеллектуальное пре­восходство над оппонентом, не упражнялся в остроумии, а тихим голосом гнул свое, несмотря на явную агрессив­ность большинства народных избранников.

На фоне произошедших вскоре тектонических сдвигов — двойного обрушения утопии и империи — стоит ли прида­вать значение подобным, ныне полузабытым мелочам, от­носимым по большей части к индивидуальной этике, воспи­танию и производному от них стилю поведения отдельных представителей интеллигенции? Как знать, возможно, именно эти «мелочи» предопределили наше неудержимое сползание во всеобщее оподление. Увы, и здесь мы не одиноки. Кое-кому на форуме пришлась не по вкусу моя «бинарная» логика, допускающая прямое сопоставление введения нацистами печально знаменитого «арийского параграфа» 1933 года с зачистками в офисах бизнесменов и деятелей культуры грузинского происхождения.

В 1944 году в одном из предсмертных писем из тюрьмы немецкий теолог и философ Дитрих Бонхёффер, осужден­ный за участие в попытке покушения на Гитлера, писал (ци­тата большая, но заслуживает того, чтобы быть приведен­ной полностью): «Если у нас недостает мужества восстано­вить подлинное чувство дистанции между людьми и лично бороться за него, мы погибнем в хаосе человеческих цен­ностей. Нахальство, суть которого в игнорировании всех дистанций, существующих между людьми, так же характе­ризует чернь, как и внутренняя неуверенность; заигрыва­ние с хамом, подлаживание под быдло ведет к собственно­му оподлению. Где уже не знают, кто кому и чем обязан, где угасло чувство качества человека и сила соблюдать дистан­цию, там хаос у порога. Где ради материального благополу­чия мы миримся с наступающим хамством, там мы уже сда­лись, там прорвана дамба, и в том месте, где мы поставлены, потоками разливается хаос, причем вина за это ложится на нас. В иные времена христианство свидетельствовало о ра­венстве людей, сегодня оно со всей страстью должно высту­пать за уважение к дистанции между людьми и за внимание к качеству. Подозрения в своекорыстии, основанные на кривотолках, дешевые обвинения в антиобщественных взглядах — ко всему этому надо быть готовым. Это неиз­бежные придирки черни к порядку. Кто позволяет себе рас­слабиться, смутить себя, тот не понимает, о чем идет речь, и, вероятно, даже в чем-то заслужил эти попреки. Мы пере­живаем сейчас процесс общей деградации всех социальных слоев и одновременно присутствуем при рождении новой, аристократической позиции, объединяющей представите­лей всех до сих пор существовавших слоев общества. Аристократия возникает и существует благодаря жертвенности, мужеству и ясному осознанию того, кто кому и чем обязан, благодаря очевидному требованию подобающего уважения к тому, кто этого заслуживает, а также благодаря столь же принятому уважению как вышестоящих, так и нижестоя­щих. Главное — это расчистить и высвободить погребен­ный в глубине души опыт качества, главное — восстановить порядок на основе качества. Качество — заклятый враг омассовления. В социальном отношении это означает отказ от погони за положением в обществе, разрыв со всякого ро­да культом звезд, непредвзятый взгляд как вверх, так и вниз (особенно при выборе узкого круга друзей), радость от ча­стной, сокровенной жизни, но и мужественное приятие жизни общественной. С позиции культуры опыт качества означает возврат от газет и радио — к книге, от спешки — к досугу и тишине, от рассеяния — к концентрации, от сен­сации — к размышлению, от идеала виртуозности — к ис­кусству, от снобизма — к скромности, от недостатка чувст­ва меры — к умеренности. Количественные свойства спо­рят друг с другом, качественные — друг друга дополняют».

Дитрих Бонхёффер писал эти строки в нацистской Гер­мании, но наступление хамства в истории периодически принимает разнообразные идеологические, политические формы, в том числе и рыночно-демократические. Поэтому и спустя десятилетия призыв расчистить и высвободить по­гребенный в глубине души опыт качества не теряет своей актуальности.

Как вы думаете, кому адресовал он свое предсмертное письмо? Рабочим, крестьянам, лавочникам или в первую очередь творческому меньшинству, именуемому на Западе интеллектуалами, а у нас интеллигенцией? (В данном слу­чае не будем вдаваться в давний спор об оттенках смыслов этих не вполне совпадающих понятий.) Кто, как ни они, способен и обязан первым осознать необходимость мораль­ного перевооружения?

В приведенной цитате содержится и ответ моим серди­тым молодым оппонентам, сторонникам правила «критику­ешь — предлагай», которые, наряду с ответом на вопрос «кто виноват?», справедливо требуют ответа на вопрос «что делать?». То самое и делать, что предлагал немецкий фило­соф, а после него, уже в новейшую эпоху, замечательный русский поэт, недавно ушедший от нас В. Корнилов.

Считали: все дело в строе,

И переменили строй,

И стали беднее втрое

И злее, само собой.

 

Считали: все дело в цели,

И хоть изменили цель,

Она, как была доселе,

За тридевять земель.

 

Считали: все дело в средствах,

Когда же дошли до средств,

Прибавилось повсеместно

Мошенничества и зверств.

 

Меняли шило на мыло

И собственность на права,

А необходимо было

Себя поменять сперва.

 

Сознаю, как фальшиво воспринимаются сегодня, как и в недавнем прошлом, призывы к покаянию и раскаянию. Каждый в глубине души не считает себя самым виноватым.

От биения себя в грудь действительно толку мало. Потому что до раскаяния нужно иметь мужество принять всю прав­ду о себе во всей ее беспощадности. Пусть кто-то сочтет это стриптизом интеллигентного человека. Я называю это необ­ходимой самодиагностикой, без которой невозможно изле­чение от главной болезни века, имя которой — всеобщее помрачение душ.

Мой приятель, пожилой профессор, человек не с самым большим достатком, по просьбе «Новой газеты» решил пе­ревести деньги на дорогое лекарство, которое срочно тре­бовалось ребенку, погибающему от саркомы глаза. По пра­вилам благотворительные взносы принимаются вне очере­ди. Тем не менее, понимая, где он живет, знакомый около часа отстоял в длинной очереди, но все равно получил спол­на в местном отделении Сбербанка. Ни один оператор не знал, как правильно провести этот платеж.. Потребовалось вмешательство заведующей. На выяснение порядка прове­дения этой «сложной» финансовой операции ушло еще около часа. Все это время он буквально спинным мозгом ощущал нарастание раздражения многочисленных клиен­тов, которым мешал осуществлять коммунальные платежи. Наконец, ненависть к нему прорвалась репликами: «ишь, благородный нашелся», «совесть, видно, не чиста» и т. п. Последний удар нанесла дама, принимавшая перевод: «Не­бось моему ребенку деньги бы не послали!» И с такими людьми мы вознамерились строить новую Россию? Может, и в этом виноват Чубайс, «у которого уже щеки вываливают­ся из телевизора» (выражение с форума), олигархи и началь­ство? «Но обвинять во всех случаях обстоятельства жизни и начальство есть умственная и нравственная лень, рудимент рабской психологии», — это уже из знаменитых «Вех». Сборника, в котором на заре прошлого века собрались «профессора в белых польтах» (продолжаю успешно осваивать лексику оппонентов) и затеяли свое «педагогическое блея­ние» все на ту же тему моральной разрухи и грядущих за ней необратимых последствий. Но их голоса не были услышаны, и вскоре белые одежды повсеместно были сменены на ко­жанки. Эта смена «прикида» ощущается и по сей день.

Не приведет ли добросовестное стремление докапывать­ся до глубинных ментальных причин общего разлада к па­раличу воли, внутренней эмиграции, высокомерному уходу от насущных земных проблем? Быть может, правы те, кто считает, что единственный выход из создавшегося положе­ния — честно заниматься своим делом: «Не письма надо пи­сать (и не «воззвания Ямбурга»), а работать, стараясь назло государству честно заниматься своим делом. Учитель пусть учит, музыкант играет, ученый пусть изобретает, врач ле­чит». Отчасти справедливо. Тут я вынужден расшифроваться, указав свое место работы. Ваш покорный слуга не явля­ется кабинетным ученым и вот уже тридцать лет тянет воз директора огромной школы, где учатся почти две тысячи де­тей, со всеми вытекающими практическими обязанностя­ми, пренебрегать которыми не собирается. Но, поверьте на слово, ни уход с головой в профессиональную деятельность, ни исповедование теории «малых дел» не отменяют необхо­димости ставить перед собой последние вопросы.

На страшную ошибку современного человека, отождест­вляющего жизнь с деятельностью, указывал протоиерей А. Шмеман, чьи пронзительно честные дневники опублико­ваны в России недавно. Ректор академии, руководитель прихода, блистательный лектор, бессменный добросовест­ный член многих комиссий — словом, бесконечно занятый полезными, осмысленными делами человек пишет: «проклятие труда». Но многие, если не большинство, погружены в бешеную деятельность, потому что боятся остаться лицом к лицу с жизнью, с собой, со смертью. Потому что им скуч­но, а скука — это царство дьявола. Скучно и страшно — вот они и оглушают себя деятельностью, идеями, идеологией. Но сквозь все в «мире сем» просачивается все та же скука и страх. Тональность нашей культуры: «оптимистическая де­ятельность со зловонными испарениями страха и скуки». Таким образом, получается, что во всякой деятельности со­храняется необходимость сделать паузу, и не только для то­го, чтобы скушать твикс.

На сем «заслуженный пень всех наук» прекращает свое «трендение» и предоставляет молодым с их острыми зубами прекрасную возможность погрызть на форуме как его са­мого, так и брошенные им кости — цитаты.

Опубликовав этот ответ, я ожидал очередного взрыва и при­готовился к новым нападкам, но ошибся. Неожиданно тональ­ность форума сменилась, и не последнюю роль в изменении стиля полемики, как уже отмечалось, сыграли мои ученики. В до­казательство привожу некоторые высказывания на форуме пос­ле второй газетной публикации.

По-моему, и интеллигенция имеется, и с гражданской позицией у нее все в порядке. Если бы было по-другому, то за все эти годы чудесных «реформ» Россия скатилась бы ку­да ниже и духовно, и как угодно еще. Именно благодаря усилиям отдельных учителей, преподавателей, врачей, во­енных (да, да, я не оговорился) Россия пока еще жива. Не будь усилий этих самоотверженных людей — подвижни­ков, ничего бы не было: ни медицины, ни науки, ни, извини­те, культурки, ни образования. Кто-то скажет — да этого ничего и так нет. Возражу: есть. Вот, например, ученики Е. А. Ямбурга. Они есть. И некоторые даже пришли на форум поддержать своего любимого педагога. <...> А вот о свободе и хамстве, пожалуй, поговорить интересно. Но мне, прежде чем вступить в дискуссию по этому нелегкому вопросу, следует в первую очередь извиниться перед Евге­нием Александровичем Ямбургом за тональность, модаль­ность и лексико-графическое оформление моего первого комментария на статью «ВРИО интеллигенции». Что и де­лаю. Извиняюсь.

В довершение всей этой истории поздно вечером в мой ка­бинет вошла интеллигентная женщина средних лет с букетом роз: «Это вам не за детей, за честные статьи в газете». А после ее ухода я подумал о двух вещах: о том, как тысячу раз прав Г. Померанц, утверждая, что стиль полемики важнее предмета полемики. И о том, стоит ли втягивать юношество во взрослые дискуссии. Может быть, именно это и называется связью школы с жизнью?

 

Сотворенные истории

 

В историю можно попасть, а если довести это выражение до смыслового завершения, то попросту влипнуть. Так говорят каждый раз, когда человек по недомыслию или неведению, воз­можно, не по своей воле попадает в ситуацию, полностью уп­равлять которой не в состоянии. Ситуация в значительной мере управляет им, а он, по мере сил и своего разумения, пытается из нее выпутаться. Когда это удается, человек, вытирая испарину со лба и вздохнув с облегчением, произносит: «Фу ты, на этот раз, кажется, пронесло!»

Педагога подобные положения подстерегают буквально на каждом шагу, даже чаще, чем обычных людей. Ведь никогда не знаешь, что могут выкинуть эти дети в следующую минуту. Поэтому от него требуется поистине вратарская реакция, по­зволяющая держать на контроле все педагогическое поле, на­ходясь в постоянной готовности к неожиданностям. Удар — и посланный мяч придется вытаскивать из самых неудобных по­ложений. Голкиперской подготовке педагога отчасти посвяще­на эта книга, которая вполне могла бы носить иное название: «Педагоги и положения». Но даже самая надежная оборона не обеспечивает победы, в лучшем случае она позволяет надеять­ся на ничью. К счастью, в педагогическом арсенале имеются и наступательные средства, позволяющие не плестись в хвосте событий, но создавать их самим.

Учительство — это тот вид деятельности, который включает большое разнообразие профессий. Педагог поочередно оказы­вается в роли семейного психотерапевта, искусствоведа, конф­ликтолога и даже, если потребуется, следователя. Выше я срав­нивал его реакцию с реакцией голкипера. Но есть еще две родственные педагогическому труду специальности. Это про­фессии режиссера и сценариста. Я не имею в виду достаточно распространенную ситуацию, когда учитель пишет сценарий школьного вечера, а затем вместе с детьми осуществляет его постановку на сцене. Хотя и эти навыки не окажутся лишними в подготовке педагога. По большому счету речь идет о другом. Педагог в состоянии стать сорежиссером жизни, выстраивая ее мизансцены в соответствии с собственным сценарным планом. Термин «сорежиссер», на мой взгляд, наиболее точно соответствует месту педагога в решении тонкой, деликатной проблемы — права на вторжение в чужую жизнь. Худо, когда педагог осозна­ет себя неким демиургом, вершителем детских судеб. Он высо­комерно считает для себя позволительным вмешиваться даже в самые интимные сферы, действуя там, как слон в посудной лавке. А как же иначе? Он хочет ребенку только добра, знает, как поступить правильно. В результате — сломанные судьбы, в лучшем случае — психологические травмы, которые потом из­живаются десятилетиями. Нет, не о таком грубом насилии над жизнью веду я разговор. Сорежиссер знает свое место, он не считает себя царем, богом и воинским начальником. Тем не ме­нее, чутко улавливая звуки и ритм окружающей жизни, он на­правляет ее течение по нужному руслу, не смея при этом осу­ществлять «поворот рек», опасный для души ребенка.

Первая трепетная влюбленность. Парень, не склонный к ли­цедейству, только из-за нее часами просиживает на занятиях театральной студии. Она явно польщена, но держит фасон, де­лая вид, что не замечает его восхищения. Оба стремятся к кон­такту, но не знают, как его осуществить. Во время перерыва ре­петиции, когда юные актеры побежали в ближайший магазин за едой, подхожу к незадачливому Ромео.

— По-моему, тебе нужны деньги?

— Зачем?

— Ты ведь у нас на репетиции единственный зритель. Так?

— Ну, так.

— А разве ты не видел, как сегодня Ольга работала в глав­нойроли?

— Видел, здорово играла!

— За такую игру зрители дарят актрисам цветы. Поскольку других зрителей нет, придется тебе. Человеку будет приятно. Усвоил?

— Но у меня с собой нет денег.

— Я с этого и начал. Держи деньги и дуй в палатку. Успеешь до конца репетиции. Вручишь букет после окончания генераль­ного прогона.

— Как же я у вас возьму?

— Молча. Отдашь, когда заработаешь в трудовом лагере.

Домой они возвращаются вместе. Чем не срежиссирован­ный эпизод, в реализации которого у постановщика своя пря­мая и косвенная выгода? Во-первых, мне будет гораздо спокой­нее, когда поздним вечером здоровый, крепкий парень прово­дит девушку до дома. Во-вторых, все присутствовавшие в зале (без малого шестьдесят человек) получили наглядный урок ци­вилизованного знакомства с противоположным полом. Между прочим, не такая простая проблема, как кажется на первый взгляд. Этому тоже, оказывается, надо учить. Подавляя смуще­ние, подростки в таких ситуациях принимают для храбрости алко­голь. Второй, не менее распространенный способ знакомства — поднести зажигалку к сигарете девушки. Многие из них призна­ются, что начали курить исключительно ради облегчения кон­такта с юношами. А мы, взрослые, потом возмущаемся вульгар­ным поведением подростков, вспоминая свои благородные ухаживания.

От педагогической режиссуры отдельного эпизода перей­дем к постановке целого сценического действия длиной в день. Это день самоуправления, когда все должности в школе, начи­ная с директора и кончая учителями, замещаются старшекласс­никами. Больше всего желающих посидеть в кресле шефа. Почетно, престижно и неутомительно. Так представляют себе молодые люди директорский труд. Что ж, надо создать им соот­ветствующую обстановку для осознания специфики труда ад­министратора в наше время.

Накануне дня самоуправления договариваюсь с пожарника­ми, СЭС и управой о внеплановом наезде на школу. Узнав о пе­дагогической сверхзадаче акции устрашения, смеются, но со­глашаются провести работу со всей строгостью и составлением положенных протоколов. В назначенный день сценарий разво­рачивается, как по нотам. Волна за волной накатывают провер­ки. Юная администрация буквально сбивается с ног. Старше­классник, исполняющий обязанности заместителя по безопас­ности, вместе с пожарником обследует подвалы всех трех зданий школы. Девушка-десятиклассница (она сегодня ответст­венная за питание школьников) зависает над компьютером, поскольку бьется над отчетом, который срочно потребовался вышестоящей организации. Все проверки, как и положено, оканчиваются составлением соответствующих протоколов с ука­занием найденных недостатков. «Разбор полетов» происходит в кабинете директора, но я не вмешиваюсь, предъявляя прове­ряющим инстанциям приказ по школе о назначении на руково­дящие должности старшеклассников. С завтрашнего дня я готов взять на себя ответственность. Все происходящее в кабинете фиксирует школьная пресса. Будьте уверены, начинающие жур­налисты распишут все в красках. Одним словом, сценарий дня удался. О чем свидетельствует всего одна реплика старшеклас­сника, побывавшего в директорском кресле: «Ну, у вас и рабо­та! Мало не покажется».

Надеюсь, что уже приведенные примеры дают некоторые представления о педагогической режиссуре. Разумеется, все это можно описать в традиционных педагогических и управлен­ческих терминах как организацию жизнедеятельности детей и юношества. Но научные категории, при всей их важности и не­оспоримой емкости, не всегда передают тот неуловимый отте­нок педагогического труда, который из технологической плос­кости переводит его в творческую ипостась. Между тем именно заражение творчеством, как метод работы, в одинаковой степе­ни присуще и педагогам, и режиссерам. Только на этом пути высекаются подлинные смыслы и ценности педагогики, проис­ходит восхождение на ее вершины. Чтобы зажечь других, надо гореть самому.

 

Где нет нутра, там не поможешь потом.

Цена таким усильям — медный грош.

Лишь проповеди искренним полетом

Наставник в вере может быть хорош.

(В. Гёте)

 

Есть существенное отличие созданных или смоделирован­ных педагогом ситуаций от сотворенных. Описанный выше день самоуправления — это, по сути дела, заранее смоделированная деловая игра, где молодые люди были вынуждены вписаться в предложенные (навязанные им педагогом) обстоятельства. Эпизод с преподнесением цветов — ситуация, сотворенная вместе с парнем. Подлинность чувств его собственная, до­стойная форма их предъявления девушке подсказана педаго­гом. Как говорят сегодня в рекламе, почувствуйте разницу. В этом эпизоде педагог действует подобно художнику, создаю­щему свои произведения из корешков. Природа уже доста­точно поработала над своим материалом. Художнику остает­ся лишь увидеть ее творение и представить на свет божий. Зрители же искренне удивляются тому, как мастер увидел в обыкновенном невзрачном корне переплетенные руки влюб­ленных.

Но и это еще не высший педагогический пилотаж. Гораздо сложнее разжечь в сердце любовь, которой до поры не было. Нет-нет, я совсем не претендую на лавры графа Калиостро, ко­торый утверждал, что вывел некую формулу любви. Интимная сфера, к счастью, не поддается педагогическому управлению. Но влюбить молодых людей в природу, в искусство, включить их в контекст культуры вполне возможно. В этом я не раз убеж­дался на собственном и чужом опыте. Решение этой сложней­шей педагогической задачи совершенно невозможно без созда­ния ситуаций «со-творчества», «со-творения». На каких педа­гогических путях создаются эти ситуации?

В отечественной педагогике в последние годы приветствует­ся проектная деятельность учащихся, поскольку она ставит школьников в исследовательскую позицию, помогает им при­обрести навыки командной работы, учит самостоятельно добы­вать и обрабатывать информацию. Бесспорно, что это направ­ление организации учебной деятельности надо всячески поощ­рять и поддерживать. Но я долго думал над тем, что же все-таки, при всех неоспоримых достоинствах этого метода, меня в нем смущает. А беспокоит вот что: подчеркнуто технократи­ческий, прагматический подход к формированию личности мо­лодого человека. В современных условиях вполне возможно осуществить любой проект, не выходя из дома. Достаточно на­учиться ориентироваться в сетях Интернета, овладеть навыка­ми обработки и компоновки информации. В этом как будто бы нет ничего плохого. Напротив, такой подход отражает стиль современной жизни, соответствует ее ускоренному ритму. Но при этом он мало затрагивает эмоциональную сферу личности, не рождает сильной, пропущенной через сердце привязанности к культуре.

По законам менеджмента проект должен иметь строго огра­ниченные временные рамки, четко определенный состав испол­нителей с разграниченными функциональными обязанностями. С позиций управления и бизнеса иначе нельзя: не достигнешь эффективности, не получишь результата. А с педагогических позиций? Как быть, если реализация проекта затягивается на десятилетия, а за это время постоянно меняется состав его ис­полнителей?

Я веду речь о долгосрочных педагогических проектах, отда­чу от которых начинаешь получать спустя годы. Строго говоря, само воспитание ребенка — это долгосрочный педагогический проект с негарантированным результатом. Говорить о его эф­фективности можно, но ее критерии крайне размыты, оценки субъективны. Тем не менее на житейском уровне мы легко вы­деляем из окружающих людей деликатного, воспитанного че­ловека. Особенно в последнее время, когда их все меньше и меньше. Внешний облик, манера поведения, ценностные уста­новки — все говорит о том, что этот человек в детстве получил правильное воспитание. «Правильное воспитание» — сегодня архаичное словосочетание, пришедшее к нам из девятнадцато­го века. Оно включало и круг чтения, и непременное общение с достойными людьми, являвшими эталоны поведения во всем, начиная со строя речи, кончая манерой одеваться, но прежде всего — привычку жить напряженной духовной жизнью.

Двадцатый век сделал все от него зависящее для искорене­ния этой редкой породы людей. Начавшееся двадцать первое столетие по-своему продолжило эту истребительную работу в новых рыночных условиях. К счастью, вопреки усилиям пред­шествовавшего века, полностью уничтожить таких людей не удалось, они непостижимым образом продолжали воспроизво­диться, являя высшие образцы культуры. Во всем: в творчестве, в гражданской позиции, в мудром, несуетном отношении к жиз­ни. Редкие люди, их в пору заносить в Красную книгу. Тем более мы должны открывать юношеству образцы достойного сущест­вования. Помогала нам в этом, говоря современным языком, проектная деятельность. Но проект проекту рознь.

Встарь, а точнее, в восьмидесятые годы прошлого века, ког­да новый термин еще не прижился в отечественной педагогике, успешно развивалась и доказывала свою эффективность теория коллективных творческих дел. По сути дела, она формулирова­ла тот же проектный подход. Но упор делала не на обучение, а на воспитание активного, неравнодушного человека, наце­ленного на преобразование своей и окружающей жизни. Во всем остальном (формулирование проблемы, постановка цели, создание команд и т. п.) она вполне отвечала новомодному подходу. В педагогике, как и в искусстве, важны акценты. Да, коллективное творческое дело — это своего рода проект, в ко­торый вовлечены десятки, а иногда и сотни ребят. Но проект не ради игры ума, получения нужной информации и развития творческой фантазии школьников. Его важнейшая задача — украшение жизни, преображение самого человека, облагора­живание среды его существования. Коллективное творческое дело должно иметь обязательный практический выход, а его ре­ализация должна непременно поднимать дух участников, со­здавать оптимистичный, радостный настрой. Такого рода про­ектами я занимаюсь на протяжении всей своей профессиональ­ной жизни.

Этот краткий, надеюсь не утомительный, историко-педагогический экскурс потребовался для того, чтобы прояснить даль­нейшее изложение. Напомню, первоначально речь шла о сотво­рении вместе с детьми воспитывающих ситуаций. Некоторые из наших педагогических проектов растянулись на десятилетия, вошли в стилистику школы, стали определять ее лицо. Их под­робное описание не входит в задачу этой книги. Но каждый из них состоит из десятков сотворенных историй, присмотреться к которым имеет смысл. Это как в хорошем фильме, где каждый выстроенный режиссером кадр имеет самостоятельное значе­ние, а все вместе они создают художественное полотно. И еще одно предваряющее эти истории напоминание. Все они созда­вались с ясно осознаваемой педагогической целью: включить подростков в контекст культуры, дать почувствовать биение ее пульса. Только через чтение книг и просмотр видеорядов это затруднительно. Тут крайне важны волшебные встречи, пересе­чения с людьми, уже оставившими свой след в культуре. Прос­тое приглашение выдающихся мастеров в школу для общения с учащимися, конечно, полезно, но, намой взгляд, малопродук­тивно. Такое живое общение, разумеется, дает больше, нежели наблюдение за мэтром с экрана телевизора, но все равно остав­ляет молодого человека в потребительской позиции созерцате­ля, а не деятеля: «Посмотрим, что ты нам такое расскажешь». Ситуация меняется в корне, когда подросток оказывается в твор­ческой позиции.

Однажды я, не без задней мысли, пригласил в школу замеча­тельного актера В. Татарского. Его блистательный моноспек­такль по «Мастеру и Маргарите» проходил в гнетущей тишине. Никто не смеялся даже в самых комичных местах текста. После выступления я пояснил смущенному актеру, что ребята знают это произведение почти наизусть. Через неделю премьера их спектакля по мотивам произведений М. А. Булгакова. Поэтому они наблюдали прежде всего за его актерской работой, им была дана такая установка. Излишне говорить, что зал буквально за­бросал его вопросами. Так обычный школьный концерт пригла­шенного чтеца повлек за собой высоко профессиональный за­интересованный разговор о том, как точнее донести слово писа­теля до аудитории. Замечательный актер и старшеклассники не могли оторваться друг от друга более двух часов, поскольку их объединяла общая высокая цель. Именно такие ситуации я называю сотворенными. Еще важнее, когда молодые люди осо­знают уникальность поставленной творческой задачи, ее безуп­речный нравственный посыл и высокое гражданское звучание. Тогда буквально каждая встреча превращается в волшебную.

 

Волшебные встречи

У Б. Пастернака есть строка, подсказывающая педагогу наи­лучший путь постижения творчества художника: «Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь...» Разумеется, опасно воспринимать поэтическую метафору буквально, ибо за ней целые миры: многообразные и до конца неуловимые смыс­лы. Но в тот год я сознательно сделал упор на «живой след» в его прямом значении. Позади уже был спектакль, посвященный творчеству Л/1. Булгакова, вечер памяти В. Высоцкого. Школь­ные театралы ждали от меня новой творческой зад



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.31 (0.091 с.)