Направления социальной политики и реформирования социальной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления социальной политики и реформирования социальной сферы

Поиск

Разработка и реализация направлений социальной полити­ки осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социаль­ного императива, ключевых проблем повышения благосостоя­ния населения и развития человеческого потенциала, принци­пов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических докумен­тах Президента и Правительства страны. Такими действующи­ми ныне документами являются Программа социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.

Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется следующими критериями:

• соответствием социальному императиву содержания экономических, экологических, структурно-инвестиционных, ин­новационных и других программ развития;

• уровнем комплексности, взаимосогласованности социальных программ, их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально ориентированной экономики,на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечествен­ного и зарубежного опыта;

• эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем;

• опережающим законодательным, нормативно-правовым
обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур
функционирования социальной сферы;

• рациональным сочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов ее фи­нансирования.

Социальная политика в ближайшие годы должна быть на­правлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Не­обходимо: предотвратить обнищание населения и решить про­блему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; по­высить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и со­циальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и созда­ние условий для развития человеческого потенциала.

Для достижения поставленных целей в области оплаты тру­да необходимо:

• обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

• формирование рыночных механизмов регулирования оп­латы труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;

• совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

• регулирование межотраслевых различий в заработной пла­те, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

• развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

• усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда пре­дусматривается:

• повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

• рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике;

• увеличение доли оплаты труда в ВВП с 33,3 % в 2004 г. до
42 % в 2010 г.

Мероприятия в этой области должны быть ориентированы:

• на достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет рос­та потребления мяса и мясопродуктов преимущественно не жирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; пере­
ход от «хлебного» к мясомолочному, насыщенному витаминами питанию; замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным;

• рациональную структуру гардероба, способную удовлетворить разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и др.), связанные с различными видами деятель­ности (трудовой, бытовой, досуговой и др.);

• существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.

Повышение уровня потребления и его рационализация воз­можны лишь на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и разви­тия сферы услуг, совершенствования системы распределитель­ных отношений.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом со­циальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

Основная цель реформирования пенсионной системы — по­вышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабиль­ной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противосто­ять будущим демографическим изменениям. Предусматривает­ся создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспече­ние будет включать три уровня (составляющих):

• первый — пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;

• второй — обязательное пенсионное страхование (страхо­вые пенсии);

• третий — дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социального страхования в организации пенсионной системы как целого.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспе­чивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться ут­вержденные социальные стандарты, что повысит уровень, дос­тупность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.79 (0.011 с.)