Информационно-технологический и другие потенциалы страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-технологический и другие потенциалы страны



Информационно-коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества:

• функционирование органов государственной власти и уп­равления и их взаимодействие с бизнесом и населением («электронное правительство»);

• развитие производительных сил («электронная экономика, или экономика, основанная на знаниях»);

• повседневную жизнь граждан — с помощью виртуального пространства удовлетворяются многие из основных жизненных потребностей (электронное образование и телеобучение, телера­бота, телемедицина, потребности в информации и общении).

Обеспеченность информационно-технологического комплек­са всеми видами ресурсов, создание условий для его функцио­нирования и развития отражает понятие информационно-тех­нологического потенциала. Его компоненты и параметры в ди­намике определяют стадии становления новой экономики и ин­формационного общества в стране.

Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие:

• информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования;

• информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии;

• автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;

• информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

• информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;

• вычислительный комплекс как технический базис информационной индустрии, включая программное и аппаратное обеспече­ние;

• система компьютерного образования и подготовки кадров;

• система государственного управления информатизацией и регулирования рынка информационных технологий, продуктов и услуг.

Важнейшими факторами интеграции главных компонентов информационного потенциала являются: создание условий ин­формационной безопасности и защиты данных; единство орга­низационных, технических и технологических принципов пост­роения этих компонентов; строгое соблюдение международных стандартов по их разработке и внедрению.

Под информатизацией понимается «организационный со­циально-экономический и научно-технический процесс обеспе­чения потребностей органов государственной власти, юриди­ческих и физических лиц в получении сведений о лицах, пред­метах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе инфор­мационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации» (Закон Республики Беларусь об информатизации, 1995 г.). Это понятие заложено в основу проведения работ в области информатизации в республике.

Ведущим направлением работ по формированию норматив­ной базы информатизации в республике в этот период было соз­дание нормативного обеспечения по взаимодействию открытых систем (в том числе выработка правительственного профиля стандартов в области информационных технологий — GOSIP), защите информации, программным средствам тестирования и сертификации средств информатизации, обеспечению надеж­ности и живучести систем и сетей на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии) и др.

Основная цель государственной политики в области инфор­матизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении та­кой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой — обеспечивала бы преференции на рынке отечествен­ным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг.

Однако и на этом этапе информатизации на белорусском рынке доминировали продукты, производимые крупными за­падными фирмами, в первую очередь базовые информационные и телекоммуникационные технологии. Обладая существенным научно-техническим потенциалом в данной области, республи­ка тем не менее не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в их разработке и использовании.

Беларусь прошла две стадии и пока значительно отстает от высокоразвитых стран в области применения ИКТ, особенно в сферах государственного управления и экономики (реального сектора прежде всего). Тем не менее в республике имеются серь­езные предпосылки для активизации информационно-технологического развития, прохождения III и IV стадий мирового раз­вития. Построены и функционируют национальные компью­терные сети БелПак, UniBel, НИКС, система государственной электронной почты, государственная экономическая (статисти­ческая) компьютерная сеть и сети государственных органов.

Новый этап информационно-технологического развития страны начался с принятием Декрета Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного управления в сфере науки» от 05.03.2002 г. № 7, согласно которому на На­циональную академию наук возложены функции республикан­ского органа государственного управления в сфере информати­зации. Для реализации государственной политики информати­зации и управления информационным ресурсом страны в соот­ветствии с Декретом в Академии создан Национальный центр информационных ресурсов и технологий.

Активно разрабатываются сетевые информационно-анали­тические системы (ИАС) и базы данных проблемно-ориентиро­ванных функциональных комплексов. В их числе: ИАС эконо­мического управления, макроэкономического анализа и прог­нозирования, инновационного предпринимательства, топлив­но-энергетического комплекса, по товарам и ценам, по инвести­циям и др.

Развитие сети Интернет все в большей мере способствует преобразованию традиционных видов экономической деятель­ности, активному развитию новых, в том числе электронной коммерции (E-commerce), мобильной коммерции (M-commerce), телевизионной коммерции (T-commerce), электронной рекла­мы, электронных платежей, электронного маркетинга, элект­ронного управления и правительства.

В республике реализуется и ряд других государственных программ по информатизации, например, программа «Информатизация системы образования Республики Беларусь до 2006 г.», Программа развития государственной системы НТИ на основе ИКТ.

Успешно выполняются программы Союзного государства Беларуси и России по интеллектуальным информационным технологиям и системам. Конкретные результаты достигнуты в создании суперкомпьютеров с параллельной архитектурой (СКИФ), а также в разработке и использовании средств и тех­нологий получения и обработки космической информации. В 2004 г. в стране началось создание Парка высоких техноло­гий (аналога «Силиконовой долины»).

Темпы развития информатизации увеличиваются с каждым годом. Согласно прогнозу на 2010 г., мировой рынок наукоем­кой продукции составит около 3,5 трлн дол. США, из которых 1,2 трлн дол. придется на информационные технологии.

Следует отметить, что даже наиболее консервативные прог­нозные оценки вклада информационных технологий (производ­ство информационной техники и услуг, а также выпуск продук­ции на основе их использования) в ВВП на перспективу первой четверти XXI в. превышают 40 %. Уже сегодня, по тем же оцен­кам, труд 64 % занятых в хозяйстве развитых стран хотя бы частично носит информационный характер.

В настоящее время в подавляющем большинстве развитых государств сформированы национальные стратегии перехода к информационному обществу. Аналогичные документы имеют­ся и на уровне таких международных союзов, как ЕС («Элек­тронная Европа»), АСЕАН («Электронная Азия»). Ведется раз­работка стратегий развития информационного общества в стра­нах СНГ, в том числе в Молдове и Армении. В 2002—2003 гг. утверждены программы «Электронная Россия», «Электронная Украина».

Несмотря на национальные различия, основой всех страте­гий перехода к информационному обществу являются:

• формирование общедоступной информационно-коммуникационной инфраструктуры и организация доступа в сеть Интернет;

• развитие человеческого потенциала, обеспечивающего эф­фективное использование информационных технологий и инновационное развитие;

• совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей инвестиции и конкуренцию.

В русле мировых и региональных тенденций разработана и реализуется Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003—2005 гг. и на период до 2010 г. — «Электронная Беларусь». Основная цель Программы — форми­рование в стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, вклю­чающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества. Реализация Программы соз­даст необходимые условия для приведения стандартов страны в сфере информатизации в соответствие с мировой системой стан­дартов и ускорит формирование информационного общества.

Более отдаленные перспективы информационно-технологи­ческого развития Беларуси определены в Национальной страте­гии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г., обосновавшей долгосрочные цели белорусского госу­дарства в области ИКТ как средства повышения эффективности экономики, производства и экспорта продукции с высокой сте­пенью обработки, образования населения и государственного управления. Стратегическая важность развития сектора ИКТ в конечном счете определяется тем, что успех в этой сфере карди­нально влияет на место страны в мировом сообществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.5 (0.013 с.)