Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационно-технологический и другие потенциалы страны
Информационно-коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества: • функционирование органов государственной власти и управления и их взаимодействие с бизнесом и населением («электронное правительство»); • развитие производительных сил («электронная экономика, или экономика, основанная на знаниях»); • повседневную жизнь граждан — с помощью виртуального пространства удовлетворяются многие из основных жизненных потребностей (электронное образование и телеобучение, телеработа, телемедицина, потребности в информации и общении). Обеспеченность информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития отражает понятие информационно-технологического потенциала. Его компоненты и параметры в динамике определяют стадии становления новой экономики и информационного общества в стране. Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие: • информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования; • информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии; • автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе; • информационно-телекоммуникационная инфраструктура; • информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи; • вычислительный комплекс как технический базис информационной индустрии, включая программное и аппаратное обеспечение; • система компьютерного образования и подготовки кадров; • система государственного управления информатизацией и регулирования рынка информационных технологий, продуктов и услуг. Важнейшими факторами интеграции главных компонентов информационного потенциала являются: создание условий информационной безопасности и защиты данных; единство организационных, технических и технологических принципов построения этих компонентов; строгое соблюдение международных стандартов по их разработке и внедрению. Под информатизацией понимается «организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации» (Закон Республики Беларусь об информатизации, 1995 г.). Это понятие заложено в основу проведения работ в области информатизации в республике.
Ведущим направлением работ по формированию нормативной базы информатизации в республике в этот период было создание нормативного обеспечения по взаимодействию открытых систем (в том числе выработка правительственного профиля стандартов в области информационных технологий — GOSIP), защите информации, программным средствам тестирования и сертификации средств информатизации, обеспечению надежности и живучести систем и сетей на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии) и др. Основная цель государственной политики в области информатизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении такой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой — обеспечивала бы преференции на рынке отечественным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг. Однако и на этом этапе информатизации на белорусском рынке доминировали продукты, производимые крупными западными фирмами, в первую очередь базовые информационные и телекоммуникационные технологии. Обладая существенным научно-техническим потенциалом в данной области, республика тем не менее не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в их разработке и использовании. Беларусь прошла две стадии и пока значительно отстает от высокоразвитых стран в области применения ИКТ, особенно в сферах государственного управления и экономики (реального сектора прежде всего). Тем не менее в республике имеются серьезные предпосылки для активизации информационно-технологического развития, прохождения III и IV стадий мирового развития. Построены и функционируют национальные компьютерные сети БелПак, UniBel, НИКС, система государственной электронной почты, государственная экономическая (статистическая) компьютерная сеть и сети государственных органов.
Новый этап информационно-технологического развития страны начался с принятием Декрета Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного управления в сфере науки» от 05.03.2002 г. № 7, согласно которому на Национальную академию наук возложены функции республиканского органа государственного управления в сфере информатизации. Для реализации государственной политики информатизации и управления информационным ресурсом страны в соответствии с Декретом в Академии создан Национальный центр информационных ресурсов и технологий. Активно разрабатываются сетевые информационно-аналитические системы (ИАС) и базы данных проблемно-ориентированных функциональных комплексов. В их числе: ИАС экономического управления, макроэкономического анализа и прогнозирования, инновационного предпринимательства, топливно-энергетического комплекса, по товарам и ценам, по инвестициям и др. Развитие сети Интернет все в большей мере способствует преобразованию традиционных видов экономической деятельности, активному развитию новых, в том числе электронной коммерции (E-commerce), мобильной коммерции (M-commerce), телевизионной коммерции (T-commerce), электронной рекламы, электронных платежей, электронного маркетинга, электронного управления и правительства. В республике реализуется и ряд других государственных программ по информатизации, например, программа «Информатизация системы образования Республики Беларусь до 2006 г.», Программа развития государственной системы НТИ на основе ИКТ. Успешно выполняются программы Союзного государства Беларуси и России по интеллектуальным информационным технологиям и системам. Конкретные результаты достигнуты в создании суперкомпьютеров с параллельной архитектурой (СКИФ), а также в разработке и использовании средств и технологий получения и обработки космической информации. В 2004 г. в стране началось создание Парка высоких технологий (аналога «Силиконовой долины»). Темпы развития информатизации увеличиваются с каждым годом. Согласно прогнозу на 2010 г., мировой рынок наукоемкой продукции составит около 3,5 трлн дол. США, из которых 1,2 трлн дол. придется на информационные технологии. Следует отметить, что даже наиболее консервативные прогнозные оценки вклада информационных технологий (производство информационной техники и услуг, а также выпуск продукции на основе их использования) в ВВП на перспективу первой четверти XXI в. превышают 40 %. Уже сегодня, по тем же оценкам, труд 64 % занятых в хозяйстве развитых стран хотя бы частично носит информационный характер. В настоящее время в подавляющем большинстве развитых государств сформированы национальные стратегии перехода к информационному обществу. Аналогичные документы имеются и на уровне таких международных союзов, как ЕС («Электронная Европа»), АСЕАН («Электронная Азия»). Ведется разработка стратегий развития информационного общества в странах СНГ, в том числе в Молдове и Армении. В 2002—2003 гг. утверждены программы «Электронная Россия», «Электронная Украина».
Несмотря на национальные различия, основой всех стратегий перехода к информационному обществу являются: • формирование общедоступной информационно-коммуникационной инфраструктуры и организация доступа в сеть Интернет; • развитие человеческого потенциала, обеспечивающего эффективное использование информационных технологий и инновационное развитие; • совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей инвестиции и конкуренцию. В русле мировых и региональных тенденций разработана и реализуется Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003—2005 гг. и на период до 2010 г. — «Электронная Беларусь». Основная цель Программы — формирование в стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, включающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества. Реализация Программы создаст необходимые условия для приведения стандартов страны в сфере информатизации в соответствие с мировой системой стандартов и ускорит формирование информационного общества. Более отдаленные перспективы информационно-технологического развития Беларуси определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г., обосновавшей долгосрочные цели белорусского государства в области ИКТ как средства повышения эффективности экономики, производства и экспорта продукции с высокой степенью обработки, образования населения и государственного управления. Стратегическая важность развития сектора ИКТ в конечном счете определяется тем, что успех в этой сфере кардинально влияет на место страны в мировом сообществе.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.5 (0.013 с.) |