Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Агропромышленный комплекс национальной экономики
Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. АПК занимает важное место в экономике Беларуси, на его долю приходится почти пятая часть валового внутреннего продукта страны, около 22 % основных производственных фондов. В 1970—1980 гг. Беларусь производила 5,5—5,8 % сельскохозяйственной продукции в бывшем СССР, причем половина мясной и молочной продукции вывозилась в другие союзные республики. Организационно-функциональная структура АПК отличается наличием многих подразделений экономики, она объединяет более 10 отраслей (в ряде исследований в данную сферу включают рыбное и лесное хозяйство, в настоящем учебнике лесное хозяйство анализируется во взаимосвязи с лесопромышленным комплексом). По целевой направленности и особенностям технологической деятельности в АПК выделяют несколько сфер: три производственных и одну обслуживающую. Управление структурными подразделениями АПК осуществляют: Министерство сельского хозяйства и продовольствия (включает управление собственно сельскохозяйственным производством, мясной и молочной промышленностью, рыбным хозяйством, подготовкой кадров для сельского хозяйства); концерн «Белгоспищепром» (пищевкусовая промышленность); Министерство промышленности (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение) и др. Основным звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство, оно производит примерно 58 % всей продукции. В развитых странах роль сельского хозяйства в создании конечного продукта АПК значительно меньше. Так, в США перерабатывающие и торгово-сбытовые отрасли обеспечивают 70—73 % производства продукции АПК, а собственно сельское хозяйство — 13—15 %. Переработку сельскохозяйственного сырья осуществляют пищевая промышленность; подотрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти; муко-мольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Их доля в структуре АПК составляет 21—22 %. Разнообразен состав отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и других подразделений АПК: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для пищевой промышленности; ремонт сельскохозяйственной техники; производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений; добыча торфа для сельского хозяйства; микробиологическая промышленность; сельское производственное строительство (удельный вес в АПК — примерно 12—13 %).
По мере развития рыночных отношений в составе АПК возрастают значимость и масштабы деятельности отраслей, обеспечивающих заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции. Именно данные отрасли во многом обеспечивают повышение эффективности функционирования АПК в целом, однако их доля невелика — около 4—5 %. Кроме того, к обслуживающим АПК отраслям и видам деятельности часто относят агротехническое и ветеринарное обслуживание, подготовку кадров и научное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство и службу быта на селе, другие звенья производственной и социальной инфраструктуры. Агропромышленный комплекс призван обеспечивать основные потребности страны в сельскохозяйственной продукции и продовольствии в основном за счет собственного производства. Для достижения и поддержания продовольственной безопасности необходим такой уровень развития АПК, который бы обеспечивал до 85 % спроса на сельскохозяйственную продукцию и занимал не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. Однако по таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, картофель, важно иметь 100%-ную обеспеченность (кроме того, необходимо обеспечить возможность их поставки на экспорт), а по маслу растительному, сахару, овощам и фруктам — не менее 70 %*. Импорт продовольствия не должен превышать 15—20 % его реализации, в противном случае создается угроза экономической безопасности и независимости страны. Сельское хозяйство является одной из наиважнейших отраслей материального производства, которая занимается выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) и разведением сельскохозяйственных животных (животноводство). Ему принадлежит главная роль в снабжении населения продуктами питания и производстве сырья для пищевой и частично легкой промышленности. Примерно 2/3 розничного товарооборота в Республике Беларусь составляют продукты сельского хозяйства и товары, производимые из сельскохозяйственного сырья.
Сельское хозяйство занимает важное место в структуре национальной экономики. По данным 2004 г., на его долю приходилось 8,9 % в структуре ВВП, в нем было занято 10,7 % работающих, концентрировалось 14,8 % основных фондов. Сельское хозяйство призвано выполнять три важнейшие задачи: 1) обеспечивать население страны высококачественным продовольствием, т.е. быть гарантом продовольственной безопасности. По большинству основных продуктов питания, кроме овощей, бахчевых и продукции из зерновых, доля местных сельскохозяйственных продуктов в потреблении составляет почти 100 %. Правда, потребление таких продуктов питания, как мясо, молочные изделия, овощи и фрукты, не соответствует рациональным нормам. Сохраняется проблема обеспечения качества. продовольствия; 2) снабжать пищевую и легкую промышленность в достаточном количестве необходимым сырьем. В целом и эта задача выполняется, хотя имеющиеся мощности способны переработать и значительно большие объемы сырья; 3) сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма. Эта задача растениеводства (все категории хозяйств). Однако в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах доля продукции растениеводства составляет 70,7 %, в то время как в сельскохозяйственных организациях — лишь 43,2 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сельское Прогнозируется, что к 2010 г. в животноводстве будет производиться 55,0 %, а в растениеводстве — 45,0 % валовой продукции сельского хозяйства (все категории хозяйств). Целью развития АПК Беларуси в долгосрочной перспективе является формирование эффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, которое соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало продовольственную безопасность страны.
Строительный комплекс Строительный комплекс рассматривается как межотраслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры. Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), включая отраслевые органы управления. Все подразделения комплекса объединяют экономические, технологические и производственные связи; на комплекс работает строительное и дорожное машиностроение.
На долю строительного комплекса Республики Беларусь в составе двух взаимосвязанных секторов — собственно строительства и промышленности строительных материалов и конструкций — приходится около 7 % объема ВВП страны (в начале 90-х гг. XX в. — до 9 %). В строительстве в 2004 г. было занято 327,0 тыс. чел. (в 1990 г. — 570,4 тыс. чел.), или 7,5 % общей численности работников, занятых в народном хозяйстве (1990 г. — 11,1 %). Комплекс объединяет более 4,3 тыс. строительных и ремонтно-строительных организаций различных мощностей и форм собственности, в том числе 109 строительных трестов и объединений, более 200 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 проектных институтов, около 20 научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций. В настоящее время 70,2 % общего объема подрядных работ выполняется фирмами негосударственного сектора экономики. Строительство и производство строительных материалов осуществляют более 20 различных министерств, концернов и объединений, строительно-монтажные работы преимущественно ведут организации Министерства архитектуры и строительства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства промышленности, Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики (ОАО «Белтрансгаз», ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго») и др. Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов — промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др.
Капитальное строительство включает общестроительные, монтажные, специализированные и другие организации, осуществляющие строительные и монтажные работы подрядным и хозяйственным способами. В отрасль входят проектные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации строительного профиля. Она включает также предприятия и организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений, организации по эксплуатационному бурению, связанному со строительством нефтяных и газовых скважин, а также соответствующие органы управления. Зачастую для обозначения капитального строительства применяют термин «строительство». Предполагается к 2015 году рост производства цемента в 3,6 раза, стеновых материалов — в 2 раза, стекла оконного — в 1,8 раза, а также увеличение выпуска кровельных, теплоизоляционных, нерудных материалов и другой продукции. Транспорт и связь Транспорт и связь являются важнейшими отраслями национальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков, необходимых для удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством. Транспорт — одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цену товара. Транспорт выступает в качестве важнейшего условия освоения природных ресурсов, материальной основы для экономической интеграции промышленного и сельскохозяйственного производства. Одновременно ему принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне. Транспортный комплекс страны — совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида. Формирование приоритетных направлений развития транспорта и государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Место и роль транспорта в экономике страны характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,0 %, структуре инвестиций в основной капитал — 10,3 %. В отрасли трудится 6,1 % занятых в экономике (2004 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, отдельных видов промышленной продукции. Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.). Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов — объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны; по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — на момент прибытия); измеряется в тоннах. Перевозки пассажиров — количество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они были перевезены; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км). Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок. Связь- это отрасль экономики, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь делится на почтовую и электрическую. Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов. Реконструкция местной телефонной связи в перспективном периоде позволит полнее удовлетворить потребности населения в установке телефонов. Намечаются увеличение числа абонентских точек проводного вещания, расширение сети эфирного теле- и радиовещания, развитие мобильных сетей связи (переход к системам третьего поколения). Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освоению таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных видов услуг, предоставляемых предприятиями связи. Для модернизации материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.014 с.) |