Агропромышленный комплекс национальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агропромышленный комплекс национальной экономики



Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность от­раслей национальной экономики, осуществляющих производ­ство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экс­порт продовольствия и сырья. АПК занимает важное место в экономике Беларуси, на его долю приходится почти пятая часть валового внутреннего продукта страны, около 22 % ос­новных производственных фондов. В 1970—1980 гг. Беларусь производила 5,5—5,8 % сельскохозяйственной продукции в бывшем СССР, причем половина мясной и молочной продукции вывозилась в другие союзные республики.

Организационно-функциональная структура АПК отличает­ся наличием многих подразделений экономики, она объединяет более 10 отраслей (в ряде исследований в данную сферу включа­ют рыбное и лесное хозяйство, в настоящем учебнике лесное хо­зяйство анализируется во взаимосвязи с лесопромышленным комплексом). По целевой направленности и особенностям тех­нологической деятельности в АПК выделяют несколько сфер: три производственных и одну обслуживающую.

Управление структурными подразделениями АПК осущест­вляют: Министерство сельского хозяйства и продовольствия (включает управление собственно сельскохозяйственным про­изводством, мясной и молочной промышленностью, рыбным хозяйством, подготовкой кадров для сельского хозяйства); кон­церн «Белгоспищепром» (пищевкусовая промышленность); Министерство промышленности (тракторное и сельскохозяй­ственное машиностроение) и др.

Основным звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство, оно производит примерно 58 % всей про­дукции. В развитых странах роль сельского хозяйства в созда­нии конечного продукта АПК значительно меньше. Так, в США перерабатывающие и торгово-сбытовые отрасли обеспечивают 70—73 % производства продукции АПК, а собственно сельское хозяйство — 13—15 %.

Переработку сельскохозяйственного сырья осуществляют пищевая промышленность; подотрасли легкой промышленно­сти, связанные с первичной обработкой льна, шерсти; муко-мольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Их доля в структуре АПК составляет 21—22 %.

Разнообразен состав отраслей, производящих средства про­изводства для сельского хозяйства и других подразделений АПК: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для пищевой промышленности; ре­монт сельскохозяйственной техники; производство минераль­ных удобрений и химических средств защиты растений; добыча торфа для сельского хозяйства; микробиологическая промыш­ленность; сельское производственное строительство (удельный вес в АПК — примерно 12—13 %).

По мере развития рыночных отношений в составе АПК воз­растают значимость и масштабы деятельности отраслей, обес­печивающих заготовку, хранение, транспортировку и реализа­цию продукции. Именно данные отрасли во многом обеспечива­ют повышение эффективности функционирования АПК в це­лом, однако их доля невелика — около 4—5 %. Кроме того, к обслуживающим АПК отраслям и видам деятельности часто от­носят агротехническое и ветеринарное обслуживание, подго­товку кадров и научное обслуживание, жилищно-коммуналь­ное хозяйство и службу быта на селе, другие звенья производст­венной и социальной инфраструктуры.

Агропромышленный комплекс призван обеспечивать основ­ные потребности страны в сельскохозяйственной продукции и продовольствии в основном за счет собственного производства. Для достижения и поддержания продовольственной безопас­ности необходим такой уровень развития АПК, который бы обеспечивал до 85 % спроса на сельскохозяйственную продук­цию и занимал не менее 80 % внутреннего рынка продовольс­твия. Однако по таким важнейшим продуктам, как мясо и мя­сопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, картофель, важ­но иметь 100%-ную обеспеченность (кроме того, необходимо обеспечить возможность их поставки на экспорт), а по маслу растительному, сахару, овощам и фруктам — не менее 70 %*. Импорт продовольствия не должен превышать 15—20 % его реализации, в противном случае создается угроза экономичес­кой безопасности и независимости страны.

Сельское хозяйство является одной из наиважнейших отрас­лей материального производства, которая занимается выращива­нием сельскохозяйственных культур (растениеводство) и разведе­нием сельскохозяйственных животных (животноводство). Ему принадлежит главная роль в снабжении населения продуктами питания и производстве сырья для пищевой и частично легкой промышленности. Примерно 2/3 розничного товарооборота в Рес­публике Беларусь составляют продукты сельского хозяйства и то­вары, производимые из сельскохозяйственного сырья.

Сельское хозяйство занимает важное место в структуре на­циональной экономики. По данным 2004 г., на его долю прихо­дилось 8,9 % в структуре ВВП, в нем было занято 10,7 % рабо­тающих, концентрировалось 14,8 % основных фондов. Сельское хозяйство призвано выполнять три важнейшие задачи:

1) обеспечивать население страны высококачественным про­довольствием, т.е. быть гарантом продовольственной безопас­ности. По большинству основных продуктов питания, кроме овощей, бахчевых и продукции из зерновых, доля местных

сельскохозяйственных продуктов в потреблении составляет почти 100 %. Правда, потребление таких продуктов питания, как мясо, молочные изделия, овощи и фрукты, не соответству­ет рациональным нормам. Сохраняется проблема обеспечения качества. продовольствия;

2) снабжать пищевую и легкую промышленность в достаточном количестве необходимым сырьем. В целом и эта задача выполняется, хотя имеющиеся мощности способны переработать и значительно большие объемы сырья;

3) сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма. Эта задача
полностью не решена.

растениеводства (все категории хозяйств). Однако в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фер­мерских) хозяйствах доля продукции растениеводства состав­ляет 70,7 %, в то время как в сельскохозяйственных организа­циях — лишь 43,2 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сельское Прогнозируется, что к 2010 г. в животноводстве будет производиться 55,0 %, а в растениеводстве — 45,0 % ва­ловой продукции сельского хозяйства (все категории хозяйств).

Целью развития АПК Беларуси в долгосрочной перспективе является формирование эффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, которое соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало продовольственную безопасность страны.

 

Строительный комплекс

Строительный комплекс рассматривается как межотрасле­вая система, включающая совокупность предприятий, объеди­нений и организаций, деятельность которых направлена на соз­дание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производст­венные мощности, объекты социальной инфраструктуры.

Строительный комплекс объединяет подрядные и специали­зированные строительные организации, предприятия промыш­ленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организа­ции, строительные фирмы, биржи и другие формирования, спе­циализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), включая от­раслевые органы управления. Все подразделения комплекса объединяют экономические, технологические и производствен­ные связи; на комплекс работает строительное и дорожное ма­шиностроение.

На долю строительного комплекса Республики Беларусь в составе двух взаимосвязанных секторов — собственно строи­тельства и промышленности строительных материалов и конструкций — приходится около 7 % объема ВВП страны (в нача­ле 90-х гг. XX в. — до 9 %). В строительстве в 2004 г. было заня­то 327,0 тыс. чел. (в 1990 г. — 570,4 тыс. чел.), или 7,5 % об­щей численности работников, занятых в народном хозяйстве (1990 г. — 11,1 %).

Комплекс объединяет более 4,3 тыс. строительных и ремонт­но-строительных организаций различных мощностей и форм собственности, в том числе 109 строительных трестов и объеди­нений, более 200 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 проектных институ­тов, около 20 научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций. В настоящее время 70,2 % общего объема подрядных работ выполняется фирмами негосударст­венного сектора экономики.

Строительство и производство строительных материалов осуществляют более 20 различных министерств, концернов и объединений, строительно-монтажные работы преимуществен­но ведут организации Министерства архитектуры и строитель­ства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерст­ва сельского хозяйства и продовольствия, Министерства про­мышленности, Министерства связи и информатизации, Мини­стерства энергетики (ОАО «Белтрансгаз», ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго») и др.

Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитекту­ры и строительства Республики Беларусь.

Капитальное строительство рассматривает­ся как отрасль национальной экономики по созданию, рекон­струкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов — промышленных предприятий, электростан­ций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятель­ность людей и их материально-культурные потребности. В со­ответствии с назначением и особенностями возведения отдель­ных объектов различают следующие виды строительства: про­мышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергети­ческое, сельскохозяйственное и др.

Капитальное строительство включает общестроительные, монтажные, специализированные и другие организации, осу­ществляющие строительные и монтажные работы подрядным и хозяйственным способами. В отрасль входят проектные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские организа­ции строительного профиля. Она включает также предприятия и организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений, организации по эксплуатационному бурению, связанному со строительством нефтяных и газовых скважин, а также соответствующие органы управления. Зачастую для обозначения капитального строительства применяют термин «строительство».

Предполагается к 2015 году рост производства цемента в 3,6 раза, стеновых материалов — в 2 раза, стекла оконного — в 1,8 раза, а также увеличение выпуска кровельных, теплоизоляционных, нерудных материалов и другой продукции.

Транспорт и связь

Транспорт и связь являются важнейшими отраслями нацио­нальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажи­ров, передачу и распространение информационных потоков, не­обходимых для удовлетворения потребностей населения, нор­мального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством.

Транспорт — одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Велико влияние транспортных издержек на себестои­мость и цену товара. Транспорт выступает в качестве важней­шего условия освоения природных ресурсов, материальной ос­новы для экономической интеграции промышленного и сельско­хозяйственного производства. Одновременно ему принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межго­сударственном уровне.

Транспортный комплекс страны — совокупность различ­ных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаи­мозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида. Формирование приоритетных направлений развития транс­порта и государственное регулирование деятельности объедине­ний, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Рес­публики Беларусь.

Место и роль транспорта в экономике страны характеризу­ются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,0 %, структуре инвестиций в основ­ной капитал — 10,3 %. В отрасли трудится 6,1 % занятых в экономике (2004 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, отдельных видов промышленной продукции.

Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего и необщего пользования. Транс­порт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевоз­ках грузов и пассажиров, перемещения различных видов про­дукции между производителями и потребителями, осуществле­ния общедоступного транспортного обслуживания населения. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промыш­ленный, внутрипроизводственный) предназначен, как прави­ло, для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприя­тия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.). Выде­ляют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполня­емой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Для оценки работы транспорта используется ряд показате­лей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (от­правлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Пе­ревозки грузов — объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны; по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — на момент прибытия); измеряется в тоннах. Перевозки пассажиров — ко­личество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тон­нах на тарифное расстояние перевозки в километрах; измеряет­ся в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они были перевезены; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км).

Основными показателями, характеризующими эффектив­ность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Об­щим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

Связь- это отрасль экономики, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь делится на почтовую и электрическую.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития от­расли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуа­тационных расходов.

Реконструкция местной телефонной связи в перспективном периоде позволит полнее удовлетворить потребности населения в установке телефонов. Намечаются увеличение числа абонент­ских точек проводного вещания, расширение сети эфирного те­ле- и радиовещания, развитие мобильных сетей связи (переход к системам третьего поколения).

Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освоению таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная уско­ренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных видов услуг, предоставляемых предприятиями связи.

Для модернизации материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внут­ризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение про­граммно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от анало­го-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство се­тей радиовещания и цифрового телевидения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.014 с.)