Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси».



Понятие и основные факторы, определяющие экономический потенциал страны

На макроуровне под сово­купным экономическим потенциалом понимается максималь­но возможная способность национальной экономики произво­дить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отрас­лях национальной экономики, а также накопленные и распола­гаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и ду­ховные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризу­ют уровень развития совокупного экономического потенциала страны.

Основными факторами, определяющими экономический по­тенциал, являются производственные мощности промышлен­ности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструкту­ры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечи­вать его реализацию в сфере производства и потребления.

 

Важнейшие составляющие экономического потенциала и его оценка

Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала Беларуси являются:

- природно-ресурсный потенциал;

- демографический и трудовой потенциалы;

- научный, научно-технический и инновационный потенциалы;

- информационно-технологический потенциал;

- производственный потенциал;

- инвестиционный потенциал национальной экономики;

- внешнеэкономический потенциал;

- экологический потенциал.

Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:

• численность населения, его половозрастная структура, естественное и механическое движение населения;

• трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей
силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями научно-технического прогресса (НТП) и рыночной экономики;

• индекс развития человеческого потенциала;

• стоимость и структура основных производственных фон­дов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа);

• валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономичес­ки развитыми странами;

• возможные объемы роста выпуска промышленной, сель­скохозяйственной продукции, продукции строительства, пере­ возок грузов и пассажиров;

• уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами;

• наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земель­ных ресурсов;

• экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам).

Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного эко­номического потенциала имеют страны с развитыми произво­дительными силами и рыночной экономикой.

Основной закономерностью развития совокупного экономи­ческого потенциала является рациональное и гармоничное со­четание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и национальную безопас­ность страны.

 

Инновационный потенциал

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной спо­собности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала ха­рактеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

• уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

• состоянием и мощностью опытно-экспериментальной ба­зы отраслей и предприятий;

• наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

• уровнем технологической базы производства и технологи­ческого оборудования;

• наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

• степенью инновационной активности предприятий, инно­вационной ориентации систем управления и сбыта (инноваци­онным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

• системой подготовки кадров-инноваторов;

•финансовым обеспечением (объемами, источ-ми).
Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяются в процессе инновацион­ной деятельности, которые в свою очередь оцениваются в миро­вой практике (по рекомендации ОЭСР):

• долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;

• развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);

• внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте);

• участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;

• участием предприятий в финансово-промышленных груп­пах (ФПГ).

Статистический мониторинг в Беларуси отслеживает прак­тически все указанные параметры.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособ­ность продукции (и по функциональному совершенству, и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, ста­бильное финансовое положение определяют устойчивый и воз­растающий спрос на знания, новые технологии, продукты, ме­тоды и системы управления.

Инновационность экономики — это способность и стремле­ние предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобрете­ний. Инновационность означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства, экс­плуатации, сфере услуг, внедрение новых решений в организа­ции и управлении, совершенствование и развитие инфраструк­туры, особенно в области сбора, переработки и получения ин­формации.

Инновации в промышленности.

В результате технологических инноваций изменения про­изошли в таких областях, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение тради­ционных рынков сбыта, сокращение энергетических и матери­альных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.

Строительный комплекс

Строительный комплекс рассматривается как межотрасле­вая система, включающая совокупность предприятий, объеди­нений и организаций, деятельность которых направлена на соз­дание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производст­венные мощности, объекты социальной инфраструктуры.

Строительный комплекс объединяет подрядные и специали­зированные строительные организации, предприятия промыш­ленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организа­ции, строительные фирмы, биржи и другие формирования, спе­циализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), включая от­раслевые органы управления. Все подразделения комплекса объединяют экономические, технологические и производствен­ные связи; на комплекс работает строительное и дорожное ма­шиностроение.

На долю строительного комплекса Республики Беларусь в составе двух взаимосвязанных секторов — собственно строи­тельства и промышленности строительных материалов и конструкций — приходится около 7 % объема ВВП страны (в нача­ле 90-х гг. XX в. — до 9 %). В строительстве в 2004 г. было заня­то 327,0 тыс. чел. (в 1990 г. — 570,4 тыс. чел.), или 7,5 % об­щей численности работников, занятых в народном хозяйстве (1990 г. — 11,1 %).

Комплекс объединяет более 4,3 тыс. строительных и ремонт­но-строительных организаций различных мощностей и форм собственности, в том числе 109 строительных трестов и объеди­нений, более 200 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 проектных институ­тов, около 20 научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций. В настоящее время 70,2 % общего объема подрядных работ выполняется фирмами негосударст­венного сектора экономики.

Строительство и производство строительных материалов осуществляют более 20 различных министерств, концернов и объединений, строительно-монтажные работы преимуществен­но ведут организации Министерства архитектуры и строитель­ства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерст­ва сельского хозяйства и продовольствия, Министерства про­мышленности, Министерства связи и информатизации, Мини­стерства энергетики (ОАО «Белтрансгаз», ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго») и др.

Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитекту­ры и строительства Республики Беларусь.

Капитальное строительство рассматривает­ся как отрасль национальной экономики по созданию, рекон­струкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов — промышленных предприятий, электростан­ций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятель­ность людей и их материально-культурные потребности. В со­ответствии с назначением и особенностями возведения отдель­ных объектов различают следующие виды строительства: про­мышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергети­ческое, сельскохозяйственное и др.

Капитальное строительство включает общестроительные, монтажные, специализированные и другие организации, осу­ществляющие строительные и монтажные работы подрядным и хозяйственным способами. В отрасль входят проектные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские организа­ции строительного профиля. Она включает также предприятия и организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений, организации по эксплуатационному бурению, связанному со строительством нефтяных и газовых скважин, а также соответствующие органы управления. Зачастую для обозначения капитального строительства применяют термин «строительство».

Предполагается к 2015 году рост производства цемента в 3,6 раза, стеновых материалов — в 2 раза, стекла оконного — в 1,8 раза, а также увеличение выпуска кровельных, теплоизоляционных, нерудных материалов и другой продукции.

Транспорт и связь

Транспорт и связь являются важнейшими отраслями нацио­нальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажи­ров, передачу и распространение информационных потоков, не­обходимых для удовлетворения потребностей населения, нор­мального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством.

Транспорт — одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Велико влияние транспортных издержек на себестои­мость и цену товара. Транспорт выступает в качестве важней­шего условия освоения природных ресурсов, материальной ос­новы для экономической интеграции промышленного и сельско­хозяйственного производства. Одновременно ему принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межго­сударственном уровне.

Транспортный комплекс страны — совокупность различ­ных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаи­мозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида. Формирование приоритетных направлений развития транс­порта и государственное регулирование деятельности объедине­ний, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Рес­публики Беларусь.

Место и роль транспорта в экономике страны характеризу­ются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,0 %, структуре инвестиций в основ­ной капитал — 10,3 %. В отрасли трудится 6,1 % занятых в экономике (2004 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, отдельных видов промышленной продукции.

Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего и необщего пользования. Транс­порт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевоз­ках грузов и пассажиров, перемещения различных видов про­дукции между производителями и потребителями, осуществле­ния общедоступного транспортного обслуживания населения. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промыш­ленный, внутрипроизводственный) предназначен, как прави­ло, для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприя­тия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.). Выде­ляют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполня­емой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Для оценки работы транспорта используется ряд показате­лей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (от­правлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Пе­ревозки грузов — объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны; по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — на момент прибытия); измеряется в тоннах. Перевозки пассажиров — ко­личество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тон­нах на тарифное расстояние перевозки в километрах; измеряет­ся в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они были перевезены; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км).

Основными показателями, характеризующими эффектив­ность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Об­щим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

Связь- это отрасль экономики, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь делится на почтовую и электрическую.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития от­расли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуа­тационных расходов.

Реконструкция местной телефонной связи в перспективном периоде позволит полнее удовлетворить потребности населения в установке телефонов. Намечаются увеличение числа абонент­ских точек проводного вещания, расширение сети эфирного те­ле- и радиовещания, развитие мобильных сетей связи (переход к системам третьего поколения).

Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освоению таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная уско­ренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных видов услуг, предоставляемых предприятиями связи.

Для модернизации материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внут­ризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение про­граммно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от анало­го-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство се­тей радиовещания и цифрового телевидения.

 

Министерства, Государственные комитеты

Министерство архитектуры и строительства

Министерство внутренних дел

Министерство жилищно-коммунального хозяйства

Министерство здравоохранения

Министерство иностранных дел

Министерство информации

Министерство культуры

Министерство лесного хозяйства

Министерство обороны

Министерство образования

Министерство по налогам и сборам

Министерство по чрезвычайным ситуациям

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

Министерство промышленности

Министерство связи и информатизации

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Министерство спорта и туризма

Министерство статистики и анализа

Министерство торговли

Министерство транспорта и коммуникаций

Министерство труда и социальной защиты

Министерство финансов

Министерство экономики

Министерство энергетики

Министерство юстиции

Комитет государственной безопасности

Государственный военно-промышленный комитет

Государственный комитет по имуществу

Государственный комитет по науке и технологиям

Государственный комитет по стандартизации

Государственный комитет пограничных войск

Государственный таможенный комитет

Государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь:

Белорусский государственный концерн пищевой промышленности («Белгоспищепром»)

Белорусский государственный концерн по нефти и химии («Белнефтехим») Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности («Беллегпром»)

Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции («Белбиофарм»)

Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообраба­тывающей и целлюлозно-бумажной промышленности («Беллесбумпром») Белорусский республиканский союз потребительских обществ («Белкоопсоюз»)

Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.

Важную роль в структуре государственного управления эко­номикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Мин­ского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управ­ления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики.

13.1.Специфика перспективного планирования в переходной экономике Беларуси

Распад бывшего СССР привел к ликвидации централизованного планирования. В этот период практически не было единого государственного плана экономического и социального развития страны. Годовое планирование уступило место текущим месячным и квартальным мерам по решению наиболее острых проблем производства, материально-технического обеспечения и распределения ресурсов. Опыт кризисных лет показал, что рыночное саморегулирование без регулирующего участия государства приводит к серьезным деформациям и провалам в социально-экономических процессах. Государство, опираясь на возможности планирования и государственного регулирования, призвано устранять возникающие деформации и периодически возвращать эти процессы в состояние динамической сбалансированности. С помощью планирования государство поддерживает социально-экономическую систему в состоянии динамического равновесия. Планирование – не инородная, а органичная часть целостной системы управления. Планирование должно рассматриваться как норма, метод, инструмент принятия управленческих решений, как интегрирующая деятельность, объединяющая экономику, социологию и другие дисциплины, но и как наука управления.

В этих условиях на первый план выходит индикативное планирование. Оно призвано выполнять три важнейшие функции:

1.информатизационную- планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволяет им формировать на этой основе свои бизнес-планы;

2.стабилизационную – дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;

3.согласительную – позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.

Такой подход является основой нового понимания сущности государственного регулирования и индикативного планирования.

 

Денежная система Беларуси

Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Нацио­нальном банке Республики Беларусь» и последующими зако­нодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вна­чале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и исполь­зовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорус­ский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-де­нежных отношений: государство, экономические агенты (вклю­чая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и на­селение. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в ка­честве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реа­лизацию целей монетарного регулирования.

Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков.

Другой уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, не­посредственно выполняющих функции кредитно-расчетного об­служивания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки. К важнейшим их функциям традицион­но относятся:

•аккумулирование временно свободных денежных средств,сбережений и накоплений;

обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;

- кредитование отдельных хозяйственных единиц, юриди­ческих и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственных оборотов;

• учет векселей и операции с ними;

• хранение финансовых и материальных ценностей;

• доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).

Динамика развития банковской системы. В Беларуси (на 01.01.2005 г.) банковская система включала 32 банка (с 463 фи­лиалами), из которых 27 банков — с участием иностранного ка­питала, 8 из них — со 100% -ным иностранным капиталом.

Подавляющее большинство банков в соответствии с их уста­вами являются коммерческими. Национальным банком не за­регистрировано ни одной небанковской кредитно-финансовой организации.

Действующая в Республике Беларусь платежная система в целом обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйство­вания в своевременном и качественном проведении расчетов, способствует эффективной реализации экономической полити­ки страны. По совокупности эксплуатационных характеристик платежная система Республики Беларусь оценивается Между­народным валютным фондом по самому высокому рейтингу среди стран с переходной экономикой, она одна из лучших в Восточной Европе. В реальном режиме времени (RTGS) осущест­вляется около 93 % общей суммы платежей.

Денежно-кредитная политика:

Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси».

Предметом изучения явл социально-экономич про­цессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональ­ных элементов, потенциалов и механизмов. В качестве объекта выступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин:экономической историей, экономи­ческой статистикой, эконометрикой и др.Обобщенные результаты исследований создают научные ос­новы национальной экономики, которые включают совокуп­ность ключевых теоретико-методологических, концептуаль­ных, научно-методических, инструментально-прикладных по­ложений и, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструмента­рий. Наиболее эффективным научным методом в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаи­модействиями и отношениями в единое целое. Устойчивая со­вокупность элементов (компонентов, подсистем) и их отноше­ний образует структуру системы, определяющую закономер­ности ее функционирования, свойства и характеристики, про­являющиеся в поведении при взаимодействии с внешней средой.

Характерной чертой сложных социальных систем, к кото­рым относится и экономика, является их способность к само­развитию в пространстве отношений и институтов в соответ­ствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал развития экономи­ки определяется ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации квнешним воздействиям и составляет сущностный аспект национальной экономики.

Содержательный аспект раскрывается в. анализе нацио­нальной экономики как области хозяйственной практики, анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направле­ния и пути их достижения, методы и средства подготовки и реа­лизации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны.

Органы управления и научные структуры могут выступать в качестве субъектов исследования национальной экономики. Таким образом, национальная экономика- это хозяйствен­ная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

• суверенитет нации и государства;

• территориальная целостность;

• единство экономического пространства и юридической среды;

• общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

•наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы — и целостной финансовой системы;

•развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;

•эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, харак­теристик.

В организационном плане — это совокупность субъектов хо­зяйствования: организаций, учреждений, предприятий, про­изводств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане — это хозяйственные комплексы: про­мышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.

В функциональном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, инновационного, производственного и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.062 с.)