Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси».Стр 1 из 14Следующая ⇒
Понятие и основные факторы, определяющие экономический потенциал страны На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков. Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях национальной экономики, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и духовные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризуют уровень развития совокупного экономического потенциала страны. Основными факторами, определяющими экономический потенциал, являются производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления.
Важнейшие составляющие экономического потенциала и его оценка Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала Беларуси являются: - природно-ресурсный потенциал; - демографический и трудовой потенциалы; - научный, научно-технический и инновационный потенциалы; - информационно-технологический потенциал; - производственный потенциал; - инвестиционный потенциал национальной экономики; - внешнеэкономический потенциал; - экологический потенциал. Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы: • численность населения, его половозрастная структура, естественное и механическое движение населения; • трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей • индекс развития человеческого потенциала; • стоимость и структура основных производственных фондов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа); • валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономически развитыми странами;
• возможные объемы роста выпуска промышленной, сельскохозяйственной продукции, продукции строительства, пере возок грузов и пассажиров; • уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами; • наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земельных ресурсов; • экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам). Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного экономического потенциала имеют страны с развитыми производительными силами и рыночной экономикой. Основной закономерностью развития совокупного экономического потенциала является рациональное и гармоничное сочетание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и национальную безопасность страны.
Инновационный потенциал Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла): • уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов); • состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий; • наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов; • уровнем технологической базы производства и технологического оборудования; • наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции; • степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);
• системой подготовки кадров-инноваторов; •финансовым обеспечением (объемами, источ-ми). • долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции; • развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий); • внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте); • участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции; • участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ). Статистический мониторинг в Беларуси отслеживает практически все указанные параметры. Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству, и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, новые технологии, продукты, методы и системы управления. Инновационность экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационность означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства, эксплуатации, сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получения информации. Инновации в промышленности. В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энергетических и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др. Строительный комплекс Строительный комплекс рассматривается как межотраслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры. Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), включая отраслевые органы управления. Все подразделения комплекса объединяют экономические, технологические и производственные связи; на комплекс работает строительное и дорожное машиностроение.
На долю строительного комплекса Республики Беларусь в составе двух взаимосвязанных секторов — собственно строительства и промышленности строительных материалов и конструкций — приходится около 7 % объема ВВП страны (в начале 90-х гг. XX в. — до 9 %). В строительстве в 2004 г. было занято 327,0 тыс. чел. (в 1990 г. — 570,4 тыс. чел.), или 7,5 % общей численности работников, занятых в народном хозяйстве (1990 г. — 11,1 %). Комплекс объединяет более 4,3 тыс. строительных и ремонтно-строительных организаций различных мощностей и форм собственности, в том числе 109 строительных трестов и объединений, более 200 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 проектных институтов, около 20 научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций. В настоящее время 70,2 % общего объема подрядных работ выполняется фирмами негосударственного сектора экономики. Строительство и производство строительных материалов осуществляют более 20 различных министерств, концернов и объединений, строительно-монтажные работы преимущественно ведут организации Министерства архитектуры и строительства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства промышленности, Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики (ОАО «Белтрансгаз», ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго») и др. Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов — промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др. Капитальное строительство включает общестроительные, монтажные, специализированные и другие организации, осуществляющие строительные и монтажные работы подрядным и хозяйственным способами. В отрасль входят проектные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации строительного профиля. Она включает также предприятия и организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений, организации по эксплуатационному бурению, связанному со строительством нефтяных и газовых скважин, а также соответствующие органы управления. Зачастую для обозначения капитального строительства применяют термин «строительство».
Предполагается к 2015 году рост производства цемента в 3,6 раза, стеновых материалов — в 2 раза, стекла оконного — в 1,8 раза, а также увеличение выпуска кровельных, теплоизоляционных, нерудных материалов и другой продукции. Транспорт и связь Транспорт и связь являются важнейшими отраслями национальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков, необходимых для удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством. Транспорт — одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цену товара. Транспорт выступает в качестве важнейшего условия освоения природных ресурсов, материальной основы для экономической интеграции промышленного и сельскохозяйственного производства. Одновременно ему принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне. Транспортный комплекс страны — совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида. Формирование приоритетных направлений развития транспорта и государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Место и роль транспорта в экономике страны характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,0 %, структуре инвестиций в основной капитал — 10,3 %. В отрасли трудится 6,1 % занятых в экономике (2004 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, отдельных видов промышленной продукции. Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.). Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов — объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны; по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — на момент прибытия); измеряется в тоннах. Перевозки пассажиров — количество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они были перевезены; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км). Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок. Связь- это отрасль экономики, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь делится на почтовую и электрическую. Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов. Реконструкция местной телефонной связи в перспективном периоде позволит полнее удовлетворить потребности населения в установке телефонов. Намечаются увеличение числа абонентских точек проводного вещания, расширение сети эфирного теле- и радиовещания, развитие мобильных сетей связи (переход к системам третьего поколения). Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освоению таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных видов услуг, предоставляемых предприятиями связи. Для модернизации материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.
Министерства, Государственные комитеты Министерство архитектуры и строительства Министерство внутренних дел Министерство жилищно-коммунального хозяйства Министерство здравоохранения Министерство иностранных дел Министерство информации Министерство культуры Министерство лесного хозяйства Министерство обороны Министерство образования Министерство по налогам и сборам Министерство по чрезвычайным ситуациям Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерство промышленности Министерство связи и информатизации Министерство сельского хозяйства и продовольствия Министерство спорта и туризма Министерство статистики и анализа Министерство торговли Министерство транспорта и коммуникаций Министерство труда и социальной защиты Министерство финансов Министерство экономики Министерство энергетики Министерство юстиции Комитет государственной безопасности Государственный военно-промышленный комитет Государственный комитет по имуществу Государственный комитет по науке и технологиям Государственный комитет по стандартизации Государственный комитет пограничных войск Государственный таможенный комитет Государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь: Белорусский государственный концерн пищевой промышленности («Белгоспищепром») Белорусский государственный концерн по нефти и химии («Белнефтехим») Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности («Беллегпром») Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции («Белбиофарм») Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности («Беллесбумпром») Белорусский республиканский союз потребительских обществ («Белкоопсоюз») Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения. Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики. 13.1.Специфика перспективного планирования в переходной экономике Беларуси Распад бывшего СССР привел к ликвидации централизованного планирования. В этот период практически не было единого государственного плана экономического и социального развития страны. Годовое планирование уступило место текущим месячным и квартальным мерам по решению наиболее острых проблем производства, материально-технического обеспечения и распределения ресурсов. Опыт кризисных лет показал, что рыночное саморегулирование без регулирующего участия государства приводит к серьезным деформациям и провалам в социально-экономических процессах. Государство, опираясь на возможности планирования и государственного регулирования, призвано устранять возникающие деформации и периодически возвращать эти процессы в состояние динамической сбалансированности. С помощью планирования государство поддерживает социально-экономическую систему в состоянии динамического равновесия. Планирование – не инородная, а органичная часть целостной системы управления. Планирование должно рассматриваться как норма, метод, инструмент принятия управленческих решений, как интегрирующая деятельность, объединяющая экономику, социологию и другие дисциплины, но и как наука управления. В этих условиях на первый план выходит индикативное планирование. Оно призвано выполнять три важнейшие функции: 1.информатизационную- планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволяет им формировать на этой основе свои бизнес-планы; 2.стабилизационную – дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними; 3.согласительную – позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований. Такой подход является основой нового понимания сущности государственного регулирования и индикативного планирования.
Денежная система Беларуси Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Другой уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки. К важнейшим их функциям традиционно относятся: •аккумулирование временно свободных денежных средств,сбережений и накоплений; обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота; - кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственных оборотов; • учет векселей и операции с ними; • хранение финансовых и материальных ценностей; • доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции). Динамика развития банковской системы. В Беларуси (на 01.01.2005 г.) банковская система включала 32 банка (с 463 филиалами), из которых 27 банков — с участием иностранного капитала, 8 из них — со 100% -ным иностранным капиталом. Подавляющее большинство банков в соответствии с их уставами являются коммерческими. Национальным банком не зарегистрировано ни одной небанковской кредитно-финансовой организации. Действующая в Республике Беларусь платежная система в целом обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйствования в своевременном и качественном проведении расчетов, способствует эффективной реализации экономической политики страны. По совокупности эксплуатационных характеристик платежная система Республики Беларусь оценивается Международным валютным фондом по самому высокому рейтингу среди стран с переходной экономикой, она одна из лучших в Восточной Европе. В реальном режиме времени (RTGS) осуществляется около 93 % общей суммы платежей. Денежно-кредитная политика: Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси». Предметом изучения явл социально-экономич процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов. В качестве объекта выступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин:экономической историей, экономической статистикой, эконометрикой и др.Обобщенные результаты исследований создают научные основы национальной экономики, которые включают совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений и, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструментарий. Наиболее эффективным научным методом в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаимодействиями и отношениями в единое целое. Устойчивая совокупность элементов (компонентов, подсистем) и их отношений образует структуру системы, определяющую закономерности ее функционирования, свойства и характеристики, проявляющиеся в поведении при взаимодействии с внешней средой. Характерной чертой сложных социальных систем, к которым относится и экономика, является их способность к саморазвитию в пространстве отношений и институтов в соответствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал развития экономики определяется ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации квнешним воздействиям и составляет сущностный аспект национальной экономики. Содержательный аспект раскрывается в. анализе национальной экономики как области хозяйственной практики, анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направления и пути их достижения, методы и средства подготовки и реализации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны. Органы управления и научные структуры могут выступать в качестве субъектов исследования национальной экономики. Таким образом, национальная экономика- это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия: • суверенитет нации и государства; • территориальная целостность; • единство экономического пространства и юридической среды; • общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности; •наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы — и целостной финансовой системы; •развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений; •эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации. Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик. В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений. В структурном плане — это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других. В функциональном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, инновационного, производственного и т.д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.062 с.) |