Интеграционные процессы в экономике стран СНГ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграционные процессы в экономике стран СНГ



В настоящее время интеграционные процессы реализуются в различных формах с использованием механизмов, важней­шими из которых являются:

• мировая торговля товарами и услугами;

• международное производственное сотрудничество;

• международное научно-техническое сотрудничество;

• формирование региональных интеграционных объедине­ний.

Мировая торговля — это сфера международных товарно-де­нежных отношений, представляющих собой совокупность внеш­ней торговли всех стран земного шара.

Продавцами и покупателями выступают как государствен­ные организации, так и акционерные и частные предприятия, а также отдельные лица. Вывозимые товары (экспорт) и ввозимые (импорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Раз­ница между стоимостными объемами экспорта и импорта за оп­ределенный период образует сальдо торгового баланса. Оно счи­тается положительным, активным, если стоимость экспорта пре­вышает стоимость импорта; отрицательным, или пассивным, — при обратном соотношении. Сумма стоимостных объемов экс­порта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны.

Исторически сложились две противоположные системы внеш­неторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм — это политика государства, имеющая своей целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров. Политика протекционизма осуществляется главным образом посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений.

Таможенный тариф — это система ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые через границу. Он включает перечень об­лагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров; това­ров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту, а также ставок таможенных пошлин. На практике широко используется двойной таможенный тариф, который включает два ряда ставок та­моженных пошлин (максимальные и минимальные), каждый из которых применяется к товарам определенных стран в зави­симости от торгово-политических отношений с ними.

Нетарифные ограничения — это система административных и экономических мер (финансовых, кредитных и др.), приме­няемых государством с целью регулирования ввоза и вывоза то­варов. Нетарифные ограничения распространяются на 40 % мирового импорта товаров.

Существует более 50 различных способов нетарифных огра­ничений, к числу которых относятся: государственная монопо­лия на внешнюю торговлю, система лицензирования на осуще­ствление экспортно-импортных операций, валютный контроль за вывозом товаров и др. Используются также требования эко­логической чистоты товаров, стандартов безопасности, правил маркировки, упаковки.

Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в от­дельных видах продукции могут устанавливаться соответству­ющие экспортные квоты.

Продажа товаров или услуг за рубежом по ценам ниже цен внутреннего или мирового рынка с целью устранения конку­рентов и захвата внешних рынков называется демпингом. Для борьбы с ним и поддержки собственных товаропроизводителей используются антидемпинговые тарифы. Применение подоб­ной меры соответствует международному законодательству.

В последние годы возникли новые формы внешнеторгового регулирования — добровольные экспортные ограничения — квоты на экспорт национальных товаров в отдельные страны.

Происходит это в случаях, когда иностранные фирмы дают доб­ровольное согласие на свои экспортные ограничения для преду­преждения более жестких торговых санкций.

Одним из важных направлений интеграционных процессов и развития внешней торговли является ее либерализация, кото­рая предусматривает снижение или отмену тарифов и нетариф­ных барьеров между странами на основе двух- и многосторон­них соглашений отдельных государств.

В 1947 г. 23 страны мира подписали Генеральное соглаше­ние по тарифам и торговле (ГАТТ), направленное против про­текционизма и предусматривающее стимулирование процесса либерализации внешней торговли. В дальнейшем к этому согла­шению присоединялись другие страны. В 1995 г. данная струк­тура была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейца­рия). Если правила ГАТТ распространились на торговлю това­рами, то ВТО занимается также торговлей услугами и связан­ными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. ВТО способствует устранению препятствий на пути междуна­родных потоков товаров и услуг, включая нетарифные барье­ры, количественные и другие ограничения, а также регулирует импортные пошлины.

Исходной посылкой, на которой строится договорная

Республика Беларусь в декабре 1992 г. получила статус на­блюдателя при ГАТТ/ВТО. Осенью 1993 г. Совет представите­лей ГАТТ принял положительное решение относительно заяв­ления Республики Беларусь о присоединении к ГАТТ, учредив, как того требует процедура, Рабочую группу государств—чле­нов ГАТТ по присоединению Беларуси к данному соглашению.

В настоящее время Беларусь ведет заключительные перего­воры о вступлении в ВТО. Членство в этой организации даст республике возможность стать полноправным участником про­цесса многостороннего регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград для про­движения товаров и услуг на рынки других стран.

Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, в основе которого ле­жат отраслевая и внутриотраслевая специализации отдельных стран по изготовлению ряда продуктов или их частей (агрега­тов, узлов, деталей), с целью достижения массового производ­ства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и др. Развитие международного внутри- и межфирменного разделе­ния труда ведет к возникновению элементов прямой производ­ственной кооперации между предприятиями различных стран.

Основными формами международного производственного сотрудничества являются: совместная кооперация производ­ства и сбыта продукции на основе специализации и коопериро­вания, совместное владение предприятиями (совместные пред­приятия), подрядное строительство и др.

Важнейшими чертами международного производственного сотрудничества являются: стабильность и регулярность эконо­мических отношений между партнерами из разных стран; рас­пределение заданий в рамках согласованных программ; закрепление за партнерами производственной специализации на осно­ве долгосрочных соглашений между ними.

Все возрастающую роль в развитии мирохозяйственной ин­теграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде разработки и реализации совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно-исследователь­ских групп специалистов или организаций. Основными форма­ми научно-технического сотрудничества являются: создание об­щих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготов­ки высококвалифицированного исследовательского персонала.

Для преодоления препятствий, создаваемых государствен­ными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы.

Самая простая форма экономической интеграции — зона свободной торговли, между странами-участниками которой от­меняются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объединения является таможенный союз — соглашение группы стран о вза­имной отмене таможенных тарифов и установлении единой та­рифной политики по отношению к третьим странам.

Более сложной формой экономической интеграции являет­ся общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом сво­бодное передвижение капиталов и рабочей силы, а также согла­сование экономической политики.

Наиболее сложной формой межгосударственной интеграции является экономический союз, который предусматривает так­же общую экономическую и валютно-финансовую политику входящих в него стран.

Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосред­ственно граничит со странами Европейского союза, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всесторон­него сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкуренто­способности национальной экономики.

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в результате распада СССР с целью как сохранения экономичес­ких, социально-транспортных, культурных и иных связей ме­жду бывшими советскими республиками, так и цивилизован­ного решения на постсоветском пространстве межгосударствен­ных проблем. Экономики бывших советских республик отлича­лись высокой степенью интегрированности даже в сравнении с Европейским союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП, тогда как в странах ЕС — лишь 14 % 1. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетво­ряющих потребности рынков бывшего Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводче­ские комплексы. Поэтому республика была заинтересована в создании и развитии СНГ.

В декабре 1991 г. руководители трех государств — Респуб­лики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписа­ли Соглашение о создании Содружества Независимых Госу­дарств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической систе­мы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмени­стан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыр­гызстан и Узбекистан, в 1993 г. — Азербайджан и Грузия.

Образование СНГ с самого начала носило декларативный ха­рактер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интегра­ционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определе­ны основные этапы углубления экономической интеграции:

• межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;

• таможенный союз;

• общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

• валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зо­ны свободной торговли, в октябре 1994 г. — платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как по­стоянно действующего органа Экономического союза.

Объективной основой формирования СНГ являлись: сфор­мированные за годы существования СССР глубокие интеграци­онные связи, страновая специализация производства, разветв­ленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.

По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наибо­лее важных глобальных экономических центров.

Конкурентными ресурсами стран СНГ являются также де­шевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь произ­водится 10 % мировой электроэнергии — четвертое место в ми­ре по ее выработке).

Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производ­ства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.

Во внешнеторговом обороте Беларуси (товарами) доля стран СНГ снизилась с 64,7 % в 1995 г. до 63,4 % в 2004 г., в том чис­ле в экспорте — с 63,0 до 53,1 %, а в импорте повысилась с 66,1 % в 1995 г. до 72,1 % в 2004 г. Со странами СНГ республика имела отрицательное сальдо внешней торговли товарами, которое увеличилось с 652 млн дол. США в 1995 г. до 4565 млн дол. США в 2004 г.

В торговле услугами со странами СНГ у Республики Бела­русь положительное сальдо, однако оно постоянно уменьшает­ся—с 327,7 млн дол. США в 1995 г. до 135,3 млн дол. США в 2004 г. В результате общее торговое сальдо товарами и услуга­ми Республики Беларусь со странами СНГ остается отрицатель­ным.

Республика Беларусь имеет наиболее тесные интеграцион­ные связи с Российской Федерацией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте нашей страны со странами СНГ увели­чилась с 76,8 % в 1995 г. до 89 % в 2000 г. и 92,2 % в 2004 г., тогда как доля Украины уменьшилась соответственно с 17,5 % до 8,6 и 5,7 % (табл. 7.2, 7.3).

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

• различные модели социально-экономического развития
отдельных государств;

• разная степень рыночных преобразований и различные
сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их
осуществления;

• неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

• несогласованность проводимой отдельными странами та­моженной и налоговой политики;

• применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

• большое расстояние и высокие тарифы на перевозки гру­зов и транспортные услуги.

В большинстве стран СНГ (кроме Грузии, Туркменистана и Молдовы) удельный вес экспорта в страны Содружества в об­щем объеме экспорта значительно ниже, чем доля импорта из стран СНГ в общем объеме их импорта.

Различия национальных, экономических и геополитичес­ких приоритетов государств—участников Содружества обусло­вили формирование субрегиональных образований и заключе­ние двусторонних соглашений.

Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в 1997 г. — Договор об образовании Союза Беларуси и России и в 1999 г. — Договор об образовании Союзного государства.

В 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийско­го экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федера­ция и Таджикистан. В январе 2006 г. в ЕврАзЭС официально принят Узбекистан. Статус наблюдателей предоставлен Арме­нии, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором яв­ляются формирование таможенного союза и Единого экономи­ческого пространства, координация подходов государств к ин­теграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических пре­образований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого эконо­мического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, Рос­сии, Казахстана и Украины. В ЕЭП объединяются страны с наи­более мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится 78 % — населения, более 92 — ВВП, 89 — товаро­оборота и 93 % территории всех государств—участников СНГ.

Эти четыре государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространст­во для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и ра­бочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и таможенным союзом. Предусматривается образовать единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и тарифам, добиться гармонизации экономическо­го законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного сотрудничества между интегри­рующимися странами.

Одним из основополагающих условий формирования Едино­го экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ра­нее остальных оно должно содействовать скорейшему присоеди­нению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

В противовес евразийской интеграции и против усиления позиций России на постсоветском пространстве было создано неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы (ГУУАМ) на основе Декларации, под­писанной президентами этих стран в 1999 г. в Вашингтоне.

Руководители стран ГУУАМа настаивали на том, что СНГ задумывалось изначально как «инструмент развода» и прида­ние ему интеграционных функций нежелательно. ГУУАМ стал зоной стратегического присутствия США и НАТО и никогда не имел никакой реальной значимости, кроме редких встреч руко­водителей государств. Из-за излишней политизации этого объ­единения из него в 2005 г. вышел Узбекистан, и оно преврати­лось в ГУАМ.

Заключая двусторонние соглашения и создавая региональ­ную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повыше­ния конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.03 с.)