Среднее и крупное предпринимательство Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Среднее и крупное предпринимательство Республики Беларусь



В Беларуси средние предприятия как таковые ранее вообще не анализировались. Ситуация сдвинулась с мертвой точки после принятия закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», который вступает в силу с 1 января 2011 года. Закон относит к среднему бизнесу коммерческие организации, численность которых составляет более ста человек.

Если в начале 2008-го количество малых предприятий и микроорганизаций находилось в районе 54 тысяч, то в 2009-м — более 70 тысяч, а в начале 2010-го число малых предприятий и микроорганизаций перевалило за отметку 80 тысяч.

Таблица 1. Негативная динамика изменения количества средних предприятий в Республике Беларусь в 2008-2013 годах

Года Кол-во средних предприятий

2008 2991

2009 2848

2010 2775

2011 2604

2012 2369

2013 2337

Т.е. с 2008 по 2013 год общая численность средних предприятий сократилась 654, что эквивалентно 22%.

До последнего времени государство отводило малому и среднему бизнесу небольшую роль. Доля среднего бизнесав в ВВП составляет 7,6%, и 12,4% малого бизнеса в 2010 году, по данным Национального статистического комитета РБ.

то же время в развитых европейских странах все наоборот. В Германии зарегистрировано сегодня около трех миллионов компаний, 99% из которых — предприятия малого и среднего бизнеса. Заместитель директора исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Ирина Точицкая считает, что перспектива конкуренции с госпредприятиями сильно смущает частные компании.

Еще один фактор, который сдерживает переход малых предприятий в средние, — профессиональная специализация. Малый бизнес занят, главным образом, в сфере торговли и общественного питания (в этой нише работают 42% малых предприятий и микроорганизаций). В промышленности желающих работать гораздо меньше — там нашли себе применение 19,9% малых предприятий.

По данным Национального статистического комитета, средние компании преимущественно развиваются в таких отраслях, как промышленность (24,6%), сельское хозяйство (28,5%), строительство (18,2%) и торговля и общественное питание (11,6%).

Крупное предпринимательство

При достижении определенного масштаба производства дальнейшее увеличение размера предприятия будет сопровождаться ростом издержек и, следовательно, снижением рентабельности предприятия. Поэтому в разных странах тенденция роста размера предприятия, характерная для первой половины XX в., сменилась в последнее десятилетие стабилизацией. Это объясняется в первую очередь жизненным циклом производимой продукции, быстрым моральным старением существующих технологий и производственных мощностей в условиях НТР.

Сильные стороны крупного бизнеса:

- способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства;

- возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса;

- экономия на издержках производства;

- устойчивость.

Слабые стороны крупного бизнеса:

- снижение стимулов к росту эффективности производства;

- возможность для ограничение доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса;

- падение эффективности управление с ростом объема фирмы;

- негибкость, возможность потери контакта с потребителем.

Удельный вес ВВП в Беларуси, произведенного субъектами крупного предпринимательства, сокращается. К концу 2010 года он составил 80% (субъектами малого предпринимательства -12,4 %, субъектами среднего предпринимательства -7,6 %) и сократился по сравнению с 2008 годом на 2%.

В 2010 году доля объема производства продукции (товаров, услуг) крупного предпринимательства в ее общем объеме составила 79,3% (по сравнению с 2008 годом сокращение составило 1,7%).

Во внешнеторговом обороте республики у субъектов крупного предпринимательства довольно высокие позиции. Удельный вес сократился с 64,5% в 2007 году до 60,3% в 2010 году (сокращение на 4,2%).

Доля экспорта снизилась с 65,3% в 2008 году до 57,1% в 2010 году (сокращение - на 8,2%), в то время как доля импорта снизилась с 64% в 2008 году до 62,6% в 2010 году (снижение на 1,4%). Снижение экспортной деятельности в сфере крупного предпринимательства было обеспечено путем выполнения ежегодных планов мероприятий по реализации стратегии развития экспорта субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008-2010 годы.

Таким образом, в последние годы в Республике Беларусь наметилась устойчивая положительная динамика удельного веса малого и среднего предпринимательства в основных экономических показателях развития Республики Беларусь: в валовом внутреннем продукте, в объеме производства продукции (товаров, услуг), в объеме промышленного производства, в объеме инвестиций в основной капитал, в объеме экспорта товаров и др.

Крупный бизнес, как правило, более стабилен, теснее связан с государственными структурами, несет бремя скорее политического, нежели экономического риска, выходит за национальные границы. Все это резко отличает его от основной массы мелких и средних предприятий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.005 с.)