Бюджетно-налоговая система Республики Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетно-налоговая система Республики Беларусь.



Налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются:

Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;

Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;

Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;

Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;

Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;

Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.

 

Юридические лица, подлежащие налогообложению:

1) юридические лица Республики Беларусь;

2) иностранные юридические лица и международные организации;

3) простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

4) хозяйственные группы.

Физические лица, подлежащие налогообложению:

1) граждане Республики Беларусь;

2) граждане либо подданные иностранного государства;

3) лица без гражданства (подданства)».

 

Объект налога - то, что подлежит налогообложению:

1) доход;

2) имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

3) передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);

4) потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);

5) ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

 

Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность.

Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.

Важным звеном налоговой системы является также налоговое законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.

В Республике Беларусь к общегосударственным налогам относят:

подоходный налог с физических лиц, основная ставка которого 12%;

налог на прибыль – 18%;

акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки;

НДС – 20%;

налог на недвижимость;

экологический налог;

земельный налог.

Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также акцизы формируют значительную часть доходов бюджета.

Субъектами налогообложения налога на прибыль являются юридические лица; подоходного налога - физические лица; земельный, налог на недвижимость, НДС, акцизами – юридические и физические лица; налог за добычу и экологический налог – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др.

Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Состав и количество местных налогов определяют Советы Депутатов соответствующей административно-территориальной единицы. Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Важным элементом налоговой системы являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны. Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары.

 

Социальная политика

Социальная политика – разносторонняя деятельность державы по руководству развитием социальной сферы общества, направленной на удовлетворение интересов и потребностей членов общества и отдельных групп. Основные направления:

- улучшение условий труда и жизни граждан;

- регулирование занятости, процессов подготовки и переподготовки кадров;

- обеспечение конституционного права граждан на труд и социальную помощь незанятому населению;

- реализация державных гарантий в оплате труда (назначение минимальных размеров заработной платы);

- индексация денежных доходов при свободном росте цен;

- поддержание прожиточного минимума малообеспеченных граждан и многодетных семей и другое обеспечение надежного уровня охраны здоровья населения;

- развитие культуры, системы просвещения и воспитания;

- усовершенствование системы социального обеспечения и социальной защиты населения.

Социальная защита охватывает все сферы жизнедеятельности – труд, быт, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, просвещение, культуру, этнациональные и межрелигиозные отношения. Они реализуются через распределение и внедрение социальных программ и соответствующих социальных мероприятий, через принятие законов и других правовых актов, через деятельность разных государственных и добровольных фондов.

На протяжении 2001-2004 наметилась, вследствие правильной социальной политики в Беларуси, тенденция к сокращению в составе населения удельного веса малообеспеченных семей. Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума составляет в 1999году - 4,6 млн. человек или 46,8%, в 2000 году - 4 млн. человек или 41,9%, а в 2001 году – 2,9 млн. человек или 28,9% от общей численности населения. В программе социально-экономического развития на 2001-2005 годы указывается на увеличение доходов за счет экономической активности населения в сфере производственно - трудовой деятельности, повышения мотивирующей роли труда в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и стимулирующей функции заработной платы, экономически обоснованное и социально-справедливое распределение доходов между различными социальными группами и отдельными людьми. Рассмотрено эффективное государственное регулирование всех воспроизводственных процессов, также воспроизводство, в том числе рабочей силы, в органической взаимосвязи с регулированием заработной платы и распределением доходов, т.к. 68,6% населения Беларуси считают основным источником доходов – заработную плату.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.008 с.)