Крийи - методы очищения тела в йоге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крийи - методы очищения тела в йоге



Крийи и бандхи

Крийи - методы очищения тела в йоге

Очистительная практика (Крийя-йога)……………………………………………………….…….1

О пользе очистительных приемов)………………………………………………..………….…….1

Шаткарма—шесть очищающих техник)…………………………………………………..……….3

Сайт – Лесная школа йоги (Шесть очищающих процессов - ШАТКАРМА крийя)…….………4

Наули (массаж брюшной полости) ……………………………………………………………..….9

Агнисара-крийя (усиление пищеварительного огня) ……………………………………………11

Карна-дхаути (очищение ушей) …………………………………………….…………………….18

Тратака (очищение глаз) ………………………………….……………………………………….18

Чакшу дхаути (промывание глаз) ……………………………………………..………………….18

Капалабхати (очищение каналов головного мозга) ……………………………………….…….18

Капала Рандха Дхаути (стимулирует работу аджна-чакры) ……………………………….…...19

Нети - крийя (очищение носа, включая Джала-нети и Сутра-нети) ……………………………19

Данта мула дхаути (чистка зубов) ………………………………………………………….…….28

Басти (Джала-бастии Сукшма басти) (усиливается слабая деятельность кишечника ) ………28

Ватасара дхаути (очистка желудка отрыжкой) ………………………………………………….29

Мула шодхана (очищение и массаж прямой кишки) ……………………………………………29

Кунджал крийя или вамана дхаути (очищение пищевода) ………………………………..……30

Шанк-пракшалана-крийя (очищение кишечника) ………………………………………………33

ОЧИСТКА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ТОЛСТОГО КИШЕЧНИКА………………39

Панчакарма (очищение 5 органов - глаза, нос, легкие, желудок и весь кишечник)…….……41

Οчистительные практики организма травами……………………………………………………43

Духовные криий

Намасте-крийя (Прартхана-мудра) (позволяет быстро установить связь с причинным телом)…44

Маха-мудра ………………………………….…………………………………………………….….44

Бандхи

Введение………………………………….………………………………………………………..….44

Набхи-бандха………………………………….…………………………………………………………….....….45

Джаландхара-бандха ……………………….……………………………………………………………....….45

Уддияна-бандха (пупочный замок)……………………….……………..……………………....….46

Уддияна бандха кирийя ……………………….………………………………….……………....….47

Уддияна бандха мудра ……………………….…………………………………………….……………....….48

Мула бандха (замок промежности) ……………………….…………………………….……………....….48

Муладхара бандха (нижний замок) ……………………….…………………………….……………....….49

Кумбхака (задержка дыхания) ……………………….………………………………….……………....…..49

Маха-бандха ……………………….……………………………………………….……….…………….....….50

 

Очистительная практика (Крийя-йога)

Если у йогина негибкое тело, избыток слизи и он не чувствует циркуляцию праны, то перед тем, как очищать нади и заниматься пранаямой, он должен выполнять очистительные практики, называемые «шесть действий» (Шат-карма).

Шесть очистительных практик (Шат-крийя) включают в себя:

~ дхаути — очищение внутренних органов,

~ басти — очищение каналов и тканей толстого кишечника,

~ нети — очищение каналов лобных пазух и носоглотки,

~ наули — очищение каналов и органов брюшной полости,

~ тратака — очищение каналов глаз методом смотрения на пламя свечи,

~ капалабхати — очищение каналов дыхательных органов.

«Дхаути, басти, нети, лаулики, тратака и капалабхати — шесть действий, которые надо выполнять».

«Гхеранда Самхита» (1.12)

Очистительные практики выполняются, чтобы удалить избыток слизи из тела. Они предназначены для тех, кто имеет вялое тело, в чьей конституции преобладает флегма (доша капха).

О пользе очистительных приемов (Шаткарм)

Сайт – Лесная школа йоги

ШАТКАРМА - система процедур йоги для укрепления здоровья и развития жизненной силы

Текст создан на основе первоисточника йоги "Гхеранда самхита", который является авторитетным руководством по практике йоги. Шаткарма представляет собой отрывки древнего писания в котором мудрец Гхеранда излагает практику йогических очистительных процедур - крий. Сжатые формулировки самхиты подробно прокомментированы и являются рекомендациями по очищению организма.

Сайт

Шаткармы являются важным разделом Хатха-йоги. Именно с этих практик следует начинать заниматься йогой. Выполняемые регулярно, они являются уникальным и самым естественным способом омоложения всего организма и избавления от болезней. С помощью этих очистительных действий устраняются первичные препятствия в йоге – загрязнения тела.

Очистительные методики

Когда, говоря об очистительных процедурах, перечисляют массу болезней, полученных от загрязненной внутренней и внешней среды, борьба кажется почти безнадежной, ибо после очищения вновь следует загрязнение, которое вновь требует очищения.
И что же — так и быть прикованным к этому колесу?
Да, болезни пищеварительного тракта многочисленны и так и норовят подстеречь нас, но жить в постоянном страхе перед ними еще более опасно. Ибо главные причины большинства болезней — все-таки в уме (как говорят простые люди — «от нервов») и лишь проявляются в теле.
Хотелось бы предостеречь от естественного желания «очиститься совершенно». К чему это может привести, ясно показывает пример фанатика очищения. Быть стерильно чистым в кишащем бактериями мире — смертельно.
Ведь, как ни странно, тот же кал не только вредные отходы организма, но и в какой-то мере необходимость для его естественного существования. Кал необходим для тонуса прямой кишки, как защита от дисбактериоза и от изъязвления желудочно-кишечного тракта собственными пищеварительными соками (это особенно касается пожилых).
Налет нечистот на стенках пищевода, желудка, кишок является средой для обитания бактерий, которые могут играть важную роль в поддержании иммунитета. К тому же некоторые вещества поступают в кровь не сразу из перевариваемой пищи, а постепенно, из кала. Конечно, минимального количества каловых отложений без вреда для здоровья достичь можно, однако не коротким лихим наскоком.
Главнейшее терапевтическое достоинство шаткарм — они действительно лечат человека, а не устраняют симптомы его болезней. Но их эффективность медициной в должной мере еще не оценена, скорее, оценивается отрицательно или замалчивается из-за эгоистических и экономических корпоративных интересов ее служителей. Даже в работах по йогатерапии они описываются не очень подробно. Одну из причин можно угадать: больной зачастую прибегает к помощи йоги как к высокодуховному, таинственному и чудодейственному средству, однако ему предлагают заняться не вычурными асанами и не медитацией, а своим желудочно-кишечным трактом!
Шаткармы усиливают иммунную систему организма, и сопротивляемость болезням возрастает многократно. Важная польза очистительных упражнений — убыстрение обменных процессов в теле. На языке древнеиндийской физиологии это может называться устранением помех течению праны в теле, усилением огня вайшванары («присущего всем людям»), то есть пищеварительного огня.
При этом сжигаются многие токсины.
Выборочные исследования панчакармы (аюрведической разновидности очистительных процедур), проведенные в США, показали: после регулярного их выполнения в течение года десять испытуемых стали на 6 лет моложе своего биологического возраста (определялось по целому ряду параметров состояние сердца, уровень холестерина, давление и пр.). Можно предположить, что регулярное очищение с помощью шаткарм ведет к еще лучшим результатам, ибо производится более сознательно и с большим управлением тела.
Для гипертоников (это заболевание сейчас одно из распространенных в мире) многие из очистительных процедур противопоказаны. А ведь они нуждаются в очищении не меньше, даже в сущности больше, чем другие категории больных, особенно если гипертония связана с избыточным весом. Успешное очищение могло бы избавить их от этой тяжелой болезни. Но выполнение процедур может привести к опасному повышению давления, спровоцировать гипертонический криз. Так как же прийти к результату, минуя опасные подходы? — Прежде всего с помощью правильного сочетания умело подобранных упражнений и очищений.
Начинать нужно с упражнений, снижающих давление: павана муктасана, нади шодхана, шавасана и т. п., потом осваивать мула шодхану, нети, потом очень осторожно переходить к вамана дхаути и т. д.
Руководство квалифицированного учителя здесь весьма необходимо.
Велики также возможности шаткарм в снятии алкогольной, наркотической или медикаментозной интоксикации и лечении некоторых инфекционных болезней.
Там, где общеприняты правила гигиены, есть водопровод, канализация, естественней и проще соблюдать наружное очищение. Отсюда легко сделать шаг к осознанию необходимости внутреннего очищения.
О терапевтических следствиях очистительных процедур достаточно много говорилось. Хотелось бы немного остановиться на психологических следствиях шаткарм и их влиянии на практику йоги.
Трудно, конечно, отделить чисто психологические следствия очищения от физиологических, как трудно, если не невозможно, отделить тело от сознания или, точнее, разделить целое, называемое «человек», на тело и сознание. Всегда можно сказать: «В здоровом теле — здоровый дух». Но если бы это было только так, тогда бы не обладали способностью переносить тяжелейшие внешние условия и испытания люди, внешне не похожие на Шварценнегера, но обладающие силой веры, твердостью убеждений и только потому — здоровьем, необходимым для достижения высокой цели.
Нынешнее западное научное мировоззрение, несмотря на то что считает психику результатом эволюции материи (обыденно понимаемой как нечто вещественное, телесное), странно недооценивает взаимосвязь и взаимозависимость сознания и тела. Хотя явно заметно, что число болезней, относимых к психосоматическим, все более увеличивается, а поиск их причин ведется во все более глубоких областях сознания. Но что-то не видно, например, исследований о влиянии избыточного веса на способность сосредоточения, длительность волевого усилия и т. п., а почти все внимание направлено на выработку норм полноценного питания, развитие диетологии, лечебную физкультуру.
В США сейчас признают основной причиной смертности депрессию, из-за которой бывает запущено громадное количество разнообразных болезней. Она возникает от напряженного образа жизни в постоянной конкурентной борьбе, конфликтов на работе и дома, от необходимости играть ту или иную (но не свою) роль в обществе, от завышенных желаний и недовольства собой, если они не достигаются… Усталость, физическая или эмоциональная, накапливается, пока не приводит к сбою с явными признаками отравления.
Современная медицина подтверждает наблюдения древнеиндийского учения о здоровье (аюрведы), что затруднения в опорожнении полостей тела вызывают чувства беспокойства и тревожности. Усиленное же удаление отходов ведет к уменьшению этих отрицательных эмоций. Бихарская школа йоги особо отмечает, что очистительные приемы способствуют избавлению от стрессов.
Среди целого ряда расстройств и болезней, удаляемых шаткармами, часто повторяется слово плиха, примерно соответствующее английскому сплину или русской хандре. Человека с излишней возбудимостью разумный подбор правильно выполняемых шаткарм делает более спокойным, а вялого — более живым и деятельным.
Хатха йога прадипика особо рекомендует очистительные процедуры тучным и флегматичным людям.
Существует еще одна возможность объяснения благоприятного воздействия очистительных приемов тела на сознание выполняющего их.
Если следовать трансперсональной психологии С. Грофа, значительная часть напряжений, неврозов, психозов лежит в подавленных воспоминаниях соприкосновения новорожденного с биологическими нечистотами — своими и материнскими — во время родов. Для матери процесс вынашивания связан с токсикозами и сопутствующими тошнотами и расстройствами кишечника. Также боль при родах сопровождается непроизвольными отходами газов, моче-испусканием и испражнением, и их связь запечатлевается в подсознании.
Детские воспоминания о строгом приучении к туалету, о желудочно-кишечных заболеваниях (диспепсия, дизентерия и пр.), болезненные и страшные для ребенка клизмы также оказывают травмирующее влияние на психику человека.
«Глубокое переплетение и самоотождествление с биологическими нечистотами служит также основанием для низкой самооценки и отвращения к себе». Поэтому сознательное удаление отходов ведет к осознанию отличия человека от них и удалению травмирующих впечатлений…
Многие болезни, неясные по происхождению и не поддающиеся медицинскому лечению (например, различные аллергии, псориаз и др.), врачи объявляют наследственными, тем самым оправдываясь в безуспешности лечебных мероприятий. Но осознанное выполнение очистительных приемов может помочь и здесь.
Тело человека следует рассматривать как совокупность множества малых сознаний-клеток. Если они подвергаются порче в результате внешних воздействий или самоотравления, это отражается на более высоких уровнях сознания.
Или так: какая-то часть сознания непрестанно, хотя и для многих неосознанно, следит за тем беспорядком, расстройствами, привычной и потому не замечаемой хронической болью в теле, и это не дает ему возможности подняться до осознания высшей своей природы, «непреходящей, непревосходимой» (Бхагавадгита, 7.24).
Наряду с увеличением сопротивляемости тела различным болезням, шаткармы ведут также к повышению телесной и эмоциональной устойчивости неблагоприятным внешним условиям: погодным, климатическим, экологическим (да и общественно- политическим).
Огромная доля причин таких общественных зол, как курение, пьянство, наркомания, гомосексуализм и т. п., кроется в стремлении подавить эти тревожные импульсы, идущие от внутренних органов, и «забыться». Удаление очагов токсинов и ядов в теле снижает возможности возникновения этих пороков и повышает возможности отказаться от них.
После основательного очищения тела становятся отвратительными курение, алкоголь и некоторые вредные или не полезные виды пищи. И это будет шажком к завоеванию независимости от вредных привычек и от привязанности ума к ним.
От точки зрения во многом зависит и постановка, и достижение цели. В индоарийской традиции эта цель — Освобождение, которому и служит очищение. «Если есть шуддхи (Чистота), мукти (Освобождение) достижимо и невозможно до него» (Шри Ауробиндо, «Йогическая садхана»),«Только практика подвижничества способна устранить нечистоту, обусловленную загрязняющими препятствиями», с удалением которых «возникают телесные совершенства» а также совершенства органов чувств» (объяснение Вьясы на Йога сутру, 2.43).
Сутру 2.40: «От чистоты — отвращение к собственному телу и нежелание соединения с другими (телами)» Вьяса объясняет так: «Наблюдая истинную природу телесности и желая освободиться даже от собственного тела, ибо видящий, что оно остается нечистым и после очищения землей, водой и прочими (средствами), — может ли йогин стремиться к соединению с другими телами также в высшей степени нечистыми?»
Эти выдержки приводятся не для того, чтобы, полный гадливости к собственному телу, читатель, за версту шарахаясь от других воплощенных, бросился к Освобождению, но чтобы ясно представлял, в границах каких целей он будет выполнять очищение, какое психологическое состояние может возникнуть при этом.
Но и обычный человек, производящий очищение ради счастья в этом мире, идет к избавлению от хворей и горестей, связанных с нездоровым телом, к свободе сознательного управления им и более отвлеченной мысли — ибо ум не отвлекается уже на телесные страдания.
Шаткармы, помимо прочего, являются начальным способом йоги для осознания тела: его внутренних органов, связей и взаимодействий их внутри организма. Так, соленая вода, используемая в шаткармах, делает более чувствительными нервы носоглотки, пищевода или желудочно-кишечного тракта, а это ведет к осознанию их и управлению ими. По мере роста осознания можно делать ту же шанкха пракшалану, используя лишь наули, или одну из перевернутых поз, или просто сидя в позе лотоса, достигая нужного результата без двигательных упражнений.
В дальнейшем очищение ведет к тому, что становится ненужным внешнее очищение, и главной задачей становится очищение ума, то есть внутреннее очищение.
После выполнения очистительных процедур, особенно таких как сутра нети, капалабхати, вамана дхаути, шанкха пракшалана, человек может заметить некое изменение восприятия: краски мира кажутся ярче, звуки — звонче, запахи — острее, люди — добрее… Мир предстает каким-то омытым, новым, как выписавшемуся из больницы после тяжелой и затяжной болезни.И тогда, может быть, приниженный обыденными хлопотами и зависимостью от «рационального» мышления человек не будет решительно отметать такие указания йогических текстов, что совершением шаткарм он обретает дивное зрение, дивное слышание, обоняет дивные запахи и т. п.
Очищение тела от ядов ведет к лучшему кровоснабжению мозга, благодаря чему его работоспособность и восприимчивость увеличиваются. Впечатления становятся более острыми и яркими, ассоциации — более быстрыми и точными, эмоциональная и умственная тупость и безразличие сменяются живым интересом к поискам истины и проявлениям жизни.
Традиционная аюрведическая медицина считает, что, например, кунджала крийя приносит умственное спокойствие. А выполнением тратаки «лень преодолевается» (Хатха йога прадипика, 2,32). Действительно, после тратаки замечается увеличение работоспособности, живость мысли.
Шаткармы существенно увеличивают гибкость. Иногда могут произойти неожиданные вещи, скажем, прочистили нос или анус, а усилилась способность сгибания позвоночника. Это явления того же порядка, как глазосердечный рефлекс и др., то есть возбуждение нервов какой-либо части тела вызывает реакцию другой, иногда достаточно отдаленной.
После сутры и джала нети дыхательные упражнения становятся легче и длительность задержки дыхания сразу может вырасти на треть.
Удаление же из организма излишнего жира и отходов делает всю систему более чувствительной, а это способствует быстрейшему и менее трудоемкому освоению асан и других приемов осознания тела.
Приемы шаткарм тантрические школы считают способствующими осознанию энергетических токов (нади) и «круговоротов» (чакр). Так, нети способствует осознанию муладхары и аджня чакры, осознание манипура чакры усиливают агнисара крийа, наули, кунджала крийа, а последняя — еще и вишуддхи чакры.
И прочая, и прочая.., что можно подтвердить только упражнениями и осознанием.

Сайт ОУМ.РУ Шаткарма—шесть очищающих техник

Шаткарма переводе это значит "шесть действий". За этим названием кроются обычные упражнения, позволяющие практикующему поддерживать свое тело как минимум в безболезненном состоянии, научиться управлять внутренними органами, привести в порядок доши. Кроме очистительного эффекта эти упражнения, несомненно, дают и выраженный энергетический эффект, также упражнения шаткармы меняют качества ума, делая его более устойчивым и подконтрольным. В древних трактатах указывается на необходимость соблюдения тайны выполнения техник, что свидетельствует о важности данной части йоги: "эти практики шаткармы, которые очищают тело, являются секретными. Они дают множество чудесных результатов...", "...и действительно, что бы быть плодотворной практика должна держаться в секрете; раскрытая, она становится бессильной" Хатха Йога Прадипика. Надо твердо постичь, что всякая попытка возвысить свое собственное сознание настолько, чтобы повседневные действия приобрели значение таинства, должна быть сделана не насильно, искренне и благоговейно.

"Капалабхати".

Очистительное упражнения для дыхательных путей- очищает легкие, придаточные пазухи носа, придает силы всему мозгу и пробуждает дремлющие центры, ответственные за тонкое восприятие. Имеет также выраженное энергетическое действие как бы "пробуждения" тела. Хорошо использовать по утрам, или вначале любых тренировок. Оказывает омолаживающее действие.

"Наули" (волна).

Изолированное напряжение мышц живота называется брюшным жгутом, или Наули. Фиксированное напряжение - статический брюшной жгут, или собственно Наули. Волнообразное перемещение зоны напряжения поперек живота - динамический брюшной жгут, или Наули - крийя. Самая важная из Шаткарм, приводит к балансированию дош. Сватмарама пишет: "Наули является главной практикой очищения в Хатха-йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье" (Хатха Йога Прадипика). Последнее утверждение может проверить каждый, кто будет выполнять в день 200-1000 перемещений волны. Наули является очень мощными упражнением в йоге, которое способно перенаправить энергию в теле а именно поднять энергию из нижних чакр вверх.

"Басти".

Очищение кишечника. Есть древняя поговорка "чем короче кишечник - тем длиннее жизнь". Конечно же, имеется в виду не сама длина кишечника, а то, насколько быстро человек способен вывести из организма ненужные вещества.

"Дхаути".

(другие названия: багхи, кунджала) Очищение желудка. В данном случае выделительная функция. Как оказывается, вредные вещества из крови поступают в желудок. Это могут подтвердить медики: даже при отравлении газом - следует промыть желудок, так как вредные вещества из крови переместились туда. Так задумано природой, как естественная очистительная процедура, найти подтверждение можно у животных. Кроме непосредственно физического воздействия это упражнение имеет хорошо выраженный психический эффект освобождения от напряжения после переживания сложных ситуаций, конфликтов и т.д.

"Нетти".

Метод очищения носоглотки и всех прилежащих к ней полостей, оказывающий исключительно благотворное воздействие на организм в целом в особенности, - на органы, находящиеся внутри черепа. У кого затруднено носовое дыхание, испытывает трудности при освоении пранаямы. Кто из-за болезни или по привычке дышит через рот, разрушает свое грубое тело вдыханием загрязненного воздуха и тонкое - неправильным распределением праны в его каналах. Нэти устраняет нарушения. Существует два типа Нэти - Джала-нэти (очищение носоглотки водой) и Сутра-нэти (очищение носоглотки нитью). Кроме собственно очищения, процедура Нэти обеспечивает также довольно интенсивный массаж воздуховодных путей внутри черепа.

"Тратака".

Это упражнение относится также и к созерцательным йоговским упражнениям. Имеет выраженный очистительный эффект. На физическом уровне тратака исправляет определенные дефекты глаз, например, близорукость. На ментальном уровне она успокаивает нервную систему, устраняет бессонницу и расслабляет даже чрезвычайно беспокойный разум. Поскольку глаза являются вратами разума, то, когда они сосредоточены и неподвижны, разум пребывает в таком же состоянии. Процесс мышления автоматически останавливается по мере углубления концентрации. Происходит «очищение восприятия». Тратака представляет собой один из наиболее мощных методов управления буйным умом и его мыслями - волнами. При систематической практике это упражнение чрезвычайно развивает способность к концентрации. В результате этого происходит пробуждение скрытых способностей, имеющихся в каждом из нас.

Шаткарма особым образом увеличивает жизненные способности практикующего. Практики шаткармы никогда не разрабатывались специально для лечения, но лишь для создания гармонии в теле и уме и для подготовки к дальнейшим практикам. Поскольку они влекут за собой плавное и совершенное функционирование систем тела, то неизбежным становится тот факт, что в результате практики ум освобождается от завихрений и возмущений и, таким образом, может лучше концентрироваться и двигаться вперед, по направлению к дхьяне. Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом — очищение. Когда различные системы тела очищены, общим результатом является то, что энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее, а также развивается большая осознанность. И не удивительно, что йоги, достигшие совершенства и знающие реальную степень человеческих способностей, очень высоко оценивают шаткарму.

 

Сайт – Лесная школа йоги

Шесть очищающих процессов - ШАТКАРМА крийя

Для того чтобы противостоять разрушительному влиянию процессов распада, Йога предлагает шесть очистительных действий, которые необходимо выполнять пока не будет достигнуто стабильное здоровье. Они таковы:
1. Дхаути - очищение тела с помощью воды, воздуха и огня.
2. Нети - очищение каналов носа.
3. Басти - очищение кишечника.
4. Наули - очищение органов пищеварения.
5. Тратака - очищение глаз и каналов головы.
6. Капалабхати - очищение каналов дыхания.
Эти основные шесть методов очищения организма, основанные на естественных процессах без применения лекарств, содержат в себе множество различных вариантов выполнения и представляют мощную систему полной очистки организма. Большинство из техник, разработанных еще в древности, применяется в современных лечебно-профилактических циклах и по сей день.

 

Этап 1

Расставьте ноги на ширину плеч. Согните ноги в коленях и обопритесь кистями чуть выше колен; большие пальцы рук на внутренних сторонах бедер, а остальные пальцы - на внешних. Голова прямая, глаза открыты.

Глубоко вдохните через нос и быстро выдохните через рот.

Выполните джаландхара-бандху и уддияна-бандху на задержке дыхания.

Слегка приподнимите правую руку над коленом, удерживая вес на левой руке и колене, но не наклоняйтесь в левую сторону. Это автоматически изолирует прямые мышцы живота в левой его части.

Затем отпустите уддияна-бандху и джаландхара-бандху, встаньте прямо и медленно вдохните. Это вама-наули.

Практикуйте таким же образом на правой стороне. Держите правую руку над коленом и слегка приподнимите левую руку, чтобы изолировать прямые мышцы живота в его правой части. Это дакшина-наули.

Между каждыми двумя циклами наули сначала отпускайте уддияна-бандху, затем джаландхара-бандху, поднимайте голову, становитесь прямо, а затем очень медленно вдыхайте через нос.

Перед выполнением следующего цикла сделайте несколько нормальных вдохов и выдохов.

Этап 2

Практикуйте вама-наули или дакшина-наули, как в первом варианте, а затем начинайте перекатывать мышцы на другую сторону, но прежде, чем они достигнут противоположной стороны, задерживайте их в середине.

Для того чтобы перемещать мышцы в другую сторону, слегка перенесите вес на ту руку, которая перед этим была убрана с колена.

Когда мышцы находятся в центре, обе руки должны оставаться над коленями. Это мадхьяма-наули.

Этап 3

Практикуйте таким же образом, как в первой и второй стадиях, но теперь без приподнимания рук с коленей, лишь ослабляя давление руки на ногу, однако не убирая ее с ноги. Постепенно руки на бедрах должны оставаться неподвижными. Затем выполняйте эту практику, помещая руки на верхние части бедер.

Вариант 2

Выполните предыдущий вариант, вращая мышцами по часовой стрелке (вама-наули). Эти действия называются "взбалтыванием". Начните с выполнения последовательно трех циклов, затем немного отдохните.

Таким же образом выполняйте дакшина-наули, вращая мышцами против часовой стрелки.

Когда это взбалтывание станет совершенным, практикуйте три раза вама-наули, затем три раза дакшина-наули, а затем расслабление.

Когда вы достигнете в этом совершенства, вы можете выполнять по десять вращений, затем по двадцать вращений.

Вариант 3

Практикуйте варианты 1 и 2, сидя в падмасане, сиддхасане или в сиддха-йони-асане, приподняв слегка ягодицы при помощи подушки.

Первоначально будет трудно управлять мышцами в положении сидя, поэтому сначала нужно добиться совершенства в этой практике в положении стоя

 

Сайт - Центр йоги

Наули

Выполняется на голодный желудок.

Встать лицом на север, ноги на ширине плеч, немного присесть, ладони рук чуть выше колен пальцами внутрь (поза рыбака). Расслабиться.

Освоение

Выполнение Наули

Выполняется на голодный желудок.

Встать лицом на север, ноги на ширине плеч, немного присесть, ладони рук чуть выше колен пальцами внутрь (поза рыбака). Расслабиться.

ВДОХ.

ВЫДОХ начать со сжатия (подтягивания) уретрального сфинктера (важдроли бандха), затем анального сфинктера (ашвини бандха), затем средней части (муладхара бандха).

ЗАДЕРЖКА дыхания. Подбородок опустить к яремной выемке. Производим движение живота по кругу. На одной задержке можно делать вращательные движения как по часовой стрелке, так и против. Сделать максимально возможное количество вращений.

ВЫДОХ – небольшой выдох, отпустить замки.

ВДОХ - выпрямиться, выполнить очистительное дыхание.

Суммарное количество таких кругов постепенно доводим до 1000 раз.

Сознание в пупочной области.

 

Сайт-Источник: www.all-yoga.ru

Наули
Слова «наули» нет в стандартных словарях.
Слово «уллола» - большая волна, прилив - в какой-то степени отражает процесс наули (боковые и вертикальные волнообразные движения мышц и органов живота).
Слово «наули» образовано от «нау» - лодка и «ли» - прислоняться, ложиться на, прятать или укрывать.
Качание лодки в бурном море даёт некоторое представление о процессе наули.
Наули - это крийя, или процесс, а не асана.

Назначение:

Произвести глубокий массаж внутренних органов.
Усилить восходящий и нисходящий энергетические потоки в теле.

Противопоказания:

Не практиковать:
- детям до полового созревания (14-ти лет);
- при обострениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
- в дни месячных;
- при беременности.
Осваивать осторожно при:
- любых формах патологии лёгких;
- сердечно-сосудистых заболеваниях;
- заболеваниях внутренних органов, прилегающих к диафрагме;
- грыжах в брюшной полости;
- слабых мышцах брюшного пресса или больших размерах живота.
Выполнять Наули следует осторожно и только после освоения Уддияны-бандхи и Уддияны-бандхи Крийи.

Исходное положение:

Поза рыбака:
ноги поставить на ширине или немного шире плеч, чуть согнуть в коленях;
ладони упереть в бедра чуть выше коленей, пальцами внутрь;
максимально расслабить спину, вес всего туловища перенести на руки, упирающиеся в колени.

Правила выполнения состоят из последовательного выполнения четырёх этапов:

1-й этап - Наули мадияна (обособление прямых мышц живота):
выполнить Уддияну-бандху, сконцентрировать внимание на прямых мышцах, иду­щих вдоль средней линии живота, и с легким нажимом рук на колени напрячь последние;
находиться в такой позе на задержке дыхания после выдоха;
расслабить мышцы и сделать медленный полный вдох;
повторить не менее четырёх раз;
по окончании можно выполнить очистительное дыхание.
2-й этап - Наули дакшина (обособление прямых мышц живота правой стороны):
выполнить Уддияну-бандху, сконцентрировать внимание на прямых мышцах правой стороны брюшной стенки и, уперевшись правой рукой в колено (левая при этом расслаблена), на­прячь мышцы только правой половины брюшной стенки;
левая сторона брюшной стенки расслаблена;
находиться в такой позе на задержке дыхания после выдоха;
расслабить мышцы и сделать медленный полный вдох;
повторить не менее четырёх раз;
по окончании можно выполнить очистительное дыхание.
3-й этап - Наули беман (обособление прямых мышц живота левой стороны):
выполнять аналогично Наули дакшина, но с левой стороны.
4-й этап - Наули крийа (вращение прямыми мышцами передней стенки живота):
выполнить Уддияну-бандху;
начать выполнять круговые движения тазом, как при вращении хула-хупа;
перевести эти вращательные движения на мышцы передней стенки живота, пооче­рёдно напрягая и расслабляя мышцы передней стенки живота левой и правой сторон, для этого необходимо поочерёдно сильно нажимать соответствующей рукой на одноимённые колени, эти напряжения и расслабления создадут перекатывающуюся волну поперек живота;
вращения выполнять на задержке дыхания после выдоха до первых признаков усталости;
далее остановить вращение, расслабить мышцы живота, сделать медленный полный вдох и, если необходимо, очистительное дыхание;
повторить упражнение с вращением в другую сторону;
это один цикл;
выполнить 4 цикла.

Агнисара крийя

Упрощенная форма.

Сядьте в ваджрасану. Пальцы ног держите вместе, а колени разведите как можно дальше друг от друга. Положите ладони на колени. Выпрямите руки и слегка наклонитесь вперед. Откройте рот и высуньте язык. Быстро вдыхайте и выдыхайте животом. Дыхание должно гармонично совпадать с движениями живота и напоминать дыхание запыхавшейся собаки.
Вдохните и выдохните около 25 раз.

Усложненная форма

Займите то же положение, что и для упрощенной формы. Выдохните как можно глубже. Задержите дыхание и выполните джаландхара-бандху. В течение задержки дыхания быстро втягивайте и выталкивайте живот.
Предостережение: Не приступайте к практике в течение по крайней мере 4 часов после еды.
Ограничения: Не рекомендуется выполнять людям с высоким давлением крови, заболеваниями сердца, язвой желудка или двенадцатиперстной кишки.
Польза практики: Устраняет нарушения функционирования желудка и кишечника такие, как скопление газов, запор, вялость печени и др. Тонизирует все органы брюшной полости и стимулирует аппетит. Является подготовительной техникой для уддияна-бандхи и наули-крийи.

Ваджрасана (поза молнии)

Станьте на колени; ступни направлены назад, большие пальцы скрещены, пятки разведены, колени держите вместе. Опустите ягодицы на внутренние поверхности голеностопных суставов. Положите ладони на колени.
Длительность практики: Практикуйте ваджрасану как можно чаще и дольше. Особенно полезна практика ваджрасаны (хотя бы 5 минут) сразу после еды - это усиливает пищеварительные процессы.
Сосредоточение: При выполнении этой асаны сосредоточивайте внимание на естественности дыхания. Если асана выполняется с закрытыми глазами, она способствует успокоению разума.
Примечание: Ваджрасана - это молитвенная поза мусульман, а также медитативная поза японских буддистов.
Польза практики: Ваджрасана интенсифицирует кровоснабжение тазово-крестцовой области и тонизирует ее нервные ткани. Это особенно полезно людям с нарушениями пищеварения. Ваджрасана способствует уменьшению притока крови к половым органам и массирует их нервные ткани. Это особенно полезно мужчинам с увеличенными яичками. Асана укрепляет мышцы таза, что предотвращает возникновение грыжи и помогает женщинам при родах. Ваджрасана является единственной позой, которую можно рекомендовать для медитации людям с пояснично-крестцовым радикулитом и нарушениями, локализованными в области крестца.
Ваджрасана - очень эффективное профилактическое средство, предупреждающее и устраняющее такие заболевания желудка, как язва или повышенная кислотность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 3311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.066 с.)