Сущность понятий «тема», «идея», «сверхзадача», «сверх сверхзадача», «сквозное действие» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятий «тема», «идея», «сверхзадача», «сверх сверхзадача», «сквозное действие»



 

Тема (гр. – положенное в основу) – круг жизненных явлений, событий и проблем, положенных в основу художественного произведения. Определение темы полностью зависит от индивидуальности режиссера и его мировоззрения. Тема является важным компонентом действенного анализа в работе режиссера над пьесой и спектаклем.

Идея (гр. – мысль) – основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание произведения. Мысль, намерения, план, отношения. Актер должен иметь свою “индивидуальную идею” (выражение Михаила Чехова) в работе над ролью.

Сверхзадача – (К.С.Станиславский) – основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни. Это то, ради чего я, как режиссер, ставлю спектакль, что хочу изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочу вызвать в нем. Индивидуальная идея режиссера и актера.

Сверх-сверхзадача – в контексте всей системы и всей артистической жизни Станиславского – это не отдельная идея, не мысль, не идеологическая конструкция. Это глубочайшая внутренняя потребность художника, идя "от себя", сообщить миру самое сокровенное. Сверхзадача не предшествует творческому акту, а выявляется в нем самом. Репетируя и затем творя на сцене, артист осваивает сверхзадачу роли, познает другого как самого себя, действует в предлагаемых обстоятельствах, мобилизуя опыт сознания и сверхсознания. Переживай, проживая роль, он испытывает чувства особого рода: изображаемого лица и художника, оценивающего свое творчество.

Сквозное действие (К.С.Станиславский) – это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача. Сквозное действие – это путь, по которому режиссер, актер идут к своей цели в спектакле, роли. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу. Все характеры, мизансцены должны лежать на линии сквозного действия. Каждое сквозное действие имеет свое контрсквозное действие. Сверхзадача – хотение. Сквозное действие – стремление. Выполнение его – действие.

 

"Творческая заявка"

(Как писать заявку на фильм или телепередачу?)

 

Разработка творческой заявки есть один из самых важных этапов работы. Уже в творческой заявке можно увидеть, и что самое главное, почувствовать будущий фильм или телепередачу. Давайте называть творческую заявку – творческим замыслом. Что такое, замысел? Ниже приведем известные классические примеры. Возможно, многие из Вас дополнят «классиков» и поделятся своими знаниями и представлениями о существе понятия «замысел».

Но, сначала, необходимо определить, что форма изложения и написания «Творческой заявки», не имеет никакого принципиального значения. Форма заявки – абсолютно свободная. Творческая заявка, может быть изложена в виде описания какой-нибудь ключевой сцены (Пример: Герц Франк), или представлена в виде декорации (Давид Боровский – «Гамлет», «Под кожей» и др.), или услышана как музыка,… или бытовые звуки (Например: скрип, Товстоногов, «Мещане»).

Чаще всего в творческой заявке можно сразу же найти ответ на вопрос: Про что… снимать фильм, телепередачу, играть спектакль… Примеры:

• Шеспир – «Ромео и Джульетта» - мелкая вражда двух кланов убивает самое дорогое, что имеют эти кланы – Ромео и Джульетту…

• «Андрей Рублев» Тарковского – сквозь грязь и кровь увидеть будущее или истинное, возможно, прекрасное…

• «Отелло» – поэма интриги…

• «Жестокие игры» Арбузова - поиски домашнего очага… и т.п.

Как мы говорили, творческая заявка может быть изложена на бумаге в виде подробного описания будущей работы, а может быть найдено только название работы. Очень часто, краткое название позволяет режиссеру сразу увидеть даже мелкие детали будущего фильма или спектакля. Примеры:

• Мейерхольд - «Горе уму»… - ясно про что…

• Пример из школьных работ - «Про …зрение…» - про умение видеть прекрасное

И, все-таки, лучше всего, на одном листе бумаги, последовательно изложить, что будет происходить в предлагаемой телепередаче или фильме, т.е. события, которые последовательно нарисуют нам образ будущей работы. Для этого необходимо увидеть и услышать эти события в своем внутреннем воображении в виде картинок, звуков и текстов.

А как быть, если изначально нет определенного образа? Тогда мы предлагаем обратиться к «Технологической цепочке» и постараться выполнить последовательно все действия, там обозначенные и ответить самому себе на вопросы первого технологического этапа телевизионного производства. Раскрывая содержание каждого пункта, мы опираемся на примеры из нашей школьной видео практики.

 

Следует ответить на следующие вопросы:

1. Тема (о чем?).

2. Идея (что?).

3. Сверхзадача (ради чего?).

4. Сквозное действие (события?).

5. Образное решение (энергия?).

6. Художественные особенности (стиль, жанр, точка зрения?)

7. Технические средства. (Какие?)

8. Перспективы продвижения (цикличность и периодичность?).

 

Например,… /Тема?/... Это чаще всего ответ на вопрос «О чем?».

Выбор темы имеет принципиальное значение. Выбирая ту или иную тему фильма, мы, как бы, декларируем, объявляем свой личный, творческий интерес. Мы раскрываем свою творческую личность, мы говорим, что вот это, например, нам интересно, а другое – не очень. Уже сам по себе выбор темы, может многое сказать о будущей работе. (Например, выбор темы для «Ток-шоу» имеет принципиальное значение). Конечно, далеко не всякий автор имеет возможность абсолютно свободно выбирать темы. Например, мы с вами…

Мы с вами работаем в школьной среде, поэтому чаще всего ответ на вопрос: «О чем?» - будет: «О школе!». И это есть наш выбор. Кроме того, в каждой теме есть подтема. Иными словами, в жизни школы, как в капле воды можно найти отражение жизни всего общества.

Так или иначе, но в любом случае заявить в фильме тему следует максимально точно.

А что такое Идея?.... Это чаще всего ответ на вопрос «Что?». Что хочет сказать автор фильма или телепередачи по поводу выбранной темы.

Пример. Всем Вам известный Леонид Юзефович, предлагая сценарий по теме о школе совершенно определенно выразил свою идею в названии: «Я люблю свою школу!». И снимать такой фильм было легко.

Или, другой пример, вновь из школьных работ. Было задание ученикам девятого класса, которые в рамках сквозного школьного проекта «История моего народа через историю моей семьи» осуществляли шефство над пожилыми людьми, снять фильм на тему о наших дедушках и бабушках. По этой теме авторами фильма была предложена идея про то, что судьбы наших стариков очень похожие…. Так возник фильм с названием «Такие похожие судьбы…»

«Сверхзадача» - это чаще всего ответ на вопрос ради чего? Можно сказать, величина и общественная значимость работы. В качестве иллюстрации этого термина иногда приводят примеры из творчества Вахтангова. Это, конечно, «Принцесса Турандот» в студии Вахтангова (праздничность спектакля поставленного в пору разрухи и войны давала надежду на будущее – ради будущего страны) и «Гадибук» в «Габиме» (возрождение народа – ради будущего народа). Мы не можем проиллюстрировать отрывки из этих спектаклей, но некое представление об этой мысли содержится в эпизодах из школьного фильма «Габима».

Что такое «Сквозное действие»? Из самого названия ясно, что здесь пойдет разговор о событиях. Классическая формулировка такова: движение от исходного события к главному. Здесь чрезвычайно важно такое понятие – "эпизодное" мышление. Творческая заявка должна быть представлена в виде последовательности эпизодов. В каждом эпизоде есть свое начало, кульминация и финал. В исходном событии обычно кристаллизуется тема (Вражда двух кланов Монтекки и Капулетти перешла в открытую стадию) работы. В главном событии следует искать разрешения идеи (Эта вражда убила самое прекрасное и дорогое для них) фильма.

В школьной практике построение сквозного действия всегда затруднительно. Причина тому – всеобщий телевизионный подход к школьным фильмам. В лучшем случае мы имеем интересное школьное событие, которое мы фиксируем на пленке. Такой подход, чаще всего, предполагает иллюстративность, т.е. репортаж о происшедшем событии, например, школьном празднике, школьной экскурсии и т.п. Но бывают и исключения. Приведу пример. Ученица 10 класса Алина Рабинович во время работы над видео проектом по творчеству Мандельштама определила для себя сквозное действие в фильме таким образом: "Найти, отыскать в Москве улицу Мандельштама". Поиски этой улицы в Москве и стали сквозным действием фильма. Как вы понимаете, улицы Мандельштама в Москве нет. Но она нашла! Эту улицу она нашла в "своей душе"! Это и стало главным событием фильма, в котором в одну точку сошлось все: и идея, и тема, и сверхзадача, и сквозное и т.д.

Кроме того, сформулированная идея фильма: "Улица Мандельштама в душе каждого человека" - является еще и примером «образного решения».

Остановимся несколько подробнее на этой составляющей творческой заявки.

Что такое художественный образ? Лучше всего привести пример Соломона Михоэлса. Он говорил нечто подобное: " Как с помощью художественного образа можно решить тему? Например, тема – "Деньги портят человека". Расхожая, банальная, а потому и пошлая тема. Большинство бы, скорее всего, сразу нарисовали уродливый портрет "капиталиста в цилиндре" из ушей, которого растут долларовые купюры. И это будет не художественный образ! Это будет иллюстрация! Заданную тему (писал Михоэлс) можно решить, например, так, - и Михоэлс говорил: " Подойдите к окну. Посмотрите на прекрасный мир через прозрачное стекло. Как красиво! Вы видите весь мир! А теперь возьмите на грош серебра и покройте серебром тыльную часть стекла. Правильно, получиться зеркало! И с этого момента вы не будете видеть мир, вы будете видеть только свое изображение! Т.е. вы ослепнете. Как вы думаете, решена ли тема "Деньги портят человека?".

У художественного образа есть одно удивительное свойство. Михоэлс называл его "энергией" образа. Подлинный художественный образ тем и отличается от иллюстрации, что он всегда заряжает как автора, так и зрителя положительной энергией жизни. Иллюстрация помогает что-либо понять, объяснить, а художественный образ позволяет сразу проникнуть в существо, в философию явления.

Далее, - Художественные особенности (стиль, жанр, точка зрения). Под этим термином обычно понимают то, что называется манерой автора, его художническим почерком. В свою очередь, эта манера зависит от мировоззренческих позиций автора, от его отношения к тем или иным событиям, отображенным в фильме, от его точки зрения на эти события.

«Технические средства» - или приблизительная оценка затрат на техническую часть видео производства. Для современного продюсерского видео это имеет большое значение. Но важно отметить, что очень часто, жесткий отбор технических средств диктует поиск оригинальных выразительных средств, которые становятся творческим решением работы.

«Перспективы продвижения на рынок, цикличность и периодичность телепередачи» - здесь название говорит само за себя. Но уже на этапе Творческой заявки бывает очень полезно знать «адресацию» работы, так как это очень часто диктует и художественное решение. Ведь кино можно делать и для одного человека. Самое «массовое искусство», безусловно, зависит от примитивной «раскрутки», но ведь бывают и фестивали, и конкурсы и т.п.

Возможно, при разработке Творческой заявки следует добавить ответы на еще целый ряд вопросов.

 

Режиссёрская папка ЧГАКИ


Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 15087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.015 с.)