Техника выхода за пределы треугольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника выхода за пределы треугольника



Контекст

Подумайте о взаимоотношениях, которые вас не устраивают. Это могут быть даже просто некие внутренние противоречия или внутренние представления о противоречиях.

Ваша Роль

Определите, какую роль вы чаще всего играете в этой ситуации. Возможно, вы постоянно пытаетесь играть роль Жертвы, или постоянно вращаетесь в треугольнике – тогда просто попробуйте определить, кем вы бываете чаще всего.

Какие чувства и убеждения наиболее характерны для вас в этой ситуации? Составьте их список.

Выйти за пределы

А теперь выйдите за пределы треугольника и попробуйте найти место, чувства и убеждения, в котором, по вашему мнению, наиболее подходящие для этих ранее проблемных взаимоотношений.

Это можно сделать вполне физически – мысленно обозначьте область на полу, которая для вас является треугольником. Попробуйте там вспомнить все основные чувства и переживания, соответствующие вашим отношениям. А потом просто физически шагните за его пределы и походите по комнате, в поисках более подходящего места.

Переход

Отойдите в сторону и сравните ваши чувства в первом и втором случае. Определите, что вам нравится больше. Примите решение выйти за пределы треугольника (если хотите).

Проверка результата и привязка к будущему.

Подумайте, а как повлияет это изменение на вас и вашу жизнь. Не повредит ли это вам.

 

КТО ТАКОЙ АНТОГАНИСТ?

Антагонист – это конкретное лицо, персонаж, противостоящий главному герою в конфликте и совершающий конкретные поступки, идущие в разрез с интересами протагониста.

Еще антагонист – это полноправный участник центрального конфликта произведения. Безусловно, конфликт возможен и без его участия (например, внутренний психологический конфликт персонажа), однако наличие антагониста, не втянутого в главный конфликт, вызывает большие вопросы к сюжету. Более подробно роль конфликта в произведении рассматривалась в одноименной статье блога «Литературная мастерская», вот она: «Конфликт». Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ней, прежде чем разбирать место антагониста в сюжете. Все-таки эти два элемента сюжета очень взаимосвязаны.

Теперь давайте поподробнее разберем приведенное выше определение. Первое, на чем следует заострить внимание, это то, что антагонист – это всегда конкретный персонаж. Если наш главный герой борется с преступным синдикатом, то сам синдикат – не антагонист, это так называемый центр зла истории. Антагонистом в данном случае будет ее руководитель. Иными словами, антагонист – это главный злодей произведения.

Второе: антагонист в процессе повествования совершает конкретные поступки, направленные во вред главному герою и его интересам. Злодей строит герою козни, покушается на его жизнь и жизни его близких, пытается подставить и оклеветать его, то есть идет на все, чтобы добиться полного уничтожения противника. И чем изощреннее действует наш злодей, тем он интереснее. Поэтому зачастую образ антагониста получается более ярким, ведь он уже изначально наделен дьявольским интеллектом, чтобы придумывать все свои козни, и потрясающим упорством, чтобы не оставлять героя в покое ни на минуту. Главное действующее лицо обычно не может похвастаться такими навыками: по законам хорошей драмы хороший парень большую часть истории вынужден терпеть обрушивающиеся на него беды, да и помощь всевозможных друзей и мудрых наставников еще никто не отменял. Так что в подавляющем большинстве случаев все начинается так, что есть какой-то невероятно могущественный враг, а наш главный герой – добрый, но простой парень, который этому злодею где-то перешел дорогу. Ну и сам интерес подобных историй именно в том и заключается: посмотреть, каким образом маленький положительный герой одолеет большого и жутко злого.

Противостояние героя и антагониста – это и есть конфликт, основа драматической истории.

Однако ошибкой будет считать, что все сюжеты строятся именно по такому лекалу. Автор волен сделать своего антагониста любым: это может быть даже жутко вредный ребенок, строящий козни и издевающийся над взрослыми. Решать только вам.

Центры добра и зла.

Обычно в историях, основанных на конфликте, всегда присутствуют два полярных центра – добра и зла. Раз конфликт – это противостояние двух интересов, то один из них, более близкий автору и читателю, становится центром добра, а второй, противостоящий ему, центром зла. Однако следует понимать, что подобное разделение не всегда обосновано: лично я считаю самыми интересными произведения, в которых обе стороны по-своему правы, и где невозможно четко назвать одну сторону добром, а вторую злом. Но обычно главный герой действует в интересах справедливости и гуманизма, а его противники представляют силы хаоса и деградации.

Стоит понимать, что личность главного героя и центр добра – понятия не всегда тождественные, как не всегда главный злодей является центром зла истории (вспоминаем приведенный выше пример с преступным картелем). Я бы сказал, что главный герой и антагонист – представители центров добра и зла в данной конкретной истории. Потому как не всегда после разрешения конфликта героя и злодея разрешается конфликт центров добра и зла, он вполне может сохраниться. В глобальном смысле конфликт сил добра и зла вообще вечен.

Как это использовать на практике?

 

Прежде всего, стоит позаботиться о том, чтобы как можно скорее обозначить для читателя центры добра и зла в вашей истории. Потому как частенько приходится сталкиваться с произведениями, в которых вроде бы происходят какие-то события, кипит борьба, но совершенно непонятно, какие силы и ради чего борются. А пока читатель не разобрался с соотношением сил и их целями, он не сможет определиться, кому он симпатизирует. Ну а наличие четко сформированной симпатии к тому или иному герою – залог общей заинтересованности читателя в книге. Все очевидно.

После того, как обозначился центр зла, нужно представить публике антагониста. Не обязательно, что это должно произойти сразу же, но и особо затягивать не стоит. Далее нужно будет обозначить цель нашего злодея: ведь он не может бороться с главным героем просто так, у него обязательно должны быть и мотивы, и четкая цель, и планы ее достижения. Все это должно быть понятно читателю, иначе конфликт не будет выглядеть правдоподобным.

Следующее, чем вам стоит озаботиться, так это тем, чтобы антагонист действовал на протяжении всей истории, чтобы он не был своеобразным мифическим Букой, которым пугают детей перед сном. Главный злодей должен совершать конкретные действия, направленные на достижение собственной цели и на противодействие главному герою. Причем важно, чтобы степень его агрессии по отношению к герою нарастала постепенно. Сначала, например, антагонист может воздействовать на оппонента словесно, далее в ход пойдут угрозы, а потом уже более решительные шаги. Герой же, преодолевая эти препятствия, растет, его силы крепнут, и в финале он уже готов дать бой казавшемуся непобедимым антагонисту. В этом, в частности, и заключается эффект преодоления брешей – тоже весьма примечательный элемент построения сюжета. Но его мы разберем позднее в отдельной статье…

Ну и, конечно, самое главное: у антагониста должна быть собственная индивидуальность. Не пытайтесь плодить Сауронов и прочих темных властелинов. Это уже давно стало штампом. Помните, что антагонистом вполне может быть обычный человек – достаточно лишь, чтобы его интересы вошли в противоречие с интересами главного героя. Помните: многие произведения прославились именно за счет колоритной личности главного злодея; зачастую его образ не менее важен, чем образ главного действующего лица.

 

ПРОТОГАНИСТ

Протагонист главное действующее лицо в повествовании. Ему противостоит антагонист или группа антагонистов, стремящиеся не допустить исполнения его планов. Или наоборот, он старается им помешать.

В классической литературе протагонистом является главный герой, а антагонистом — главный злодей. В современной литературе всё не так просто — протагонист и главный герой могут не совпадать. Например, протагонист серии о Шерлоке Холмсе — доктор Уотсон, а главный герой, тем не менее, Холмс. Бывают также ситуации, когда ярко выраженного протагониста в произведении нет — например, в «Песне Льда и Пламени», где повествование ведётся от лица целой кучи персонажей, среди которых нельзя выделить какого-то одного. Главные герои есть, а протагониста нет, такие дела.

Протагонист в произведении только один. Если имеются несколько центральных действующих лиц с несколькими сюжетными ветками, но самого главного среди них всё-таки можно вычленить (в основном по принципу «если убрать этого персонажа, развалится всё произведение») — то он и будет протагонистом. Остальные именуются девтерагонистом (вторым действующим лицом) и тритагонистом (третьим). Иногда может быть и тетрагонист (четвёртый). Важно помнить, что эта классификация никак не зависит от сюжетной важности персонажей: например, во «Властелине Колец» протагонист — Фродо, девтерагонист — Сэм, а тритагонист — Арагорн, все — чрезвычайно значимые персонажи.

 

ДРАМАТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ

Драматическое событие — действие, приводящее к коренному изменению развития основного конфликта в драме.

1) Драматургическое событие – существенный для данного сюжета слом действия, ведущий к повороту в развитии основного конфликта драматургического действия и, следовательно, смене перипетии. Цепь событий и образует действенный ряд драматургии. Построение сюжета на экране – всегда ход от события к событию. Драматургическое событие – это всегда развивающийся во времени процесс. Драматургическое развитие и обострение события определяется ведущим обстоятельством этого события и ведущим обстоятельством всей вещи.

2) Ведущее обстоятельство – основное обстоятельство, толкающее все действие вещи к развитию и, по итогу, к сверхзадаче.

3) Нахождение нового события: происходит нечто значительное, вызывающее изменение соотношения сил персонажей, ведущих действие и (или) их целей, мотивировки поступков, вызванное сменой ведущего обстоятельства, поступком героя или т.п. После смены события персонажи уже не могут существовать так же, как прежде.

4) Цена события - насколько оно существенно для всего хода действия и для всех завязанных в конфликте персонажей – т. е. как сильно изменяет соотношения сил персонажей.

5) Исходное обстоятельство – обостренная конфликтная ситуация, лежащая в основе всей истории сюжета. Именно ее результат и видит зритель в начале, о ней и сообщается в экспозиции.

6) Исходное событие - событие, без которого действие сюжета не может начаться. В исходном событии лежит природа чувств произведения и всегда - ключ к развязке конфликта. Исходное событие может происходить в начале или (чаще) до начала сюжета и сообщаться автором по ходу развития действия, в любом месте. Выяснение исходного события может быть даже финальным поворотом-развязкой действия (детектив). Исходное событие порождается исходным обстоятельством или даже находится в нем.

7) Первое (основное) событие (событие-завязка) – событие, завязывающее конфликт, драматургическое действие. Это первое важное «вдруг» вещи, сталкивающее персонажей, толкающее сюжет в развитие действия.

8) Главное событие - основное событие сюжета, обычно несущее в себе зерно его поворота, раскрывающее главные черты характеров основных персонажей и авторский замысел, кульминация произведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.035 с.)