Чтобы потренироваться, задумайте число от 1 до 6. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтобы потренироваться, задумайте число от 1 до 6.



1. супруг(а)

2. родитель и ребенок

3. любовник/любовница

4. учитель и ученик

5. доктор и пациент

6. друзья

Задумали? Это ваша пара «протагонист и жертва». Обдумайте, как давно они знакомы, насколько близки и так далее.

Если вам не нравятся эти герои, выберите других: похищенным может оказаться домашнее животное, любимый автомобиль, даже часть тела.

Теперь придумайте пять причин, почему антагонист похищает жертву. Где они встретились? И почему злодею не нужен теперь никто другой?

Зыбучие пески, капканы для диких зверей, подстава в криминальном деле, лабиринт – все это может ждать протагониста на пути к спасению жертвы. Придумайте еще препятствия.

(Кадр из детского мультсериала "Даша-путешественница", сюжеты большинства серий строятся вокруг "поисков" или же "спасения" - правда, чаще всего обходится без злодеев)

Где происходит финальная схватка и воссоединение? Какие неожиданные повороты сюжета могут удивить или развеселить читателя?

 

От себя:

Разумеется, для сюжета "спасение" не обязательно похищение, это просто архетип. Герой "Крепкого орешка" (1 и 2 частей) спасает свою жену, а вместе с ней - десятки и сотни других людей, сражаясь с террористами.

Классические сюжеты "спасения" мы находим в сказках, причем не только в народных. "Снежная Королева" - одна из лучших литературных сказок всех времен и народов.

Мой любимый неожиданный поворот в этом сюжете - советский мультфильм "Два богатыря"

Когда искала ссылку, наткнулась на описание еще одного мультфильма, там перевертыш другой: спасает царевну или принцессу и совершает подвиги за рыцаря его слуга, а в результате принцесса и соглашается замуж только за слугу: кто спас, тот и женится.

(Как тут не вспомнить песню Владимира Высоцкого: "Мол, прынцессу мне и даром не надо, чуду-юду я и так победю". Нет, это не "спасение", конечно.)

Бывают и принцессы, которые спасают себя сами (англоязычная песня и перевод), но это уже другой сюжет!;)

 

 

Понятие Темы, идеи, сверхзадачи. Взаимосвязь.

 

Тема – это проблема или круг жизненных проблем, волнующих автора. Условно отвечает на вопрос: о чем?

Подчинена 4 законам:

Актуальность (всегда и в данный момент)

Конкретность (в репликах героев, например)

Злободневность (проблема в данный момент)

Объективность (Существует независимо от нас, мы не влияем на ее существование)

Так же тема включает в себя и общие предлагаемые обстоятельства.

 

Идея – отношение автора к поднятой проблеме. Что я хочу сказать? Главная мысль автора, ради чего. Побудить зрителя к поиску решения.

Если нет идеи – это хуже сифилиса. Островский

Сначала завлечь, потом внедрить идею. Станиславский

С идеями не носятся по сцене, — с идеями уходят из зала. Маяковский

Всегда субъективна (личностное отношение)

Социально-значимая

Очень важно, чтобы режиссер, получив для постановки пьесу, в которой тема и идея находятся в единстве и гармонии, не превратил ее на сцене в голую абстракцию, лишенную реальной жизненной опоры. А это легко может случиться, если идейное содержание пьесы он оторвет от конкретной темы, от тех жизненных условий, фактов и обстоятельств, которые лежат в основе сделанных автором обобщений. Для того чтобы эти обобщения прозвучали убедительно, необходимо, чтобы тема была реализована во всей ее жизненной конкретности.

Поэтому так важно уже в самом начале работы точно назвать тему пьесы, избегая при этом всякого рода абстрактных определений, таких, как: любовь, смерть, добро, ревность, честь, дружба, долг, человечность, справедливость и т. д.

Начиная работу с абстракцией, мы рискуем лишить будущий спектакль конкретно-жизненного содержания и идейной убедительности. Последовательность должна быть такой: сначала — реальный предмет объективного мира (тема пьесы), потом — суждение автора об этом предмете (идея пьесы и сверхзадача) и только потом — суждение о нем режиссера (идея спектакля).

Некоторые считают, что идея и сверхзадача – это одно и то же. Но это не так. Как минимум она – Шире и Действеннее. Делится как цепь на множество звеньев: СЗ пьесы, артиста, декораций, музыки.

Тезисы, потом доказательство. Сверхзадача:

1) Это всеобъемлющая, основная творческая цель

2) Компас, направляющий творчество артиста

3) Душевная сущность

4) Главная артерия, нерв пъесы, её изюмина

5) Задача всех задач, концентрация всей партитуры роли.

1.

От сверхзадачи родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено и творчество актера.К столице, к сердцу пьесы, к основной цели, ради которой поэт создавал свое произведение, а артист творил одну из его ролей.

мысли, чувства, жизненные мечты, вечные муки или радости писателя становятся основой пьесы: ради них он берется за перо. Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук и радостей является главной задачей спектакля.

Достоевский всю жизнь искал в людях бога и черта. Сверхзадача «Братьев Карамазовых» - богоискание

Лев Николаевич Толстой. Сверхзадача – достижение самоусовершенствования

Антон Павлович Чехов – борьба с пошлостью и мещанством.

2.

Нужна ли нам неверная сверхзадача, не соответствующая творческим замыслам автора пьесы, хотя бы сама по себе и интересная для артиста?

Нет! Такая задача нам не нужна. Мало того - она опасна. Чем увлекательнее неверная сверхзадача, тем сильнее она уводит артиста к себе, тем дальше он отходит от автора, от пьесы и роли

Нужна ли нам эмоциональная сверхзадача, возбуждающая всю нашу природу? Конечно, нужна до последней степени, как воздух и солнце.

Нужна ли намволевая сверхзадача, притягивающая к себе все наше душевное и физическое существо? Нужна чрезвычайно.

Таким образом, оказывается, что нам нужна сверхзадача, аналогичная с замыслами писателя, но непременно возбуждающая отклик в человеческой душе самого творящего артиста. Или, другими словами, сверхзадачу надо искать не только в роли, но и в душе самого артиста.

3.

Сверхзадача вызывает творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артист-роли.

Вот почему первая забота артиста - в том, чтобы не терять из виду сверхзадачи. Забыть о ней - значит порвать линию жизни изображаемой пьесы. Это катастрофа и для роли, и для самого артиста, и для всего спектакля. В этом случае внимание исполнителя мгновенно направляется в неверную сторону, душа роли пустеет, и прекращается ее жизнь. Учитесь на сцене создавать нормально, органически то, что легко и само собой происходит в реальной жизни.

От сверхзадачи родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено и творчество артиста.

Важно, чтоб отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и вместе с тем не расходилось с замыслами писателя.

Для артиста - надо уметь сделать каждую сверхзадачу своей собственной.

Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу и роль. Подлинное, человеческое, действенное стремление ради достижения основной цели пьесы. Такое непрерывное стремление питает, наподобие главной артерии, весь организм артиста и изображаемого лица, дает жизнь как им, так и всей пьесе.

Такое подлинное, живое стремление возбуждается увлекательностью сверхзадачи.

При гениальной сверхзадаче тяга к ней будет чрезвычайна; при не гениальной - тяга будет слабой.

5.

Сверхзадача – основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи.

Мы говорили также о том, что замена существительного глаголом увеличивает активность и действенность творческого стремления.

Эти условия в еще большей степени проявляются в процессе словесного наименования сверхзадачи.

Одна и та же сверхзадача одной и той же роли, оставаясь обязательной для всех исполнителей, звучит в душе у каждого из них по-разному. «Хочу жить весело».

Поэтому задача режиссёра – правильно сформулировать сверхзадачу для актёра.

"Горе от ума" Грибоедова:

"Хочу стремиться к Софье". В пьесе много действий, оправдывающих такое наименование. Плохо, что при такой трактовке главная, общественно-обличительная сторона пьесы получает случайное, эпизодическое значение.

«Хочу стремиться к Отечеству». В этом случае на первый план становится пламенная любовь Чацкого к России, к своей нации, к своему народу. При этом общественно-обличительная сторона пьесы получит большее место в пьесе, и все произведение станет значительнее по своему внутреннему смыслу.

"Хочу стремиться к свободе!" При таком стремлении героя пьесы его обличение насильников становится суровее, и все произведение получает не личное, частное значение, как в первом случае - при любви к Софье, не узконациональное, как во втором варианте, а широкое, общечеловеческое значение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.032 с.)