По борхесу, сюжетов всего четыре, но поиск - один из них. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По борхесу, сюжетов всего четыре, но поиск - один из них.



"Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей (имеется в виду "возвращение"). Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад."

Процитировано по О.Сафаровой (кому не терпится сразу узнать, какие бывают типы сюжета, по мнению разных литературоведов, могут прочитать полностью материал по этой ссылке).

В сложном произведении поиск может быть лишь одной из тем, присутствовать на одной из сюжетных линий или представлять собой один из многочисленных элементарных сюжетов.

 

Типы сюжета (по Тобиасу-Баркеру), часть 2: ПРИКЛЮЧЕНИЕ

В данном случае Тобиас и Баркер указывают, насколько я поняла, что приключение и путешествие подразумевают друг друга. Это одна из трактовок, узкая.

Критик Стивен Макгаф указывает: приключения - "Самый древний жанр, восходящий корнями к мифам. Древнейшие литературные памятники жанра: "Одиссея", "Метаморфозы", в более поздний период - рыцарские и плутовские романы. В основе сюжета - авантюрное путешествие с целью поиска кого-то или чего-то и/или спасения кого-то. В широком смысле под приключением понимают рискованное (авантюрное) предприятие, похождения, необычное происшествие". Остросюжетные жанры и их специфика

Сравнивая модель сюжета №1 Поиски и модель сюжета №2 «Приключение», следует отметить, что в центре внимания первой модели – персонаж и то, что происходит в его внутреннем мире. В центре внимания второй модели – действие, «похождения тела».

В «поиске» мы наблюдаем за человеком, который совершает Путешествие. В «приключении» наше внимание приковано собственно к путешествию. Экзотические места, странные события, опасности, неизведанное, неизвестное, необычное - всё это ждет нас здесь.

Структура сюжета.

Первый акт: задайте место и время действия, пропишите мотивацию искателя приключений. Бывают герои, которые оказываются вовлеченными в приключения помимо собственной воли (the "unwilling" adventurer), и искатели приключений, которые всегда их находят даже в самых скучных обстоятельствах. Иногда герой в процессе превращается из первого во второй тип или же наоборот.

Второй акт: путешествие начинается. События, осложнения, волнения. Не забывайте, что герой должен иметь веские причины для того, чтобы кинуться в гущи джунглей.

Третий акт: мы куда-то приплыли. Довольно часто к этому моменту герой получает награду, например, в виде романтических отношений.

Чтобы легче было запомнить: начинаем восхождение в гору; тропинки, запинки, отклонения от пути; и наконец – восхитительный вид с вершины.

Список для самопроверки.

1. В центре внимания – путешествие/приключение, а не личность.

2. История предполагает «вторжение» в новые земли, неизведанные обычаи, необычные события. Они должны быть по-настоящему интересными.

3. Наше счастье – где-то там, а не дома, и приходится тронуться в путь, чтобы его разыскать.

4. Пусть героя или героиню кто-то (или что-то) достаточно вдохновит или мотивирует, чтобы приключение началось.

5. Все действия должны иметь причинно-следственную связь.

6. В этом жанре герои не особенно меняются. Меняется территория.

7. Не забудьте о приправах: любовь, подозрения и т.п.

 

Мотивация может быть, например, такой: помощь другу, пари, преследование, исполнение обещания (завещания…), попытка сбежать (от кого? Возможно, от серости жизни).

***

От себя: в качестве образца для произведения с этой моделью сюжета можно взять романы Жюля Верна. Лорд Гленарван в "Детях капитана Гранта" или Филеас Фогг в "Вокруг света за 80 дней" не столько меняются сами (или не меняются совершенно), сколько дают автору возможность продемонстрировать головокружительный калейдоскоп географических широт и ужасающих и потрясающих обычаев.

Если честно, в детстве мне попадалось так много книг и фильмов, в заглавии которых было слово "приключение", что я какое-то время думала, что других просто не существует.:)

Приключения - самое то для циклов: если герой не меняется, а всего лишь получает какие-то "награды", что мешает ему путешествовать и дальше? Поэтому Джеймс Бонд, Лунтик или, скажем, Алиса Селезнёва постоянно будут вляпываться в приключения и мотаться по Вселенной.

Один из авторов современного "Шерлока Холмса", сериала Sherlock BBC, Стивен Моффат объясняет, почему (по его мнению) рассказы Конан Дойля бессмертны: "У других детективов есть случаи (дела, cases), у Шерлока Холмса - приключения, и это имеет значение".

В наше время приключенческие произведения в чистом виде встретишь редко, но мы же говорим об архетипах.

Сейчас приключение - это элемент остросюжетного произведения, будь то детектив, триллер или фантастика. Важно понимать, что для приключения неважны внутренние метания персонажа, его детские травмы и прочее, хотя они вполне могут присутствовать, чтобы герои не казались картонными (вспомним Фандорина, интересный характер которого сложился под воздействием трагических событий "Азазеля").

Найдется ли то, что ищут, удастся ли герою спастись, сможет ли герой раскрыть тайну, вычислить врага, выручить похищенного, наказать злодея - для остросюжетного произведения ключевые вопросы звучат именно так, а "быть или не быть" приобретает совершенно конкретную окраску: "Как остаться в живы-ых" (с). И это, кстати, не делает модель "приключение" второсортной.

 

 

Типы сюжета (по Тобиасу-Баркеру), часть 3. Погоня | преследование

Модель сюжета №3: ПОГОНЯ

Погоня, по словам Р.Тобиаса, – это литературный вариант игры в прятки. Тут все просто: один убегает, другой догоняет. Минимальный набор игроков – двое, преследователь и преследуемый. Поскольку это сюжет, в центре которого – действие, сама погоня более важна, чем чувства персонажей.

Разумеется, погоня может быть и каким-то отдельным событием (цепочкой событий) в сложном сюжете.

 

Структура

Первый акт: задайте ситуацию, кто убегает и кто догоняет и почему. Каковы ставки в этой игре? Что мотивирует героев?

Второй акт: сам жар погони! Повороты сюжета и изменения ролей, смертельно опасные ситуации, минимальные шансы на спасение – и все это только начало!

Третий акт: разрешение. Догнали ли преследуемого? Или ему удалось спастись?

Главное правило: не наскучьте читателю!

Напряжение достигает пика в тот самый момент, когда кажется, что поимка неизбежна. И вдруг планы разрушены, беглец снова на свободе, и погоня продолжается!

 

Не забудьте о том, что в случае, когда передвижение ограничено (в ограниченном пространстве), напряжение возрастает.

Проверочный список.

1. Погоня в этом виде сюжета важнее, чем люди.

2. Поимка должна представлять для беглеца настоящую опасность.

3. Пусть у преследователя будут справедливые шансы на то, чтобы догнать беглеца. Пусть он его даже догонит… на какой-то момент.

4. Физическое действие!!

5. Пусть и герои, и повороты сюжета стимулируют воображение, притягивают читателя и будут уникальными – сам по себе сюжет, конечно, уникальностью или оригинальностью не отличается.

6. Ограничьте пространство, в котором происходит погоня, но не забывайте о правдоподобии.

7. Пусть читатель с самого начала знает правила вашей погони, «ставки» для каждой из сторон и их мотивацию.

Автор приводит здесь пример известного мультсериала «Бегущий по дорогам» ("Хитрый Койот и Бегун по дорогам").

Далее предлагается следующее упражнение. Задумайте число от 1 до 6.

1. лошадь

2. лягушка

3. кошка

4. змея

5. обезьяна

6. рыба

Подумайте о том животном, которое вам досталось. Какой оно породы? Какого цвета глаза? Сколько ему лет или дней? Подумайте о том, на что похожа его жизнь, что отличает его от остальных в стаде, стае и т.п.

Как передвигается ваше животное? Что им движет? Кто его преследует? Напишите не менее пяти пунктов об этом.

Снова выберите число от 1 до 6.

1. чтобы получить ответ

2. чтобы помешать преступлению

3. чтобы победить собственные страхи

4. чтобы отдать кому-то нечто

5. чтобы помешать узнать правду

6. от гнева

Это то, что может мотивировать вашего героя.

Придумайте пару персонажей (тип, возраст и другие характеристики). Затем подкиньте монетку, чтобы определить, кто за кем гонится.

Вернитесь к мотивации и обдумайте ее. Почему такая мотивация подразумевает погоню? Как можно описать случай, из которого читатель узнает разом и мотивацию героев, и условия погони?

Мотивацию для беглеца придумать не слишком сложно: когда тебя догоняют, тебя гонит вперед первобытный ужас. Однако обязательно придумайте, почему беглец не останавливается - и что было бы, если бы он остановился и повернулся к преследователю, встретив его лицом к лицу.

Подумайте о том, как вы будете развлекать читателя в процессе погони. Какие случайности могут произойти? Начните с небольшого поворота сюжета и затем повышайте ставки.

От себя: русскоязычные зрители наверняка помнят эпизод с погоней из кинокомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Когда герой Смоктуновского убегает от милиции, за кадром мы слышим прочувствованный монолог о погоне. С вашего позволения, попробую вставить видео.

Приведенный выше пример с «Бегущим по дорогам» заставил меня улыбнуться, но в России мало кто знает этот мультфильм. Впрочем, у нас есть свой шедевр – «Ну, погоди!», где всю дорогу Заяц убегает от Волка. Мотивация довольно простая: Волк хочет съесть Зайца. А вот примечательных поворотов сюжета за все серии набралось масса!

Мой любимый художественный фильм-погоня – это американская картина «Беглец» с Харрисоном Фордом в роли убегающего (несправедливо обвиненного в убийстве собственной жены) и Томми Ли Джонсом в роли преследователя (полицейского). Мотивация героя Форда – не только спастись от тюрьмы или даже смерти, но и найти настоящего убийцу.

Еще хвалят фильм Особое мнение с соответствующим слоганом: "Спасение - в бегстве", но я его не видела.

Если действие вашего произведения происходит в реальном современном мире, беглецу придется очень и очень нелегко: на каждом углу камеры видеонаблюдения, определение местонахождения по мобильному телефону и т.п. Ну ничего, вам карты в руки.

Самые эффектные погони в кино, по версии Александры Махиной.

Если кто работает над сценами погони, вам для души песня "Погоня" из фильма Неуловимые мстители.

 

Модель сюжета №4: Спасение

Вспомним прекрасный фильм "Терминатор-2". Старая модель Терминатора (Арнольд Шварценеггер) весь фильм бегает от новой модели, и это, конечно, модель №3 "Погоня", но не в чистом виде. Ведь первый Терминатор не пытается избежать ликвидации или укрыться от правосудия. Он спасает Сару Коннор и ее сына!

Вернемся к Тобиасу и Баркеру и архетипичному сюжету спасения.

Герой (или героиня) в этой модели сюжета ищет кого-то, чтобы его спасти. Таким образом, в этой модели не менее трех обязательных сторон: спасатель, антагонист и жертва.

Как правило, этот сюжет подразумевает действие, но нельзя обойти вниманием и взаимоотношения между персонажами. Будет интереснее, если персонажи не будут картинным злодеем в черном плаще и сказочным героем на белом коне. Пусть у каждого из них будет вполне справедливый мотив для того, чтобы поступать так, а не иначе.

Спасатели, вперед! (с)

В классическом сюжете протагонист как-то связан с жертвой (к примеру, он любит похищенную красавицу, или же похищенный просто должен ему денег…), и вот он ввязывается в поиски и отправляется спасать жертву. Чаще всего поиски происходят в незнакомом для героя месте, подразумевают незнакомые ситуации, поэтому он находится в невыигрышном положении. Вспомните сказки, когда Кащей похищает Василису прямо из-под носа молодожена Ивана: теперь Ивану придется отправиться туда-не-знаю-куда, чтобы спасти ее и вернуть в семью.

Антагонист – злой волшебник, похищающий красавицу, причем чем он сильнее, тем лучше. Он расставляет на пути героя ловушки и капканы.

Жертва практически не участвует в конфликте между протагонистом и антагонистом. Поэтому жертва обычно – лишь бледное отражение того, что ищет герой. Чаще всего деталей здесь немного. Порой герой и не догадывается, кого же он на самом деле спас.

 

Структура

Акт 1: разлучение. Антагонист разлучает протагониста и жертву, задавая мотивацию всем действиям. Сначала опишите, что связывает протагониста и жертву, а потом произойдет похищение.

Акт 2: погоня или преследование (см. сюжет 3), тут же и поиски. Куда же антагонист спрятал жертву? Ловушки, трюки, ложные намеки, отвлекающие маневры… Здесь автор должен показать, что протагонист – настоящий герой (или закаляется в лишениях и становится таковым).

Акт 3: противостояние! Чаще всего в столкновении много действия, и, как правило, на этом этапе вступают в игру многочисленные клише. Позаботьтесь о том, чтобы предложить что-то оригинальное. И не утопите концовку в сиропе.

Возможный поворот: жертва оказывается вовсе не жертвой.

По словам Тобиаса, сюжет «спасения» наиболее близок к формуле с четкими границами. Он подразумевает стандартных героев и ситуацию. Но не стоит недооценивать его потенциал, его привлекательность для читателя (зрителя). Так же, как сюжетные модели "месть" или "искушение", он способен принести эмоциональное удовлетворение: добро побеждает зло, порядок в этом хаотическом мире наконец восстановлен, любовь превыше всего.

Проверочный список

1. Действия должно быть больше, чем развития характера.

2. Соответствует ли ваш сюжет схеме: герой спасает жертву от злодея?

3. Есть ли у вас конфликт морали? Добро борется со злом? Или вы придумали что-то оригинальное?

4. Сводится ли смысл истории к погоне героя за злодеем?

5. Выходит ли герой в мир, чтобы догнать злодея? Происходит ли финальное столкновение на «поле» злодея?

6. Определяет ли вашего героя его отношение к злодею?

7. Лишил ли антагонист героя того, что тот по праву считал своим?

8. Мешает ли антагонист герою по ходу дела?

9. Не сама ли жертва заставляет героя схватиться с антагонистом?

10. Хорошо ли вы проработали стадии разлучения, погони, столкновения и воссоединения?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.95 (0.035 с.)