Типы сюжета (по Тобиасу-Баркеру), часть 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы сюжета (по Тобиасу-Баркеру), часть 1



 

Основано на книге Рональда Б. Тобиаса «20 моделей сюжетов (и как их выстроить)» "20 Master Plots (And How to Build Them)". Майк Баркер пересказал эту книгу, а я пересказываю вам Баркера:) Если что, "Битлз" вам напел Рабинович.

 

Оговорка: в русскоязычной литературоведческой традиции то, о чем пойдет речь ниже, принято скорее называть "фабулой", а не сюжетом. (По словарю, фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.) Вместе с тем, известны термины типа "бродячий сюжет" (а не "бродячая фабула"). Поэтому в дальнейшем буду говорить о сюжете.

 

Оговорка 2: Жорж Польти выделяет 36 сюжетов, или драматических ситуаций. Их можно трактовать как сюжетные мотивы.

 

Вначале М.Баркер разбирает то, что Р.Б. Тобиас называет «общими знаменателями».

1. Пусть ваш сюжет заполняет напряжение – конфликт, неисполненные намерения, препятствия на пути.

2. Пусть напряжение создается через противопоставление: антагонист перечит протагонисту. Антагонистом может быть другой человек, место, предмет, внутренним врагом могут стать сомнения, страхи и недостатки.

3. Напряжение растет вместе с нарастанием конфликта, начинайте с малого. Затем врубайте на полную катушку, затягивайте узел. Затем снова повысьте ставки, пусть битва станет сражением не на жизнь, а на смерть, и пусть герой пройдет через настоящие испытания.

4. Изменение - сердце истории. В конце герой должен стать другим. Имеющие смысл события привносят новый смысл в жизнь людей – пусть ваши герои изменятся.

5. Когда что-то случается, пусть это будет важным. Если события неважны, выбрасывайте их.

6. Пусть бытовые детали выглядят бытовыми. Да, не забывайте о причине и следствии, но, если вы будете недостаточно аккуратны, читатель поймет, что вы не случайно тычете его носом в следы, обнаружившиеся в саду, и сразу заподозрит, что это важная улика. Вместо этого пусть герои нюхают цветочки, гладят собаку и вдруг замечают между делом, что следы собаки отпечатываются в грязи поверх еще чьих-то.

7. Счастливый случай - удел тех, кто играет в лотерею. Избегайте счастливых совпадений, воздержитесь от чудес.

8. Пусть ваш главный герой и будет тем, кто совершит Главное Действие в Кульминации. Кто бы ни выиграл, за кем бы ни осталось последнее слово, главное усилие, которое позволит изменить порядок вещей, должно быть совершено вашим главным героем!

 

Теперь вопросы для самопроверки.

1. Что создает напряжение в вашем сюжете?

2. Что создает конфликт?

3. Какие шаги вы используете для того, чтобы напряжение росло?

4. Как меняется ваш главный герой?

5. Каковы основные стадии развития сюжета?

6. Как именно «между делом» вы впихнете важную информацию?

7. Есть ли в вашем сюжете что-то, построенное на случайности?

8. Каково главное действие в кульминации и кто там задействован?

 

МОДЕЛЬ СЮЖЕТА №1: ПОИСКИ

Искать можно человека, место или вещь, нечто осязаемое или неосязаемое. Обычно главный герой ищет нечто, что (по его мнению) изменит его жизнь.

Структура сюжета «поиск»

Первый акт – подготовка поисков, в этот момент герой или героиня получает «пинок» – импульс к действию, будь то по необходимости или по желанию. Как правило, это важное событие, которое раскрывает мотивацию героя, оно же формирует основу поиска и предсказывает его продолжение.

Не забывайте о закадычных друзьях, хороших парнях и других компаньонах для путешествия. В том, как герой готовится к поиску, есть что-то магнетическое, притягательное для помощников из всех близлежащих лесов, полей и прочих норок.

После акта 1 читатель должен задаваться вопросом: «Найдет ли герой то, что он ищет?».

Акт 2: мы продвигаемся среди чудес, разочарований и отсрочек. Мы сталкиваемся с трудностями, с препятствиями, всеми этими маленькими ситуациями, которые заставляют героя раскрыться так, чтобы это было интересно.

Акт 3. Достигаем ли мы цели – нашли ли утраченные сокровища? И что случилось, когда/если мы их нашли? Нередко достижение цели приносит дополнительные осложнения, то, чего герой не ожидал. Бывает, что именно тут появляется то, что герою нужно на самом деле. В этот момент герой должен осознать, в чем был смысл поисков и всего пути.

Список для самопроверки.

1. Что является объектом поисков? Как это связано с намерениями и мотивацией главного героя?

2. Куда поиски заведут героя? Почему? Что герои могут узнать, чему научиться, какие изменения претерпеть, будут ли они подготовлены к развязке? Мы должны пробраться сквозь незнакомые земли и ужасные ситуации, и каждая из них должна иметь привязку к финальному аккорду, к тому осознанию, которое приходит к герою, когда он обрел (либо потерял) сокровище.

3. Уезжает ли герой из дома и возвращается ли он туда? Возвращается ли он туда, откуда начинал? Как на этом повторяющемся фоне проявляются изменения героя?

4. Кем или чем становится главный герой? Чем отличаются эти два состояния?

5. Какова та «мудрость», которую осознает главный герой в результате поисков? Повзрослеет ли ребенок? Узнает ли взрослый что-то новое о жизни?

6. Пусть ваше начало заложит подходящую мотивацию для начала поисков. Читатели должны точно знать, зачем герой начинает движение. Если он пускается в путь просто потому, что нужно что-то найти, - что ж, не каждый готов прилагать усилия, только чтобы разыскать непонятное нечто. Продумайте мотивацию.

7. Подумайте о тех, кто будет сопровождать героя в его поисках, с кем он будет разговаривать, делиться озарениями и чувствами. Кем будут эти персонажи? Зачем они пустились в путь?

8. К какому осознанию придет главный герой?

9. Не забывайте, что очень часто то, что главный герой находит в результате поисков (будь то материальный объект либо осознание), сильно отличается от того, что он изначально искал.

Упражнение.

1. Придумайте героя.

2. В одном предложении опишите, что герой должен узнать или осознать (если вы испытываете с этим сложности, обратитесь к народной мудрости и подберите подходящую пословицу или поговорку: «дом там, где твое сердце», «не рой другому яму», «не торопись сжигать мосты», «на ошибках учимся» и так далее).

3. Теперь сделайте шаг назад. Что именно или кого именно может искать герой для того, чтобы получить подобный урок? Придумайте не менее пяти людей, мест или предметов, которые можно искать. Выберите один. (Животное, например, редкая порода…; место, которое соответствует картине/воспоминанию/описанию/карте; полузабытый родственник или учитель; что-то, увиденное во сне; волшебная драгоценность; лекарство от какой-то болезни… или просто пропавший бумажник…)

4. Теперь подумайте, чему может научить поиск сам по себе. Снова напишите список из пяти возможных «уроков», в которых может отразиться либо преобразиться то, что герой, по его мнению, искал.

5. Вернитесь к проверочному списку, приведенному выше. Продумайте ответы на вопросы.

6. Напишите рассказ. Пусть читатель заинтересуется с первого же абзаца! Не забудьте в конце так или иначе ответить на вопрос, что именно узнал главный герой, как проанализировал свои поступки, что вынес из своего опыта.

Добавлю от себя: если в основе вашего сюжета лежит поиск, вовсе не вредно обратиться к известным произведениям, построенным на этом же типе сюжета, и проанализировать их. Золотое Руно, двенадцать стульев, капитан Грант, святой Грааль, "то-не-знаю-что" и похищенная Василиса (Финист-ясный-сокол) из русской народной сказки или лекарство от ужаснострашной смертоносной эпидемии - всё это объекты поиска, и сюжетов вокруг видимо-невидимо.

UPD



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.009 с.)