V. Работа над анализом и синтезом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Работа над анализом и синтезом.



1. Определить, какой последний звук в названных словах (из п. II и III).

2. Разделить слова на слоги; указать, сколько слогов.

3. Назвать слог, в котором есть звук [ч].

4. Назвать слог, после которого идёт слог с [ч].

5. Запомнить слово из ряда с одним, с двумя и тремя слогами:

а) дичь, жёлчь, ночь, речь, сечь, течь;

б) горечь, картечь, мелочь, полночь;

в) бестолочь.

6. Определить место ударения в слове:

а) указать ударный слог в слове;

б) назвать слово, где в ударном слога есть ч.

7. Составить слово:

а) из слогов:

лочь, ме —... (мелочь)

бес, лочь, то...(бестолочь)

течь, кар...(картечь)

речь, го...(горечь)

б) из букв (слова кончаются на чь):

и, д, чь

л, е, ж, чь

о, н, чь

е, р, чь

е, с, чь

в) Сколько слов может получиться из такого начала?

ечь —... (речь, сечь, течь).

8. Сколько звуков и букв в словах?

Речь, сечь, течь, дичь, ночь, жёлчь, горечь.

Вывод: букв больше, чем звуков.

9. Работа со схемами.

а) составить схему слова горечь;

б) подобрать слово к схеме: __ ____

. е.о..

10. Вставить нужные буквы:

б...ст...л...чь г...р...чь д...чь ж...лчь

к...рт...чь м...л...чь н...чь п...лн...чь

р...чь с…чь т...чь

Подчеркнуть вставленные буквы одним цветом. Как назвать вставленные буквы одним словом? (Гласные.)

VI. Закрепление в письменных упражнениях. «Хитрые вопросы».

1) Как течь превратить в речь, сечь?

2) Что получится, если к крику вороны прибавить проникновение воды?» (кар + течь = картечь)

3) Что получится, если к слогу го прибавить способность говорить? (го + речь = горечь).

4) Что получится, если к слову пол прибавить ночь? (пол + ночь = полночь)

VII. Определение одушевлённости и неодушевлённости имён существительных.

Записать слова, указать вопросы кто? или что?

Например: бестолочь (кто?), горечь (что?).

Дичь, жёлчь, картечь, мелочь, ночь, полночь, речь, сечь, течь.

Урок 16
Буква ч в конце слов — имён
существительных мужского и женского рода

План

I. Организационный момент, тема, цель.

II. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Услышать, запомнить, повторить:

• сечь, течь, ночь, речь;

• жёлчь, картечь, горечь;

• мелочь, полночь, бестолочь;

• плач, кумач, калач;

• грач, богач, ключ;

• обруч, палач, смерч;

• калач, кулич, силач;

• царевич, королевич, обруч;

• трубач, скрипач, циркач;

• луч, мяч, меч, врач.

III. Определение рода имён существительных.

Записать слова (из п. II) в два столбика под словами он иона.

IV. Работа над расширением словаря.

1. Записать слова, которые обозначают:

• белый хлеб (кулич, калач);

• время суток (ночь, полночь).

2. Вспомнить слова, которыми называют человека:

• близкое по значению к слову доктор (врач);

• накопивший много ценностей, денег (богач);

• ничего не понимающий (бестолочь);

• играющий на музыкальных инструментах (трубач, скрипач);

сын короля, царя (королевич, царевич);

• приводящий в исполнение смертный приговор (палач);

• обладающий большой силой (силач);

работающий в цирке (циркач).

3. Как одним словом называется дикая птица, на которую охотятся? (Дичь.)

4. Что связано с голосом человека? (Речь, клич, плач.)

5. Явление природы. (Смерч.)

6. Что связано с войной? (Меч, картечь.)

7. Что связано с игрой, спортом? (Мяч, обруч.)

8. Что похоже на шар и на круг? (Мяч, обруч.)

9. Что связано с солнцем? (Луч.)

10. Слово одно, а значений у него несколько. (Ключ, мелочь.)

V. Звуко-буквенный анализ слов.

1) Будем вспоминать слова в алфавитном порядке, в которых звук [ч] в конце слова. Затем выпишем их и посмотрим, кто запомнил слова, которые пишутся с мягким знаком.

а — нет таких слов

б — богач, бестолочь

в — врач

г — горечь

д — дичь, дочь

е, ё — нет

з, и — нет

к — калач, картечь, клич, ключ, кулич, кумач

л — луч

м — меч, мелочь, мяч

н — ночь

о — обруч

п — палач, плач, полночь

р — речь

с — сечь, силач, скрипач, смерч

т — течь, трубач

у, ф, х — нет

ц — царевич, циркач

2) Записать в первый столбик слова, в которых Б = З, а во второй слова, в которых Б > З.

Урок 17 Буква ч в слоге ча в начале слов

План

I. Организационный момент, тема, цель.

II. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Услышать, запомнить, повторить:

• слоги:

чачучуча;

• слова:

а) чай — чайник — чашка — чайница;

б) задача — дача — добыча.

III. Повторение.

1. Логопед помогает детям разграничить понятия «слог» и «слово».

2. Дети вспоминают слоги и слова предыдущего упражнения и выполняют задания:

а) называют слог, в котором после ч идёт а, у,

б) образовывают слог, в котором после ч идёт и;

в) вспоминают слова со слогом, где после ч идёт а.

IV. Работа над анализом.

1) Назвать звук (слог) в начале, в конце предложенных слов.

2) Назвать звук (слог) после, перед, между заданными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.14.164 (0.012 с.)