Легко ли стать профессионалом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легко ли стать профессионалом.



Так действительно – легко ли стать профессионалом? Для этого достаточно осознать сущность профессионального образования. Она состоит в достижении понимания человеком деятельности, выбранной им в качестве своего вклада в жизнь общества и, соответственно, одной из важнейших составляющих смысла собственной жизни. Растворяясь во времени, мы именно в деятельности и её результатах остаемся в Вечности. Либо не остаемся, если выбор сделан ошибочно или ошибочны пути и методы реализации этой деятельности.

«Кем быть?» – это по-своему на разных этапах жизни представляют себе дети, подростки, молодые люди. Да и не только молодые. Со временем меняется лишь тональность вопроса: «Ну, и кем теперь быть?»; «Так кем же все-таки быть?»; «Кем, наконец, быть?» и так далее – перечень чрезвычайно разнообразен при неизменности сущности. При этом в любом возрасте исходные представления о конкретной деятельности, как правило, чрезвычайно поверхностны и размыты. Дети мечтают и «прокручивают» свои мечты в воображении, в том числе – в играх. Но ребенок в допонятийном или псевдопонятийном периодах развития личности в принципе не может сказать даже себе, что же такое на самом деле «самолет» или «летчик», воспринимая со своей возрастной точки зрения только романтическую окраску обсуждаемой деятельности. При этом ни родители, ни школа, как правило, не заботятся о продолжительности и углублении представлений ребенка о предмете его увлечения. Так, если в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века трудно было представить себе школьника, не моделирующего или не выращивающего что-либо, то сейчас картина принципиально обратна. Чрезвычайно трудно найти ребенка, реально и деятельностно интересущегося каким-либо занятием, которое может вылиться впоследствии в профессию. И глупо гордиться на государственном уровне успехами отдельных, практически единичных в каждом микросоциуме детей. Они были, есть и будут всегда, и это – основа выживания общества. Но даже если общество все же выживет, что будет с остальными, «неединичными», детьми? Они ведь тоже живые, теплые и имеющие право на будущее и на успешность. Они ведь наши, они – наша дорога в Вечность. А мы их – в «отвалы».

Поверхностность представлений о профессиональной деятельности сохраняется и в средней школе. Здесь сказываются, в основном, два фактора.

1. Стандарт общего образования в части, касающейся качества усвоения программ, в принципе не выполняется. Все что-то углубленно изучают, сдают Единый государственный экзамен, рапортуют о дальнейшем улучшении образования и инновациях. А понятийность, которую требует стандарт, так и не формируется. И представления о причинно-следственных связях – не формируются. И единый подход к решению задач, предусмотренный стандартом – не формируется. Книги не читаются, речь скудеет, грамотность начинает вызывать панику на государственном уровне. Детям просто нечем думать об этой самой профессиональной деятельности. Не умеют они думать.

2. Для последних десятилетий характерно появление и развитие «клипового мышления» и «клипового мировоззрения»(7). Слово «клип» происходит от английского «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка». Поэтому под клиповым мировоззрением понимается восприятие мира в виде совокупности частей, фактов, событий, не связанных между собой. При этом теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. Следствием этого являются затруднения в установлении связи выбора профессии и получения реального профессионального образования с другими аспектами жизни конкретного человека. В результате целеполагание становится практически невозможным. Учащийся школы изначально ориентируется на рекламное «питье чая «Липтон» в офисе» и даже не подозревает о нуждах и запросах общества, с одной стороны, и, с другой стороны, готовности общества хорошо платить за хорошую работу, направленную на удовлетворение этих нужд и запросов. Детям просто не о чем думать.

(7)Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. – С. 110-112.

 

Вот с этими представлениями и установками люди и приходят в профессиональное образование. Приходят в соответствии с рекламой, с традициями, с пожеланиями родителей, за компанию... Вобщем, как угодно, но только не в соответствии со здравым смыслом. Естественно, есть исключения, благодаря которым мы еще существуем. Но это – исключения, и частоту встреч с ними мы раньше уже оценили. Так что нас всех ожидает дальнейшее снижение профессионализма работников в нашем обществе. Ну, а работников ожидает дальнейшее снижение успешности.

Мы очень много говорим о социальной проблеме роста и развития среднего класса в нашей стране. Принадлежность к среднему классу – результат и символ успешности, в первую очередь – предпринимательской, то есть связанной с трудовой деятельностью. Мы привыкли к предпринимательству в сфере торговли и других, сходных с ней, проявлений бизнеса. Забывая о том, что средний класс – категория успешностно-имущественная, получающая свои доходы вне зависимости от конкретного вида трудовой деятельности. Сюда могут относиться и высокооплачиваемые рабочие (которых у нас так нехватает), и высококвалифицированные педагоги и преподаватели, и фермеры... и многие, многие другие. С учетом того, что развитие среднего класса предполагается в правовом поле, требование к его представителям только одно – профессионализм. Именно он является метой, характерной чертой для этой категории граждан.

Так откуда же ему взяться, этому среднему классу, если граждане в силу своей необразованности, недоподготовленности на предыдущих уровнях системы непрерывного образования, не могут найти себя в профессиональном образовании? Нет в нашем обществе притока профессионалов. Далее мы постараемся разобраться в корнях этого явления и предложить определенные варианты решения проблемы. Но что делать сейчас, с нашими сегодняшними детьми и молодежью, такими, какие они есть? Как помочь им отправиться в профессионализм и затем – в успешность?

Выбору целей, в том числе – стремлению к профессиональной успешности, и достижению этих целей препятствует, прежде всего, интеллектуальная несостоятельность людей (преимущественно – молодых). Эта несостоятельность проявляется в неадекватности восприятия ситуаций, явлений окружающего и своего внутреннего мира и, соответственно, в неадекватности поведения. Все-таки большинство социальных норм обусловлено здравым смыслом обеспечения выживания вида и индивидов. Поэтому, когда речь идет о неадекватности поведения, имеются в виду отклонения от существующих социальных норм.

По-латыни «via» – дорога; «de» – нарушение: «deviatio» – уклонение, отклонение. Поэтому поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития принято называть девиантным поведением, или социальной девиацией. Так вот, оказывается, помощь подростку в выборе будущей профессиональной деятельности снижает угрозу или степень девиантности поведения. Это, в частности, показано в работе(8), в которой намечены и основные подходы к такой помощи. Несмотря на то, что в указанной книге рассматривается работа с подростками, все, сказанное в ней по поводу выбора профессии, справедливо для всех людей (прежде всего – молодых), впервые выбирающих профессию и вступающих на путь профессионального образования.

(8)Тоистева, О. С. Профессиональная ориентация подростков как коррекция их девиантного поведения [Текст]: учебное пособие / О. С. Тоистева; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования, Каф. технологий социал. работы. — Екатеринбург: [б. и.],

2012. – 120 с.

 

Все такие молодые люди разделены на три группы, которые отличаются как раз представлениями об осознании своих профессиональных интересов. В соответствии с этими представлениями им предлагается совершить определенную для каждой группы последовательность действий, в конечном итоге приводящую к выбору профессии, а также конкретной специальности и уровня профессионального образования.

Первая группа – это молодые люди, полагающие, что они осознанно совершили выбор профессии, и уверенные в этом выборе. Представителям этой группы необходимо проделать именно такую последовательность действий, какая указана ниже.

1. Проанализировать осознанность, взвешенность и реальность сделанного выбора. Сюда входят: представление выбранной профессии и предполагаемой узкой специализации в рамках этой профессии на уровне определений понятий; осознание причины выбора именно такого направления деятельности; наличие практического знакомства с выбранным направлением деятельности; представление места и условий будущей работы; ожидаемый уровень оплаты своего труда; представление о возможностях профессиональной карьеры; реальное состояние общеобразовательной базы, необходимой для получения качественного профессионального образования и последующего карьерного роста. Все это необходимо изложить в письменном виде, чтобы самому иметь возможность оценить адекватность своих представлений о выборе и собственно выбора.

2. Сложившиеся и зафиксированные представления об образовательных намерениях следует скорректировать по результатам профессионально-диагностической работы со специалистом-психологом (психологические возможности человека должны быть на практике совместимы с работой его мечты).

3. Провести объективное обследование состояния здоровья на предмет пригодности к выбранным профессии и специализации.

4. Практически прикоснуться к выбранной профессиональной деятельности. Это особенно важно по той причине, что иногда практическое прикосновение к такой деятельности приводит к шоковым последствиям, радикально отличаясь от размытых представлений в мечтах.

5. Хотя бы самостоятельно, но лучше при помощи специалистов в областях общего образования и выбранной профессии, оценить реальный уровень и объем образовательной базы (в частности – общеобразовательной), необходимой для предполагаемого профессионального образования. Если надо – обзавестись такой базой.

6. Внимательно ознакомиться с системой профессионального образования и найти в ней специальность, наиболее точно отвечающую сделанному обоснованному профессиональному выбору. И, несмотря на любые трудности и препятствия, добиваться формирования компетенций, необходимых для работы именно в этой специальности.

Наверное, данный вариант подхода оптимален для формирования профессионализма. Довольно легко видеть, что он тесно связан: а) с постановкой жизненно важных целей; б) с планом и программой достижения этих целей.

Вторая группа – это люди, не знающие, как и на основании чего сделать свой профессиональный выбор. В этом случае должна быть реализована иная последовательность действий.

1. Провести профессионально-диагностическую работу с выбирающим профессию человеком для первичного выявления его возможных интересов, которых он пока сам осознать не может. Это должно дать возможность предложить человеку определенный спектр профессий и связанных с ними специальностей.

2. Провести объективное обследование состояния здоровья на предмет пригодности к предложенному спектру профессий.

3. Помочь молодому человеку практически прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности хотя бы в одной из её граней-специальностей.

4. По результатам первых действий данной последовательности проанализировать вместе с выбирающим профессию человеком осознанность, взвешенность и реальность профессионального выбора, который он может сделать.

5. Оценить реальный уровень и объем необходимой образовательной базы (в частности – общеобразовательной), необходимой для предполагаемого профессионального образования. Следует обзавестись такой базой, учитывая, что в данном случае она должна быть более широкой, чем в предыдущем.

6. А вот теперь – найти в системе профессионального образования специальность достаточно широкого профиля, наиболее близкую к предполагаемому профессиональному выбору. В процессе обучения этой специальности надо стремиться детализировать и уточнить свой выбор.

Легко видеть, что и для второй группы необходима интеллектуальная деятельность, осуществляемая с помощью и участием специалиста, поддерживающего и обеспечивающего процедуру профессионального выбора.

К третьей группе относятся люди, не желающие делать свой профессиональный выбор. Это нежелание понятно – они не хотят выходить из «зоны комфорта», где все за них делают и где все готово. К сожалению, можно утверждать, что к этой группе относится большинство сегодняшних выпускников школ и других людей, продолжающих избегать выбора профессии и реального профессионального образования. Для этой группы должна быть реализована следующая специфическая последовательность действий.

1. Помочь человеку, не желающему делать профессиональный выбор, прикоснуться к любой систематической практической деятельности, которая не вызывает у него резкого отторжения. То есть выбор у человека, безусловно, есть: было бы понимание того, что хоть чем-то общественно полезным заняться все равно придется.

2. Отсутствие резкого отторжения определенной систематической практической деятельности очерчивает круг профессий, среди которых можно предположить наличие той, которая все же окажется приемлемой для «отказника».

3. Помочь человеку первично выявить его профессиональную склонность при помощи профессионально-диагностической работы со специалистом-психологом.

4. Провести объективное обследование состояния здоровья субъекта выбора на предмет пригодности к возможному спектру профессий.

5. Уровень и объем образовательной базы, необходимой для последующего профессионального образования, должен быть определен и достигнут даже в этом, предельном случае.

6. Найти в системе образования специальность достаточно узкого профиля, близкую к предполагаемому профессиональному выбору, и обучаться этой специальности, стремясь достичь в ней высокой квалификации.

Человек, втянутый одним из этих трех способов в профессиональную деятельность и необходимое для нее профессиональное образование, может стать вполне успешным в определенной области этой деятельности. Проявления успеха и их признание пробуждают интерес к деятельности и стремление к совершенствованию в ней.

Вот мы и выяснили, как приступить к становлению и развитию профессионализма из различных исходных ситуаций. Теперь надо понять, что необходимо для достижения успеха на этом пути.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.026 с.)